Тактика центрирования

buerger

мне вот, вопрос как центрироваться не интересен…(согласен с Сергеичем)
вот как быстро распознать что поток/пузыр не перспективен и быстро свалить с него, вот это вопрос…

Lazy
buerger:

мне вот, вопрос как центрироваться не интересен…(согласен с Сергеичем)
вот как быстро распознать что поток/пузыр не перспективен и быстро свалить с него, вот это вопрос…

Во-во…Оно самое…
КАК - это уже мануально-визуальные умения. ГДЕ - это уже шаманство 😈

vovic
buerger:

вот как быстро распознать что поток/пузыр не перспективен и быстро свалить с него, вот это вопрос…

Это как раз элементарно. Если за один оборот высота увеличилась - остаемся. Если нет - пошли дальше. Один круг - 5-10 секунд - вполне достаточно. Если статистика в день полета показывает, что навалом потоков более сильных, чем данный (по росту высоты за оборот) - можем тоже свалить. После точного центрирования данный вопрос - не вопрос!
Бывает, в приземном слое такие дохлые потоки, что высота не растет, но и не падает. Тогда можно некоторое время перекантоваться и в таком потоке с тем, чтобы появилось что-то другое и потом продолжить поиск.

Сергеич

Вот я вам щас оффтоп устрою, и пусть мне ещо 20% вешают. 😃 Мне вот неинтересно, как отцентрироваться и набрать высоту в потоке, если он найден. Мне интересно, как при любой погоде научиться лететь полные 10 минут.

vovic
Lazy:

КАК - это уже мануально-визуальные умения. ГДЕ - это уже шаманство 😈

С точки зрения настоящего шамана, любой стоматолог - верховный шаман, потому как боль в зубе может не на два дня заговорить, а навсегда. 😃

Я обычно летаю так: Идем прямо. Натыкаемся на поток. Продолжаем идти прямо пока скорость потока продолжает расти. Как только рост скороподьемности переходит в спад делаю вираж на 270 градусов в сторону, противоположную наметившемуся крену. Если крен никуда не наметился - то вираж левый. После разворота на три четверти оборота иду прямо, так, чтобы пройти через ту точку, где начал делать вираж, но в перпендикулярном направлении и иду до тех пор, пока растет скороподьемность. Дальше все повторяется. Если на втором заходе максимум скороподьемности оказался выше, чем на первом, то радиус виража уменьшаю процентов на 30. Практика показывает, что через 2-3 круга центр потока оказывается в круге траектории.
Есть лучшие варианты?

Сергеич

Представь, сколько высоты ты теряешь на таких виражах 😃

vovic
Сергеич:

Мне интересно, как при любой погоде научиться лететь полные 10 минут.

Для этого надо научиться отрабатывать любой, самый дохлый поток. Потому что такие потоки, есть практически всегда, и даже ночью.
Даже если в таком потоке планер снижается, то все-равно, его скорость снижения ниже скорости снижения таких же планеров вне потока.

Сергеич:

Представь, сколько высоты ты теряешь на таких виражах 😃

А сколько ты теряешь, заложив вираж в сторону, противоположную крену, когда центр потока оказался как раз в той стороне, куда крен и наметился? А так бывает примерно в 20% случаев.

Сергеич

Мало. Чем больше ты рулишь, тем сильнее тормозишь самолёт. Соответственно - падаешь. Поставил в спираль - и всё, рули по минимуму, никаких метаний на 270 градусов. Спираль только подравнивай.

vovic

Что по минимому - это понятно. Не пилотаж ведь, чтоб крен под 45 градусов.
Минимумом можно тоже петли по разному закладывать. Первая - правее, вторая - левее а дальше там, где скороподьемность выше.
Кстати, спрямленные участки при корректировке петель меньше тормозят планер, чем когда он в спирали потому как рули в нейтрали.
Вопрос - как укладывать петли, чтобы как можно раньше взять термик в кольцо?

buerger
vovic:

Это как раз элементарно. Если за один оборот высота увеличилась - остаемся. Если нет - пошли дальше. Один круг - 5-10 секунд - вполне достаточно. Если статистика в день полета показывает, что навалом потоков более сильных, чем данный (по росту высоты за оборот) - можем тоже свалить. После точного центрирования данный вопрос - не вопрос!
Бывает, в приземном слое такие дохлые потоки, что высота не растет, но и не падает. Тогда можно некоторое время перекантоваться и в таком потоке с тем, чтобы появилось что-то другое и потом продолжить поиск.

в том то и дело, что вот я взлетел на металке на 40 м, через секунд 10-20 нашел кое-чего, пока несколько спиралей делал, все шло хорошо, был подъем. А потом все - в лучшем случае нулевка или снижение,а по ветру уже снесло прилично…

Сергеич

Вов, у хорошего самолёта при спирали рули в нейтрали стоят. Так же, как и при прямом полёте.

Быстрее - никак. Либо интенсивно ищешь, теряя высоту, либо аккуратно ищешь, теряя время.

vovic
Сергеич:

Вов, у хорошего самолёта при спирали рули в нейтрали стоят. Так же, как и при прямом полёте.

Сам посуди, если в спирали рули стоят также, как в прямом полете, значит в спирали скорость планера больше. А это неоптимально (хотя и не смертельно). Экономичнее будет оставить скорость близкую к прямолинейной. Но тогда в спирали ручку тихонечко на себя надо взять. Совсем на чуть-чуть. Оно хоть и руление, а в сумме время полета растет.

buerger:

А потом все - в лучшем случае нулевка или снижение,а по ветру уже снесло прилично…

Альтернатива какая? Ну бросил неперспективный, как показалось поток. А пока новый найдется, что, высоты прибавится? Или снос уменьшится? Пока есть подьем - надо отрабатывать поток. Конечно - если погода такая, что кругом ломовые потоки стоят - вшивым заниматься не стоит. Так это тоже сразу понятно - по скороподьемности.
Кстати, проблемы летать в термичную погоду нет. Проблема - когда днем с огнем нифига не находишь и вот наконец хоть что-то дохленькое. Вот как его не упустить? Вот это проблема.

Сергеич

Тренироваться, как еще. Я хоть убей, не понимаю твоей проблемы. У тебя есть прибор, который показывает наличие и силу потока. Центрируй да выпаривай.

vovic
Сергеич:

Я хоть убей, не понимаю твоей проблемы. У тебя есть прибор, который показывает наличие и силу потока. Центрируй да выпаривай.

Прибор дает наличие и силу потока, но не показывает, где его центр. Проблема в оптимизации метода его наилучшего поиска.
У меня есть ощущение, что метод этот очень прост. В том смысле - кратко формализуем. Выше я написал вариант формализации, отработанный в прошлый сезон. На следующий хочется попробовать и другие варианты поведения в небе.
Цель?
Не люблю шаманства. Даже сложные вещи можно сделать общедоступными - тока для этого ума надо. У нас на кафедре был доцент, он туннельный эффект на p-n переходе обьяснял на пальцах так, что даже девчонки понимали в лет.

Вот посмотри на эти картинки:

Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?

buerger
vovic:

Вот посмотри на эти картинки:

Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?

Я так и делаю как на левой картинке, если откронило вправо, туда и продолжая поворот, это дает дополнительную скорость, а иногда и центр потока оказывается вовсе не слева. Ну а потом по большому радиусу левее,постепенно сужая спираль, нащупиваю ядро потока.

Albert

Картинки правильные, так и летают. Но не надо забывать про масштабный фактор. Мы говорим о потоках, диаметр которых соизмерим с диаметром виража модели. В такой ситуации прямого участка перехода просто не будет - не успеешь выровнять планер по крену и опять загнать его в установившуюся спираль. Очень резко надо элероны дергать, большие потери.
Поэтому просто уменьшаешь угол крена в точке, самой дальней от центра потока, а в зоне макс. подъема крен увеличиваешь. Так и подтягиваем спираль “без резких движений”.

Сергеич

Вот “Start straight flight for 2-4 sec” на первой картинке заставит тебя потерять ту высоту, что ты уже набрал в этом потоке. Потому что тебе придётся долго или сильно отклонить элероны. Не должно быть такого.

По сути, тут показана растянутая спираль. Вот ею и летай, без выраженных прямых участков. Куда при крене повернуть, влево или вправо - личное дело каждого пилота, я считаю. Если хочешь быстрее отцентрировать, ныряй к ядру. Если хочешь чёткой и однообразной алгоритмизации - лети по паттерну. Даже не буду заикаться о том, что часто бывает выгоднее летать галсами, чем спиралить.

Всё, поскольку дискуссия перешла в узкотеоретическую фазу, я самоустраняюсь. Зря вообще полез. Остальное проще на поле показать, чем тут прения разводить. Единственное, что добавлю - нельзя такие задачи и их решения укладывать в шаблоны - типа решения биквадратного уравнения. Это аналоговая система с множеством нелинейных параметров, но никак не оцифрованная сферическая лошадь в вакууме с квантованием в 256 уровней. 😃

MaximKit
Сергеич:

Даже не буду заикаться о том, что часто бывает выгоднее летать галсами, чем спиралить.

😃 и даже чаще, чем кажется

Taboo
vovic:

Вот посмотри на эти картинки:
Разве так не лучше, чем сразу в перманентную спираль?

Часто в сильный ветер на небольшой высоте попадаются не термики, а вихри. В этом случае отворачивать от центра – смерти подобно.

vovic
Сергеич:

Вот “Start straight flight for 2-4 sec” на первой картинке заставит тебя потерять ту высоту, что ты уже набрал в этом потоке. Потому что тебе придётся долго или сильно отклонить элероны. Не должно быть такого.

А такого и нет. По подсказке немцев я элероны и не дергаю для смещения на полдиаметра спирали. Не меняя крена легонько подруриваю рулем направления, и на скольжении смещаю вторуя часть полукруга на полдиаметра. Никакой потери высоты это не дает и крен планера не меняет.
А что это дает?
А вот что. Поскольку действия пилота детерминированы - то по изменению тональности вариометра можно очень точно начать поворот именно в момент прохождения локального максимума. Это позволяет сразу локализовывать центр термика по продольной оси. А два смещенных полукруга дают локализацию по поперечной оси.

Я ничего и никому не навязываю. Просто обсудить тактику можно? Я думаю - да.
Насчет галсов. И это есть. Если слабый, но протяженный поток, его лучше отрабатывать галсами. Но - форма и размеры в первый момент встречи с термиком не известны. А нужна тактика по ступеням, - что делать в первый момент, как менять тактику в зависимости от получаемой информации по ходу выпаривания. Почему не поговорить на эту тему открыто. Что, спортивная этика мешает? Покушение на секреты мастерства?
😃

MaximKit

Да нет, секретов никаких нет я думаю:)

По моему опыту, важнее все-таки научиться выпаривать в пузырях. С обычными потоками все обычно просто, в них и кирпич летает:). С пузырями сложнее. Как меня в свое время учил Андрей Шереметьев, если погода “пузиристая” 😃 да еще и с ветром, главное не досиживать в пузыре до конца, ибо сразу за пузырем обычно сильный нисходящий поток. Буквально пинками заставлял меня уходить из пузыря как только подъем слабеет.

Вторая ошибка, которую делают многие: попав в нисходящий поток начинают тянуть ручку на себя, пытаясь меньше терять высоту, соответственно скорость падает и становится тяжело выйти из нисходящего потока. А многие и вообще пытаются переждать таким образом зону нисходящего потока и в конце концов теряют всю высоту.

Как учили меня , надо наоборот, сваливать из такой зоны как можно быстрее. Вперед и куда нибудь вбок.

Многое завистит от планера. Например на эстрелле в довольно сильный ветер и в пузыри тот-же Олег Лобов может позволить себе уйти в пузыре по ветру довольно на большое расстояние. Я на своем полуторогилограмовом чисто F3J планере себе такого позволить не могу, ибо просто не смогу вернуться обратно. Приходиться бороздить небо перед собой.

В общем от планера очень многое зависит.

ЗЫ Все выше сугубо мое личное мнение, прошу не пинать 😃