Конструктив металок
При грамотно выполненном торсионе как мне кажется нет никакой разницы куда тянет тяга а куда пружина.
Из соображений надёжности эксплуатации стабилизатор конечно лучше сверху.
Если делать торсион важно учесть такие вещи как:
- Растяжимость/нерастяжимость тяги. Тянущаяся тяга будет менять длинну при изменении влажности и тп. Как следствие при сильном забросе или забросе в ветер может флюгироваться руль.
- Редуктор машинки должен быть достаточно жестким. При этом люфты не особо важны, гораздо важнее жесткость редуктора. Опять же ввиду флюгирования руля.
- Пружинка. Должна давать нормальное усилие+ сама сталь должна постоянно держать нагрузку и не распрямляться после часа полётов.
Какой % вы видели металок со стабом снизу?
видел одни и теже модели и в такой вариации и такой, процент не знаю и зачем? Так поступают для лучшего контроля за рулем при забросе
Лучше всего это тяга в боудене!
Вобщем да , но торсион легче
если речь идет о том куда тянет торсион (вверх или вниз) то на мой взгляд лучше когда тяга тянет вниз, а торсион наверх.
да все так самый острый вопрос в режиме безконnрольного полета (ну все что угодно -отклеился кабанчик напр.?
видел одни и теже модели и в такой вариации и такой, процент не знаю и зачем? Так поступают для лучшего контроля за рулем при забросе
никакого подвоха в вопросе, с теорией у вас все окей, а вот дальше есть несколько путей, просчитать в голове все + и - или проанализировать статистику (все на практике же не будете проверять)
и еще, в ваших постановках вопрсов много предпосылок, что посадка гдето там в поле, в этом случае не так важны любые незначительные плюсы стаб внизу или сверху, крыло полое или пенное и тд
Господа, а можно вопрос? Были ли случаи употребления торсионно-веревочного управления в больших планерах? Или, там есть проблемы, из за которых оно и не прижилось?
Господа, а можно вопрос? Были ли случаи употребления торсионно-веревочного управления в больших планерах? Или, там есть проблемы, из за которых оно и не прижилось?
на сколько больших? Если в тех в которых люди летают то конечно не приживётся, ведь постоянное усилие на ручку-это не хорошо!
в ваших постановках вопрсов много предпосылок
Олежа от чисто инженерный подход, сразу масса предположений-так научили когда то . спс за ссылку :)Знаю что с теорией не так уж и плохо- нет практики ,знаю я ответы на свои вопросы,но это мои ответы- их надо проверить сравнить с вашими мнениями, вот и вопросы такие.По жестким тягам согласен со всеми и мое мнение такое же,но-имеем хвостовая балка к ней приклеен боуден внутри или снаружи в боудене жесткая тяга.При забросе как работает эта кострукция?Мозг мне сразу выдает : балка начинает центробежное возвратно-поступательное колебание, вместе с балкой колебается тяга ,вместе стягой колебается рулевая поверхность и при чем отклонения рулей усугубляют колебания балки так ведь? мягкая тяга проходя внутри балки такого явления не создает поэтому наверное остаются сторонники этой схемы
балка начинает центробежное возвратно-поступательное колебание, вместе с балкой колебается тяга ,вместе стягой колебается рулевая поверхность и при чем отклонения рулей усугубляют колебания балки так ведь? мягкая тяга проходя внутри балки такого явления не создает
так ведь приклеенная сбоку жёсткая тяга в боудене при изгибании балки на оборот компенсирует этот момент рулевой поверхностью, а не усугубляет. Пример: балка гнётся в право, на правой же стороне приклеен боуден(к примеру). Угол установки ВО меняется на правый разворот, но тяга оставаясь не растяжимой отклоняет киль в лево! Хотя не кто и не мешает протянуть этот боуден по верху балки! Где такой момент вообще не будет возникать.
Что не скажешь о тросике(торсионной конструкции) При центробежной силе тросик прижимается в стенкам балки тем самым укорачивая свою длину, и РН соответственно отклоняется туда же куда и гнётся балка!
Но вообще это явление не столь значительное на мой взгляд, и им можно пренебречь!
Возьмем, к примеру, тягу длиной 500 мм.
При прогибе балки и тяги на 5 мм, длина тяги уменьшится на 0,1 мм, при прогибе на 10 мм - уменьшится на 0,4 мм,
Возьмем, к примеру, тягу длиной 500 мм.
При прогибе балки и тяги на 5 мм, длина тяги уменьшится на 0,1 мм, при прогибе на 10 мм - уменьшится на 0,4 мм,
Если принять плечо кабанчика равным 10 мм, то получим:
для первого случая угол отклонения руля составит 0,6 градуса,
для второго - 2,3 градуса.
Если предположить, что коэффициент сжатия и растяжения у балки равны, то тяги лучше всего пускать вдоль оси балки (теоретически), либо вдоль верхней (нижней) поверхности.
Так послушаешь… аж страшно! Летать не будет!! А вот у меня стоят эти жёсткие тяги вдоль правой стороны балки и всё супер забрасываться. Мож по тому что момент деформации балки всего ноль целых хрен десятых?
Если принять плечо кабанчика равным 10 мм, то получим:
для первого случая угол отклонения руля составит 0,6 градуса,
для второго - 2,3 градуса.
Если предположить, что коэффициент сжатия и растяжения у балки равны, то тяги лучше всего пускать вдоль оси балки (теоретически), либо вдоль верхней (нижней) поверхности.
А вот есть видео где запечатлено когда балка на старте выгибается милиметров на 50-70! Там что ж получается, РН поперёк становиться???
Оболочка жесткой тяги клеится по противоположной от метателя стороне балки. При этом всё компенсируется с нужным знаком автоматически. Если чего-то не хватает, то есть такая штука, как взлетный режим.
Разумеется жесткость самой балки желательна в любом случае, так как это влияет не только на отклонения рулей, но и на ненужные колебательные процессы в целом.
В случае с веревочками нюансов гораздо больше и любая потеря связи руля с машинкой приводит к большому отклонению рулей, обусловленному направлением и величиной усилия торсиона. В какую сторону уже не столь важно, ибо это по определению чревато крашем. Ну может быть рв вверх предпочтительней, если удастся настроить режим парашютирования(что по идее проблематично).
Если сравнивать по весу, то жесткая тяга проигрывает торсиону с веревочкой около трех-четырех грамм, размазаных по длине фюзеляжа.
С какой же стороны балки располагать стабилизатор(сверху или снизу) грубо говоря пофигу. Явно выраженных преимуществ того или иного способа не наблюдается.
А вот есть видео где запечатлено когда балка на старте выгибается милиметров на 50-70! Там что ж получается, РН поперёк становиться???
Был как-то пост, который разоблачал эти 50-70 мм.
Если, к примеру,снимать камерой со скоростью 1000 кадров в секунду объект, движущийся с линейной скоростью 30 м/с, то за 1/1000 с будет пройдено расстояние, равное 0,6 м. Т.е. в течении одного кадра будет пройдено расстояние 30 мм. Т.о., даже съемка высокоскоростной камерой будет вносить существенные искажения в кадр.
Можно попробовать выяснить изгиб балки методом статических испытаний.
Есть простая формула для расчета центробежной силы: F=mV2/R.
К примеру, если принять, что от центра вращения до киля 1,5 метра, скорость заброса 30 м/с, масса приложенная в точке киля - 15 грамм, то получаем силу 9 Ньютон.
Закрепи фюз, уложив его на бок так, чтобы вся балка была свободно подвешена. Прикрепи к концу балки 1 кг и измерий отклонение.
Взвесь балку, прикинь, какая часть ее массы прикладывается в точку установки киля(стаба), добавь киль и стаб, можно и тяги учесть, подставляй в формулу, учитывая скорость заброса, и получай результат.
Нуу, хлипкая балка может и согнется на 50 и более мм, но это не приведет к вывороту руля. Опять же набегающий на руль поток воздуха стремится повернуть его подобно флюгеру.
На балку же действует не только и не столько цетробежная сила, но и аэродинамическая.
У меня вот как-то киль пополам сложился на забросе:)
Внутрь круга кстати.
Так послушаешь… аж страшно! Летать не будет!!
да я в Воронеже летал на самолете, у которого 2 стальные тяги в боуденах, так вот на РН приклеена по правой стороне, а на РВ по левой…
что теперь делать… думаю как следующий получу так же соберу 😃
Ну может быть рв вверх предпочтительней, если удастся настроить режим парашютирования(что по идее проблематично).
Спс Виктор тут у меня и крылось сомнение,что скорей всего парашутирование не получится. то что балки гнутся и еще и как полно видео на тубе и слегка заметно как колбасит все и ВО иГО просто этим фактором принято принебрегать т.к. процес скоротечный ,затухающий(сильные балки гасят очень быстро колебания, происходит на первом участке взлета. когда модель самостабилизируется во взлетном режиме и самое главное с запасом кинет. энергии.А по наблюдениям сдается мне ,что есть российско-украинская школа и европейская школа (как в старые добрые- борьба противоборств). Кто сколько знает топ моделей ихних где исп. торсион?мануалы я уже пересмотрел
Был как-то пост, который разоблачал эти 50-70 мм.
Для тех кто не верит.
Балка гнется два раза.
Первый раз от центробежной силы во время раскручивания. Она гнется наружу. И центробежная сила не очень большая.
Второй раз - во время отпускания. Киль оставляет хвост балки на месте, а вся модель “отстеривается” от пальцев. Балка гнется внутрь. И гнется очень сильно. По двум причинам. Ее гнет уже масса всей модели. И энергия, накопленная во время раскручивания освобождается практически мгновенно.
так вот на РН приклеена по правой стороне, а на РВ по левой…
Совершенно все верно, другого правильного варианта нет-не зачем перекручивать тяги и городить огород. свое мнен пост выше
Оболочка жесткой тяги клеится по противоположной от метателя стороне балки. При этом всё компенсируется с нужным знаком автоматически. Если чего-то не хватает, то есть такая штука, как взлетный режим.
Я бы немного подправил. 😃
Оболочка жесткой тяги клеится с той же стороны балки, на которой стоит качалка. При этом всё компенсируется с нужным знаком автоматически.
А качалку надо ставить с наружной стороны балки, чтобы тяга при изгибе балки работала на растяжение.
😃
Если рукой киль поворачивается (мягкие машинки, люфты и т.д.) то на этот угол в стартовом режиме РН надо повернуть наружу.
Стартовый режим выключается сразу, как толька модель сошла с пальцев. Ну и конечно включается взлетный режим, где РН стоит ровно. 😎
летал на самолете, у которого 2 стальные тяги в боуденах, так вот на РН приклеена по правой стороне, а на РВ по левой… что теперь делать… думаю как следующий получу так же соберу
Ну ты же правша? Все правильно приклеено.
Или раньше ты слева клеил?
А на руль высоты силы воздействуют ГОРАЗДО меньшие.
А по наблюдениям сдается мне ,что есть российско-украинская школа и европейская школа (как в старые добрые- борьба противоборств). Кто сколько знает топ моделей ихних где исп. торсион?мануалы я уже пересмотрел
Не пойму в чем смысл школы, но если и есть разница, то скорее америка/европа. Веревки/торсионы часто комбинируются с рулями малой площади и популярно в европе. Жесткие тяги и большие рули пришли из америки(ровно как и тефлоновая оболочка). А российская-украинская школа… еще очень молода 😃
Все вышесказаное относится к метательным планерам.
популярно в европе
популярно или потому что немцы(которые просто так ни чего не делают?).Я очень сомневаюсь что кто-то скажет плохо про модель сделаную в германии.
имхо:
процесс деформации балки “туда-сюда” на столько скоротечен,
что принимать во внимание
выворот руля
не стоит, тем более, что в этот момент
набегающий на руль + киль поток воздуха
дает больший момент, чем от “выворота” РН при возможной деформации тяги…
😇
по моим субъективным ощущениям, балка гнется на забросе больше, чем на 50мм…😉