Вопрос по определению CG планера

Udjin

Т образный вынесен из спутной струи крыла, что увеличивает его эффективность на виражах, и у Т -стабильника вихри генерируют 2 точки, в то время как у Х стабильника - 4.
Как следствие Т стабильник дает больший момент.

Евгений_Николаевич

Это понятно, что Т - образник эффективнее, но каким боком это к Ц.Т?
А программа, давно на этой ветке есть, попробую вставить

DG-800.2.zip

VVS2

Повести дайв-тест нет возможности? Помоему это такая индивидуальная штука, каждый ставит ЦТ под свои условия. Лучше стараться позаднее, глайд получше, но придется пожертвовать иным. Решайте по облету и все.

Сheko

Udjin, а если планер - верхоплан и Х-образный стабильник ниже плоскости крыла, получается, что Х образный по этой логике эффективнее, так как позволяет идти на больших углах атаки. Каждый случай с компоновкой индивидуальный.

GSL
Евгений_Николаевич:

Это понятно, что Т - образник эффективнее, но каким боком это к Ц.Т?

Эффективность стабилизатора к центровке имеет самое непосредственное отношение. Устойчивость планера зависит от расстояния между ЦТ и фокусом планера. А чем эффективнее стабилизатор тем дальше назад сдвигается фокус. Увеличивая стабилизатор можно получить устойчивость при ЦТ за крылом. А там и до схемы “тандем” недалеко.

Меня смущает величина разницы между эффективностью обычного и Т-образного оперения.

Udjin
Сheko:

а если планер - верхоплан и Х-образный стабильник ниже плоскости крыла,

Скос потока градусов под 15 в минус идет …

Сheko
Udjin:

Скос потока градусов под 15 в минус идет …

Спорно, судя по рисункам которые я нашёл там 2-5 градуса, без срыва потока. А для планера и вовсе спутный поток идёт вверх или на ровне крыла, так как планер относительно воздуха движется вниз.

Udjin

Вадим, планера, это не только парители.
Конкретизируйте класс модели.

VVS2
Сheko:

А для планера и вовсе спутный поток идёт вверх

Это сильно зависит от полетной скорости. Планер это штука широкодиапазонная, триммирование по скорости может меняться очень быстро, по текущей задаче: термик-переход-разгон. Да и просто при работе в пузырях, быстрое перетриммирование помогает не делать лишних движений. Поэтому функция часто ставится на стик газа.

По поводу стаба, сталкивался с явлением попадания классического ГО в спутку крыла, выражалось как самоподхват по тангажу или самозавешивание, при потере скорости, с последующим клевком носом вниз. Пытался решать проблему углами установки крыла, но тем самым я лишь менял скорость на которой сие явление наступало, но не устранял проблему. Опускать стаб значительно ниже крыла не пробовал, но с тех пор стал делать V хвост и проблема исчезла т.к. данное оперение “размазано” по высоте и полностью затениться не может. Полагаю на Т хвостах все должно быть еще лучше.
Наверное не случайно на Валидолах стаб ниже балки стоит, говорят хорошо выполаживается после заброса.

Евгений_Николаевич

Нашел еще один расчет планера. adamone.rchomepage.com/cg2_calc.htm Здесь учитываются три вида хвостового оперения.
Для моего случая, при запасе относительно фокуса модели в 10% разница Х и Т составила: соответственно 20,7 мм по первой программе; 6,9мм - по второй программе.

Основная разница в случае Х хвоста по первой программе Ц.Т. значительно переднее чем по второй. В случае Т хвоста разница небольшая: 2-3мм.

1 month later
server28

Расчистал ЦТ для такого . Считал по обеим программам. Получил разницу менее 3мм. Но! Рекомендованная продавцом величина отличается более, чем на 20 мм по максимальному значению. Кому верить - не знаю.

yakav

Я думаю если модель от нормального производителя, то и данные которые он дает правильные, проверенные в реальном полете.

server28
yakav:

Я думаю если модель от нормального производителя, то и данные которые он дает правильные, проверенные в реальном полете.

Дело в том, что кроме отпечатанной на принтере бумажки, никаких опубликованных данных не нашел. Причем, в бумажке на некоторых изображениях фрагменты двухметрового аппарата (младшего, так сказать, брата (этот в размахе 2500 мм).
Написал Густаву в Берлин, посмотрю, что он скажет. Все таки разница в 20 мм настораживает.

ronyman

Там рекомендованная 82-93 мм, но мне показалась слишком передняя. Я пользую 95-100 мм.

server28
ronyman:

Я пользую 95-100 мм.

У Вас такой-же аппарат? Двигатель или крючок?

ronyman

С мотором 35-48 1100 об., акк 3S-3300. Тоже посчитал по программе, но за 105 мм уже его ловить приходится.

ronyman

Примерно 2100г., летает отлично, довольно универсальный получился.

server28

Перемерил “с пристрастием” и пересчитал еще раз. , получил диапазон устойчивости 97-116 мм. Выставил 97 мм. У нас сегодня сильный ветер. Пойду после работы побегаю-побросаю.