Уважаемые господа !

buerger
xDave:

Резюмируя вышеизложенные мысли прихожу к выводу что стоящие аппаратуры для планеров это;

  1. небюджетные варианты МС 22 и FC 24 ну а так-же MC 4000 вне конкуренции 😊
    далее, более народные марки 😃
    1 ЭВО 9
    2 JR9X2
    3 Futaba 9CAPsuper

так ли это господа авиаторы ?

у меня был как раз такой выбор…купил 9CAPS не понравилась, ну не лежит в руке и все тут, железо какое то дешевое что-ли, триммеры сопливые, пластик тоже не очень, по фунциям на планер вроде ничего, но…это до того момента как посмотрел как это реализовано у Jr9xII. По цене/качество конкурентов нет! (300 евро).
evo 9 по фунциях рулит, лежит неплохо в руках, но…корпус просто отвратительный, обдирается за год, рукоятки из отстойного, дешевого пластика…IMHO дибильноватые длинные переключатели. нет PCM…многие говорят нафик не нужно, но почему-то те кто летает серьезно на F3X используют поголовно failSafe в режиме батерфляй…Глобальные микшеры тоже не есть гуд…

и вот мне попала в руки JR–дальше оффтоп, понял что мое, вообщем много личного, аппаратуру надо выбирать как авто, женщину…
IMHO если передатчик на пузо я бы брал Mc22-24, ручной MX-22 , JR9XII
Удачного выбора вам господа.

Taboo
buerger:

… ну не лежит в руке и все тут, железо какое то дешевое что-ли, триммеры сопливые, пластик тоже не очень,
… но…корпус просто отвратительный, обдирается за год, рукоятки из отстойного, дешевого пластика…

Купил б/у Futaba FC-28.
Доволен как слон.
Все детали, отвечающие за точность – металлические!
На джойстиках еще заводская смазка.
К примеру, рычажок, отвечающий за усилие на джойстике, состоит из четырех (!) деталей, в отличие от других передатчиков, где одна штампованная пластмасса.
Насчет метания с пультовым передатчиком. В любом случае передатчик должен висеть на шее, что бы была возможность ловить модель двумя руками, а точнее, быстро перехватить для нового запуска. При метании передатчик должен свободно перемещаться вместе с левой рукой, а не животом. Никто не запрещает сделать свою подставку с указанными свойствами.

Yuri_h
Мик:

Для себя рещил так - в порядке предпочтительности

  1. JR9X2 - самый удобный интерфейс, качество, не очень большой выбор приёмников, дорогая.
  2. Футаба 9САР супер - почти тоже, что и первое, но подешевле и похуже. Зато выбор приёмников и машинок наверное самый богатый именно у этого производителя. Есть неприятный баг с расходами (програмное обеспечение) к которому надо привыкать и всё время о нём помнить.
  3. Мультиплекс ЕВО9 - именно 9 (семёрка сильно урезана) Тёмная лошадка. Мало распространена (пока). Вот что знаю о ней - Настройки любые, удобная, невысокая цена на приёмники? возможность наращивать, всякие приятные фенечки типа кнопок на ручке управления, единственная из всех вышеперечисленных позволяет установить модуль сканера и контроля занятости канала. Недостатки - дешовый пластик, самый маленький дисплей, цена самая высокая ( за пульт). Моё мнение - это пульт для очень требовательных и дотошных моделистов, готовых пожертвовать удобством настроек в угоду их гибкости.
    Теперь общие соображения, к планерам отношения не имеющие - наличие синтезатора в передатчике - это удобно ( вам не надо заботится о частоте- купили приёмник с кварцем на любой канал своего диапозона и всё) У п.1 надо не забывать переключать канал вручную (механически), при переходе на другую модель. Синтез на 40 диапозон урезан до 5 каналов!!! Про синетез футабы не знаю ничего. Синтез мультиплекса переключается програмно-это большой плюс. И общее для всех пультов с синтезаторами - повышенное потребление по питанию.
    Синтезаторные приёмники - это для гурманов ( или спортсменов) - весчь наверно удобная, но большая и тяжёлая и очень дорогая.
    То, что мультиплекс позволяет встроить в пульт сканер диапозона и модуль контроля занятостьи канала, весчь приятная но не необходимая - помехи она не ловит. И вообще полезность этих примочек под большим вопросом.
    На первый взгляд надо остановить выбор на мультиплексе. Это так, если вы собираетесь далеко пойти в своём развитии. Для большинства применений его навороты доставят только неудобства.
    Есть ещё одна разница в этих пультах - первые два РСМ/РРМ , а мультиплекс нет - у него своё фирменное кодирование. По поводу этого -читайте статьи.
    Выбор за вами.

Синтез на 40 диапазон урезан до 5 каналов!!! (это у Мультиплекса) – ВРАНЬЕ!!! . Весь диапазон 40 мгц перекрывает и еще 41 мГц захватывает! Могу продемонстрировать
А до 5 каналов урезан диапазон синтезатора у дешовой JR

Terrordaktil

Уважаемые участники дискусси, убедительная просьба - отредактировать свои сообщения на предмет излишнего цитирования. Тема очень интересна (как кандидат в ФАК по выбору именно планерной аппратуры) и не хотелось бы применять санкции для наведения порядка.
Модератор

Мик

А вот интересно. Многие пользуют вышеперечисленные аппараты. А толковых инструкций нет ни у кого случаем? Может кто делал перевод? Я как-то полез искать мануал на JR9X2 и нарыл аж 3 разных.
Есть подозрение, что существуют “оптимизированные” инструкции (типа памяток) по программированию пультов.
Короче выложите, или дайте ссылки на то, чем пользуетесь (если не затруднит).

MaximKit

я бы всеже расположил передатчики следующим образом

F3B
-----------
MC-24

  • отличный передатчик
  • дорого

FC-28

  • отличный передатчик
  • дорого

MC-20

  • достаточен для F3B
  • снят с производства, можно купить только БУ. Цена ~ 300-500 евро (зависит от комплектации и как договоришься)
  • неудобен в плане программирования

F3J
-----------
ReoyalEVo

  • очень удобен для программирования
  • приемлемая цена
  • на одну модель только 6 режимов (у меня: первый взлет, второй взлет, скоорсть, продолжительность, дальность, батерфляй)

MC - 18
MC16/20

PS.

  1. о футабах не пишу, так-как не имел опыта использования
  2. я бы не рассматривал аппаратуры без ползунков как планерные, так как нет возможности регулировки крыла в полете
  3. Доку на ЕВО можно скачать здесь: EVO
  4. по поводу пластика у ЕВО - ИМХО с любым передатчиком нужно обращаться бережно
  5. по поводу ручек у ЕВО - ручки очень удобные. В правой встроены кнопки. Две впереди (у меня ими как раз батерфляй включается/выключается), одна сверху.
  6. Выбор аппаратуры, как выбор автомобиля - у каждого свое мнение.
xDave

Незнаю где спросить здесь или открывать одельную тему, спрошу здесь и прошу непинать сильно если это оффтоп, но инфы я ненашел.

Что такое режимы полета “первый взлет, второй взлет, скоорсть, продолжительность, дальность, барерфляй”. Во многих тредах проскакивало но обьяснений что к чему и почему необнаружил 😦

Спасибо !

lyoha

Первый взлет- задняя кромка крыла отклонена достаточно сильно, максимальная нагрузка на леер, планер идет практически вертикально вверх. Далее эластичность леера выбирается, планер начинает переходить в фазу полета, переходящую в горизонт.
Второй взлет - уменьшаем кривизну профиля (чуть приподнимаем, по отношению ко взлету механизацию). Планер идет практически в горизонте, натяжение за счет увеличенной подъемной силы крыла сохраняется. Далее можно убрать механизацию вообще. Сопротивление уменьшается, планер набирает скорость. Далее легкий клевок вниз для еще большего ускорения и выстреливаем почти вертикально вверх. Сходим с леера и на запасе скорости набираем еще несколько десятков метров высоты(динамический старт или динама).
Продолжительность: незначительно (обычно регулируется в процессе полета, поэтому сверху был отсыл к ползункам на аппратуре) увеличиваем кривизну профиля для создания большей подъемной силы. Сопротивление крыла растет, скорость небольшая.
Скорость: приподнимаем заднюю кромку, уменьшаем кривизну профиля, соответственно сопротивление потоку. Увеличивается скорость.
Баттерфляй - закрылок вниз примерно градусов на 80, элерон вверх, руль высоты опытным путем выставляется в миксе чтобы планер не нырял и не вспухал после включения режима. Используется для торможения, выхода из мощного потока (планер практически вертикально вниз с включенным режимом).

igor_bily
lyoha:

Продолжительность: незначительно (обычно регулируется в процессе полета, поэтому сверху был отсыл к ползункам на аппратуре) увеличиваем кривизну профиля для создания большей подъемной силы.

Добрый день ВСЕМ.
Коллеги а скажите все ли в полете пользуються ползунками для регулировки , на старте или в полете?
Я настраивал на МС-19 только в режиме старта отклонение механики крыла, что бы в зависимости от силы ветра иметь регилировку стартового режима, и только…, больше не использовал.
А кто и для чего еще пользуеться ползунками или обычными потенциометрами?

Кстати в Футбах JR и Еклипсе они приятно щелкают, и удобно зная по щелчками изменять угол на ощупь…два…три щелчка… ) все очень чувствуеться рукой, даже в полете. При этом если за нулевой отсчет брать крайнее положение и крутить, отклоня в одну сторону. Легка возвращать в ноль, т.е. в край. )

lyoha

Пытался настроить на JR PCM9X боковой слайдер для этих целей. Он четко фиксируется в центре.
Полетные режимы заведены на тумблеры. Взлет, терма, ноль, скорость.

Drinkins
lyoha:

Пытался настроить на JR PCM9X боковой слайдер для этих целей. Он четко фиксируется в центре.
Полетные режимы заведены на тумблеры. Взлет, терма, ноль, скорость.

Я вот тоже у себя на JR9X настроил так. На правый боковой слайдер настроил изменение профиля, на левый ничего не ставил. После этого левый слайдер стал поднимать левый закрылок и опускать правый. 😃 Убрать эту фишку так и не смог. Оно, конечно, особо и не мешает, просто интересно, у вас ничего такого не случилось?
Да, вот еще: когда настроил изменение профиля, то смикшировал элеватор, но микшер работает только от среднего положения слайдера ( в одну сторону ).

lyoha

В свойствах крыла надо флаптриммер поставить в INH. Эти слайдеры в этом режиме надо мацкать синхронно.

vovic
igor_bily:

А кто и для чего еще пользуеться ползунками или обычными потенциометрами?

На 9САР использую на флапероны ручку потенциометра для перевода “термик” - “поиск”. Соответственно несколько щелчков вправо или влево. На тумблера заведены только “старт”, “норма” и “скорость”.
“Старт2” не использую - не дорос еще. При динамостарте с лебедки использую кратковременно “скорость”.
Количество щелчков зависит от силы термика либо предполагаемой трассы поиска. Если трасса перегона длинная - то потенциометр не трогаю, пользуясь режимом “скорость”.
Субъективно - вращательный удобнее ползункового. Но это - дело вкуса.
Пробовал миксить еще одну ручку на триммер руля высоты - чтобы в хилом термике не трогать триммер.
Потом от этого отказался - проще триммером.

buerger

я эти боковые потенциометры так использую:
левый: только в режиме Термик позволяет менять camber до максимально значения для этой фазы полета.
правый: только в режиме Скорость позволяет чуть-чуть давать вниз стабилизатор.

igor_bily

Добрый день ВСЕМ!!!
Раз уж зашел такой разговор о планерной аппаратуре, народ плиз поросветите, кто пользует JR

  1. JR PCM9X , JR PCM9XV2 и XP9303 в чем разница между этими моделями?

  2. На оффициальном сайте сейчас только XP9303 да еще PCM10X. Т.е. это XP9303 последняя из доступных 9-ок от JR?

  3. В 9Х нет потенциометров сверху как в Футабах 8-ках, 9-ках от CAPs до Z-ки. Удобно ли пользоваться только боковыми спайдерами по сравнению с верхними потенциометрами Футабы?

  4. В JR не помню насчет каких моделей шла речь, писали что моды непереключались, это правда? как сейчас в последней 9-ке?

  5. Подходят ли к стандартному модулю ВЧ кварцы от Футаби или Хайтека? Или только родные?

  6. Работает ил JR c привтмниками от Hitec (у меня супер-слимы) при родных кварцах в примниках.

  7. Не подскажете ли где в Украине можно (у кого, через кого или где) купить JR?

Сам уже задумался, начинает нравиться… разве вот только вроде неудобство без верхних потенциометров, как в 9CAPs . )
Спасибо за ответы.

lyoha

9303 - американская версия PCM 9XII.
Слайдеры удобнее по эргономике управления, однако в более доступных для случайных подвижек местах, поэтому перед взлетом надо помнить про это и контролировать их положение.
С приемниками сторонних производителей будет работать при наличии пары кварцев JR, либо в передатчике JR, в приемнике от производителя приемника. У меня пара футабовских кварцев не заработала. Подходят кварцы от GWS.
Моды переключаются и в стандартном исполнении передатчика, однако требуется умение поработать паяльником (поставить джампер на плату) и знанияя путей доступа в технологическое меню передатчика. Причем там надо четко знать что и как делать, иначе можно обнулить пульт вообще и перекалибровывать все заново.

vovic
igor_bily:
  1. В 9Х нет потенциометров сверху как в Футабах 8-ках, 9-ках от CAPs до Z-ки. Удобно ли пользоваться только боковыми спайдерами по сравнению с верхними потенциометрами Футабы?

Нет, не удобно. Тактильная точность позиционирования со слайдером намного ниже, чем потенциометром на верхней панели. Почему планеристы - парители на такой JR-ке и не летают. Я пробовал и то и другое. На планере реакция на флапероны видна слабо - пилот должен пальцами чувствовать, на сколько он повернул ручку. Слайдеры по бокам такого ощущения не дают. ИМХО - конечно.
Да и визуально проконтролировать положение слайдера в полете затруднительно. А это важно.

lyoha

У меня кривизна профиля выведена на ручку газа. И видно и ходы могут быть достаточно большими, и экспоненту смещения отстроить можно.
А планеристы-парители даже на VG6000 Летают. В частности некий гн. Дрела.

Dendy

Лех, а у меня на JR-9X вроде моды переключаются, я ради любопытсва пробовал, только внутрь не лазил с пружинкой возиться… Я правда с рук брал, но в пленочке еще была, может ее конечно кто до меня проапгрейдил уже…

lyoha

А у меня из самых первых серий. Я ее в октябре 2002 взял.
Единственное, что мне не нравится в ранних версиях JR, то это в системном меню на планерной программе нет пункта device select. То есть у тебя жестко прошиты все тумблера. Если только на слайдер что-то переназначить можно.

allen

По степени возрастания возможности, аппаратуры JR9 я бы разместил следующим образом: PCM9X (неполная планерная программа, 3 режима полета, не переназначаются тумблера,моды меняются), XP9303 (усовершенствованная планерная программа, переключатели переназначаюся, мода не меняется), PCM9X вторая версия полная планерная программа, все переназначается, моды меняются. Эксплуатировал первую версию, сейчас третью. Совершенно другие возможности и режимы настроек без всяких неудобств. Особенно цифровыми триммерами вообще без проблем. Кстати их можно использовать для изгиба профиля крыла. Очень удобно. Боковые потенциометры вообще отключены, чтобы случайно не изменить чего нибудь. Все удобно настраивается и программируется. Английский язык толком не знаю но разобрался быстро практически со всем. Пять режимов полета, все отражается на экране, замедление работы сервомашинок при переходе от режима к режиму, что на мой взгляд делает ненужным сооружать два взлетных режима как это я делал на первой версии за счет микшера, куча прошитых и свободных микшеров. Единственная проблема- штатный аккумулятор небольшой емкости, но она естественно решаема.