история авиамодельного спорта в ссср - аппаратура и техника - интерактивный музей

D-pilot

вместо предисловия…
С появлением на рынке иностранной аппаратуры и ее доступностью с момента, когда СССР стал Российской Федерацией, история отечественного авиамоделирования вышла на качественно новый виток.
Советская школа моделирования летающих моделей-копий - самого, наверное, зрелищного класса - до сих пор (по некоторым позициям) не имеет аналогов в мире и очень высоко цениться среди понимающих людей. К тому же не стоит забывать, что СССР - это часть нашей общей истории, часть того времени, когда у нас была на самом деле могучая авиация, а авиамодельный спорт был массовым и невероятно популярным среди молодежи. Это НАША история, и для многих это первые детские, восторженные воспоминания, связанные с летающими моделями в Клубах и на Станциях Юных Техников, в кружках ДОСААФ. А для некоторых - это начало пути в настоящую авиацию.

Понимая это, руководители клубов и кружков, по моему мнению, и мнению некоторых коллег, должны уделять особое внимание при работе с молодежью, истории советского авиамодельного спорта. Не так давно в авиамодельном клубе “Авиатор” было принято решение о создании небольшой экспозиции, посвященной истории авиамодельного спорта СССР…
…было потрачено немало времени и некоторое количество денежных средств для поиска и приобретения предметов экспозиции. И сегодня, в начале апреля 2013 года мы можем смело сказать, проект стартовал.

Первый современный музей истории авиамоделирования в СССР

Пока это сложно назвать музеем, конечно – скорее это экспозиция, посвященная всему, что непосредственно связано с советским авиамодельным спортом. Это книги, плакаты, метолические пособия, аппаратура управления и модели, фотоматериалы и конечно же – люди. Наши, советские спортсмены, не имевшие в своих активах футаб и граупнеров, но тем не менее побеждавшие. Те, чьи модели на региональных, республиканских и международных соревнованиях заставляли судей восхищенно кивать во время стендовой оценки. Те, на чьих крыльях были написаны всего четыре буквы, олицетворяющие могучие крылья страны-победителя.

Экспозиция музея сейчас в процессе оформления, после завершения которого я обязательно выложу в эту тему фотографии. В настоящее время у нас есть только одна витрина, ко торой представлены материалы по истории авиамодельного спорта в целом и в нашем городе в частности, материалы о некоторых моделистах-спортсменах с мировым именем (Мосяков – располагаем его моделью УТ-2, но выставить пока нет свободного места), материалы по истории оборонных обществ, откуда собственно и началась кружковая и клубная работа авиамоделистов. Уже сейчас в экспозиции представлены работы наших ребят из секции стендового моделирования, в прошлом году они стали чемпионами всероссийского конкурса, а в этом – стали призерами международной выставки.

Среди прочего, мы собрали небольшую коллекцию старой советской аппаратуры радиоуправления, но исчерпывающих данных по этой аппаратуре, отзывов тех, кто ей пользовался нам не хватает. Поэтому прошу всех, кто располагает подобной информацией, ею поделиться.

Кроме того, если вы располагаете старинным хламом по тематике и можете безвозмезно передать его в наш скромный музей - будет здорово. Если за деньги - можем рассмотреть предложения через л.с. Об этом есть соответствующая тема в барахолке. После ее создания откликнулось несколько моделистов из самых разных уголков нашей необъятной родины, за что им огромное спасибо. Отдельно хочу поблагодарить Бокова Анатолия Ивановича за предоставленные материалы.
Кроме того, будет здорово, если кто-нибудь располагает фотографиями (в хорошем разрешении - т.к. для печати на формате А3) моделистов с моделями-копиями и перечисленной аппаратурой - будем признательны за сканы на е-мэйл.

На сегодняшний момент авиамодельный клуб «Авиатор», увы, не располагает собственным сайтом, поэтому все обновления по теме буду писать тут. Все желающие смогут наблюдать за ходом создания музея и интерактивно участвовать в проекте.

===================================================================

обнаружил на форуме отличную тему: Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР
всю информацию по моторам предлагаю туда.

D-pilot

СОВЕТСКАЯ АППАРАТУРА УПРАВЛЕНИЯ

1. ПИЛОТ-2
Аппаратура для управления моделями “ПИЛОТ-2” была разработана и производилась на Опытном заводе ЦНИИКА с 1972 года.

Аппаратура дискретная двухкомандная. Рабочая частота в диапазоне 27 МГц определялась частотой кварцевого резонатора задающего генератора. Питание от плоских батареек 3,5 В.
Передача команд осуществляется путем амплитудной модуляции ВЧ сигнала частотами 2300 или 3200 Гц.
Антенна передатчика трехсекционная диной 109 мм. В центральной части антенны расположена удлиняющая катушка. Таким образом обеспечен более высокий КПД укороченной антенны по сравнению с телескопическими антеннами с согласующей катушкой внизу. Длинна антенны приемника 600 - 800 мм.
Приемник команд сверхрегенеративный, частота приема определяется параметрами контура. Рулевые машинки (исполнительные механизмы) коммутируются реле PЭC10.

Технические характеристики:
Частота передатчика: 28.2 или 27.12 МГц
Мощность передатчика: 300 мВт
Чувствительность приемника: < 10 мкВ
Вес передатчика: 700 г (без питания)
Вес приемника: 135 г (без питания)
Вес рулевой машинки: 85 г
Тяговое усилие рулевой машинки: 270 г
Дальность действия: для авиамоделей - 1200 м, для авто- и судомоделей - 500 м

=========================================================

2. ПИЛОТ-4
Аппаратура для управления моделями “ПИЛОТ-4” была разработана и производилась на Опытном заводе ЦНИИКА с 1975 года.
Большая часть комплектов отправлялась на экспорт в страны СЭВ.

Аппаратура дискретная четырехкомандная. Рабочая частота в диапазоне 27 МГц определялась частотой кварцевого резонатора задающего генератора. Питание передатчика, а также приемника и рулевых машинок, осуществляется от двух плоских батареек типа 3336Л (3R12) на 4,5 В.

Антенна передатчика трехсекционная диной 109 мм. В центральной части антенны расположена удлиняющая катушка. Таким образом обеспечен более высокий КПД укороченной антенны по сравнению с телескопическими антеннами с согласующей катушкой внизу.
Приемник команд сверхрегенеративный (частота самогашения 80-100 кГц), частота приема определяется параметрами контура. Рулевые машинки (исполнительные механизмы) коммутируются реле PЭC10.
Аппаратура комплектовалась разными исполнительными механизмами: УРМ-1, ИМ “Старт” и ИМ-2003

Технические характеристики:
Частота передатчика: 27.12 МГц
Мощность передатчика: 300 мВт
Чувствительность приемника: < 10 мкВ
Командные частоты: 1500 Гц, 2300 Гц, 3200 Гц, 4700 Гц
Вес передатчика: 700 г (без питания)
Вес приемника: 135 г (без питания)
Вес рулевой машинки: 85 г
Тяговое усилие рулевой машинки: 270 г
Дальность действия: для авиамоделей - 1500 м, для авто- и судомоделей - 500 м

Благодаря высокому КПД антенны аппаратура с успехом применялась для управления летающими авиамоделями (планеры) на расстоянии до 2-х километров.

по материалам сайта: www.boatanchor.ru
(не реклама, ссылка на источник информации)

=========================================================

3. аппаратура управления СУПРАНАР 82
Что примечательно, ан паспорте написано “Аппаратура управления на расстоянии Супранар-82”, а на самой аппаратуре “Супранар 838”.

  1. кто подскажет, какая разница между Супранар-82 и Супранар-83
  2. на супранаре, имеющемся в экспозиции год изготовления стоит 1977, а с какого именно года и кем начато производство данного типа аппаратуры.
  3. Как о ней отзывались моделисты, может кто-то на такой летал?

=========================================================

4. аппаратура управления СИГНАЛ
такая штука имеется в активе, но сзади почему-то написано Piko Electronik madein GDR…

по ней вообще информацией не располагаем. нужно максимально знать хотя бы - с какого года производится, как попала в СССР, отзывы реальных пользователей того времени, и т.д. и т.п.

=========================================================

5. аппаратура управления НОВОПРОП-3
информации также нет, есть только несколько фотографий из сети.
А активе экспозиции также не имеем данного девайса, потому рассмотрим любые возможности его заполучить.

Ну и стандартные вопросы: год производства, области применения, отзывы и фотографии периода СССР.

=========================================================

6. аппаратура управления Digital TX/RX-14 фирмы GRUNDIG
отношения как такового к аппаратуре СССР не имеет, но несколько человек в нашем КЮТе - летали на таком аппарате. Естественно от самого прибора, как и от клуба юных техников уже не осталось и следа, но прибор такой был, и поиски его для экспозиции считаются не менее преоритетными, иными словами - если у кого есть, мы готовы к приобретению.

информация с ресурса: f3a.bestforums.org (не реклама)
“Форум Белорусских моделистов”

Аппаратура Digital TX/RX-14 фирмы GRUNDIG - образец самого высокого класса пропорционального управления на дискретных элементах .
Производилась в ФРГ до 1967г. Собрана на полупроводниках(30 транзисторов, 61 диод).
Mощность излучения-0,6Вт. Рабочая частота-27мГц. Модуляция АМ. Применена кодировка сигнала управления, типа PPM (что отражено в названии - Digital).
Стальной корпус. Антенна - телескопическая выдвижная длиной 1,46м. Масса-2,1кг. Питание 12В с потреблением - 100мА.
Аккумуляторы дисковые NiCd, емкостью 1000 мАh. Время устойчивой работы до 8 часов.

Приемник супергетеродин (полуповодники - 54 транзистора и 59 диодов). Масса-130г. Основной модуль 59x43x98мм, дополнительный 58x41x18мм.
Антенна- 800мм. Питание 12В при токе потребления до 50мА .
В комплекте семь сервомеханизмов DIGIMATIC-R (В болгарском варианте для летающих мишеней они назывались ПЕЛИКАН).
Редуктор 700:1 (материал - бронза). Масса 60г х7шт. Размеры 59х20х44 мм. Время отклонения (скорость) - 0,4 сек/45гр.
Усилие 20Н/см (при токе потребления Imax = 150 мА). В редукторе - муфта скольжения для защиты от сильных ударов.

Такая же система управления (некоторое подобие… ) производилась в странах соц.содружества(Болгария) для военных целей - управление летающими мишенями.

=====================
=====================
=====================
В общем - буду рад любой информации по интересующим позициям.

Артабан
D-pilot:
  1. кто подскажет, какая разница между Супранар-82 и Супранар-83
  2. на супранаре, имеющемся в экспозиции год изготовления стоит 1977, а с какого именно года и кем начато производство данного типа аппаратуры.
  3. Как о ней отзывались моделисты, может кто-то на такой летал?

Схема обоих “Супранаров” не отличается, отличается только корпус передатчика, в 82-м он отлит из дюраля и наклеены декоративные пластиковые панели (при падении на ногу травмпункт обеспечен). После “Новопропа” это было супер, можно было летать на пилотажках и нормально управлять. Я пролетал на “Супранарах” несколько лет, правда пришлось немного доработать сервы, чтобы тише жужжали и плавнее работали сделал выходной ВЧ блок на более мощных транзисторах типа КТ-907 и поднял мощность в антенне до 1 ватта чтобы давил слабые помехи, а также залил платы приёмника и сервоусилителей парафином, чтобы вибрации меньше действовали. Летал на F3A взлётным весом до 3,5 КГ и даже на соревнованиях не раз выступал. Главной проблемой аппаратуры тогда была низкая помехоустойчивость, а так я был полностью доволен. Это был конец 70-х до середины 80-х годов. Ещё сейчас лежит готовый к “бою” аппарат, но это уже как готовность пушки 1812 года.

soar
Артабан:

Я пролетал на “Супранарах” несколько лет, правда пришлось немного доработать сервы, чтобы тише жужжали и плавнее работали

Мы брали серво от Новопропа, потому как они были намного приличнее, содраны с Вариопропа. Затем несложная хирургическая операция по замене 9В моторов на 6В, выковырянных из супранаровских жутких серв и перепайка кабелей. Получались очень приличные серво))) А еще были умельцы, которые вставляли в те серво электронику, чуть увеличивая корпус по высоте.

Артабан
soar:

Мы брали серво от Новопропа, потому как они были намного приличнее, содраны с Вариопропа.

Да как гениально содраны, что только жужжали и не тянули.
Я пробовал и мне что-то не понравилось даже с переделкой. А вот две главные сервы на РВ и элероны я почти сам сделал. Была такая немецкая 8 командная дискретная аппа “Вариофон”, там чудненькие рульмашинки стояли с металлредуктором и моторчиком с пустотелым ротором и вся эта басня была чуть поболее чем моторчик от Супранара. Так я приладил туда доп. шестерёнку и потенциометр и КАК ОНИ РАБОТАЛИ!!! Чувствительность обалденная, точность, скорость отработки, усилие не мерял, но в разы больше чем у Супранаровских. Благодаря этим сервам мне и леталось на пилотаже комфортно. Один такой чудо моторчик с интегрированным редуктором до сих пор жив и здоров.

Aleksey_Gorelikov

Схемы супранаров отличались приемниками. Приемник от силуминового был на какой-то микрухе в пластиковом корпусе и дешифратор на рассыпухе кажется. Приемник от пластмассового - на 174 серии, в дешифраторе тм2 стояла.

От новопропа где-то схема была. Пара рабочих экземпляров точно была в Серпуховском АСК. Серпуховичи тут есть, может откликнутся.

Немецкие были и Сигналы, и мввс. Немного отличались. Последний (я так понимаю более современный) - часть рассыпухи была заменена на микросхемы, появилась возможность реверсировать каналы - перевертыванием разъема от резюков, в приемнике (с мввс они были красные) зачем-то выкинули УВЧ на транзисторе, изменили ПЧ с 465 на 455. - в общем мелкие незначительные доработки.

D-pilot

Большое спасибо вам за внимание к данной теме.
да и вообще, хотелось бы данную темку развить на форуме, потому как народу модельного тут много, соответственно -и информации много можно найти.

Артабан:

отличается только корпус передатчика, в 82-м он отлит из дюраля

а нет ли фотографии супранара 82го ?

Aleksey_Gorelikov:

были и Сигналы, и мввс.

а как выглядит МВВС ?

Артабан:

Это был конец 70-х до середины 80-х годов.

а у вас не осталось фотогарфий того периода, где видно вас, модель и аппаратуру?

Aleksey_Gorelikov:

Пара рабочих экземпляров точно была в Серпуховском АСК. Серпуховичи тут есть, может откликнутся.

а прямых контактов нет ли у вас, может быть - если вы кого-то оттуда знаете, сможете спросить напрямую?

Феоктистович

Есть совершенно новый Новопроп а также двигатели Ритм, МАРЗ, МДС 1,5Д. Если Вас интерисует пишите. С ув.

ZamuykAtel
Артабан:

Была такая немецкая 8 командная дискретная аппа “Вариофон”

Что то подобное привез отец моего одноклассника из-за бугра и парень тогда был втянут в нашу"секту" подрывников-затейников
Як-52 собранный одним из фанатов был оборудован этой аппой,а мой друг и наставник в Радиоэлектронике был первый кто его поднял в небо.А потом уже живя в Питере я собрал "ЧТО-ТО ТАМ ПРОП"по схемам из "Моделист -Конструктор"и поставлено на тримаран.
Это были мои первые самостоятельные шаги,после уже по справочникам ремонтировал телевизоры и паял декодеры всем знакомым.
По теме-знакомые просят возьми пацанов в ученики-я отвечаю что негде развернуться,пробовал поговорить со знакомым из Минспорта и молодежной политики КО.Даже выход на материал нашел(фанеру,дерево в размер) на родном (уже)заводе.
Завтра пойду к начальнику отдела(у него внуки растут),может подкинет свежую идею.

alex-ber
D-pilot:

А активе экспозиции также не имеем данного девайса, потому рассмотрим любые возможности его заполучить.

Пользовал такой (штук пять было… Недавно отдал человеку который тоже хотел типо музея сделать, только что-то у него не слышно - свяжусь с ним, если еще имеет - договоримся, чтоб Вам отослать…) - аппа довольно надежная (для своего времени) - с какого года выпускалась точно не скажу, но мой самый старый комплект гдето 79 года выпуска был (могу ошибаться - я им пользовался в 80-тых…).
Был и Супронар - разница с вашим - цвет корпуса (у меня был бледно-розовый), а машинки от Новопропа и Супронара есть и сейчас (лежат без дела…).
Да - еще был комплект для самостоятельной сборки - " Термик" (есть полный комплект и запасные стики - никто не пользовал…) год выпуска вроде 1992-й, частота 27, кварц… (второй комплект с большим успехом эксплуатировался до 2006-го!!!
Если надо что - пишите в лс… Рад буду помочь!

alex195822
D-pilot:
  1. аппаратура управления НОВОПРОП-3

Есть такая буква 😉

chiken

У меня в моделке ,на “антрисолях”,вторая советская аппа лежит ,“Рум -2” называется .Я ее ,родимую достаю ,раз в год, и молодым пилотам показываю .“Динозавр”!

D-pilot
ZamuykAtel:

может подкинет свежую идею.

а вы в самой Калуге? …кроме того можно обратиться в музей Космонавтики, они там должны помочь, к тому же если будете кружок открывать, можете ссылаться на наш клуб, а вам смогу предоставить и методички и плакаты - чиновники это любят, а вы им сможете сказать, что занимаетесь по специально разработанной программе - наша действительно уникальна ))) в РФ аналогов нет.Кроме того, если вы музее откажут, можно обратиться к любой Дом культуры- у них по идее должны быть варианты организации клубов по интересам.
Только в школы не ходите - в минобразования полные долбо…бы сидят, дети там никому не нужны, только говноотчеты.
Ну - и чем могу если помочь - пишите.

D-pilot
chiken:

“Рум -2” называется

а планера от РУМ-2 у вас случайно нету?

alex-ber:

тоже хотел типо музея сделать, только что-то у него не слышно - свяжусь с ним, если еще имеет - договоримся, чтоб Вам отослать…

я был бы вам невероятно признателен. Этим летом я побывал, кстати, в Минске - был в музее авиации и познакомился с руководителем тамошнего авиамодельного клуба.
замечательный человек, и прекрасный музей, у нас в РФ таких музеев почти что нет… с таким отношением к делу, я имею ввиду…

Артабан
D-pilot:

а нет ли фотографии супранара 82го ?

Я убрал с передатчика пластиковые панели и спилил ненужные выступающие детали и теперь он не выглядит как фирменный Супранар.

D-pilot:

а у вас не осталось фотогарфий того периода, где видно вас, модель и аппаратуру?

Надо поискать.

ZamuykAtel
D-pilot:

а вы в самой Калуге? …кроме того можно обратиться в музей Космонавтики, они там должны помочь, к тому же если будете кружок открывать, можете ссылаться на наш клуб, а вам смогу предоставить и методички и плакаты - чиновники это любят, а вы им сможете сказать, что занимаетесь по специально разработанной программе - наша действительно уникальна ))) в РФ аналогов нет.Кроме того, если вы музее откажут, можно обратиться к любой Дом культуры- у них по идее должны быть варианты организации клубов по интересам.
Только в школы не ходите - в минобразования полные долбо…бы сидят, дети там никому не нужны, только говноотчеты.
Ну - и чем могу если помочь - пишите.

Да,в самой Калуге и купол музея и ракету видно из окна квартиры,Щас через минспорта пробиваю.

75777
D-pilot:
  1. аппаратура управления Digital TX/RX-14 фирмы GRUNDIG

Если не изменяет память, эта аппаратура клонировалась в СЭВ в Болгарии и называлась “Пеликан”. Пеликановский приемник повторял по форме дигиталевский, но был раза в три больше, размером где-то с треть кирпича. Его ставили на военные самолеты - мишени. Кому повезло из моделистов, доставали по своим каналам. У меня в 80-е был такой гибрид: борт пеликановский (правда был приемник и дигиталевский), а передатчик самодельный. Летал ничего, проблем не было, пока не поменял на более компактный Сигнал, а затем и на 70 мгц Футабу.

D-pilot
75777:

клонировалась в СЭВ в Болгарии и называлась “Пеликан”.

очень интересен данный агрегат. в любом приемлемом для выставки состоянии.
только передатчик, приемники не столь интересны… хотя - было бы не плохо.

xacker

Спасибо создателю этой темы, читаю с удовольствием, как-будто переносишься в те далекие 70-80 гг. Сам когда-то строил модель под Супронар82. Эх, было времечко…

Fosgen

А у меня первая попытка взлететь была с “Новопроп - 3”. Неудачная попытка, потом перерыв лет эдак на 17 - 18.

Артабан
xacker:

Эх, было времечко…

Времечко всегда “ЭХ!!!”, Главное как его воспринимать, в 80-е мы были чуть-чуть моложе и вода была мокрее и еда вкуснее и солнце ярче.

Fosgen:

А у меня первая попытка взлететь была с “Новопроп - 3”. Неудачная попытка,

Точно так из-за того, что 1 ручка на руль высоты, а вторая на элероны. Я привык к самолётному управлению и в 1-м полёте согнул правую ручку при выводе из снижения, но аэроплан естественно упал. Есть даже фото, надо поискать отсканировать и выложить, там до и после полёта. А потом я достал Супранар и всё пошло.

xacker
Артабан:

Времечко всегда “ЭХ!!!”, Главное как его воспринимать, в 80-е мы были чуть-чуть моложе и вода была мокрее и еда вкуснее и солнце ярче.

Вы правы, Александр!!!

serop72

Кто нибудь видел в сети фильм “одержимые” , короткая документалка Первый чемпионат СССР по радиоуправляемым вертолетам 1982 год., стоит посмотреть, сайт (aromu.lmsic.com/) где лежал фильм мёртв, может есть у кого?
Фильм стоит посмотреть… и фото на сайте были соответствующии