Металка для октябренка

Pavel-69

Продолжаю освещение процесса проектирования. Хоть кому-то интересно?))
Итак мы получили крыло в плане
7. Определяем САХ в приближении рассматриваю свое крыло как трапецивидное САХ равна 90 мм, проводим ее на чертеже, Задаемся центром тяжести (центровкой) будущей модели в 23% САХ что соответствует 25мм от носка корневой нервюры как правило у моделей обычной схемы она находится в пределах 22-28%.
На заметку! центровка самолетов выражается в % от САХ, у вертолетов в мм от оси НВ и вот если вы на поле скажете своим колегам что то вроде :“центровка моего самолета в этот раз задняя 27% попробую на пару процентов сдвинуть”-как минимум уважение товарищей уже в кармане 😎
8. Приступаем к оперению…Я взял для своей модели следующие соотношения : Sго -18% от Sкр, Sво-13% соответственно ,как вы замечали у метательных планеров развито вертикальное оперение, причем расположено оно как над так и под фюзеляжем у меня подфюзеляжная часть киля составляет 37% от общей площади ВО. Чуть не забыл РВ и РН составляют 49 и 50% соответственно от площадей ГО и ВО.-если заметите довольно большие значения я объясняю их-эффективностью рулей при малых скоростях полета.
Таким образом зная параметры оперения не составит большого труда воплотить на бумаге, но сперва определимся с фюзеляжем.
9. Фюзеляж,(простой расчет) Основные требования к нему:
-должен расположить всю “начинку”
-иметь узлы крепления крыла и оперения

  • быть удобооптекаемым
    -своими размерами удовлетворять условиям устойчивости модели (продольной и путевой).
    Чертим горизонтальную линию равную корневой хорде (100 мм) на ней откладываем отрезок в 25 мм (ЦТ) а теперь размышляем все что находится слева (носовая часть) должна сбалансировать своим весом что находится справа (хвостовую), при этом длина хвостовой части определена Коэффициентом статической устойчивости (Аго) для своего планера я взял значение 0,7- который хорошо удовлетворяет требованию продольной устойчивости. Далее по формуле определения плеча ГО находим, что длина фюзеляжа от ЦТкр до ЦТго составит 355мм, а значит можно уже нанести ГО и ВО на чертеж. Что касается передней части фюзеляжа ее длину необходимо подобрать что бы уместить начинку при этом плечо должно быть минимальным у меня она составила 137 мм.
    P.S. Вот мы получили основные очертания будущей модели
MAX-65

Жаль что весь этот труд пропадёт, когда вы закончите своё повествование тема потеряет продолжение сначала опустится, потом закроется а потом потеряется в ворохе других темм… Луше пока не поздно сделайте блог (rcopen.com/blogs/135231 ), и там всё всегда будет под руками хотя бы у вас увидев интерес у кого угодно к этому направлению вы всегда можете снабдить интересующихся ссылкой на ваш блог, где может в дальнейшем пройти взаимно интересный обмен мнениями хоть через 10 лет… А тут всё пропадёт со временем…

yurbuten
MAX-65:

сделайте блог

Конечно это хороший совет,но раз уж тема открыта… ,а блог можно создать и параллельно наполнять информацией оба ресурса,одно другому не мешает… ,так думаю 😃

Pavel-69

Спасибо большое за совет! как по мне для блога имею мало опыта. А так даже если хоть кого-то заинтересую открыть книжку, можно считать дело сделано).
Продолжу про модель осталось немного чтобы начать конструирование!
10. Профиль крыла. Много расписывать не буду очень сложный вопрос.Я сделал вывод, что у метательных планеров как правило профили
а) “тонкие”;
б) плоско-выпуклые;
в) имеющие острый носок.
мой выбор пал на AG 03 с относительной толщиной 6,24
11. Поперечное V крыла- необходимо для поперечной устойчивости модели,простыми словами при случайном (под действием возмущающих факторов) кренении модели поперечно устойчивая будет уменьшать кренение. Для моделей с элеронами оно порядка 3-6 градуса, в нашем случае без элеронов 10-20 градусов почему такая разница?- я отвечу так что при управлении моделями только РН с большим поперечным V будет отзывчивей. Но нужно помнить что бесконечное увеличение V приведет к колебательной неустойчивости. На моей модели - 11 градусов.
12. Угол установки крыла - довольно сложно определяемая величина для практики можно воспользоваться принятыми значениями а потом добиться лучшего результата настройкой модели. У меня +1,5 градуса
Вот в принципе азы озвучены.
По изложенному материалу можно вычертить мой планер или даже лучше))
2 этап. Конструирование
Имея эскиз модели определяемся с конструкцией каждого узла
Для начала необходимо составить весовую сводку будущей модели
Итак мы задавались взлетным 80 гр.
Разбиваем модель на узлы и прикидываем их массу
Оборудование -41 гр;
органы управления -2 гр;
обтяжка пленкой -7 гр (пленка какая была под рукой 1дм^2-0,417 гр, на крыло 6 гр, оперение 1 гр)
оперение -6 гр (ГО-4 гр, ВО-2 гр)
*осталось самое интересное… на крыло и фюзеляж пришлось 24 гр…-довольно скудная цифра зато будет к чему стремиться))*
крыло -10 гр;
фюзеляж -14 гр.
Какой вывод можно сделать по развесовке?- все ужато под завязку! причем начинку и пленку я менять не намерен,поэтому задача сделать как можно легче планер.

P.S.Следуюший этап начнется с постройки , фотографий и коментариев ))))))

Pavel-69

Первым в очереди будет крыло. Так как на него отвел 10 гр конструкция напрашивается наборной, которая даже с моей тяжелой пленкой дает выигрыш в весе по сравнению с цельнобальзовым порядка 7 гр (расчетные данные).
Работы начал с изготовления нижней зашивки лобика.
Из ватмана изготовил шаблон

Далее при помощи этого шаблона изготовил бальзовую зашивку (пластины 1мм)

Особое внимание надо уделять геометрической и весовой симметрии деталей консолей. Две половинки вышли 2,7 гр примерно столько же будут весить и верхние, стало быть в сумме 5 гр - с учетом доведения толщины до 0,7мм.
Следующим этапом на стапеле собираем нижние так сказать “решетки”- полкообразующие нервюр

Такая конструкция имеет ряд преимуществ в жеткости и прочности. Вес такой консоли 4гр задняя кромка крыла будет образована двумя рейками 8мм, толщиной в 1 мм и склеенными на “ус” СА. Полки нервюр - шириной 4мм.
Далее очередь нервюр, распечатанные профиля клеятся на заготовки и попарно обрабатываются, обработать пакетом практически невозможно из-за мелкого размера.
- вес набора 0,4 гр.

Сборка консоли
Лонжерон - бальза 3мм (1 гр) по высоте нервюр

Верхняя зашивка- аналогична

Законцовки - цельнобальзовые. Толщина полок доведена до 0,7 мм - эта величина учитывалась при изготовлении нервюр

Силовым элементом стыковки консолей служит вставка из 1мм фанеры через лонжерон

Напомню поперечное V 11 градусов. Крепиться к фюзеляжу крыло будет по средством 2-х капроновых винтов М3 вклеил две Al втулки в места крепления

заднюю усилил косынками.
Так же бальзовые косынки толщиной 3мм имеют и законцовки

  • вес крыла в таком виде 14,2 гр что на 4гр больше расчетного, но согласитесь 10 гр- мифическое число!
    сразу выкладываю фото обтянутого пленкой
  • 19,8 гр на обтяжку ушло 5,6 гр что на 0,4 гр меньше расчетного))).
    Чуть не забыл все клеил на СА.
    P.S. Данная конструкция выдержала все полетные нагрузки.
12 days later
Pavel-69

Будет)) если тема актуальна. Перерыв был вызван нехваткой времени а затянулся из-за внутреннего вопроса :“Хоть кому-то интересно?” а то сложилось впечатление игры в одни ворота…впрочем сам наверно виноват))

yurbuten
Pavel-69:

а то сложилось впечатление

Напрасно Вы так думаете.Посмотрите сколько заинтересованного народу Вам “спсаибки” сказали,а есть такие,кто свой интерес ни как не показывают и их гораздо больше 😃

asssa
yurbuten:

Напрасно Вы так думаете.Посмотрите сколько заинтересованного народу Вам “спсаибки” сказали,а есть такие,кто свой интерес ни как не показывают и их гораздо больше 😃

Поддерживаю полностью, спортивные метлы для октябрят дорого, а такая самолетка в самый раз, самостоятельно построить под силу. Слежу за темой, не пишу из-за хронической нехватки времени, так что Вам карты в руки.

Rayman

Доброго времени! Тема интересная.
Тем более, что все больше появляется миниатюрных компонентов для управления такими моделями.
Вопрос к ТС - не рассматривался ли вариант носовой части фюзеляжа из ПТЭФ (пластиковой бутылки).
На мой влгляд, более живучая и легко заменяемая.

Никак не соберусь доделать подобную модельку. Крылышко такое, с размахом 800мм. Лобик из пеноплекса обшитого бальзой 1,5мм.

Pavel-69

Тогда с удовольствием продолжаю!

Rayman:

не рассматривался ли вариант носовой части фюзеляжа из ПТЭФ

Рассматривался и такой вариант, еще думал о стеклоткани, но в итоге остановился на цельнобальзовом, объясню почему:
первое: моя “начинка” довольно массивна, если же тянуть из ПЭТ, то к внутреннему объему прибавится еще и балка .
второе: это простота изготовления и вынужденно малый вес. В общем, выбор пал на бальзу))
При конструировании носовой части фюзеляжа задался требованием минимальной мидельной площади, т.к. начинка “прямоугольна” минимальный мидель можно получить только “обернув” оболочкой.
Как совет:
-необходимо изготовить из бумаги шаблоны серв, АКБ, приемника - только так вы получите правильную картину заполнения внутреннней полости фюзеляжа.
Изготовление начал с “коробки”

  • легкая 2х мм бальза
    Следующим этапом вклеил балку и заложил блоки- заполнители

    Сразу пару слов о пилоне крыла: изготовлен из бальзы 10*10, спрофилирован сверху вклеены гаечки М*3 и закрыты 1мм фанерой. Очень хочется предупредить о нерациональности такой конструкции!!
    Дело в том, что силовым элементом фюзеляжа является балка, а стало быть крепить крыло надо к ней. У меня же крыло-к пилону, пилон к балке а прочность у бальзового пилона не велика. Сам пошел на такой шаг из-за желания спрятать тяги в балке в итоге при первом же забросе дискусом пилон треснул(( Это был первый дискус не только для модели но и для меня)) Зато теперь я убежден что данному элементу необходимо уделять повышенное внимание!! о чем и предупреждаю. К слову, переделывать конструкцию не пришлось, а исправил проблему просто: наложил тоненькой стеклоткани на боковинки пилона на СА.
    Еще обращаю внимание на крепление коробки к задней бобышке - на первый взгляд площадь склейки велика, но совсем не помешают косыночки скажем из той-же стеклоткани.
    P.S.Как способ замещения тонкой стеклоткани упомянутой мной, могу посоветовать капроновый бантик на голове среднестатистической Маши, если же Маша не дает, то направляйтесь в “магазин тканей”.
    Ах, чуть не забыл… балка - второе колено от удочки, мне обошлась в рыболовном за 150 р. Впрочем, это единственная деталь которую мне пришлось докупить - все остальное обычно уже есть.
dadvic

Вопрос по балке из удочки. Они же гнутся, или надо правильную удочку искать?

Pavel-69

При длине балки 42 см колено от удочки довольно упруго, толщина 7мм у корня и 5 мм на хвосте. А еще заманчивый вес - 4г.

dadvic

В Декатлоне специально покупал китайскую 3 м., три колена. 2-е колено метр длинной диаметры 8 и 15 мм, весит 25 гр.
Можно ли отрезать, от толстого конца меряя, и балка будет толще? С тонкого края прогибается на мой взгляд, а первое колено ну очень легко сгибается.

Rayman

У нас можно найти отдельно хлыстики и вторые колена для разных удилищ.
Отличаются как по размерам, так и по толщине стенки и жесткости.
Причем китайские редко бывают чисто “угольные”- как правило, чем дешевле,
тем больше “стекла” и меньше “угля”.

Pavel-69

Отличный клуб! Молодцы.
На моей модели стоит 2 банки Li-po ёмкостью 220 причём подключался на прямую без БЕК хоть по мануалу сервы не рассчитаны на 7,4В У меня все работало и работает, я слышал что можно использовать и однобаночные АКБ.
К слову подобные модели не очень то и требовательны к начинке.

ВАТУТИНЕЦ
Pavel-69:

К слову подобные модели не очень то и требовательны к начинке.

Согласен. У меня пару китайских “детских” передатчиков есть от пенопластовых полулетающих самолетов, с почти невесомыми приемниками их и буду ставить, если займемся.

Pavel-69:

я слышал что можно использовать и однобаночные АКБ.

1 банка емкостью 120-150 по моему достаточно будет, если элеронами не ворочить. Опять же только с целью экономии веса.

Pavel-69

Отличная идея приобщить молодежь! А апогеем всего этого труда станут соревнования пусть и по своим правилам! И выйдут на свет замечательные моделисты и конструкторы и уж им точно будет под силу поймать в руку не то что без элеронов ,а с переворота))

ВАТУТИНЕЦ
Pavel-69:

Отличная идея приобщить молодежь!

А главное модель антикризисная, ну то есть дешевая по материалам.

Pavel-69:

А апогеем всего этого труда станут соревнования пусть и по своим правилам!

А почему по своим? И утвержденные правила подойдут.

Pavel-69

Продолжаю постройку.
Следующим этапом придаем нашему полуфабрикату аэродинамическую форму пожалуй одно из любимых занятий

Пару слов о способе крепления крышки:
-передняя часть крепится посредством винта М2

  • задняя - двумя штырьками из зубочисток

    сервы расположены на бальзовых брусках
    Бортовое оборудование расположилось следующим образом

    заложена возможность сдвига АКБ для регулеровки ЦТ при полетной конфигурации АКБ в нужном положении закрепляется от сдвига кусочками потолочки.

Теперь правильней вспомнить об оперении. Изначально предусматривалась наборная конструкция

выполненная из 2х мм реек общей массой 2,2 г.
Но когда приложил к фюзеляжу и прикинул ЦТ понял, что придется догружать хвост, поэтому решено было сделать цельнобальзовым из пластины 2мм общей массой 5,3 г.

как совет: сделайте балку сантиметра на 3-4 больше чем на чертеже, и после изготовления всех деталей прикиньте будущий ЦТ как минимум укоротить всегда успеете, а вот нарастить нет.

Теперь о системе управления:
на этой модели тяги-специализированные капроновые нити, я слышал что для этих целей подойдет и леска. Причем каждая отклоняемая поверхность имеет по 1 нити, а рули навешаны на П-образные проволочные скобы “пружины” изготовленные из корды 0,4мм размерами 40*15 мм (если корду не найдете направляйтесь в цветочный магазин и спрашивайте бабочку на проволочке- ими украшают букеты).

Кабанчики я выполнил из 1мм текстолита, для этих целей так же хорошо подойдет и пластиковая карточка. Карабин - из той же корды. Рули навешаны с одной стороны на тонкий скотч.
Во избежание закусывания тяг в местах выхода из балки применил изоляционный кембрик многожильного провода длиной около 20мм

В целом системой управления остался доволен, особенно ее малым весом.
Хочу добавить что “голая” бальза на модели покрыта 3-4 слоями сильно разбавленного цапон-лака и могу сказать что первые запуски проходили при относительной влажности 87% и мокрой траве - бальза справилась хорошо, не повело и не покоробило.