Blanik L-13, полукопия 1:6
Там на предпоследнем фото интересно при затяжке планера заяц в кадр попал. Дорогу перебегал.
Точно, вот повезло! 😃)
А по поводу компаньонов - найдутся со временем. СЛА сегодня начинает понемногу оживать. Красивые у вас фотографии.
P.S. У нас на аэродроме появилось несколько A-22, летают частенько, ну и АН-2. Вот как доделаю - с планером к ним пойду, может за своего сойду, покатают? 😁
Свершилось чудо! Он полетел 😃)
Вообщем доделал этот пепелац. Единственное на кабину меня уже не хватило - интересно ведь, будет летать, аль нет?
Размах 2850мм
Вес 3150гр. Из них 250гр балласта 😦( Серво пришлось поставить в хвосте, т.к. длинных боуденов не было.
Вообщем, собрались утром, вышли из дома на поле. Погода обманчивая - солнечная, но ветер холодный 5-7м/с.
Собрал модель, блестит на солнце. Давай с ней бегать, держа над головой и приотпуская. Вроде нормально, в воздухе держится.
Ну что ж, беру себя в руки, волнение все-таки, как первый раз 😃)
Обороты на полную, и легким толчком отпускаю. Уходит ровно, в плавный набор высоты. Набираю 100м - летит!!!
В первом полете -не был настроен тормоз на регуляторе, поэтому планирующий полет посмотреть не удалось - винт вращался и тормозил так, будто к хвосту крокодила привязали. Минут 10 всего полетал.
Поделал петли, бочки, перевернутый полет. Петли можно хоть вокруг хвоста крутить, и хоть делал я рассчитывая на максимальные нагрузки (есть склонность к экстремальному пилотажу, две модели в воздухе развалились от перегрузок, одна АРФ. А хоть это и планер, но зная себя…), все фигуры постарался делать с наименьшей перегрузкой.
Бочки - первая стадия прямая, дальше немного проваливается по высоте - нужно подруливать. Перевернутый полет устойчивый.
Вечером пошли запускать еще раз. Настроил тормоз, и он наконец полетел.
Планирует хорошо, не сказать что качество супер, но планирует.
Мимо когда пролетает - свист, более похожий на шелест хорошо слышно. Размер и масса чувствуются 😃)
Днем подметил что чайки парят над одним участком поля, дай думаю попробую. И о чудо, планер перестал снижаться. 3 килограмма парят!!! Для меня это была новость. 5 минут пролетал без потери высоты, но потом снизился. Потому что с земли очень трудно понять - набирает планер высоту или снижается, когда он над тобой на 100-150 метрах. И получается что из термика вываливаешься.
Ну да ладно, самое главное - он парил!!!
Пробовал на высоте режим тормоза - закрылки вниз, элероны вверх, и руль высоты чуть вверх. Стоит на месте против ветра. Скорость предельно низкая. Сильно баловаться не стал, т.к. боялся сорваться в штопор. А даже в симуляторе несколько раз попадал на Бланике в плоский штопор, из которого не мог выбраться.
А вот с посадкой беда. Снизился сильно, да еще зрители с собакой ничейной пришли - она носится за моделью. Боюсь -сяду, покусает планер. Вообщем спустился до 3 метров, думаю еще круг и на посадку. Газ в пол, ручку чуть на себя - а движок раз и обрезал. Отсечка… Да как то резко так -раз, и совсем не тянет.
Тяги нет, модель поддернута вверх, потеря скорости, заваливание на крыло+ветер поддул, исправляю крен, но модель развернуло по ветру. Скорость огромная, до земли метр, закладываю крен, чтоб носом к ветру развернуть, куда там. Удар консолью, крыло пружинит, морда…
Подхожу - отломилась капелька левого крыла, провернуло стойку костыля заднего. Других видимых повреждений не заметил. Плоскости чуть разъехались на трубе - но это так и должно быть. Вот так.
Пришел домой, приклеил капельку.
Вот думаю - как определить что скоро отсечка?
До этого летал на ЛК с другим регулятором и движком, всегда до отсечки. Но там даже после нее можно было дать газ, и немного дотянуть. А тут вообще в ноль практически.
Или сажать с заведомо не посаженным аккумулятором?
Комментарий к последней фотке: Вот так летал!!!😒
Фоток много, по всему процессу строительства. Попозже напишу статью.
Кстати, у 13-го бланика был вариант с мотокапотом в носу.
Мои поздравления с успешным облётом!
Поздравляю с облетом! Тоже такое было,спортивные планеры привык у ног выкладывать,а такие сараи на посадке немного другого подхода требуют, особо не подвешивать. Так бы и сажал по ветру поле вроде емкое. Будем видео ждать!
Сергей, поздравляю!!! Красивый аппарат получился. И крепкий на удивление. На счет отсечки- можно пищалку прилепить. Видно ее слабо, особенно, когда солнце яркое, но верещит громко. Особенно в безмоторном полете. А свист большого планера действительно завораживает!!!
Алексей, а чертежика планера с мотором в носу у вас нет? Ни разу не встречал. Хотелось бы тоже такой аппарат забабахать, но мотогондолу на пилоне над крылом не хочется.
Всем спасибо за поздравления! Осилил наконец то статью о постройке. Разместил здесь.
Поделюсь впечатлениями от модели.
Полет:
Налетал уже на этой модели около 10 часов.
Модель как планер ведет себя 1:1 как Blanik в симуляторе. Качество как оказалось тоже довольно хорошее. Точно замерить трудно, но с 200-250м опускается около 8 минут в полный штиль вечером.
Чувствует термики. Из-за ветра термики часто возникают не там где их ждешь. Я облетываю свою территорию по большому кругу на постоянной скорости. И там где модель начинает подниматься, закручиваю спираль.
Из опыта понял, что искать термики нужно не над собой, а сбоку, на довольно большом расстоянии от себя - иначе не видно подъема/спуска модели.
Благодаря птицам толи ястребам, то ли соколу - иногда появляются над моим полем - получается находить наиболее сильные потоки. Птицы к модели относятся нейтрально, но постепенно отходят на безопасное расстояние. В их потоках модель даже поднимается! 3 кг и парят!
Когда найдешь такой поток радуешься как ребенок.
Правда удержаться в нем долго не получается.
Модель позволяет делать спирали без крена только за счет руля поворота. Он очень эффективен, но иногда, когда летит по ветру - на него реагирует вяло.
Зато такая спираль наиболее эффективна в потоках.
При спирали с креном 30-45 град. потоки не держат - либо на одной и той же высоте, либо вообще опускается.
Да и вообще спиралить я видимо не умею. Иногда на спирали полностью теряю скорость, и сваливаюсь на крыло. Как правило после наивысшего подъема.
Изменение кривизны профиля - закрылки и элероны на несколько градусов вниз (причем закрылки больше, чтобы получить в итоге отрицательную крутку крыла - против срыва) довольно значительно улучшает парящие характеристики. Но спиралить так как будто несколько сложнее.
Удивляюсь, почему я раньше не обращал внимания на восходящие потоки. Ведь до этого на этом поле почти год, каждую неделю летал на ЛК Hai 2 1.6м размаха и весом всего 650гр. А он также отличный планер.
Возможно потому, что Blanik намного больше, и позволяет дальше и выше отходить.
По самой модели:
- Гаргрот сверху и снизу фюзеляжа необходимо делать облегченным. Это помогло бы мне облегчить хвост, и в итоге сэкономить 300гр на балласте в носу.
В остальном все устраивает и в конструкции и в технологии. Скажу также что бальзу я практически не использовал, все сосновые рейки. Бальзовые только капельки на крыльях.
Заказал логгер-альтиметр, чтобы можно было проанализировать полет.
Маленько покрутился перед камерой.
Когда найдешь такой поток радуешься как ребенок.
Правда удержаться в нем долго не получается.
Возможно получу помидорину за “неспортивное поведение” но у СЛОНа продавался (да наверное и сейчас продается) вариометр. Очень полезная штука, особенно по началу, при попадании в поток, пищит в рацию. Мне очень помогает центровать термики.
Да наоборот, огромное спасибо. Смотрел его. Штука хорошая, правда стоит около 4тыс. р. Было предложение использовать вместе с телефоном. На будущее возьму на заметку;)
Несколько посадок на полосу. В тот день были очень сильные термики. Ощутимы были уже со 100 метров - летал 25 минут, и даже акк не весь вылетал.
А вот два дня стоит жара, полный штиль -казалось бы, вот она термичная погода… Но ни облаков, ни термиков. Все поле облетал, попадаются редкие пузыри. А постоянных потоков нет. Видимо ветренная погода для планера - есть хорошо, т.к. ветер срывает прогретый у земли воздух, а без него пузыри срываются редко.
Отличная модель! С осени обязательно заложу такую!
ветер срывает прогретый у земли воздух
Ветер как раз и возникает от того, что нагретый воздух уходит вверх, а на его место приходит более холодный.
Подскажите пож-ста про использование закрылок на планере в парящем режиме.
Суть вопроса такова, что летаю в основном без отклонение закрылков - неплохо крутит спираль. А при отклонении закрылков всего на 3-5гр, модель сначала стремится чуть поднятся (изменяется подъемная сила крыла), затем погасив немного скорость начинает планировать, но как то странно - больше похоже на парашютирование - чуть поболее теряет высоту чем в обычном режиме.
И получается что закрылками не пользуюсь 😦 Что я не так делаю?
Сильно отклоняете.
Отклонение на большие углы (3-5 градусов) используется всего в паре случаев.
Мощный термик, и взлет на леере.
Или набор высоты в динаме.
В круизе закрылки или в ноль или 0,2-0,5 градуса вниз.
Скорость - 0,1-0,2 градуса вверх.
Но, не для всех профилей. Я рассказываю за тонкие и скоростные профиля.
О! Спасибо! Теперь понятно, попробую поменьше 😃
Сегодня разбил Бланика.
Купил ему новую батарейку на 5000mAh заместо балласта - с ней наверное минут 40 летать бы мог.
Настроил крыло по новому - опустил немного элероны, и просто не узнал планер - скорость чуть уменьшилась, но качество заметно улучшилось.
Обычно летал высоко, а тут ветер сильный, и решил динаму половить над деревьями. Ходил низко, над самыми макушками, минут 10 наверное.
На очередном развороте видимо в нисходняк попал, немного просел. Мне бы газу и вверх, а я чтобы не врезаться в дерево закладываю резкий правый вираж и поддергиваю вверх.
Дальше сваливание, и вертикально метров с 20-ти в гаражи.
Носом в один гараж, крылом в другой.
Стою, смотрю… и думаю - по кой черт меня туда занесло?!
Итог:
У движка расплющен кончик вала, придется отпиливать. Моторама отломилась, один стрингер в носу сломан, остальные живы. Пена в носу треснула.
Сорвало с петель и обломало кабанчик у руля направления. Погнуло трубу - крепления крыльев, причем больше со стороны противоположной удару. Сломана капелька на одной из плоскостей.
Из видимых вроде все. Думаю упал бы в снег, целый бы остался.
Который раз удивился прочности крыльев - трубу дюралевую 16мм диам. гнет, а плоскости целые.
И тот неловкий момент когда жалко даже не столько модель, сколько времени на ее восстановление.
Возникает мысль - отдать кому-нибудь по цене сервомашинок. Жена улыбнула: говорит ты когда ее делал мы столько натерпелись, внимания твоего не хватало, и что, все зря что ли? Давай говорит восстанавливай;)
сколько времени
Сергей, такой аппарат восстановить недолго. Надо только себя пересилить и заняться ремонтом. На нём ещё летать и летать !!! Удачи!
П.С. А выводы после краша для себя нужно сделать однозначно.😁