Реставрация планера 1 – выбор и расчет ХО
Добрый день, возвращаюсь к моделям после некоторой паузы.
Достались мне по случаю два незаконченных планера: у одного отсутствуют крылья, у другого нет хвостового оперения. Предстоит выбрать и рассчитать хвост, а также доработать крылья. Или может кто узнает модель, и можно будет по названию найти чертежи?
-
Крылья. Конструкция крайне жесткая – такое ощущение, что планер делался для серьезного пилотажа и больших скоростей (hotliner?): цельнобальзовые нервюры с карбоновыми полками, плюс ткань карбоновая. Разве нельзя немного облегчить конструкцию, насверлив в несиловых нервюрах больших отверстий?
-
Совершенно неясно, как автор собирался крепить крылья к фюзеляжу.
-
Ну и хвост: в идеале хотелось бы V-образное оперение. Но выбором/расчетом стабилизаторов и киля не занимался, как делать – не знаю. Уж тем более V-образный хвост.
Поможете по пунктам? Что касается хвоста - где бы взять теоретическую базу, желательно с примерами?
Мне кажется и ли это обман зрения фотоаппаратом, что нервюры установлены не под 90грд к лонжерону.
Сверлить облегчения в нервюрах не стОит. пусть будет быстрый и прочный.
нервюры установлены не под 90грд к лонжерону
Под 90, это я близко снимал, так получилось.
А что насчет крепления крыльев, хвоста? Уж очень хочется V-образный хвост, не было у меня ещё такого опыта. Или может даже цельноповоротное ГО…
о выборе площади ХО не буду советовать, не эксперт. Я бы оттолкнулся от аналогичных планеров по длине балки фюзеляжа и условий полетов.
ЦПГО требует [очень] точного управления - здесь несколько факторов “играют на барабане”:
- плавность/легкость перемещения тяги (тугое перемещение провоцирует дискретное перемещение рулевых поверхностей),
- длина тяги,
- качество=точность+стабильностьпозиционирования сервопривода,
- отсутствие/наличие люфтов в: а) серве б) тяге(кабанчик+качалка) в)подвеске/петле руля
сможете ли всех удовлетворить?
Балка и Ваше желание насчет V хвоста вызывают в памяти
сможете ли всех удовлетворить?
Думаю, смогу. Перед тем как мечтать 😃, изучил несколько тем на форуме. ЦП-рулевая поверхность ставится на спец. втулки без люфтов, а сервы можно поставить прямо в хвост с минимальной тягой, если места хватит. Думаю, ЦТ не пострадает - спереди ещё двигатель и аккум.
Я вообще с удовольствием экспериментирую с профилями и пр., так что если ЦПГО и будет собрано неудачно, или не полетит как нужно - ну что ж, будем делать другое. Но даже не попробовать… абыдна 😃 .
Ещё можно взять крыло от планера 1 и поставить его на планер 2.
может кто узнает модель, и можно будет по названию найти чертежи?
Олег, а этот планер откуда? Вообще то есть предположение))
Есть предположение что этот планер украинский очень похож а вот вспомнить и найти фото не получаетса
Ну да, так оно и есть!
Это Астра Алексея Надашкевича из Канады! Вернее один из вариантов…
Специально связался с ним, что бы уточнить😁
Это планер уже после Алексея строили ,
один летал и крылья у него были с микс кесона ,
а вот этот наверное не был доделан .
Специально связался с ним, что бы уточнить
Как тесен мир. Ну я знал, где спрашивать - karmann плохого не посоветует 😃 .
Ой, куда ж мне теперь двигаться дальше? Может мне можно связаться с хозяином, чтобы он мне с чертежами оперения помогли, и на другие вопросы ответили? Смотрю, законцовки крыла под углом стоят, V-образное оперение.
Ну чтобы ответить:
Олег, а этот планер откуда?
У меня в Киеве приятель несколько лет назад покупал у одного моделиста Катану (1 м размах, электричка). Тот по доброй душе полупродал-полуподарил ему несколько неоконченных планеров - хочешь делай, а у меня ни времени, ни желания. После того, как они лет 5 у него на антресолях пролежали, он предложил их мне, потому что тоже руки не дошли.
У меня в Киеве приятель несколько лет назад покупал у одного моделиста Катану
осталось узнать как моделиста звать
осталось узнать как моделиста звать
Не уверен, что это возможно, но спрошу.
Накопал в сети сайт Алексея Надашкевича. Это он? Насколько я понял, у меня Astra F3J (хотя у меня размах ровно 3 м, а у Алексея на сайте 3200 мм). Ищу возможность связаться с Алексеем (найти чертеж модели в сети не удалось). Не откажет в просьбе, надеюсь.
Уточненная ссылка на сайт Надашкевича.
Говорили мы с ним по повoду планера: скорее всего, это Астра F3J (в самом низу на странице). Правда, у Алексея размах 3.200 мм, у меня он 3.000 мм: похоже, так и было задумано, потому что между крыльями стоил карбоновый лонжерон, крепление крыльев тоже вроде подогнано под фюзеляж. Можно так оставить?
Ещё остаётся вопрос, под каким углом устанавливать оконцовки на концах крыльев. Чертежей у Алексея, к сожалению, нет - все по по памяти.
Мы с ним ещё говорил по поводу ХО (или ГО): Алексей советует классическое T-образное, хотя изначально у планера V-образное.
Как давно это было)))
.
Удачи в постройке и последующих полётах!!
Удачи в постройке и последующих полётах!
Спасибо. По словам Алексея проекту лет 20.
Но без вас не получится. Расчеты, изыскания и доводку буду выкладывать здесь (задача-минимум - расчитать ГО). За любые замечания и “помидоры” по делу буду благодарен.
Да, вот ещё что (Алексей сейчас на соревнованиях, ответить не может): в переписке с ним Алексей упомянул вот что (цитирую):
«От V хвоста я отказался… В крайнем случае, если уж очень хочется, можно использовать идею Володи Гаврилки и его Графитов. Там круглые штыри вклеены насквозь через балку, но со смещением на их диаметр, получается накрест. На них потом надеваются половинки стабилизатора. … . Но без правильной оснастки не сделать точно, надо выдержать углы и прочее. Да и в половинках стабилизатора лонжероны тоже со смещением. В матричном варианте выполнимо, в наборном - спорно.»
Что за идея Володи Гаврилко (это Vladimir’s model?)? Что такое «лонжероны со смещением»? Поясните пож. на пальцах.
Со смещением это так:
Только в этом варианте штырьки вклеены в стаб.
Можно штырьки вклеить в балку.
Можно штырьки вклеить в балку.
А, понял. О-о-ой…
Не-е-е, тогда лучше классическое Т-образное оперение. И Алексей об этом писал:
“От V хвоста я отказался потом категорически и навсегда, чего и Вам советую. Аэродинамические преимущества очень и очень призрачные. Только при правильной компоновке можно получить те 2% снижения сопротивления (если они важны!) В остальных случаях, что чаще всего, это только геморрой и ноль выигрыша. В крайнем случае, если уж очень хочется, можно использовать…В матричном варианте выполнимо, в наборном - спорно.”
rcopen.com/files/445708de9970730077178e23
rcopen.com/files/4458bb32997073007709cc17
Так так ваша смекалка по поводу полётов на горе подтвердилась ,
там был класс 3 метра поэтому ушки были сняты
там был класс 3 метра поэтому ушки были сняты
У меня три метра с оконцовками получилось. 😃
В принципе, я могу довести до 3.200 мм за счет центроплана - но надо ли? Там и так конструкция крыльев такая жесткая - лес можно рубить 😃 .
ушки если не ошибаюсь длиной 25 см каждое с ними планер летал более устойчиво