Тактика центрирования
Не, ну какая тут может быть тактика? Левый крен - значит, ядро справа, правый -слева. Иногда наоборот бывает. Дальше по ходу спирали смотришь, где лучше держит, где хуже. Корректируешь. Смещаешься с ветром. Что тут ещё может быть? С вариометром еще проще, там визуально не надо определять - всё доложат.
мне вот, вопрос как центрироваться не интересен…(согласен с Сергеичем)
вот как быстро распознать что поток/пузыр не перспективен и быстро свалить с него, вот это вопрос…
мне вот, вопрос как центрироваться не интересен…(согласен с Сергеичем)
вот как быстро распознать что поток/пузыр не перспективен и быстро свалить с него, вот это вопрос…
Во-во…Оно самое…
КАК - это уже мануально-визуальные умения. ГДЕ - это уже шаманство 😈
вот как быстро распознать что поток/пузыр не перспективен и быстро свалить с него, вот это вопрос…
Это как раз элементарно. Если за один оборот высота увеличилась - остаемся. Если нет - пошли дальше. Один круг - 5-10 секунд - вполне достаточно. Если статистика в день полета показывает, что навалом потоков более сильных, чем данный (по росту высоты за оборот) - можем тоже свалить. После точного центрирования данный вопрос - не вопрос!
Бывает, в приземном слое такие дохлые потоки, что высота не растет, но и не падает. Тогда можно некоторое время перекантоваться и в таком потоке с тем, чтобы появилось что-то другое и потом продолжить поиск.
Вот я вам щас оффтоп устрою, и пусть мне ещо 20% вешают. 😃 Мне вот неинтересно, как отцентрироваться и набрать высоту в потоке, если он найден. Мне интересно, как при любой погоде научиться лететь полные 10 минут.
КАК - это уже мануально-визуальные умения. ГДЕ - это уже шаманство 😈
С точки зрения настоящего шамана, любой стоматолог - верховный шаман, потому как боль в зубе может не на два дня заговорить, а навсегда. 😃
Я обычно летаю так: Идем прямо. Натыкаемся на поток. Продолжаем идти прямо пока скорость потока продолжает расти. Как только рост скороподьемности переходит в спад делаю вираж на 270 градусов в сторону, противоположную наметившемуся крену. Если крен никуда не наметился - то вираж левый. После разворота на три четверти оборота иду прямо, так, чтобы пройти через ту точку, где начал делать вираж, но в перпендикулярном направлении и иду до тех пор, пока растет скороподьемность. Дальше все повторяется. Если на втором заходе максимум скороподьемности оказался выше, чем на первом, то радиус виража уменьшаю процентов на 30. Практика показывает, что через 2-3 круга центр потока оказывается в круге траектории.
Есть лучшие варианты?
Представь, сколько высоты ты теряешь на таких виражах 😃
Мне интересно, как при любой погоде научиться лететь полные 10 минут.
Для этого надо научиться отрабатывать любой, самый дохлый поток. Потому что такие потоки, есть практически всегда, и даже ночью.
Даже если в таком потоке планер снижается, то все-равно, его скорость снижения ниже скорости снижения таких же планеров вне потока.
Представь, сколько высоты ты теряешь на таких виражах 😃
А сколько ты теряешь, заложив вираж в сторону, противоположную крену, когда центр потока оказался как раз в той стороне, куда крен и наметился? А так бывает примерно в 20% случаев.
Мало. Чем больше ты рулишь, тем сильнее тормозишь самолёт. Соответственно - падаешь. Поставил в спираль - и всё, рули по минимуму, никаких метаний на 270 градусов. Спираль только подравнивай.
Что по минимому - это понятно. Не пилотаж ведь, чтоб крен под 45 градусов.
Минимумом можно тоже петли по разному закладывать. Первая - правее, вторая - левее а дальше там, где скороподьемность выше.
Кстати, спрямленные участки при корректировке петель меньше тормозят планер, чем когда он в спирали потому как рули в нейтрали.
Вопрос - как укладывать петли, чтобы как можно раньше взять термик в кольцо?
Это как раз элементарно. Если за один оборот высота увеличилась - остаемся. Если нет - пошли дальше. Один круг - 5-10 секунд - вполне достаточно. Если статистика в день полета показывает, что навалом потоков более сильных, чем данный (по росту высоты за оборот) - можем тоже свалить. После точного центрирования данный вопрос - не вопрос!
Бывает, в приземном слое такие дохлые потоки, что высота не растет, но и не падает. Тогда можно некоторое время перекантоваться и в таком потоке с тем, чтобы появилось что-то другое и потом продолжить поиск.
в том то и дело, что вот я взлетел на металке на 40 м, через секунд 10-20 нашел кое-чего, пока несколько спиралей делал, все шло хорошо, был подъем. А потом все - в лучшем случае нулевка или снижение,а по ветру уже снесло прилично…
Вов, у хорошего самолёта при спирали рули в нейтрали стоят. Так же, как и при прямом полёте.
Быстрее - никак. Либо интенсивно ищешь, теряя высоту, либо аккуратно ищешь, теряя время.
Вов, у хорошего самолёта при спирали рули в нейтрали стоят. Так же, как и при прямом полёте.
Сам посуди, если в спирали рули стоят также, как в прямом полете, значит в спирали скорость планера больше. А это неоптимально (хотя и не смертельно). Экономичнее будет оставить скорость близкую к прямолинейной. Но тогда в спирали ручку тихонечко на себя надо взять. Совсем на чуть-чуть. Оно хоть и руление, а в сумме время полета растет.
А потом все - в лучшем случае нулевка или снижение,а по ветру уже снесло прилично…
Альтернатива какая? Ну бросил неперспективный, как показалось поток. А пока новый найдется, что, высоты прибавится? Или снос уменьшится? Пока есть подьем - надо отрабатывать поток. Конечно - если погода такая, что кругом ломовые потоки стоят - вшивым заниматься не стоит. Так это тоже сразу понятно - по скороподьемности.
Кстати, проблемы летать в термичную погоду нет. Проблема - когда днем с огнем нифига не находишь и вот наконец хоть что-то дохленькое. Вот как его не упустить? Вот это проблема.
Тренироваться, как еще. Я хоть убей, не понимаю твоей проблемы. У тебя есть прибор, который показывает наличие и силу потока. Центрируй да выпаривай.
Я хоть убей, не понимаю твоей проблемы. У тебя есть прибор, который показывает наличие и силу потока. Центрируй да выпаривай.
Прибор дает наличие и силу потока, но не показывает, где его центр. Проблема в оптимизации метода его наилучшего поиска.
У меня есть ощущение, что метод этот очень прост. В том смысле - кратко формализуем. Выше я написал вариант формализации, отработанный в прошлый сезон. На следующий хочется попробовать и другие варианты поведения в небе.
Цель?
Не люблю шаманства. Даже сложные вещи можно сделать общедоступными - тока для этого ума надо. У нас на кафедре был доцент, он туннельный эффект на p-n переходе обьяснял на пальцах так, что даже девчонки понимали в лет.
Вот посмотри на эти картинки:
Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?
Вот посмотри на эти картинки:
Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?
Я так и делаю как на левой картинке, если откронило вправо, туда и продолжая поворот, это дает дополнительную скорость, а иногда и центр потока оказывается вовсе не слева. Ну а потом по большому радиусу левее,постепенно сужая спираль, нащупиваю ядро потока.
Картинки правильные, так и летают. Но не надо забывать про масштабный фактор. Мы говорим о потоках, диаметр которых соизмерим с диаметром виража модели. В такой ситуации прямого участка перехода просто не будет - не успеешь выровнять планер по крену и опять загнать его в установившуюся спираль. Очень резко надо элероны дергать, большие потери.
Поэтому просто уменьшаешь угол крена в точке, самой дальней от центра потока, а в зоне макс. подъема крен увеличиваешь. Так и подтягиваем спираль “без резких движений”.
Вот “Start straight flight for 2-4 sec” на первой картинке заставит тебя потерять ту высоту, что ты уже набрал в этом потоке. Потому что тебе придётся долго или сильно отклонить элероны. Не должно быть такого.
По сути, тут показана растянутая спираль. Вот ею и летай, без выраженных прямых участков. Куда при крене повернуть, влево или вправо - личное дело каждого пилота, я считаю. Если хочешь быстрее отцентрировать, ныряй к ядру. Если хочешь чёткой и однообразной алгоритмизации - лети по паттерну. Даже не буду заикаться о том, что часто бывает выгоднее летать галсами, чем спиралить.
Всё, поскольку дискуссия перешла в узкотеоретическую фазу, я самоустраняюсь. Зря вообще полез. Остальное проще на поле показать, чем тут прения разводить. Единственное, что добавлю - нельзя такие задачи и их решения укладывать в шаблоны - типа решения биквадратного уравнения. Это аналоговая система с множеством нелинейных параметров, но никак не оцифрованная сферическая лошадь в вакууме с квантованием в 256 уровней. 😃
Даже не буду заикаться о том, что часто бывает выгоднее летать галсами, чем спиралить.
😃 и даже чаще, чем кажется
Вот посмотри на эти картинки:
Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?
Часто в сильный ветер на небольшой высоте попадаются не термики, а вихри. В этом случае отворачивать от центра – смерти подобно.
Вот “Start straight flight for 2-4 sec” на первой картинке заставит тебя потерять ту высоту, что ты уже набрал в этом потоке. Потому что тебе придётся долго или сильно отклонить элероны. Не должно быть такого.
А такого и нет. По подсказке немцев я элероны и не дергаю для смещения на полдиаметра спирали. Не меняя крена легонько подруриваю рулем направления, и на скольжении смещаю вторуя часть полукруга на полдиаметра. Никакой потери высоты это не дает и крен планера не меняет.
А что это дает?
А вот что. Поскольку действия пилота детерминированы - то по изменению тональности вариометра можно очень точно начать поворот именно в момент прохождения локального максимума. Это позволяет сразу локализовывать центр термика по продольной оси. А два смещенных полукруга дают локализацию по поперечной оси.
Я ничего и никому не навязываю. Просто обсудить тактику можно? Я думаю - да.
Насчет галсов. И это есть. Если слабый, но протяженный поток, его лучше отрабатывать галсами. Но - форма и размеры в первый момент встречи с термиком не известны. А нужна тактика по ступеням, - что делать в первый момент, как менять тактику в зависимости от получаемой информации по ходу выпаривания. Почему не поговорить на эту тему открыто. Что, спортивная этика мешает? Покушение на секреты мастерства?
😃