Металка для октябренка

chitaf3a
MAX-65:

“На метле любого размаха и простоты, элероны обязательно!”

Точно!😃

Pavel-69

Господа, я понимаю что “опыт и алкоголь всегда победят молодость и задор” Ну зачем первому планеру элероны?? когда он и РН легко управляется)-что бы поймать в руки?-а что надо ловить?)))я не F-3K-ашник когда запускал думал что вся потеха это пролететь над карапузом а тот радостно захохочет)) Иными словами не пытайтесь планер из набора “белый орёл” затянуть динамическим стартом. Наши планера схожи только методом заброса.

chitaf3a
Pavel-69:

Ну зачем первому планеру элероны?

Собери
-один без элеронов
-второй с элеронами.
Полетай. И сделаешь выводы… 😃 (поймёшь почему рекомендуют - элероны )

Pavel-69

Конечно с элеронами лучше а ещё бы по 1 сервы на элерон чтобы режимы настроить,да ещё как тормоз использовать. Бесспорно Вы правы.
Позже я попробую объяснить причины управления РН

yurbuten
chitaf3a:

(поймёшь почему рекомендуют - элероны )

Согласен… ,но всё же любопытно узнать как строился,посмотреть фото,если есть,то видео,чертежи,особенности сборки и т. д.
Pavel-69 предлагаю игнорировать спорные замечания,Вы решились рассказать о своём маленьком детище-так рассказывайте.Кому интересно,как и мне,будут слушать-смотреть,спрашивать…

Pavel-69

Так и поступлю, дайте до дома добраться к фото,записям вечером начну)

asssa

Вот еще метровик по классической деревянной технологии www.f3k.nl/index.php?id=3. Сам таких 2 шт построил, они то и сделали свое черное дело. Для начала самое то, один подарил начинающему, второй лежит без дела. Фото постройки кажется остались. Если Павел разрешит могу тоже отдельные узлы выкладывать в этой теме, в процессе постройки так увлекся, что фотографировать забывал. В изготовлении классического бальзового крыла есть определенный кайф. Кто строит или строил сам прекрасно поймет.

Pavel-69

Добрый вечер господа!
Анатолий, очень интересно увидеть процесс постройки вашего планера, я готов поделиться своей темой, но только давайте после эээ так сказать моей отмашки типо :“а теперь предлагаю продемонстрировать технику других моделистов”. Вы не против? Я объясню почему, желанием создать эту тему послужила внезапно возникшая педагогическая нотка, а именно тема для “октябрят”-мальчишек имеющих желание построить что-то свое, поэтому повествовать буду соответственно,а гуру попрошу деликатно поправлять если где прерву) -согласны?

Ну начнем-с!!))
Итак, перед созданием любого самолета, большого или маленького, моделист должен поставить перед собой задачу а именно: “что я хочу получить?” моя задача была такая “хочу метательный планер…радиоуправляемый…и чтобы поменьше…совсем маленький!!” (имею слабость к маленьким моделям).
Дальше у моделиста возникает вопрос “а что для этого нужно?”-ну как минимум начинка будущей модели, ведь именно по модели выбирают бортовое оборудование. Я же решил строить по тому что у меня есть.
Итак собрал в кучу будущую начинку:
сервы : HS-40 (5 гр), HS-50 (6 гр);
АКБ: 2LiPo 220mA (15 гр);
приемник: Optima 7 (15 гр). Итого на борт 41 гр!!! в принципе вполне потянет планерок в 1-1,5 м размаха но это уже ближе к F-3K, а серв в наличии две, захочу с элеронами…засмеют ведь дядьки на форуме (теперь понятно почему нет элеронов?)) да и задача ставилась маленький планерок значит размах до метра- Это будет первым параметром.

Ах да, если захотите чертежик спросить - отвечу НЕ ДОЖДЕТЕСЬ)) Не потому что жалко, а потому что они в карандаше на ватмане, да и не будем размножать тунеядство в кругах моделистов)) Я предлагаю чертеж сделать самому своего самолета. А как?-Я помогу.

1 этап. Проектирование
1.Имеем- бортовое оборудование 41 гр- это гарантированный вес, все остальное зависит от мастерства и материалов.
2.Возьмем в первом приближении взлетный вес 80 гр - как правило определяется с опытом, да и притом как видите по видео в моей теме планер в 800мм имеет взлетный 100. Сразу оговорка для моделистов помоложе взлетный необходимо брать немного больше чем хочется-поправка на неопытность)
3. Определим нагрузку на крыло т.к. хотим получить планер примем 12 гр/ дм ^2. Хороший показатель для планерков до метра (10-15) для 1,5 метра (13-18) если ошибаюсь поправьте. Необходимо понимать, что чем выше нагрузка тем больше скорость полета и меньше время планирования; при бесконечном увеличении нагрузки планер превратится в камень, а теперь представьте что дискусом запустили камень как он полетит?- быстро, а как долго?-пару секунд. Следовательно, нагрузка должна стремиться в меньшую сторону, а какой предел и что ограничивает?- условия полета, т.к. планер уличный возмущения атмосферы нам обеспечены и чтобы наш планер не сдуло ветерком нужно иметь скорость полета немного большую чем у той погоды в которую мы собираемся эксплуатировать модель. Так вот, если вы возьмете и подставите в формулу подъемной силы вместо Y вес модели (данное условие соответствует установившемуся горизонтальному полету для планера планирования) то получите площадь крыла для заданной скорости и веса модели. Но если нет желания заниматься сложными подсчетами можно взять рекомендованную нагрузку у меня, повторюсь, 12 гр/дм^2 что обеспечит полет от штиля до 3-4 м/с.
4. Рассчитываем по принятым данным площадь крыла, она составит 6,67 дм^2.
5. Размышляем о форме крыла в плане… известно, что наиболее выгодно элиптическое, но его довольно сложно изготовить, а что сейчас в моде у старших товарищей?-близкое к элипсу. Вот такое и будем стараться сделать чтобы из моды не выходить)) Берем карандаш в руки и фантазируем. Я начал с корневой хорды в 100мм, прикидываю концевую в 80мм считаю длину консоли заданной площади получил 370мм что соответствует размаху 740мм- вполне удовлетворяет требованию “маленький планерок” с помощью лекала проводим законцовку, предавая конечную форму в плане, но этим мы уменьшаем незначительно площадь, что не критично т.к. у нас еще в запасе площадь ГО которая по идее тоже берется в расчет нагрузки, но ею я пренебрег по причине такой “резки крыла”, закрытия фюзеляжем и возможного заброса фактической массы модели от расчетной.
6. Проверяем насколько соответствует наш вкус моде аэродинамики для вычерченного крыла удлинение крыла составило 8,2- что хороший результат в пользу уменьшения индуктивного сопротивления, сужение - 1,25 что также в пределах нормы для нечемпионатного планера. Вывод форма крыла - соответствует.

Сегодня мы определились с моделью,вычертили крыло в плане предлагаю продолжить завтра. Чуть не забыл, для тех кого заинтересовал аэродинамикой настоятельно рекомендую изучать товарища Мерзликина “Радиоуправляемые модели планеров” 1982г. - там все по-научному, простым языком, я же применил очень сжатый расчет азов так сказать для “октябренка”.
П.С. Жена сказала прочтя: “краткость- сестра таланта, а у тебя???!!!”))

Pavel-69

Продолжаю освещение процесса проектирования. Хоть кому-то интересно?))
Итак мы получили крыло в плане
7. Определяем САХ в приближении рассматриваю свое крыло как трапецивидное САХ равна 90 мм, проводим ее на чертеже, Задаемся центром тяжести (центровкой) будущей модели в 23% САХ что соответствует 25мм от носка корневой нервюры как правило у моделей обычной схемы она находится в пределах 22-28%.
На заметку! центровка самолетов выражается в % от САХ, у вертолетов в мм от оси НВ и вот если вы на поле скажете своим колегам что то вроде :“центровка моего самолета в этот раз задняя 27% попробую на пару процентов сдвинуть”-как минимум уважение товарищей уже в кармане 😎
8. Приступаем к оперению…Я взял для своей модели следующие соотношения : Sго -18% от Sкр, Sво-13% соответственно ,как вы замечали у метательных планеров развито вертикальное оперение, причем расположено оно как над так и под фюзеляжем у меня подфюзеляжная часть киля составляет 37% от общей площади ВО. Чуть не забыл РВ и РН составляют 49 и 50% соответственно от площадей ГО и ВО.-если заметите довольно большие значения я объясняю их-эффективностью рулей при малых скоростях полета.
Таким образом зная параметры оперения не составит большого труда воплотить на бумаге, но сперва определимся с фюзеляжем.
9. Фюзеляж,(простой расчет) Основные требования к нему:
-должен расположить всю “начинку”
-иметь узлы крепления крыла и оперения

  • быть удобооптекаемым
    -своими размерами удовлетворять условиям устойчивости модели (продольной и путевой).
    Чертим горизонтальную линию равную корневой хорде (100 мм) на ней откладываем отрезок в 25 мм (ЦТ) а теперь размышляем все что находится слева (носовая часть) должна сбалансировать своим весом что находится справа (хвостовую), при этом длина хвостовой части определена Коэффициентом статической устойчивости (Аго) для своего планера я взял значение 0,7- который хорошо удовлетворяет требованию продольной устойчивости. Далее по формуле определения плеча ГО находим, что длина фюзеляжа от ЦТкр до ЦТго составит 355мм, а значит можно уже нанести ГО и ВО на чертеж. Что касается передней части фюзеляжа ее длину необходимо подобрать что бы уместить начинку при этом плечо должно быть минимальным у меня она составила 137 мм.
    P.S. Вот мы получили основные очертания будущей модели
MAX-65

Жаль что весь этот труд пропадёт, когда вы закончите своё повествование тема потеряет продолжение сначала опустится, потом закроется а потом потеряется в ворохе других темм… Луше пока не поздно сделайте блог (rcopen.com/blogs/135231 ), и там всё всегда будет под руками хотя бы у вас увидев интерес у кого угодно к этому направлению вы всегда можете снабдить интересующихся ссылкой на ваш блог, где может в дальнейшем пройти взаимно интересный обмен мнениями хоть через 10 лет… А тут всё пропадёт со временем…

yurbuten
MAX-65:

сделайте блог

Конечно это хороший совет,но раз уж тема открыта… ,а блог можно создать и параллельно наполнять информацией оба ресурса,одно другому не мешает… ,так думаю 😃

Pavel-69

Спасибо большое за совет! как по мне для блога имею мало опыта. А так даже если хоть кого-то заинтересую открыть книжку, можно считать дело сделано).
Продолжу про модель осталось немного чтобы начать конструирование!
10. Профиль крыла. Много расписывать не буду очень сложный вопрос.Я сделал вывод, что у метательных планеров как правило профили
а) “тонкие”;
б) плоско-выпуклые;
в) имеющие острый носок.
мой выбор пал на AG 03 с относительной толщиной 6,24
11. Поперечное V крыла- необходимо для поперечной устойчивости модели,простыми словами при случайном (под действием возмущающих факторов) кренении модели поперечно устойчивая будет уменьшать кренение. Для моделей с элеронами оно порядка 3-6 градуса, в нашем случае без элеронов 10-20 градусов почему такая разница?- я отвечу так что при управлении моделями только РН с большим поперечным V будет отзывчивей. Но нужно помнить что бесконечное увеличение V приведет к колебательной неустойчивости. На моей модели - 11 градусов.
12. Угол установки крыла - довольно сложно определяемая величина для практики можно воспользоваться принятыми значениями а потом добиться лучшего результата настройкой модели. У меня +1,5 градуса
Вот в принципе азы озвучены.
По изложенному материалу можно вычертить мой планер или даже лучше))
2 этап. Конструирование
Имея эскиз модели определяемся с конструкцией каждого узла
Для начала необходимо составить весовую сводку будущей модели
Итак мы задавались взлетным 80 гр.
Разбиваем модель на узлы и прикидываем их массу
Оборудование -41 гр;
органы управления -2 гр;
обтяжка пленкой -7 гр (пленка какая была под рукой 1дм^2-0,417 гр, на крыло 6 гр, оперение 1 гр)
оперение -6 гр (ГО-4 гр, ВО-2 гр)
*осталось самое интересное… на крыло и фюзеляж пришлось 24 гр…-довольно скудная цифра зато будет к чему стремиться))*
крыло -10 гр;
фюзеляж -14 гр.
Какой вывод можно сделать по развесовке?- все ужато под завязку! причем начинку и пленку я менять не намерен,поэтому задача сделать как можно легче планер.

P.S.Следуюший этап начнется с постройки , фотографий и коментариев ))))))

Pavel-69

Первым в очереди будет крыло. Так как на него отвел 10 гр конструкция напрашивается наборной, которая даже с моей тяжелой пленкой дает выигрыш в весе по сравнению с цельнобальзовым порядка 7 гр (расчетные данные).
Работы начал с изготовления нижней зашивки лобика.
Из ватмана изготовил шаблон

Далее при помощи этого шаблона изготовил бальзовую зашивку (пластины 1мм)

Особое внимание надо уделять геометрической и весовой симметрии деталей консолей. Две половинки вышли 2,7 гр примерно столько же будут весить и верхние, стало быть в сумме 5 гр - с учетом доведения толщины до 0,7мм.
Следующим этапом на стапеле собираем нижние так сказать “решетки”- полкообразующие нервюр

Такая конструкция имеет ряд преимуществ в жеткости и прочности. Вес такой консоли 4гр задняя кромка крыла будет образована двумя рейками 8мм, толщиной в 1 мм и склеенными на “ус” СА. Полки нервюр - шириной 4мм.
Далее очередь нервюр, распечатанные профиля клеятся на заготовки и попарно обрабатываются, обработать пакетом практически невозможно из-за мелкого размера.
- вес набора 0,4 гр.

Сборка консоли
Лонжерон - бальза 3мм (1 гр) по высоте нервюр

Верхняя зашивка- аналогична

Законцовки - цельнобальзовые. Толщина полок доведена до 0,7 мм - эта величина учитывалась при изготовлении нервюр

Силовым элементом стыковки консолей служит вставка из 1мм фанеры через лонжерон

Напомню поперечное V 11 градусов. Крепиться к фюзеляжу крыло будет по средством 2-х капроновых винтов М3 вклеил две Al втулки в места крепления

заднюю усилил косынками.
Так же бальзовые косынки толщиной 3мм имеют и законцовки

  • вес крыла в таком виде 14,2 гр что на 4гр больше расчетного, но согласитесь 10 гр- мифическое число!
    сразу выкладываю фото обтянутого пленкой
  • 19,8 гр на обтяжку ушло 5,6 гр что на 0,4 гр меньше расчетного))).
    Чуть не забыл все клеил на СА.
    P.S. Данная конструкция выдержала все полетные нагрузки.
12 days later
Pavel-69

Будет)) если тема актуальна. Перерыв был вызван нехваткой времени а затянулся из-за внутреннего вопроса :“Хоть кому-то интересно?” а то сложилось впечатление игры в одни ворота…впрочем сам наверно виноват))

yurbuten
Pavel-69:

а то сложилось впечатление

Напрасно Вы так думаете.Посмотрите сколько заинтересованного народу Вам “спсаибки” сказали,а есть такие,кто свой интерес ни как не показывают и их гораздо больше 😃

asssa
yurbuten:

Напрасно Вы так думаете.Посмотрите сколько заинтересованного народу Вам “спсаибки” сказали,а есть такие,кто свой интерес ни как не показывают и их гораздо больше 😃

Поддерживаю полностью, спортивные метлы для октябрят дорого, а такая самолетка в самый раз, самостоятельно построить под силу. Слежу за темой, не пишу из-за хронической нехватки времени, так что Вам карты в руки.

Rayman

Доброго времени! Тема интересная.
Тем более, что все больше появляется миниатюрных компонентов для управления такими моделями.
Вопрос к ТС - не рассматривался ли вариант носовой части фюзеляжа из ПТЭФ (пластиковой бутылки).
На мой влгляд, более живучая и легко заменяемая.

Никак не соберусь доделать подобную модельку. Крылышко такое, с размахом 800мм. Лобик из пеноплекса обшитого бальзой 1,5мм.

Pavel-69

Тогда с удовольствием продолжаю!

Rayman:

не рассматривался ли вариант носовой части фюзеляжа из ПТЭФ

Рассматривался и такой вариант, еще думал о стеклоткани, но в итоге остановился на цельнобальзовом, объясню почему:
первое: моя “начинка” довольно массивна, если же тянуть из ПЭТ, то к внутреннему объему прибавится еще и балка .
второе: это простота изготовления и вынужденно малый вес. В общем, выбор пал на бальзу))
При конструировании носовой части фюзеляжа задался требованием минимальной мидельной площади, т.к. начинка “прямоугольна” минимальный мидель можно получить только “обернув” оболочкой.
Как совет:
-необходимо изготовить из бумаги шаблоны серв, АКБ, приемника - только так вы получите правильную картину заполнения внутреннней полости фюзеляжа.
Изготовление начал с “коробки”

  • легкая 2х мм бальза
    Следующим этапом вклеил балку и заложил блоки- заполнители

    Сразу пару слов о пилоне крыла: изготовлен из бальзы 10*10, спрофилирован сверху вклеены гаечки М*3 и закрыты 1мм фанерой. Очень хочется предупредить о нерациональности такой конструкции!!
    Дело в том, что силовым элементом фюзеляжа является балка, а стало быть крепить крыло надо к ней. У меня же крыло-к пилону, пилон к балке а прочность у бальзового пилона не велика. Сам пошел на такой шаг из-за желания спрятать тяги в балке в итоге при первом же забросе дискусом пилон треснул(( Это был первый дискус не только для модели но и для меня)) Зато теперь я убежден что данному элементу необходимо уделять повышенное внимание!! о чем и предупреждаю. К слову, переделывать конструкцию не пришлось, а исправил проблему просто: наложил тоненькой стеклоткани на боковинки пилона на СА.
    Еще обращаю внимание на крепление коробки к задней бобышке - на первый взгляд площадь склейки велика, но совсем не помешают косыночки скажем из той-же стеклоткани.
    P.S.Как способ замещения тонкой стеклоткани упомянутой мной, могу посоветовать капроновый бантик на голове среднестатистической Маши, если же Маша не дает, то направляйтесь в “магазин тканей”.
    Ах, чуть не забыл… балка - второе колено от удочки, мне обошлась в рыболовном за 150 р. Впрочем, это единственная деталь которую мне пришлось докупить - все остальное обычно уже есть.
dadvic

Вопрос по балке из удочки. Они же гнутся, или надо правильную удочку искать?