Угрозы дапазону 2.4 GHz - мнимые и настоящие...
Завели меня. Черт, а нужно попробовать – а сколько нужно, действительно, чтобы обычную PPM на FM закосить? Придется взять пару разных передатчиков на один канал, один поставить в 50 метрах, а с другим на несколько сот метров отбежать. К сожалению, одному это не отэкспериментировать…
Однажды на поле коллега мерах в 50 от меня неожиданно включил передатчик на соседнем с моим канале (у меня 35.100, у него 35.090). Я ничего не заметил и все было прекрасно до тех пор, пока я не пролетел над ним метрах в 5-ти. В этот момент самолёт рухнул. Жаль, что не ему на голову, просто напугал.
Потом мы проверяли воздействие на модель двух включенных рядом наших передатчиков - у него Футаба 14, у меня Кокпит СХ.
При определенных положениях его антенны начиналась бешеннная дерготня серв.
***(у меня 35.100, у него 35.090)***
На разбеге в 0,020 бывают иногда проблем, а вы на сотке… Хотя пару раз на сотке отлично расходились и летали (после проверки конечно) 😃
Однажды на поле коллега мерах в 50 от меня неожиданно включил передатчик на соседнем с моим канале (у меня 35.100, у него 35.090). Я ничего не заметил и все было прекрасно до тех пор, пока я не пролетел над ним метрах в 5-ти. В этот момент самолёт рухнул. Жаль, что не ему на голову, просто напугал.
Потом мы проверяли воздействие на модель двух включенных рядом наших передатчиков - у него Футаба 14, у меня Кокпит СХ.
При определенных положениях его антенны начиналась бешеннная дерготня серв.
И после этого еще можно “наезжать” на 2.4ГГц 😉)))) ?! Ни тебе сыплющихся кварцев, ни тебе “соседнего” канала…
Вообще, было ощущение включенного второго пульта. Больно плавно работали рули, и плавно подавался и сбрасывался газ…
А ведь никого на полосе не было кроме нас, народ уже разъехался к тому времени. Я ж говорю, место мистическое. Только вот мистика эта, скорее всего, рукотворная. Кстати, на 2.4 я прошерстил все поле из конца в конец от мечети до больницы и от дороги до железки - никаких проблем.
На разбеге в 0,020 бывают иногда проблем, а вы на сотке… Хотя пару раз на сотке отлично расходились и летали (после проверки конечно) 😃
не на сотке, а на десятке.
Но я ж его предупреждал, чтобы он не включал свой пердун пока я в воздухе, на что он отвечал, что вообще сам летать не будет, только настроит передатчик без ВЧ. Однако ж по ошибке включил ВЧ и вот вам результат. Хорошо, что жив остался. Я шлёпнулся буквально в нескольких метрах от него. На хорошей скоросьти шел - 70-80 км/час…
Внешнее. Несско полетов перед этим, и несколько на следующий день на другой полосе…Все в порядке.
Вообще, было ощущение включенного второго пульта. Больно плавно работали рули, и плавно подавался и сбрасывался газ… Странно только, что на свой пульт, в 15 метрах, самолет не реагировал…
Я не понял, это же с lelikом было ?!
Вот и у меня сегодня вдруг на несколько секунд перестали работать элероны, хотя другие контроли, похоже, работали нормально. И все метрах в 50-70, хотя и до взлета, и после посадки на той же позиции (только на земле) все прекрасно управлялось даже при вдвинутогй антенне… Но это все-таки другая история.
Однажды на поле коллега мерах в 50 от меня неожиданно включил передатчик на соседнем с моим канале (у меня 35.100, у него 35.090). Я ничего не заметил и все было прекрасно до тех пор, пока я не пролетел над ним метрах в 5-ти. В этот момент самолёт рухнул. Жаль, что не ему на голову, просто напугал.
Потом мы проверяли воздействие на модель двух включенных рядом наших передатчиков - у него Футаба 14, у меня Кокпит СХ.
При определенных положениях его антенны начиналась бешеннная дерготня серв.
Да, на 10 кгц разницы это возможно. При 20 кгц – мы летали на 72МГц – мы пробовали вплотную, на расстоянии двух метров – никакой реакции (у меня с президентом клуба оказались соседние каналы). У него Футаба, по-моему неплохая, у меня простенький Хайтек, но приемники нормальные, двойные. А когда я сдвигал частоту на 10кгц, то приемник реагировал на сигнал при расстоянии до двух метров. Но это один передатчик, А если к родному передатчику добавлять другой, сдвинутый, наперекор интуиции интерференция усиливается.
Я-то имел в виду проверить в точности на том же канале.
Только вот мистика эта, скорее всего, рукотворная.
В каком смысле? Если ж никого не было? Там что, передатчик в полосу вкопан, с дистанционным управлением?
Да и за километр будет, если приемнику чувствительности хватит… Футаба 7ка, по воздуху, на сколько я помню, на километр-полтора “била”, по словам других юзеров.
Да у меня простенький Хайтек – после того, как я его понастраивал – по земле на 800 метров бил через садоводства (прямой видимости и в помине не было, холмы, дачи, сады). Чувствительности-то хватит, да не в ней дело – более мощный сигнал должен `забивать’, особенно на FM. Так что я сомневаюсь, что чужой передатчик в километре почувствуется, если свой в 100-200 метрах. За исключением, правда, отдельных моментов, когда у самолета неблагоприятная ориентация и свой сигнал почти нулиться. Но это должен быть лишь кратковременный глюк.
не на сотке, а на десятке. ****
Это Ваши слова -
Однажды на поле коллега мерах в 50 от меня неожиданно включил передатчик на соседнем с моим канале (у меня 35.100, у него 35.090)***
В любом случае основная причина ухода на 2,4 даже не помехи, а - ошибки коллег по хобби…
Это Ваши слова -
ну да.
35.100 - 35.090 = .010
Поэтому “на десятку”
В любом случае основная причина ухода на 2,4 даже не помехи, а - ошибки коллег по хобби…
Вы правы - летая на 35.100 даже с недорогими приёмниками однократного преобразования (Е-Скай, ИГВА) у нас на Соловьином никаких помех не наблюдаю вообще. Но у нас сейчас и народу мало, но и когда много было, совпадения частот с моей было редкостью. Описанный выше случай является крайне редким исключением.
Кроме того, все т.н. “помехи” полностью пропали после того, как я стал заземлять статоры моторов на минус батареи и привел в порядок антенны приемников (некоторые перетёрлись в местах выхода их из корпусов приемников).
Поэтому для меня единственной реальной причиной перехода на 2.4 момент могла бы стать только “перенаселенность” площадки, которой в данный момент не наблюдается.
***35.100 - 35.090 = .010***
Все таки второй знак после запятой не есть “десятка” 😒
***Кроме того, все т.н. “помехи” полностью пропали после того, как я стал заземлять статоры моторов на минус батареи и привел в порядок антенны приемников (некоторые перетёрлись в местах выхода их из корпусов приемников). Поэтому для меня единственной реальной причиной перехода на 2.4 момент могла бы стать только “перенаселенность” площадки, которой в данный момент не наблюдается.***
Мне было проще - после Санвы 6000 хотелось хотя бы экспоненту на РН, хотя по частотам у меня глобальных проблем и не было - это послужило отмазкой для перехода на dx7… Кстати по заземлению - в Руднево кто то из ребят был вынужден на каких то сервах ставить кондюки на мотор - иначе помехи были немерянные…
Все таки второй знак после запятой не есть “десятка” 😒
ааааааа… Понял - Вы имели в виду 1/100, а я 10 кГц 😃
Мне было проще - после Санвы 6000 хотелось хотя бы экспоненту на РН, хотя по частотам у меня глобальных проблем и не было - это послужило отмазкой для перехода на dx7… Кстати по заземлению - в Руднево кто то из ребят был вынужден на каких то сервах ставить кондюки на мотор - иначе помехи были немерянные…
А у меня ситуация другая - функционал SX, его синтезатор и эргономика меня полностью устраивают (более того - очень нравятся). Кроме того, с моим SX есть еще возможность накрайняк свалить в диапазон 35 В, где вообще почти никого нет. Функционал ДХ7 по сравнению с моим кокпитом маловат и это напрягает, а покупать 9-14 канальные пердуны на 2.4 дороговато. Вот и летаю по-прежнему на 35. Тем более, что помех никаких не наблюдаю.
Однако, являюсь сочувствующим всем тем, кто перешел/переходит на 2.4 и внимательно отслеживаю все дискуссии 😃
ааааааа… Понял - Вы имели в виду 1/100, а я 10 кГц 😃
А у меня ситуация другая - функционал SX, его синтезатор и эргономика меня полностью устраивают (более того - очень нравятся). Кроме того, с моим SX есть еще возможность накрайняк свалить в диапазон 35 В, где вообще почти никого нет. Функционал ДХ7 по сравнению с моим кокпитом маловат и это напрягает, а покупать 9-14 канальные пердуны на 2.4 дороговато. Вот и летаю по-прежнему на 35. Тем более, что помех никаких не наблюдаю.
Однако, являюсь сочувствующим всем тем, кто перешел/переходит на 2.4 и внимательно отслеживаю все дискуссии 😃
Таварисч, коллега! Никогда не поздно поставить ВЧ модуль на 2,4 гГц от проверенного производителя, когда МРХ разродится 😉)
Таварисч, коллега! Никогда не поздно поставить ВЧ модуль на 2,4 гГц от проверенного производителя, когда МРХ разродится 😉)
Дык:
- нет пока такого модуля и появится ли он для SX вообще непонятно (хотя, для роялей уже есть от сторонних производителей). Были какие-то заявления от МРХ, что, якобы, для Кокпита SX разработка ВЧ на 2.4 не планируется. Сам читал на их сайте.
- приемники-то какие ставить? И сколько они будут стоить? - Тоже неизвестно.
Короче, это всё пока только мечты.
Кстати по заземлению - в Руднево кто то из ребят был вынужден на каких то сервах ставить кондюки на мотор - иначе помехи были немерянные…
Они что, залезали внутрь сервы и припаивали его там? А какая была серва? У меня на одном электросамолете какой-то странный эффект наблюдается, бесколлекторник норовит включиться при работе именно раддером (при проверки на дальность с убранной антенной) уже метрах на пятнадцати. Все собирался поспрашивать советов у бывалых. Пока летаю, вроде и отпускал самолет достаточно далеко. Но как-то неуютно. Та серва – Hitec HS-55. Да, а ESC – TowerPro на 15А, из ранних. Приемник Electron 6.
Кроме того, все т.н. “помехи” полностью пропали после того, как я стал заземлять статоры моторов на минус батареи
Это Вы про коллекторные моторы? Или на бесколлекторных тоже рекомендуется?
*** Та серва – Hitec HS-55. Да, а ESC – TowerPro на 15А, из ранних. Приемник Electron 6.
Может и эта, хотя может и реглятор, попробуйте Александра (enakidos) спросите - по моему он делал …
Я не понял, это же с lelikом было ?!
Я написал, что лично наблюдал. Самолет принадлежал Кириллу, на ручках был asw.
серва – Hitec HS-55. Да, а ESC – TowerPro на 15А, из ранних. Приемник Electron 6.
я бы начал проверку с замены приемника, затем сервы. Кроме того, попробуйте запитать борт не от ВЕС, а от отдельной батареи и посмотрите, что получится.
Это Вы про коллекторные моторы? Или на бесколлекторных тоже рекомендуется?
Вы издеваетесь что ли? Конечно речь только о БК.
Вы издеваетесь что ли?
И в мыслях не было! Просто подобное широко обсуждалось для коллекторников, но я ни разу не видел ничего такого для бесколлекторных.
Это, конечно, можно попробовать. Только непосредственно землить чего-нибудь на полюс батареи мне как-то не хочется, может, достаточно через хорошие конденсаторы?
может, достаточно через хорошие конденсаторы?
может, и достаточно. Не пробовал, ибо не хотел увеличивать вес.
В принципе, корпус БК всегда изолирован, но если, конечно, палить моторы, то может случиться всякое…
М.б имеет смысл ставить в эту цепь обычный легкоплавкий предохранитель на очень небольшой ток. Это интересная мысль. А саму плавящуюся проволочку можно извлекать из автомобильных предохранирелей. Всё-таки защита регулятора.
но если, конечно, палить моторы, то может случиться всякое…
М.б имеет смысл ставить в эту цепь обычный легкоплавкий предохранитель на очень небольшой ток.
Я как раз об этом же думал. Ведь самолет же, может и в лужу плюхнуться, и в снег, даже без особых аварий.
Значит, Вы землили на “-” разъема ESC, который идет на аккумулятор? А как насчет самого ESC, с ним ничего не делают?
Поэтому для меня единственной реальной причиной перехода на 2.4 момент могла бы стать только “перенаселенность” площадки, которой в данный момент не наблюдается.
Никогда не знаешь, когда эта “перенаселенность” случится… Может на соседней лужайке кто-то ескаевскую ламу “вывел погулять”, это раз. А два, есть возможность полетать и в незнакомом месте - вышел из машины (офиса), на полянке (пустыре), достал модель и летаешь. А не бегаешь со сканером или не волнуешся что здесь и как с помехами и т.п.
Значит, Вы землили на “-” разъема ESC, который идет на аккумулятор?
именно так.
А как насчет самого ESC, с ним ничего не делают?
Я устанавливаю рег всегда в полный обдув, со всех сторон разъемы от дисководов (на батарею - папы, на двигатель - мамы, увернно держат не менее 5-60 А), креплю враспор. Больше ничего.
Впрочем, в этой теме это явный офтопик - давайте закругляться со всеми этими заземлениями, регуляторами и пр.
Никогда не знаешь, когда эта “перенаселенность” случится… Может на соседней лужайке кто-то ескаевскую ламу “вывел погулять”, это раз. А два, есть возможность полетать и в незнакомом месте - вышел из машины (офиса), на полянке (пустыре), достал модель и летаешь. А не бегаешь со сканером или не волнуешся что здесь и как с помехами и т.п.
ну, тут есть некоторая страховка:
- в полётном ящике всегда есть сканер на 35 А+В
- я никогда не выключаю уже включенный передатчик на поле (батарей хватает на световой день, еще и остается)