А научите меня летать плиз
Уперся в стену. Чё делать?
Для освоения парящих полётов этот планерок маловат.
Нужно 2,5-3м хотя бы.(А лучше 4м.) С моторчиком.
Тогда будет время разглядеть термики и рулём направления будет рулится.
Маленьким планером намного сложнее управлять.
Можно отказаться от руля направления на 4 м планере?
Можно
Можно отказаться от руля направления на 4 м планере?
Да чего уж там… и от РВ можно отказаться.
Да чего уж там… и от РВ можно отказаться.
Можно летать контролируя только газ и РН. На планере только РН:-)
Я имел ввиду винжероны.
Только с постановкой задачи-чтоб модель летела в ту точку, куда надо, а не куда получится. С центровками и управляемостью поработать, расходы экспоненты комфортные подобрать. Это основа, без нее никуда
Да это все понятно. Просто возникают моменты которые сложно осмыслить, и есть понимание того, что нет понимания происходяшего. Тупо тренировать неправильные рефлексы нехочется.
Я имел ввиду винжероны.
Наверное питчероны:-) Игралсо.
Я в спирали стою с отклоненным РН, что бы вкручиваться в поворот.
Значит модель настроена неправильно.
Такая что РН и работать не нужно - уже заложно в работу элеронами. Я бы только мечтал о таком миксте на моем планере. Только нет его.
И быть не может. Здесь вам полноценный демпфер рыскания нужен для автокоординации. А на моделях да, удобно. По крайней мере на неглубоких спиралях действительно одной ручкой рулится.
И еще, в спокойной атмосфере 40 сек с 20 с небольшим метров, это плохо или очень плохо? Для метровой металки.
Это абсолютно нормально. Средний планер со 100 метров летит около трех минут, на суперпарителях можно около четырех выжать.
А вот говорят “планер хорошо показывает термики”, как он это делает?
Приехать на соревнования и посмотреть. Объяснять можно бесконечно - толку мало. Если нет возможности посмотреть полет опытных пилотов - выставляйте центровку по дайвинг тесту (умеренную) и не парьтесь. С опытом придет.
Металки, наверно, действительно не лучший способ первоначального знакомства с парящими полетами. Вы здесь на 90% взлетом-посадкой занимаетесь, а не учитесь парить. Можно в слопе полетать, если подходящее место найдете.
Можно отказаться от руля направления на 4 м планере?
Можно. На планере 4м нужно иметь элероны, закрылки, руль высоты, руль направления и моторчик. Использовать можно любую комбинацию органов. Но наличие обязательно.😁
Профи используют закрылки на отдельном слайдере во время полёта в спирале, в зависимости от условий и комбинации различных микшеров.
По мере набора опыта такой планер даст возможность безконечного роста мастерства.
Подскажите как правильно определить правильно ли отцентрован планер. Я его взял в руку за центр указанный на картинке и при этом он не должен откланяться ни взад ни вперед?
Я его взял в руку за центр указанный на картинке и при этом он не должен откланяться ни взад ни вперед?
Начинать с этого. Но основной контроль ЦТ исходя из ДАЙВ ТЕСТА в воздухе . Погуглите, там не сложно
Решил вставить свои 5 копеек.
Во первых огромное спасибо Игорю Волкову! Очень хороший материал. “Афтар, пишы исчо!”
Хочу обратить внимание на нюанс управления моделями.
С одной стороны я согласен, что скольжение в спирали - это плохо. И видео Игоря показывает, что в спирали отклонять РН не надо. Однако мой опыт полётов на РУ планере показывает, что лучшая скороподъёмность в слабых пузырях у земли получается если в спирали РН повёрнут в сторону вращения. Но, об этом Игорь говорит, что так делать нельзя.
Где же правда?
Я думаю, что причина в термике.
Во всех умных книжках по полётам на планере сказано, что термики начинаются с трёхсот метров. А в чём же тогда летают модели? В пузырях, вихрях и динаме. Пузыри отличаются от термика своими размерами. И, их как правило много. Подымаясь они сливаются в один большой поток. Или “растворяются”, не образуя потока.
Конечно, бывает, что “прёт везде”, но чаще всего пузыри на высоте 10-20 метров имеют диаметр от 5 до 20 метров. Распределение вертикальной скорости в таких пузырях не такое резкое, как в потоке. Когда модель в таком пузыре стоит в спирали, вертикальная скорость воздуха на внутреннем крыле намного больше, чем на внешнем. Образуется скольжение. Чтобы его убрать надо повернуть РН внутрь спирали.
Из личного опыта: Летишь на 4х метровом планере на высоте до 20 метров. Вдруг качнуло - пузырь. Становишься в спираль. Понимаешь, что пузырь очень маленький. Увеличиваешь крен до 45 градусов, центрируешься. И… Не поднимает. Но и не опускаешься. РН не отклонён. Если делать более широкую спираль - будешь лететь вокруг потока и упадёшь. А если перейти в плоскую спираль того же радиуса (РН в сторону спирали, элероны - в обратную), модель чудесным образом начинает подниматься. Поднявшись вдруг понимаешь, что модель летит “как-то не так”. Убираешь РН, делаешь спираль пошире и всё опять в шоколаде. Пуэырь/поток стал шире.
РН в сторону спирали, элероны - в обратную
Вот когда руль направления в сторону спирали, а элероны в обратную, с целью получить полет блинчиком, это мне понятно. А вот когда и элероны и руль направления в сторону спирали - это когда делается, можете объяснить?
когда делается, можете объяснить?
Александр, обычно это делается при входе в спираль
А вот когда и элероны и руль направления в сторону спирали - это когда делается, можете объяснить?
Всегда при входе в спираль. Как верно подметил, Александр.
Это импульс для начала вращения планера. Далее по ходу спирали, периодически, поддерживая оптимальную скорость вращения и форму спирали.
Где же правда?
Правда в том что надо разделять мух и котлеты.
Есть анализ движения ЛА в спокойной атмосфере, и есть анализ движения ЛА в турбулентной атмосфере. Отсюдя и вся разница. Особенно это актуально если размеры ЛА сравнимы с размерами возмущенной воздушной массы.
В этом случае на границе различных воздушных масс могут возникать противоречивые условия приводящие к тому что приходится применять нестандартные приемы пилотирования.
А если перейти в плоскую спираль того же радиуса (РН в сторону спирали, элероны - в обратную), модель чудесным образом начинает подниматься.
Именно поэтому предпочитаю летать с 2-гр. штырями консолей, т.е. почти ровным крылом. У него слабая спиральная неустойчивость, приходится “подпирать” внутреннюю консоль.
Рулем поворота подрабатываю внутрь (где-то попадалась статья Дрелы о пользе РН). Тут еще надо учесть, что соотношение “радиус виража/размер аппарата” у модели намного ниже, так что отклонение РН необходимо.
Те таки надо замутить четырехметровую малышку с моторчиком, иначе не не понять? Метровая металка игрушка?
У мя есть двухметровая конверсия свободнолета, его как то задуло со ста метров, до стапятидесяти, за несколько сек, безовсяких спиралей. Я, если честно, пересрал тогда, и на полном газу свалил от туда.
Метровая металка игрушка?
А як же. Чтоб тело размять на площадке и получить порцию адреналина. Но ждать от нее орлиного полета в облаках несколько опрометчиво. У меня была такая, но была пена с кевларом, а не угольное крыло. Хотя для разминки это вещь, весь в динамике, в движении, полеты у меня были примерно как у вас по 40 сек с 20 м, выше забрасывать не мог, как ни старался, наверное из-за спины.
Метровая металка игрушка?
Безусловно, размер имеет значение. Чем больше, тем выше аэродинамическое качество при прочих равных.
Про 4х метровый я писал, потому что на нём особенно хорошо проявился этот эффект. Но я точно также летаю на 1.5 метров металке.
Что касается метровых моделей, то с ними беда. Металки и F5J получили сильное развитие с первыми Чемпионатами Мира. По метровым металкам никаких серьёзных соревнований не проводится. И производители не спешат вылизывать метровые модели. Основная проблема существующих - вес. 4х метровые F5J упёрлись в FAI limit 12г/дм2. Современные 1.5м металки (лайт версия) весят меньше 200г при площади 19-20dm2 - Это 10г/дм2.
От метровой металки вы получите несказанное удовольствие, если она будет иметь нагрузку 9г/дм2. При площади 11.5дм2 вес должен быть около 100 грамм!
Т.е. современные метровые металки - это летающие утюги. Прикольно, хороши для обучения. Но “всю радость безмоторного полёта”(с) на них не прочувствовать.
Метровая металка игрушка?
Хотя летаю сейчас на 3х и 4х метровых планерах, но хочу сказать в защиту метровых металок.
Был у меня Moskit производства Алексея Вагиса, летал просто великолепно!Lёlik не даст соврать, вместе запускали))
Хотел выложить фотку, но за давностью лет не осталось, за исключением “голого” набора.
Начал искать на Форуме и обнаружил интересную вещь. Этот Москит был продан мной в СПб в 09 году, а затем оказывается перепродавался в 11, 13 и 15 году))) Всё узнаваемо по фоткам, несмотря на замену хвостового оперения и появившиеся заплаты на крыльях.
Это я к чему? Значит метровый планер поставил на крыло не одного пилота, и своё назначение выполнил сполна;)