Как правильно летать на планере.

flysnake
Sergey_BSB:

Подрывы я имел ввиду именно их, а не момент “подброса модели”, в момент входа в поток. И имелась ввиду не общая для всех ситуация, а скорее частая ошибка не опытных

Я просто не понял терминологии. Думал, что рассматривается вариант потери скорости при входе в поток с последующим “клевком”.

Sergey_BSB:

Мое мнение основано на одинаковой техники поиска, и набора в восходящем потоке

С этой точки зрения действительно очень похоже. С той разницей, что нет приборов, “пятой точкой” не чувствуешь планер, и видишь полет не “изнутри”, а с земли.

Sergey_BSB:

Ползаешь вдоль склона…

Повторю ситуацию подробнее. Ползаешь вдоль гребня склона (в динаме) на расстоянии от склона несколько метров, высота - на уровне глаз. (могут быть варианты по высоте и расстоянию до склона). Буквально втыкаешься в сильный поток (3-5м/с) с резкими границами (в некоторых случаях модель может буквально “поставить дыбом” или, если зацепишь консолью, опрокинуть набок - крен больше 45 ). При удаче входишь в поток. Характерные размеры - диаметр метра 3-5 или эллипс 2*6м с длинной осью вдоль склона. Несколько секунд модель поднимается с этой скоростью; потом (довольно быстро) скорость подъема замедляется (модель может вообще “зависнуть” на этой высоте). При этом можно спокойно летать в “квадрате” 20м*20м без подъема или снижения. И такой поток довольно стационарен (может держаться несколько минут, десяток минут) и несколько моделей могут воспользоваться этим трамплином в небо… Обычно с него сходят, чтобы поискать более интересные потоки (и часто находят). Естественно, такие потоки бывают не каждый день.
Пы. Сы. Я, наверное, самый неудачный человек на форуме, с которым можно общаться на тему полетов в термиках. Я в них летал (куда уж без этого при почти десятилетнем стаже полетов в динаме). Но попытки полетать в “чистой терме” (без склонов) были, скорее, неудачными (и попыток было немного, и толковой термы ни разу не поймал). Да и модели у меня “нетипичные” (размах от 60см до метра) ; пробовал немного полетать на 2-х метровой - не понравилось. Видел, конечно, как в терме ребята летают (специально приезжал посмотреть).
P.P.S. То, в чем я летаю “динамой” только условно можно назвать. В половине полетов это скорее “коктейль” из половины потоков, описанных в “Книге термиков”, смешанных в разных пропорциях в зависимости от ветровой и солнечной обстановки 😃

Sergey_BSB

Привет, Сергей.
Как я писал ранее трудно точно дать причину такого поведения планера, и что послужило этому ( пузырь, который не ушел, или был просто потерян поток) причина проста — о формах, размерах потоков вокруг нас мы только догадываемся или судим по уже свершившемуся факту, даже когда находимся рядом с местом. Увы!

v-romashin921
Sergey_BSB:

мы только догадываемся или судим по уже свершившемуся факту

может стоит применить инфракрасную аппаратуру, чтоб видеть тепло , которое идет вверх??? а те порывы которые я имел ввиду, это ветер из за деревьев который катится буруном над землей и его можно принять за восходняк, но в ту же минуту он катит к земле и … вот он, не радостный миг посадки

flysnake:

или, если зацепишь консолью,

для этого свободники на ушах делают отрицательную крутку, чтоб модель сама уходила в поток, анализ думаю не нужен, ибо все граммотные, ведь поток идет не только вверх, но и вращается, с направлением противоположным спуску воды в ванной (в нашем полушарии)😉😁

flysnake:

Буквально втыкаешься в сильный поток (3-5м/с)

не путайте термический поток с динамическим, термический будет лезть вверх пока не остынет, а динама может мгновенно перейти в бурун и превратиться в столь же мощьный нисходящий, проанализируйте на примере волн у берега моря или реки, чем выше волна, тем сильнее бурун, вот, так прокололись спортсмены во владимире, когда летели с вождения(поиска потоков), а пацан по потоку , определенному у земли, и кучу именитых оставил в …

Sergey_BSB

Ничего вы не увидите в этой аппаратуре, кроме ближайшего к ней тепла.
В наших широтах закрутка может быть и туда и сюда. Четкой статистики нет ни по дням ни по потокам. Уже отмечено многими пилотами да и сам в этом убедился.
Динама зависит скорее от рельефа, силы ветра и многого чего ещё, поэтому поведение может быть как вы описали так и наоборот.

flysnake
Sergey_BSB:

причина проста — о формах, размерах потоков вокруг нас мы только догадываемся или судим по уже свершившемуся факту,

Маленькое отступление. Я продолжаю восхищаться “Книгой термиков”. И не потому, что узнал много нового, а потому, что там очень удачно подобраны картинки и вообще, очень наглядно и удачно скомпоновано.
Опять о предыдущем (тот самый “фонтан”). Более того, похоже, получится удачное дополнение к термикам применительно к малым высотам. Получится, к сожалению, длинно… 😦
Сначала “чистая теория”.
1 Возьмем простейший вариант - пузырь (уже сформировался и отделился от земли). Самая простая модель - воздушный шар (невесомый), наполненый теплым воздухом. Сначала он будет разгоняться, но потом его скорость стабилизируется, и ее можно легко подсчитать из подъемной силы и аэродинамического сопротивления.
2 “Вспомним” (это во всех книгах написано), что при “термальной обстановке” растет и диаметр и скорость термика с высотой. То есть, получаем расширяющуюся “трубу” в которой одновременно растут и диаметр и “скорость жидкости”. А это возможно только в том случае, если мы сквозь “стенки трубы” непрерывно подаем “жидкость”. То есть, термик непрерывно подсасывает воздух с боков. Далее обычно пишут о "термальной, атермальной обстановке, инверсиях… Но пока это не важно.
3 Продолжим рассмотрения пузыря п1, но уберем оболочку. Совершенно очевидно, что он начнет с поверхности смешиваться с окружающим воздухом. То есть, его объем будет расти, а разница температуры между воздухом внутри и снаружи падать (воздух “внутри” будет разбавляться воздухом “снаружи”). В простейшем случае - атермальном (когда разница температур внутри шара с оболочкой и снаружи была бы, не зависимо от высоты постоянной), жизнь такого пузыря (без оболочки) легко предсказуема и состоит из трех фаз:

  • Пузырь мо мере набора высоты набирает скорость (разгоняеется за счет того, что “аэродинамическая сила” меньше “подъемной”);
  • Достигает максимальной скорости (силы в рановесии);
  • Начинает замедляться за счет увеличения объема и увеличения сопротивления (легко доказать, что “разбавление” окружающим воздухом на подъемную силу не влияет).
    В конце концов пузырь достигнет “бесконечного размера” и рассеется.
    “Фокус” термальной обстановки заключается в том, что “подсосаный воздух” (который на высоте “всасывания” ничего не дает в смысле подъемной силы) при подъеме пузыря выше становится “теплым” относительно воздуха на этой высоте. В результе с ростом высоты будет расти и размер и скорость.
    Перейдем к малым высотам. Для этого “придется вспомнить” еще одну “константу” из книжек - в нейтральной атмосфере (атермальной) температура падает на 0.7 градуса на каждые 100 м (можете уточнить это введя поиск в инете “стандартная атмосфера”). Если с высотой температура реально падает быстрее, то термальная обстановка; медленнее - инверсия. Впрочем, точная цифра не важна для дальнейшего.
    Будем рассматривать “модельные” пузыри на малых высотах до 100м.
    Как зависит жизнь отделившегося пузыря от его размера?
    Рассмотрим опять простейшую модель (пузырь с невесомой оболочкой). Но сделаем небольшую коррекцию. Оболочка проницаема для холодного воздуха и растягивается с ростом пузыря.
    Как рост пузыря зависит от размера? Очень просто - чем мельче пузырь, тем он быстрее будет расти относительно собственного размера. Просто по причине того, что поверхность, через которую “накачивают” воздух пропорциональна квадрату размера, а объем - кубу.
    Теперь практические следствия.
    1 Жизнь пузырей и термиков (способных поднять в потоке модель) на малых высотах мало зависит от термичности атмосферы в целом.
    Тут все очень просто. Чтобы небольшой пузырь мог поднять модель, воздух в нем должен досточно быстро двигаться вверх. А это возможно только при очень “горячем” воздухе внутри (например, на несколько грусов выше окружающего). А “термичность” атмосферы - градиент в десятые градуса на сотню метров.
    2 Жизнь пузырей и термиков на малых высотах определяется их размером (диаметром). Пузырь (термик) небольшого диаметра будет довольно быстро замедляться с высотой (за счет подсасывания окружающего воздуха) и “выживет” только в случает слияния с другим.
    3 Это все не отменяет наличие “ножки” у земли от “настоящего термика”.
    4 “Совсем практика”. Можете воспринимать как шутку. Берем электронный термометр с выносным датчиком и удилище. Защищаем от солнца датчик “домиком” типа тех, что на метеостанциях. Измеряеем температуру в траве и на высоте несколько метров. Если в траве ощутимо теплее, то можно ожидать низкой мелкой термы (независимо от общего прогноза погоды).
    Вернемся к “фонтану”.
    Я не написал в предыдущий раз две вещи. Место - сковорода диаметром километр и с высотой “стенки” в этом месте метров 30 от дна. Стенка освещена солнцем. Внизу довольно много деревьев и кустов “оптом и в розницу”. В результате внизу ветра почти нет. Вверху - ветер со скорость 2-3 м/с, который и обеспечивает динаму на которой ползает модель. Внизу и на склоне (по ощущениям; температуру не измерял) НАМНОГО теплее, чем наверху.
    Далее смотрим в “Книге термиков” иллюстрацию “термик на склоне”. Так как он в нашем случае на уровне вершины довольно сильный при небольшой высоте склона, то можно сделать вывод, что он “очень горячий”. Пока он движется по склону, подсасывает в себя горячий воздух со склона (с боков). Когда же он вырвался “на свободу”, то активно сосет в себя “холодный” окружающий воздух. Тем более, что обстановка очень турбулентная (переход от склона к горизонтали). На высоте 20-30 метров он насасывает в себя столько “холодного” воздуха (размер-то небольшой), что замедляется (скорость такая, что модель держит, а поднять выше уже не может). Воможно, выше он по-прежнему есть и, расширясь, медленно ползет вверх и, если не “растворится” окончательно (или сольется с другими), то превратится в настоящий термик.
v-romashin921
flysnake:

Маленькое отступление. Я продолжаю восхищаться

kлучше летать и чувствовать на практике, не зря все наши чемпионы летят с правым виражом, а когда летят в австралии то с левым

flysnake
v-romashin921:

kлучше летать и чувствовать на практике

Именно это и делаю! 😃 К сожалению, в “нормальной” терме летать не могу (на RC; по крайней мере, осмысленно; а свободный планер не привлекает, хотя восхищен свободниками) из-за неустранимых без серьезных операций дефектов зрения. А динамная погода в МСК бывает нечасто. Вот и пытаюсь осмыслить, то, что наблюдаю. Тем более, что, если удастся разобраться в той “каше”, которая в Москве называется динамой (а “классикой” даже не пахнет), то можно будет пытаться в тех же местах и потермить.
Что же касается принятия “динамического вихря” за терму, то их я довольно четко различаю.
О “визуализации” потоков (дистанционное измерение температуры и т.д.). Эта задача не решена. Уж очень прозрачен воздух…

Taboo
flysnake:

Сначала “чистая теория”.

Это Вы придумали, или так в книжке написано?

flysnake
Taboo:

Это Вы придумали, или так в книжке написано

Что-то в книжках, что-то сам.
п1. - вообще “задачка по физике”
п2, п3 - до “достигнет максимальной скорости” - в любой книжке по термикам + чуть-чуть физики.
Рост пузыря от размера - следствия (книжки + физика и геометрия).
Все, что дальше - чуть-чуть из книг + мои выводы (опять же; в приличной степени - физика)
Конкретно “фонтан” - опыт (“проведен” неоднократно с вариациями) + “книга” (термики на склоне) + попытка объяснения на основе всего вышенаписанного.
Единственное, что могу сказать, нет противоречия “классике термиков” и не вижу в своих рассуждениях внутренних противоречий. И нет противоречий тому, что читал о низкой терме - опыт моделистов; бывают пузыри, бывает терма (в виде столбов) все это нестабильно… В общем, на форуме, книжках и статьях о моделизме написано много (и практически одно и тоже - общие слова и ссылки на “Классическую терму”.

Sergey_BSB

😃 Ну и бурная у вас фантазия, Сергей с вашими подсосами воздуха! 😃
А помогите мне и подведите физику под мою трактовку.

  1. Воздух плохо нагревается и соотв. плохо передает тепло соседней возд. массе.
  2. Пузырь не всасывает хол. воздух в себя, а это идет заполнение места поднимающегося пузыря.(пустот в природе не бывает)
  3. Скорость пузыря или скорость в потоке с высотой растет(не всегда знатительно), т.к. темпер окруж воздуха падает, а температура пузыря(потока) падает медленней(согл пункта 1). При этом диаметр потока уменьшается, а скорость в нем увеличивается. (вспомните физику с диаметрами трубок)
    С высотой происходит постепенное смешивание воздушных масс и падение температуры потока и его расширение в диаметре.

Там вроде доходчиво написано, зачем придумывать!?

v-romashin921
Sergey_BSB:

Пузырь не всасывает хол. воздух в себя, а это идет заполнение места поднимающегося пузыря

я бы сказал, оторвавшегося от земли теплого воздуха, после приобретения им критического объема ,

flysnake:

Что-то в книжках, что-то сам

обратите внимание на медленное кипение молока, там все наглядно

в этот момент , так называемого сдува, самое классное стартовать на свободном лете, в потоке будешь % 90, 10% на суету и мешканье_ обдумывание (может будет лучше) ))))))) у нас один старый таймерист, становился голой спиной к ветру и как он говорил по разнице температур на спине и ушах(Шутка конечно) , взлетал,но его барометр его не подводилл, при чем в ветренную погоду лучше стартовать в затишок, а в тихую в сдув после прогрева, бывает еще сдув после тени, тут можно проколоться

flysnake:

бывают пузыри, бывает терма

терма- это сленг, термический поток воздуха, он же на другом сленге пузырь, еще его называют ТРУБА, а нисходняк жо…па, назглядное и форсированное явление это смерч, только в сильно увеличенных параметрах, воздух не поднимается вверх в форме капли или мыльного пузыря, а вращается, оставляя за собой хвост, пример слив воды в ванной, но только в другую , сторону. а динама- это динамический вызванный препятствием(деревья, положительный склон, гора) на пути движения воздушных масс, и не обязатнльно теплых, здесь и кроется подвох, что в результате его турбулентности он может, так же как поднимался вверх, так же резко пойти вниз выйдя на равнину или противоположный отрицательный склон

Sergey_BSB

Народ, я думаю надо прекращать наше словоблудие и обсуждение запятых в умных книжках, т.к. уплыли от темы в никуда. 😃
Я умолкаю.

flysnake
Sergey_BSB:

Ну и бурная у вас фантазия, Сергей с вашими подсосами воздуха

Накакой фантазии; голые факты. Вы постоянно отрицали “масштабный коэффициент”. Именно этим я воспользуюсь.
Зажгите свечку. Поставьте ее на пол. Измерьте температуру и ширину потока на высоте 10см (можно просто пальцем). Сделайте это же на высоте 1 метр. Вопросы есть?
Вот то же самое на языке науки. Поток (пузырь) турбулентен (во всех книгах написано). На границе потока (пузыря) турбулентность максимальна (из тех же книжек). Турбулентность - вихри. То есть воздух на поверхности потока и и внутри все время перемешивается. Следствие - в поток постоянно подмешивается холодный воздух (объем потока увеличивается). Это я называл подсасыванием поздуха поверхностью потока, пузыря.

Sergey_BSB:

С высотой происходит постепенное смешивание воздушных масс и падение температуры потока и его расширение в диаметре

Вот Вы сами написали про подсасывание воздуха поверхностью потока 😃

v-romashin921:

терма- это сленг, термический поток воздуха, он же на другом сленге пузырь, еще его называют ТРУБА

Согласен; неправильно написал. Что же касается пузыря и трубы, то это - разные понятия. Труба - штука длинная; в пределе - от земли до облака или инверсии (не обязательно от земли и до облака, но длинная); если одна модель его нашла, то и другую поднимет там же (с учетом сноса ветром). А пузырь… Как пузырь в кипящей воде. Оторвался, сформировался (какой-то условный шарик) и поднимается. Поднимет одну модель, а другая в этом же месте уже потока не заметит.
Картинка динамы абсолютно неверная. И название тоже сленговое. Настоящее название - динамические потоки обтекания (вызываются ветром; естественно бывают и восходящими и нисходящими), что определяется рельефом местности и препятствиями (это Вы правильно написали). Прочтите рекомендованную книгу - там описано громадное количество потоков разного происхождения. И более-менее точно (если сравнивать с “научными книгами” по метео).

wws

Не собираюсь никого ни в чём переубеждать, пусть все будут при своих замечательных мнениях, однако замечу 😃

  • На сегодня, еще пока не открыты силы, заставляющие т.н. “пузыри” скапливаться, сливаться, отрываться и улетать аналогично конденсировавшимся каплям пара на потолке. Если кто их откроет - может претендовать на Нобелевскую премию.

  • Поскольку я уже приличное число жопочасов на металках налетал, то отрицание существования т.н. “пузырей” с моей стороны было бы глупым. Они есть, но они как бы сказать не совсем пузыри. Я бы даже сказал, что они и не совсем круглые 😃

Причина нестыковки в нашем уме теории и практики часто кроется в том, что исходные постулаты ошибочны.

Удачи!

Я могу лишь показать дверь, но войти в неё ты должен сам (с) Morpheus 😃

v-romashin921
wws:

пусть все будут при своих замечательных мнениях

как сказал один старый таймерист: старты покажут, а стартовый протокол объединит и суммирует результаты, всем удачи в словоблудии, делать надо и летать,делать надо и летать,делать надо и летать,делать надо и летать,делать надо и летать, и опыт сам проявит правоту

flysnake
wws:

заставляющие т.н. “пузыри” скапливаться, сливаться, отрываться и улетать

Рождение “пузыря” я могу довольно легко представить (по крайней мере, какой-то части пузырей). Например, штиль, есть яма на земле (лес, заросли бурьяна…), в которых накопился теплый воздух. Есть такие места? Есть, я лично на своей шкуре чувствовал. Прилетел приблудный вихрь и выдул этот кусок теплого воздуха. И этот воздух начал подниматься.
Форма, а хрен его знает какая… Может большие спецы и могут предсказать ее вид. Знаю точно, что форму клубов дыма из трубы можно рассчитать (но для меня это запредельно - не понимаю этой математики). Слияние. Вопрос и простой и неоднозначный. Теория гласит: если рядом в воде или в воздухе движутся два тела (а “кусок воздуха”, движущийся в воздухе, тоже “тело”), то они притягиваются. То есть, пузыри “в принципе” сливаться могут. А сливаются или нет на самом деле - не знаю; и не собираюсь забивать этим голову.
Сознаюсь, что я тоже скорее практик, чем теоретик. Не люблю заниматься теорией ради теории. Но на полетах в “московской динаме” столько всяких “нестандартных потоков”, что хочется в них разобраться (тем более, что погода в МСК сейчас “нелётная”).

v-romashin921:

делать надо и летать

Именно это и заставило меня задуматься. Когда летал на дельтаплане (в динаме), прочел несколько книжек, прихожу на склон и мне понятно, насколько хорошо будет летать.
А вот когда набралось до хрена жопочасов в “московской динаме” (личных более 200 в воздухе), группового опыта сильно за тысячу, решил задуматься. Уж очень все “нестандартно”. Бывают, конечно, и стандартные ситуации - стандартная динама, стандартная терма, но чаще - полная хрень.
Чтобы было понятно, сначала о “организации полетов”. Есть планер -металка 1.5м (Бауманец). Есть несколько Алул и Весселов. Есть мой “Листик” - классика размахом 60-70см. Всего бывает от 3-х до 15-ти человек.
В хорошую лётную погоду почти все модели могут быть в воздухе одновременно.
Если кто-то нашел “интересный поток”, то туда же летит еще несколько моделей.
Достаточно часто бывает поток вида “подушка” (название придумал только что). Обычно он далеко впереди (там, где динамы уже нет).
В зоне по горизонтали, например, 200м*200м, на высотах от 50м до 150м (от земли; мы выше) можно творить что хочешь: кувыркаться, делать петли, бочки… Все прекрасно. Поток держит. Опустишься ниже - рви когти к себе; выше поток тоже не поднимает.
Один или два раза такая “подушка” была “на все небо”. То есть можно было уйти почти на придел видимости…
О “фонтане” я уже писал. С него начал по причине того, что почти везде “фонтан” - основное наше средство подъема, не считая “классической динамы”.
В отличие от тех, кто летает в терме, у нас получается великолепный “экспериментальй материал” - в “подушке” одновременно летает много моделей и ее границы видны простым глазом. В одном и том же “фонтане” или по “цепочке фонтанов” летит одна модель за другой… Дохнет одна “цепочка” или “подушка” - находится другая…
2-3 жопочаса в воздухе у каждого из группы за один день - это очень до хрена.
P.S. На этом завершаю “словоблудие”. Читайте книги; набирайте жопочасы опыта. Если получится, выстройте в голове какую-нибудь логику, объясняющую опыт, чтобы, попав на новое место полетов, не тыкаться, как слепой щенок, а пытаться воспользоваться своим опытом.

9 months later
Skyglider

С вашего позволения, уважаемые профи, могу задать несколько вопросов про полеты на планере Blizzard от “Мультиплекс”. Особо не планировал уходить в “планеристы”, но решил купить данную модель так, для души и для съемок с борта. Собственно ,вопрос по запуску данной модели. Собрал все по инструкции, без всяких доработок, ВМГ поставил “Близзард Тюнинг” Мотор Himax C3516-1350Rpm/v . Вес модели с аккумулятором 3S 2200мАч 980гр (без винта).
При первой попытке взлета (был один) отпустил планер, а он сразу начал заваливаться в крен на левое крыло и в итоге ,пролетев 2-3 метра перевернулся “на спину” (хотя элероны все были в нейтралях естессно) и упал… хороший все-таки Элапор материал - реально все целое осталось, единственное - повело ПВХвинт ,которыми крепится крыло к фюзу. И ,после падения, обнаружил отпаявшиеся контакты от регуля к штекеру аккумулятора. Вот и назрел вопрос: либо причиной крена стали отошедшая пайка от контактов (хотя винт вращался, на стик газа реагировал в момент пуска), либо надо было поменьше газа давать (как мне кто-то подсказал ,якобы от винта крутящий момент сильный идет, что приводит к сваливанию), либо покруче и порезче бросок делать ему (я бросал его примерно градусов под 20-30 от горизонта).
Помогите советом, что не верно было… а то как-то боязно второй раз пытаться запускать, с рук не привык пускать модели, да и жалко если сильнее краш будет очередной (первый раз ,можно сказать, повезло!)

Евгений_Николаевич

А, вы запускали планер без включения двигателя горизонтально, просто, легкий бросок рукой?
Обычно, с этого начинается настройка.

Sputnik

Трудно кинуть его с руки без мотора - нагрузка больше 50г/дм2.
Кидать строго горизонтально, со всей силы как копьё, можно потренироваться на швабре аналогичного веса.
Упал самолёт не от момента винта (момент там порядка 10-15 грамм*метр), а от срыва в штопор на низкой скорости. Странно что не полетел, с этим мотором он должен как ракета вверх уносится, у него тяга же должна быть в 1,5-2 раза больше веса.
Какой именно разъем на регуляторе/аккумуляторе ? Отпаялся он однозначно от нагрева большим током места пайки, вот только в какой момент - сразу начал отпаиваться (из-за плохой пайки, что как раз и могло не дать мотору развить мощность) или когда ткнулся винтом в землю и мотор заклинило…
Надо измерить потребляемый ток и напряжение при этом, проверить есть ли нагрев мест пайки проводов, измерить тягу мотора хоть приблизительно…

Skyglider
Евгений_Николаевич:

А, вы запускали планер без включения двигателя горизонтально, просто, легкий бросок рукой?

Нет, двигатель включил, дал газу почти на максимум (или полный газ - точно не вспомню).

Sputnik:

Какой именно разъем на регуляторе/аккумуляторе ? Отпаялся он однозначно от нагрева большим током места пайки, вот только в какой момент - сразу начал отпаиваться (из-за плохой пайки, что как раз и могло не дать мотору развить мощность) или когда ткнулся винтом в землю и мотор заклинило…

Разъем я сам перепаивал на регуле, менял на ХТ60 (желтенькие которые), под аккумулятор. Наверное, вы правы, в момент работы двигателя он начал отпаиваться, а не от удара. Иначе, он должен был полюбому его вытянуть вверх.
Сегодня-завтра попробую протестить токи и тягу через ампер/ватт метр. Посмотрю уже тогда, напишу что выдал.
Спасибо за советы!

Евгений_Николаевич

Да, похоже, если двигатель не выдавал достаточно тяги, то модель могла свалиться. Кроме того, бросать надо горизонтально - для разгона, затем уже переводить в набор высоты, если конечно тяга двигателя превышает вес планера раза полтора - то можно и под небольшим положительным углом.
Конечно планер получился сильно перетяжеленным. И все таки, попробуйте горизонтальный полет при броске с руки не включая двигатель. Это основной вид полета и модель должна быть настроена для безмоторного полета. Ведь двигатель - только для набора высоты 10-30 сек. и - на предел видимости. А, все реактивные моменты от двигателя, от сверх обдува рулевых поверхностей на взлете, можно компенсировать стиками. Или можно позднее на высоте понастраивать миксера (РВ от мощности двигателя и т.д.).