Металка для октябренка
Добрый вечер господа!
Анатолий, очень интересно увидеть процесс постройки вашего планера, я готов поделиться своей темой, но только давайте после эээ так сказать моей отмашки типо :“а теперь предлагаю продемонстрировать технику других моделистов”. Вы не против? Я объясню почему, желанием создать эту тему послужила внезапно возникшая педагогическая нотка, а именно тема для “октябрят”-мальчишек имеющих желание построить что-то свое, поэтому повествовать буду соответственно,а гуру попрошу деликатно поправлять если где прерву) -согласны?
Ну начнем-с!!))
Итак, перед созданием любого самолета, большого или маленького, моделист должен поставить перед собой задачу а именно: “что я хочу получить?” моя задача была такая “хочу метательный планер…радиоуправляемый…и чтобы поменьше…совсем маленький!!” (имею слабость к маленьким моделям).
Дальше у моделиста возникает вопрос “а что для этого нужно?”-ну как минимум начинка будущей модели, ведь именно по модели выбирают бортовое оборудование. Я же решил строить по тому что у меня есть.
Итак собрал в кучу будущую начинку:
сервы : HS-40 (5 гр), HS-50 (6 гр);
АКБ: 2LiPo 220mA (15 гр);
приемник: Optima 7 (15 гр). Итого на борт 41 гр!!! в принципе вполне потянет планерок в 1-1,5 м размаха но это уже ближе к F-3K, а серв в наличии две, захочу с элеронами…засмеют ведь дядьки на форуме (теперь понятно почему нет элеронов?)) да и задача ставилась маленький планерок значит размах до метра- Это будет первым параметром.
Ах да, если захотите чертежик спросить - отвечу НЕ ДОЖДЕТЕСЬ)) Не потому что жалко, а потому что они в карандаше на ватмане, да и не будем размножать тунеядство в кругах моделистов)) Я предлагаю чертеж сделать самому своего самолета. А как?-Я помогу.
1 этап. Проектирование
1.Имеем- бортовое оборудование 41 гр- это гарантированный вес, все остальное зависит от мастерства и материалов.
2.Возьмем в первом приближении взлетный вес 80 гр - как правило определяется с опытом, да и притом как видите по видео в моей теме планер в 800мм имеет взлетный 100. Сразу оговорка для моделистов помоложе взлетный необходимо брать немного больше чем хочется-поправка на неопытность)
3. Определим нагрузку на крыло т.к. хотим получить планер примем 12 гр/ дм ^2. Хороший показатель для планерков до метра (10-15) для 1,5 метра (13-18) если ошибаюсь поправьте. Необходимо понимать, что чем выше нагрузка тем больше скорость полета и меньше время планирования; при бесконечном увеличении нагрузки планер превратится в камень, а теперь представьте что дискусом запустили камень как он полетит?- быстро, а как долго?-пару секунд. Следовательно, нагрузка должна стремиться в меньшую сторону, а какой предел и что ограничивает?- условия полета, т.к. планер уличный возмущения атмосферы нам обеспечены и чтобы наш планер не сдуло ветерком нужно иметь скорость полета немного большую чем у той погоды в которую мы собираемся эксплуатировать модель. Так вот, если вы возьмете и подставите в формулу подъемной силы вместо Y вес модели (данное условие соответствует установившемуся горизонтальному полету для планера планирования) то получите площадь крыла для заданной скорости и веса модели. Но если нет желания заниматься сложными подсчетами можно взять рекомендованную нагрузку у меня, повторюсь, 12 гр/дм^2 что обеспечит полет от штиля до 3-4 м/с.
4. Рассчитываем по принятым данным площадь крыла, она составит 6,67 дм^2.
5. Размышляем о форме крыла в плане… известно, что наиболее выгодно элиптическое, но его довольно сложно изготовить, а что сейчас в моде у старших товарищей?-близкое к элипсу. Вот такое и будем стараться сделать чтобы из моды не выходить)) Берем карандаш в руки и фантазируем. Я начал с корневой хорды в 100мм, прикидываю концевую в 80мм считаю длину консоли заданной площади получил 370мм что соответствует размаху 740мм- вполне удовлетворяет требованию “маленький планерок” с помощью лекала проводим законцовку, предавая конечную форму в плане, но этим мы уменьшаем незначительно площадь, что не критично т.к. у нас еще в запасе площадь ГО которая по идее тоже берется в расчет нагрузки, но ею я пренебрег по причине такой “резки крыла”, закрытия фюзеляжем и возможного заброса фактической массы модели от расчетной.
6. Проверяем насколько соответствует наш вкус моде аэродинамики для вычерченного крыла удлинение крыла составило 8,2- что хороший результат в пользу уменьшения индуктивного сопротивления, сужение - 1,25 что также в пределах нормы для нечемпионатного планера. Вывод форма крыла - соответствует.
Сегодня мы определились с моделью,вычертили крыло в плане предлагаю продолжить завтра. Чуть не забыл, для тех кого заинтересовал аэродинамикой настоятельно рекомендую изучать товарища Мерзликина “Радиоуправляемые модели планеров” 1982г. - там все по-научному, простым языком, я же применил очень сжатый расчет азов так сказать для “октябренка”.
П.С. Жена сказала прочтя: “краткость- сестра таланта, а у тебя???!!!”))
Продолжаю освещение процесса проектирования. Хоть кому-то интересно?))
Итак мы получили крыло в плане
7. Определяем САХ в приближении рассматриваю свое крыло как трапецивидное САХ равна 90 мм, проводим ее на чертеже, Задаемся центром тяжести (центровкой) будущей модели в 23% САХ что соответствует 25мм от носка корневой нервюры как правило у моделей обычной схемы она находится в пределах 22-28%.
На заметку! центровка самолетов выражается в % от САХ, у вертолетов в мм от оси НВ и вот если вы на поле скажете своим колегам что то вроде :“центровка моего самолета в этот раз задняя 27% попробую на пару процентов сдвинуть”-как минимум уважение товарищей уже в кармане 😎
8. Приступаем к оперению…Я взял для своей модели следующие соотношения : Sго -18% от Sкр, Sво-13% соответственно ,как вы замечали у метательных планеров развито вертикальное оперение, причем расположено оно как над так и под фюзеляжем у меня подфюзеляжная часть киля составляет 37% от общей площади ВО. Чуть не забыл РВ и РН составляют 49 и 50% соответственно от площадей ГО и ВО.-если заметите довольно большие значения я объясняю их-эффективностью рулей при малых скоростях полета.
Таким образом зная параметры оперения не составит большого труда воплотить на бумаге, но сперва определимся с фюзеляжем.
9. Фюзеляж,(простой расчет) Основные требования к нему:
-должен расположить всю “начинку”
-иметь узлы крепления крыла и оперения
- быть удобооптекаемым
-своими размерами удовлетворять условиям устойчивости модели (продольной и путевой).
Чертим горизонтальную линию равную корневой хорде (100 мм) на ней откладываем отрезок в 25 мм (ЦТ) а теперь размышляем все что находится слева (носовая часть) должна сбалансировать своим весом что находится справа (хвостовую), при этом длина хвостовой части определена Коэффициентом статической устойчивости (Аго) для своего планера я взял значение 0,7- который хорошо удовлетворяет требованию продольной устойчивости. Далее по формуле определения плеча ГО находим, что длина фюзеляжа от ЦТкр до ЦТго составит 355мм, а значит можно уже нанести ГО и ВО на чертеж. Что касается передней части фюзеляжа ее длину необходимо подобрать что бы уместить начинку при этом плечо должно быть минимальным у меня она составила 137 мм.
P.S. Вот мы получили основные очертания будущей модели
Жаль что весь этот труд пропадёт, когда вы закончите своё повествование тема потеряет продолжение сначала опустится, потом закроется а потом потеряется в ворохе других темм… Луше пока не поздно сделайте блог (rcopen.com/blogs/135231 ), и там всё всегда будет под руками хотя бы у вас увидев интерес у кого угодно к этому направлению вы всегда можете снабдить интересующихся ссылкой на ваш блог, где может в дальнейшем пройти взаимно интересный обмен мнениями хоть через 10 лет… А тут всё пропадёт со временем…
сделайте блог
Конечно это хороший совет,но раз уж тема открыта… ,а блог можно создать и параллельно наполнять информацией оба ресурса,одно другому не мешает… ,так думаю 😃
Спасибо большое за совет! как по мне для блога имею мало опыта. А так даже если хоть кого-то заинтересую открыть книжку, можно считать дело сделано).
Продолжу про модель осталось немного чтобы начать конструирование!
10. Профиль крыла. Много расписывать не буду очень сложный вопрос.Я сделал вывод, что у метательных планеров как правило профили
а) “тонкие”;
б) плоско-выпуклые;
в) имеющие острый носок.
мой выбор пал на AG 03 с относительной толщиной 6,24
11. Поперечное V крыла- необходимо для поперечной устойчивости модели,простыми словами при случайном (под действием возмущающих факторов) кренении модели поперечно устойчивая будет уменьшать кренение. Для моделей с элеронами оно порядка 3-6 градуса, в нашем случае без элеронов 10-20 градусов почему такая разница?- я отвечу так что при управлении моделями только РН с большим поперечным V будет отзывчивей. Но нужно помнить что бесконечное увеличение V приведет к колебательной неустойчивости. На моей модели - 11 градусов.
12. Угол установки крыла - довольно сложно определяемая величина для практики можно воспользоваться принятыми значениями а потом добиться лучшего результата настройкой модели. У меня +1,5 градуса
Вот в принципе азы озвучены.
По изложенному материалу можно вычертить мой планер или даже лучше))
2 этап. Конструирование
Имея эскиз модели определяемся с конструкцией каждого узла
Для начала необходимо составить весовую сводку будущей модели
Итак мы задавались взлетным 80 гр.
Разбиваем модель на узлы и прикидываем их массу
Оборудование -41 гр;
органы управления -2 гр;
обтяжка пленкой -7 гр (пленка какая была под рукой 1дм^2-0,417 гр, на крыло 6 гр, оперение 1 гр)
оперение -6 гр (ГО-4 гр, ВО-2 гр)
*осталось самое интересное… на крыло и фюзеляж пришлось 24 гр…-довольно скудная цифра зато будет к чему стремиться))*
крыло -10 гр;
фюзеляж -14 гр.
Какой вывод можно сделать по развесовке?- все ужато под завязку! причем начинку и пленку я менять не намерен,поэтому задача сделать как можно легче планер.
P.S.Следуюший этап начнется с постройки , фотографий и коментариев ))))))
Первым в очереди будет крыло. Так как на него отвел 10 гр конструкция напрашивается наборной, которая даже с моей тяжелой пленкой дает выигрыш в весе по сравнению с цельнобальзовым порядка 7 гр (расчетные данные).
Работы начал с изготовления нижней зашивки лобика.
Из ватмана изготовил шаблон
Далее при помощи этого шаблона изготовил бальзовую зашивку (пластины 1мм)
Особое внимание надо уделять геометрической и весовой симметрии деталей консолей. Две половинки вышли 2,7 гр примерно столько же будут весить и верхние, стало быть в сумме 5 гр - с учетом доведения толщины до 0,7мм.
Следующим этапом на стапеле собираем нижние так сказать “решетки”- полкообразующие нервюр
Такая конструкция имеет ряд преимуществ в жеткости и прочности. Вес такой консоли 4гр задняя кромка крыла будет образована двумя рейками 8мм, толщиной в 1 мм и склеенными на “ус” СА. Полки нервюр - шириной 4мм.
Далее очередь нервюр, распечатанные профиля клеятся на заготовки и попарно обрабатываются, обработать пакетом практически невозможно из-за мелкого размера.
- вес набора 0,4 гр.
Сборка консоли
Лонжерон - бальза 3мм (1 гр) по высоте нервюр
Законцовки - цельнобальзовые. Толщина полок доведена до 0,7 мм - эта величина учитывалась при изготовлении нервюр
Силовым элементом стыковки консолей служит вставка из 1мм фанеры через лонжерон
Напомню поперечное V 11 градусов. Крепиться к фюзеляжу крыло будет по средством 2-х капроновых винтов М3 вклеил две Al втулки в места крепления
заднюю усилил косынками.
Так же бальзовые косынки толщиной 3мм имеют и законцовки
А будет ли продолжение7
Будет)) если тема актуальна. Перерыв был вызван нехваткой времени а затянулся из-за внутреннего вопроса :“Хоть кому-то интересно?” а то сложилось впечатление игры в одни ворота…впрочем сам наверно виноват))
а то сложилось впечатление
Напрасно Вы так думаете.Посмотрите сколько заинтересованного народу Вам “спсаибки” сказали,а есть такие,кто свой интерес ни как не показывают и их гораздо больше 😃
Напрасно Вы так думаете.Посмотрите сколько заинтересованного народу Вам “спсаибки” сказали,а есть такие,кто свой интерес ни как не показывают и их гораздо больше 😃
Поддерживаю полностью, спортивные метлы для октябрят дорого, а такая самолетка в самый раз, самостоятельно построить под силу. Слежу за темой, не пишу из-за хронической нехватки времени, так что Вам карты в руки.
Доброго времени! Тема интересная.
Тем более, что все больше появляется миниатюрных компонентов для управления такими моделями.
Вопрос к ТС - не рассматривался ли вариант носовой части фюзеляжа из ПТЭФ (пластиковой бутылки).
На мой влгляд, более живучая и легко заменяемая.
Никак не соберусь доделать подобную модельку. Крылышко такое, с размахом 800мм. Лобик из пеноплекса обшитого бальзой 1,5мм.
Тогда с удовольствием продолжаю!
не рассматривался ли вариант носовой части фюзеляжа из ПТЭФ
Рассматривался и такой вариант, еще думал о стеклоткани, но в итоге остановился на цельнобальзовом, объясню почему:
первое: моя “начинка” довольно массивна, если же тянуть из ПЭТ, то к внутреннему объему прибавится еще и балка .
второе: это простота изготовления и вынужденно малый вес. В общем, выбор пал на бальзу))
При конструировании носовой части фюзеляжа задался требованием минимальной мидельной площади, т.к. начинка “прямоугольна” минимальный мидель можно получить только “обернув” оболочкой.
Как совет:
-необходимо изготовить из бумаги шаблоны серв, АКБ, приемника - только так вы получите правильную картину заполнения внутреннней полости фюзеляжа.
Изготовление начал с “коробки”
- легкая 2х мм бальза
Следующим этапом вклеил балку и заложил блоки- заполнители
Сразу пару слов о пилоне крыла: изготовлен из бальзы 10*10, спрофилирован сверху вклеены гаечки М*3 и закрыты 1мм фанерой. Очень хочется предупредить о нерациональности такой конструкции!!
Дело в том, что силовым элементом фюзеляжа является балка, а стало быть крепить крыло надо к ней. У меня же крыло-к пилону, пилон к балке а прочность у бальзового пилона не велика. Сам пошел на такой шаг из-за желания спрятать тяги в балке в итоге при первом же забросе дискусом пилон треснул(( Это был первый дискус не только для модели но и для меня)) Зато теперь я убежден что данному элементу необходимо уделять повышенное внимание!! о чем и предупреждаю. К слову, переделывать конструкцию не пришлось, а исправил проблему просто: наложил тоненькой стеклоткани на боковинки пилона на СА.
Еще обращаю внимание на крепление коробки к задней бобышке - на первый взгляд площадь склейки велика, но совсем не помешают косыночки скажем из той-же стеклоткани.
P.S.Как способ замещения тонкой стеклоткани упомянутой мной, могу посоветовать капроновый бантик на голове среднестатистической Маши, если же Маша не дает, то направляйтесь в “магазин тканей”.
Ах, чуть не забыл… балка - второе колено от удочки, мне обошлась в рыболовном за 150 р. Впрочем, это единственная деталь которую мне пришлось докупить - все остальное обычно уже есть.
Вопрос по балке из удочки. Они же гнутся, или надо правильную удочку искать?
При длине балки 42 см колено от удочки довольно упруго, толщина 7мм у корня и 5 мм на хвосте. А еще заманчивый вес - 4г.
В Декатлоне специально покупал китайскую 3 м., три колена. 2-е колено метр длинной диаметры 8 и 15 мм, весит 25 гр.
Можно ли отрезать, от толстого конца меряя, и балка будет толще? С тонкого края прогибается на мой взгляд, а первое колено ну очень легко сгибается.
У нас можно найти отдельно хлыстики и вторые колена для разных удилищ.
Отличаются как по размерам, так и по толщине стенки и жесткости.
Причем китайские редко бывают чисто “угольные”- как правило, чем дешевле,
тем больше “стекла” и меньше “угля”.
Павел, а какиа акки применяешь? Сам я руководитель кружка. Идея понравилась. Думаю своих пионеров заинтересовать. А это наш клуб.
Отличный клуб! Молодцы.
На моей модели стоит 2 банки Li-po ёмкостью 220 причём подключался на прямую без БЕК хоть по мануалу сервы не рассчитаны на 7,4В У меня все работало и работает, я слышал что можно использовать и однобаночные АКБ.
К слову подобные модели не очень то и требовательны к начинке.
К слову подобные модели не очень то и требовательны к начинке.
Согласен. У меня пару китайских “детских” передатчиков есть от пенопластовых полулетающих самолетов, с почти невесомыми приемниками их и буду ставить, если займемся.
я слышал что можно использовать и однобаночные АКБ.
1 банка емкостью 120-150 по моему достаточно будет, если элеронами не ворочить. Опять же только с целью экономии веса.
Отличная идея приобщить молодежь! А апогеем всего этого труда станут соревнования пусть и по своим правилам! И выйдут на свет замечательные моделисты и конструкторы и уж им точно будет под силу поймать в руку не то что без элеронов ,а с переворота))
Отличная идея приобщить молодежь!
А главное модель антикризисная, ну то есть дешевая по материалам.
А апогеем всего этого труда станут соревнования пусть и по своим правилам!
А почему по своим? И утвержденные правила подойдут.