Строим Супру 2...012.

Кужовник_Антон

если вам не трудно опишите и покажите технологию закладок в вакуум по ходу своей работы,как ,чего и зачем.интересно как правильно)и чтоб ровно получалось.будем ждать .спасибо

ViktorF

Наконец удалось немного покраситься.

Но перед тем как смешать смолу следует еще раз убедиться что всё подогнано. Размер выкроек обшивки должен быть в минусе относительно обжимочной пленки по передним кромкам. Насколько? Зависит от точности подгонки, опыта и размеров детали.
Дело в том, что и пленка будет немного сдвинута назад, но при этом все еще должен остаться перехлест обшивки с тканью, наклееной ранее по передней кромке детали. К тому же следует учитывать то, что ткань вполне может сместиться на пленке в процессе пропитки и отжима. Может также сместиться и пленка с тканью относительно пенопластового сердечника. В общем меньше двух-трех милиметров перехлеста я бы не стал делать, а больше 10 считаю много.
Да, и пленку до покраски следует побрить по передним кромкам для лучшей податливости, навощить и как-то пометить нерабочую поверхность. Я обычно леплю полоски скотча, на которых еще и пишу для чего эта оснастка. Если изделий будет больше, чем одно, то вощить лучше со всех сторон, так легче удаляются остатки смолы с тыльной стороны.


Не помешает и убедиться, что всё нужное есть в наличии и приготовлено.

Вплоть до вакуумного мешка и герметика. Истории известны случаи, когда вдруг оказывалось, что например куда-то пропал скотч.

Пойду пощупаю краску, может подсохла 😃

Евгений_Николаевич

Возможно я тороплюсь. И вы планировали расказать об этом позднее. Но все-же, если вам надо сделать двухцветный рисунок на поверхности, из чего можно сделать маску и как закрепить на вощеной поверхности и чтобы не повредить разделительный слой?

ViktorF

Нет, не планировал. Покраска по большому счету штука универсальная и заострять на этом внимание не собирался.
У меня и малярки-то нет. 😃
Но если вам интересно:
-хороший разделительный слой не так просто повредить, чаще при удалении маски страдает сама краска
-двух и более цветные поверхности можно задуть и переходом, для этого маска и не нужна особо
-кто-то для маски пользует малярный скотч, кто-то изоленту(легче отдирается), кто-то оракал или монтажную пленку для переноса надписей и прочего из этого самого оракала.
Вариантов масса, но мне кажется самая лучшая маска это жесткая маска. Она никуда не сместится и ни к чему не приклеится, если чуть выдерживать между слоями.
Грубо говоря на киле или в матрице киля выклеиваете тонкостенную корочку из стеклоткани, затем делаете какие надо отверстия и дуете. Корочек можно сотворить много для выполнения сложных рисунков. Только вот целесообразно это будет только при серийном изготовлени.

leons

А ножницы для келара вот эти 50-60 эвро ??? ROBUSO*** Glass Fiber Scissors 405/C/6"

ViktorF

Нет, ну это конечно экстремально, полиуретановая двухкомпонентная краска посохла всего часа четыре и на улице не лето… но на послезавтра обещал освободить пленку, которая “типа майлар”. Полным анлогом майлара, использующегося при позитивной технологии, является наш астралон. Но нужной тощины достать так и не удалось, поэтому пленку берем у рекламщиков.
Короче хвост в вакуумном мешке. Вот первое и последнее фото этой сессии для синхронизации. Остальное в пикассе по сcылке в посте #1.

Ну и коротко комменты в соотвествии с порядком фото в альбоме.
Киль. После нанесения небольшого количества смолы на пленку кладем заготовки обшивки соблюдая отступы по передней кромке и перехлесты между частями. Прикатываем твердым валиком. Если 3м77 было нужное количество, то вощеная бумага отстанет без труда. Теперь можно тщательно пропитать всю ткань. Одновременно раскатывается ткань. Дальше посредством бумажных полотенец и твердого валика удаляем лишнюю смолу, продолжая при этом разбивать ткань. Процедура раскатки уменьшает толщину, соотвественно и количество удерживаемой смолы, а так же уменьшает размеры окон. В этот раз не экстремалил ибо краска свежая. Обычно после этого я подправляю где уползло и отрезаю лишнее.
То же самое делаем со шкурками для стабилизатора.
Теперь очередь пенопластовых сердечников. По кромкам с композитной тканью проходимся жирно валиком со смолой, по лонжеронам проходим кисточкой. Внутренние кромки и сам сердечник прокатываем уже полусухим валиком. Перед схлопыванием пленок крайне полезно пройтись кисточкой со смолой по задним кромкам - проще потом резать лишнее и меньше будут лохматиться.
Теперь можно скрепить пленку между собой на сердечниках кусочками скотча, предварительно отцентровав и убедившись в отсутствии перекосов.
Это делают по разному. Например скрепляют майлары по задней кромке, а потом захлопывают как книжку. Лично мне удобнее так как я делаю.
Да и вообще почти у каждого какие-то свои технологические решения и находки применяются.
Всё, можно отправлять в мешок. Тут я к счастью вспомнил об одной небольшой детали - открытом торце руля поворота. Если не обработать, то получится некрасивый отпечаток складки полиэтилена.
Итак постельки снаружи мешка, детали и кое-какой дренаж внутри мешка. Вакуума 0.6-0.7 вполне достаточно.

Сходил проверил. Пока полтора часа редактировал фото и сочинял текст разряжение упало на 0.1. Можно немного подкачать и топать домой.
У насоса конечно есть автоматика, но в случае глобальной утечки он начнет молотить непрерывно, а это без присмотра нежелательно.
Если вакуум продержится часов 10, то этого вполне достаточно.

Длинный сегодня выдался день.

Антон,
краска наносится на майлар и степень ее взаимодействия с пенопластом значения не имеет. Они встречаются после высыхания краски.

leons,
ножницы на фото да, эти. Правда их позиционируют как ножницы для стеклоткани. Впрочем и кевлар некоторое время режут весьма хорошо.

iurka
ViktorF:

Перед схлопыванием пленок

Виктор, вот до конца не понимаю один момент: при соединении пленок с ядром, где гарантия, что между ядром и слоем стекла где нибудь не останется пузырь воздуха, который и даст потом местный непроклей? Или просто за счет того, что при обжиме жесткая пленка сама имеет точку контакта от центра к краям, и таким макаром воздух равномерно выжимается с ядра? Ведь дырочек для выхода воздуха\лишней смолы, при такой технологии нету. Значит, может образоваться пузырь под пленкой?

ViktorF

Гарантией вакуум является, он свою дырочку всегда найдет 😃
Иногда часами ищешь утечку и хрен найдешь, а высосать все что можно между пленкой и пенопластом, на котором она попросту лежит, как бы не вопрос. Непроклей может случиться разве что если где-то имеется откровенная ступенька и жесткая пленка просто физически туда не может изогнуться.

iurka

Ага. То есть, после вложения детали в вакуумный мешок и отсоса воздуха, уже не принято катать валиком обкладки через мешок, выгоняя к периметру детали возможный пузырь воздуха? Это ни к чему?

Или вот еще пришло в голову, почему нет у Вас таких проблем: ядро очень слабо намазано смолой, и стеклоткань на обкладке- тоже. И , как следствие- нету сплошного слоя смолы между ядром и слоем стекла.Есть некоторое количество тонких одиночных микро-каналов. Поэтому по этой зоне и выходит возможный пузырек воздуха. То есть- сквозь само недо-пропитанное стекло, горизонтально.
Или это бред?

Тверской_моделист
iurka:

Это ни к чему?

да.

iurka:

катать валиком обкладки через мешок, выгоняя к периметру детали возможный пузырь воздуха

это будет способствовать появлению вмятин на сердечнике, как следствие: профиль из серии ХЗ, и к тому же переменный по размаху:)

ViktorF

Стекло? Какое стекло? 😃
Юра, не заморачивайся. Всё там хорошо и смолы вполне достаточно чтобы склеилось так, что отрыв обшивки будет идти по мясу пенопласта. Кевлар вообще тяжело персушить. Некоторые личности для отжима лишней смолы кладут между шкурками полотенца в несколько слоев и помещают в вакуум на несколько минут.
А неконтролируемо давить сердечник да, чревато. Особенно когда он уже вакуумом опрессован.

SHAMAN

Пленка простая - тепричный рукав или спецовая? Силикон или акрил используете?

Евгений_Николаевич

Виктор, большое спасибо за подробное и хорошо илюстрированное описание технологии строительства планера. Хотелось бы получить квалифицированый ответ на вопрос 31 поста. Я знаю, что используют различные варианты поверхностей, на которых раскатывается будующая корочка(обшивка). К примеру Юрий использует толстую полиэтиленовую пленку, я пытаюсь использовать лист ПЭТ 0,4мм (от рекламщиков). Что используете вы? И каковы плюсы и минусы различных вариантов?
Прошу прощение за такое дотошное интервью.
Очень интересное решение передней кромки (сдвиг в минус). У меня всегда была здесь проблема.

MVP
Евгений_Николаевич:

Виктор, большое спасибо за подробное и хорошо илюстрированное описание технологии строительства планера. Хотелось бы получить квалифицированый ответ на вопрос 31 поста. Я знаю, что используют различные варианты поверхностей, на которых раскатывается будующая корочка(обшивка). К примеру Юрий использует толстую полиэтиленовую пленку, я пытаюсь использовать лист ПЭТ 0,4мм (от рекламщиков). Что используете вы? И каковы плюсы и минусы различных вариантов?
Прошу прощение за такое дотошное интервью.
Очень интересное решение передней кромки (сдвиг в минус). У меня всегда была здесь проблема.

С позволения автора, вставлю свои три копейки… Для начала, на фото вытащенный сегодня из мешка-майларов стабилизатор. Блик на поверхности, говорит о том, что смолы там достаточно, даже может быть более чем. В качестве ваккуумного мешка используется обычный полиэтилен из хозмага. Толщина в данном случае 150 мкм. В качестве поверхностнообразующей (во как!😃) (майлара) используется (как выше говорил Виктор) пленка ПЭТ толщиной 0,4мм, “побритая” по передней кромке примерно до 0,1. Для склеивания мешка - силиконовый герметик, лучше прозрачный.
В качестве разделительного слоя я применяю воск растворенный в бензине. (Растворять надо с подогревом). Если собираетесь получить крашенную поверхность, то перед покраской, нужно очень тщательно отполировать воск… В противном случае краска может “не лечь”. (Остаются непрокрашенные точки). На фото на левой консоли видно такое место. В качестве “маски” я использовал оракал. Проблем с отделением майларов не было.
Вес изделия получился 29гр. Это на 1 гр больше предыдущей некрашенной версии. Размах нового стабильника больше “старого” на 25мм

Кужовник_Антон
MVP:

вытащенный сегодня из мешка-майларов стабилизатор

неужели вакуум мешок не деформирует кромки впоследствии, без закладки в постельки- ядра?

ViktorF

Ммм… при позитивной формовке поверхность изделия задается жесткой обкладочной пленкой, с помощью которой обшивка обжимается на пенопластовых сердечниках. После полимеризации смолы пленка удаляется. Она не часть изделия, она есть оснастка. В принципе чем жестче пленка, тем лучше и ровнее поверхность изделия, без излишних повторений структуры как-то незначительные деффекты поверхности, ступеньки в местах наличия усилителей обшивки и обработаных кромок. Но с другой стороны пленка должна хорошо укладываться по передним кромкам и на законцовках, где присутствует поверхность двойной кривизны. Отсюда выбраны оптимальные: материал(mylar/астралон), его толщина(0,3-0,4мм) и способ подготовки(утоньшение переней кромки).
Это, скажем так, рецепт лучшего результата. Но с прозрачной пленкой от рекламщиков тоже вполне удовлетворительный результат.

Что касается вакуумного мешка, любой из известных вариантов будет работать. Подойдет любая полиэтиленовая пленка разумной толщины, более того даже любого цвета 😃
То же самое и со способом герметизации - пайка, герметик, бутилкаучук, пластилин, двухсторонний скотч в конце концов(перечислено по мере предпочтения).

Смысл же последнего вопроса мне к сожалению не понятен.
Может быть дело в терминологии?
Ядра или сердечники - заготовки для будущиих деталей, вырезанные из пенопласта. Постельки - то что осталось в процессе вырезания сердечников. Постельки расположены снаружи вакуумного мешка и их задача - сохранить “ровность” будущего изделия.

Кужовник_Антон

Все понял–вы точность кромок обеспечиваете майларом–и закладываете без постелек.спасибо

С рождеством Вас!

Marko

С Рождеством!!! Видать, Вы не поняли… Не без постелек!

ViktorF

Всех с Рождеством Христовым!
Выемка оперения состоится завтра, а сегодня выходной.

edward_rc

С Рождеством ! Расскажите пожалуйста,как правильно работать с3М77 при кромлении. Надо ли брызгать на пенопласт?А при вырезании заготовок обшивки,куда наносится спрей,на бумагу или ткань и как определить сколько его нужно.