А научите меня летать плиз

Евгений_Николаевич
AsMan:

Что при этом происходит то?

Планер поднимается.
Если задел краешком, то эта консоль поднимается и планер отклоняется от потока. Задача определить его границы и удерживаться в нем.

Volkov_Igor
Alfa3:

А слово “шасси” вас не смущает?

Шасси - отличный термин. Он как и фюзеляж отлично подойдет, если вы на русском будете описывать конструкцию летательного аппарата. Однако вы крыло, скорее всего назовете крылом а не вингом.

Я не спорю, по большому счету как разница, если понимают. Наверное в среде моделистов привыкли, но мне поначалу ухо резало.

Есть правда и маразматические правила - не принято говорить левое крыло и правое крыло. Крыло у самолета одно если он не биплан. Нужно говорить консоли. Но это как раз из оперы - не ходят, а плавают и не с компасом а с компАсом.

Кстати, отличный вопрос что происходит с планером при входе в поток. Нужно будет ролике заснять.

Могу рассказать инструментально, кто то прокомментирует визуально.
При фронтальном входе ощущается перегрузка (за счет вертикальной составляющей потока угол атаки увеличивается) и быстрый прирост воздушной скорости. Например из -2 в +3 100 км /ч превращает в 120. Умные люди могут огласить общепринятое в аэродинамике объяснение прироста воздушной скорости. Я же студентам объясняю примитивно - движок планера - проекция силы тяжести на ось движения (набегающий поток). При входе в поток инерция планера не дает мгновенно изменить вертикальную скорость. Увеличившаяся подъемная через секунды сделает траекторию более пологой, но в первые секунды “горка” с которой скользит планер становится более крутой, что и разгоняет планер.

Но это лирика, важен сам процесс - прирост воздушной скорости и появление визуально и вариометром ощутимой вертикальной скорости.
Воздушную выгодно уменьшить и превратить в высоту, дабы не гонять по потоку на большой скорости.
Однако следует помнить что есть и обратный процесс - когда мы вылетаем из +3 в -2 скорость со 100 упадет до 80. А мой планер срывается на 78 без перегрузки.

Поэтому идеально, когда поток удается отцентрировать и находится в ядре подъема. Но бывают потоки в которые просто не помещаешься или из пары мощных ядер. Тогда постоянно работаешь управлением задирая нос на входе и опуская на выходе.

Эффект входа в поток одной консолью ощутим ярко и тут конечно следует представить модель потока и загнать туда планер.
Самый страшный кстати эффект - при полете у склона - “Ножницы”. Бывает погода с инверсией на уровне вершины склона. И когда мощный пузырь срывается от рельефа и врубается в инверсию, то возможен мощный нисходящий у склона. Планер буквально проворачивает и бросает на склон. Если есть скорость - управляемости хватает отвернуть. А если нет…
Еще опаснее попав в пузырь ровно закрутить на склон. Пилот обычно не ожидает мощного нисходи-ка у склона, и попав в него остается без скорости в снижении со склоном впереди. Если нет высоты (нужно ручку от себя, скорость и энергично продолжить вираж) или дрогнули нервы опустить нос, пилот пытается довернуть “обмякший” планер и иногда с дуру “помогает ногой” - РН. Скольжение, штопор, смерть.
Пара человек так за год в Альпах на веки остается…

Alfa3

По моему сравнивать полет на большом планере и на модели по крайней мере не корректно.

Разная высота, качество воздуха на ней, физика самолетов, рейнольдс и тд. По этому все эти рассказы “в защиту динозавров” конечно интересны, но связывать их с полетом моделей планеров как то не шарман.

Чего там обсуждать проекцию силы тяжести с ножницами?

Фигануло под крыло, туда и крути. Фигануло под морду, крути вокруг этого места. Делов то.

HS125
Volkov_Igor:

Умные люди могут огласить общепринятое в аэродинамике объяснение прироста воздушной скорости.

Короткопериодическое колебание в продольном канале. ЛА устойчивый по углу атаки стремится опустить нос и соответсвенно восстановить исходный угол атаки.
Правда долго думал. Из вашего описания сложновато понять. Вы пишете по своим ощущениям.

Просто фраза “увеличивается угол атаки - скорость нарастает” не очень вяжется к обычной ситуации.
Но учитывая сдвиги ветра надо некоторы вещи соотносить на инерцию.

Полет планера это в обычной физике движение тела по наклонной плоскости. Скорость появляется за счет составляющей силы тяжести. А скорость это лифт по иностранному, или подъемная сила по нашенски.😃

AsMan:

Что при этом происходит то? 😃

Как сказано это увидеть можно не сразу. Тут все на вашем глазомере рассчитано. Если термик сильный, то вы замечете как минимум что высота не изменяется или увеличивается. Если слабый, то тоже самое но труднее это осознать. Но с практикой полетов все приходит.

Alfa3:

По моему сравнивать полет на большом планере и на модели по крайней мере не корректно.

Вы зря так. очень даже интересно посравнивать. Все основано на аэродинамике и динамике полета. Но для моделей никто эту практику анализа не пишет. Исключение некоторые книги наших именитых моделистов. Но это скорей как исключение.

А вот полеты на реальных ЛА дают возможность почувствовать все аэродинамические приколы. А отличаются они от моделей только нюансиками. На 80% совпадают.

Как доказательство это выкладки Игоря Волкова. Он и моделист и пилот реального ЛА. Так что ему есть что с чем сравнивать и сделать сравнительный вывод.

moonchild

Да, только при управлении моделью отсутствует один из наиболее важных датчиков - пятая точка.

HS125
moonchild:

Да, только при управлении моделью отсутствует один из наиболее важных датчиков - пятая точка.

Это ваше личное заблуждение.

AsMan
Volkov_Igor:

Эффект входа в поток одной консолью ощутим ярко

При условии что консолька всего полметра.

Microdronchik:

А вобщемто берём аудиокассету, очень хорошо видная ленточка на расстоянии, клем на законцовки крыльев и киль и будет видно скольжение очень хорошо.

Да я Вас умоляю.

Alfa3:

По моему сравнивать полет на большом планере и на модели по крайней мере не корректно.

+100500

Alfa3:

Фигануло под крыло, туда и крути. Фигануло под морду, крути вокруг этого места. Делов то.

Уперся в стену. Чё делать?

greg120
AsMan:

Уперся в стену. Чё делать?

Совет - летать! Для начала просто учиться летать, тренировать глазомер и рефлексы;). С этим, я вижу, тут большая проблема. Для начала без хитрых настроек, микшеров, режимов… Не помогут точно! Есть часик - на таком планерке и на стадионе или любой площадке подлетывать можно. Дальше 20-50 метров можно и не летать. Только с постановкой задачи-чтоб модель летела в ту точку, куда надо, а не куда получится. С центровками и управляемостью поработать, расходы экспоненты комфортные подобрать. Это основа, без нее никудаB-). Потом и режимы попробовать, постепенно, по одному. Не одного месяца задача, зато цель и интерес появится.
Ну а дальше и поговорить можно предметно, а не из пустого в порожнее.

HS125
greg120:

Для начала просто учиться летать, тренировать глазомер и рефлексы

greg120:

Для начала без хитрых настроек, микшеров, режимов… Не помогут точно!

+100500

Излишняя автоматизация в большой авиации превращает пилотов в кнопкодавов. Чуть что на руках летать проблема.

NIV
AsMan:

Уперся в стену. Чё делать?

Для освоения парящих полётов этот планерок маловат.
Нужно 2,5-3м хотя бы.(А лучше 4м.) С моторчиком.
Тогда будет время разглядеть термики и рулём направления будет рулится.
Маленьким планером намного сложнее управлять.

yurik999

Можно отказаться от руля направления на 4 м планере?

Alfa3
yurik999:

Можно отказаться от руля направления на 4 м планере?

Да чего уж там… и от РВ можно отказаться.

AsMan
Alfa3:

Да чего уж там… и от РВ можно отказаться.

Можно летать контролируя только газ и РН. На планере только РН:-)

AsMan
greg120:

Только с постановкой задачи-чтоб модель летела в ту точку, куда надо, а не куда получится. С центровками и управляемостью поработать, расходы экспоненты комфортные подобрать. Это основа, без нее никуда

Да это все понятно. Просто возникают моменты которые сложно осмыслить, и есть понимание того, что нет понимания происходяшего. Тупо тренировать неправильные рефлексы нехочется.

Alfa3:

Я имел ввиду винжероны.

Наверное питчероны:-) Игралсо.

sashb
Alfa3:

Я в спирали стою с отклоненным РН, что бы вкручиваться в поворот.

Значит модель настроена неправильно.

Volkov_Igor:

Такая что РН и работать не нужно - уже заложно в работу элеронами. Я бы только мечтал о таком миксте на моем планере. Только нет его.

И быть не может. Здесь вам полноценный демпфер рыскания нужен для автокоординации. А на моделях да, удобно. По крайней мере на неглубоких спиралях действительно одной ручкой рулится.

AsMan:

И еще, в спокойной атмосфере 40 сек с 20 с небольшим метров, это плохо или очень плохо? Для метровой металки.

Это абсолютно нормально. Средний планер со 100 метров летит около трех минут, на суперпарителях можно около четырех выжать.

AsMan:

А вот говорят “планер хорошо показывает термики”, как он это делает?

Приехать на соревнования и посмотреть. Объяснять можно бесконечно - толку мало. Если нет возможности посмотреть полет опытных пилотов - выставляйте центровку по дайвинг тесту (умеренную) и не парьтесь. С опытом придет.
Металки, наверно, действительно не лучший способ первоначального знакомства с парящими полетами. Вы здесь на 90% взлетом-посадкой занимаетесь, а не учитесь парить. Можно в слопе полетать, если подходящее место найдете.

NIV
yurik999:

Можно отказаться от руля направления на 4 м планере?

Можно. На планере 4м нужно иметь элероны, закрылки, руль высоты, руль направления и моторчик. Использовать можно любую комбинацию органов. Но наличие обязательно.😁

Профи используют закрылки на отдельном слайдере во время полёта в спирале, в зависимости от условий и комбинации различных микшеров.
По мере набора опыта такой планер даст возможность безконечного роста мастерства.

yurik999

Подскажите как правильно определить правильно ли отцентрован планер. Я его взял в руку за центр указанный на картинке и при этом он не должен откланяться ни взад ни вперед?

Brecket
yurik999:

Я его взял в руку за центр указанный на картинке и при этом он не должен откланяться ни взад ни вперед?

Начинать с этого. Но основной контроль ЦТ исходя из ДАЙВ ТЕСТА в воздухе . Погуглите, там не сложно

Taboo

Решил вставить свои 5 копеек.
Во первых огромное спасибо Игорю Волкову! Очень хороший материал. “Афтар, пишы исчо!”

Хочу обратить внимание на нюанс управления моделями.
С одной стороны я согласен, что скольжение в спирали - это плохо. И видео Игоря показывает, что в спирали отклонять РН не надо. Однако мой опыт полётов на РУ планере показывает, что лучшая скороподъёмность в слабых пузырях у земли получается если в спирали РН повёрнут в сторону вращения. Но, об этом Игорь говорит, что так делать нельзя.
Где же правда?
Я думаю, что причина в термике.
Во всех умных книжках по полётам на планере сказано, что термики начинаются с трёхсот метров. А в чём же тогда летают модели? В пузырях, вихрях и динаме. Пузыри отличаются от термика своими размерами. И, их как правило много. Подымаясь они сливаются в один большой поток. Или “растворяются”, не образуя потока.
Конечно, бывает, что “прёт везде”, но чаще всего пузыри на высоте 10-20 метров имеют диаметр от 5 до 20 метров. Распределение вертикальной скорости в таких пузырях не такое резкое, как в потоке. Когда модель в таком пузыре стоит в спирали, вертикальная скорость воздуха на внутреннем крыле намного больше, чем на внешнем. Образуется скольжение. Чтобы его убрать надо повернуть РН внутрь спирали.

Из личного опыта: Летишь на 4х метровом планере на высоте до 20 метров. Вдруг качнуло - пузырь. Становишься в спираль. Понимаешь, что пузырь очень маленький. Увеличиваешь крен до 45 градусов, центрируешься. И… Не поднимает. Но и не опускаешься. РН не отклонён. Если делать более широкую спираль - будешь лететь вокруг потока и упадёшь. А если перейти в плоскую спираль того же радиуса (РН в сторону спирали, элероны - в обратную), модель чудесным образом начинает подниматься. Поднявшись вдруг понимаешь, что модель летит “как-то не так”. Убираешь РН, делаешь спираль пошире и всё опять в шоколаде. Пуэырь/поток стал шире.