Изготовление мастер-модели

КА-04

вполне, все зависит от формы болвана.

Если присутствует двоиная кривизна, сделать это будет сложно.

AS

На крайняк, можно набрать из сосновых брусков, клеить на смоле или столярном, главное, чтобы потом не мешал обрабатывать. Ну и отделка, шпаклевка, грунтовка, полировка…
насчет липы на рынке - 😃, ну и не свежеспиленая же она. Кстати если наборная, и сделать все быстро (неделя или чуть больше) - то повести не успеет, можно не давать сохнуть (заворачивать в пленку)

БУГРОВ

Наборник из фанеры(с технологическим членением ),заполнять пенопластом.Ободрал в размеры,прошкурил,жидкой шпатлёвкой из аэрографа задул на 2-3 раза,нулёвкой прошёл а потом по схеме:разделитель,смола,ткань.Если грамотное технологическое членение,то угроза"поводки"очень мала.(но всё это такой геморрой).

gvv7302

Мой знакомый делает так: 😎
Рисует в Solid Works 3D модель самолета (или его частей), идет покупает большую болванку какой то пластмассы (какую берет, у меня сейчас нет возможности спросить), клеит из нее заготовку предварительно в 3D ее совместив с изготовляемыми деталями. Идет на станок ЧПУ отдает 40 убитых енотов, и через 20 минут держит мастер модели в своих руках. Остается только шкуркой пройтись, да отполировать. Некоторые дошли до того, что изготовляют сразу молд (матрицу).
Условия к пластмассе: механические свойства похожи на дерево, и легко обрабатывается на металлорежущих станках.
Если кто знает подскажите какие пластмассы подходят??? 😃 😵 😕

gennady

Мой знакомый делает так:

Ваш знакомый со станком ЧПУ в Киеве или за границей?
Если в Киеве по возможности инфу через p.m.

Материал см. www.generalplastics.com www.precisionboard.com

gvv7302

😃 Спасибо за информацию. Согласно ее: пластмасса для мех обработки- ПОЛИУРИТАН только не вспененный как в пенопласте. Одним словом надо копать фирмы продающие полиуретан и у них уже уточнять марку.
Знакомый изготовляет модели в Киеве, вот только дороги у нас разошлись. Я ему крыло рисовал. Единственное я знаю, что станок ЧПУ мой знакомый на заводе Антонова нашел.
Немного о технологии: 😎
Очень много времени занимает моделирование, здесь кухня своя, поверхности двойной кривизны очень сложная штука. Крыло легко рисовать, фюзеляж сложнее, а зализы вообще убиться можно. Так, что рекомендую подходить интегрально- основные форму на компьютере, зализы и другие тонкости вручную шпаклевкой и шкуркой. НО это если ты делаешь модель. НО если ты замахнулся на изготовление сразу матрицы, то будь добр рисуй все как положено. 😃

tolyan

Матричная технология конечно геморройная штука но зато результат того стОит!

gennady


Вы для обеспечения жесткости матрицы набираете толщину? Какое у вас раздувочное давление? Не технологичнее ли использовать приформованную железную сварную раму.

КА-04
gvv7302:

😃 Очень много времени занимает моделирование, здесь кухня своя, поверхности двойной кривизны очень сложная штука. Крыло легко рисовать, фюзеляж сложнее, а зализы вообще убиться можно. Так, что рекомендую подходить интегрально-  основные форму на компьютере,  зализы и другие тонкости вручную шпаклевкой и шкуркой. 😃

Да, ладно! Какая шпаклевка после ЧПУ. Двойная кривизна в солиде прекрасно моделируется. Делаете элемент по сечениям и все. А зализы в том числе переменного радиуса создаются одной кнопкой.

tolyan
gennady:


Вы для обеспечения жесткости матрицы набираете толщину? Какое у вас раздувочное давление? Не технологичнее ли использовать приформованную железную сварную раму.

Мы формуем в вакууме а не раздуваем.
С металлической рамой матрицу будет довольно проблематично в вакуумный мешок засовывать!

gennady

Ну половинки матриц фюза формуете в вакууме (надо пологать сендвич), а монокок получаете проложив ленту по шву?
С рамой в вакуумном мешке какие проблемы? Не тяжелее Вашего монолита.

1 month later
bender

А как быть если размер фюзеляжа вот такой. Мои предположения, его надо делать из пенопласта покрыв слоем стекла. Я прав? И еще в этаких случаях какая толщина корки, если делать только из стекла. Или при таких размерах желательно делать сендвич, с пенопластом и т.д.

drDen

Я для большого планера ( 3.5 размах 1.4 длинна) сейчас строгаю болванку фюзеляжа из ели древесина качественная 😃 …у нас есть болванка из ели на корки для планера F-1-A десяти летней давность дак вот ей ходьбы хны… 😃 ель сверху шпаклевка эбоксидкой и всё… 😃

Wit
bender

А как быть если размер фюзеляжа вот такой. Мои предположения, его надо делать из пенопласта покрыв слоем стекла. Я прав?

Прав!

И еще в этаких случаях какая толщина корки, если делать только из стекла. Или при таких размерах желательно делать сендвич, с пенопластом и т.д.

не надо сендвичей, толщина стенок формы примерно 8-10 мм, потом для стабильности пускаешь два алюминиевых профиля вдоль формы или на худой конец две доски.
Мастер модель из пенопласта:
Вырезаешь из фанеры направляющие для резки
режешь пенопласт
сложные, выпуклые/вогнутые поверхности делаешь из бальзы
собираешь всё до кучи
обыкновенным гипсом шпаклюешь все неровности и зализы
проходишь наждачной бумагой по всей поверхности
обклеиваешь 2-мя слоями стеклоткани 160г/м
прошодишь по стеклу наждачкой 400-600
шпаклёвкой затираешь все микропоры
красишь
полируешь
готово
всё удовольствие по немецким ценам обошлось меньше чем в 100 евро, это очень дёшего!

Марат
Wit:

Прав!

не надо сендвичей, толщина стенок формы примерно 8-10 мм, потом для стабильности пускаешь два алюминиевых профиля вдоль формы или на худой конец две доски.
Мастер модель из пенопласта:
Вырезаешь из фанеры направляющие для резки
режешь пенопласт
сложные, выпуклые/вогнутые поверхности делаешь из бальзы
собираешь всё до кучи
обыкновенным гипсом шпаклюешь все неровности и зализы
проходишь наждачной бумагой по всей поверхности
обклеиваешь 2-мя слоями  стеклоткани 160г/м
прошодишь по стеклу наждачкой 400-600
шпаклёвкой затираешь все микропоры
красишь
полируешь
готово
всё удовольствие по немецким ценам обошлось меньше чем в 100 евро, это очень дёшего!

А сколько человеко-дней?

Wit
Марат:

А сколько человеко-дней?

не счтитал байке, но за неделю один управился, правда потом фюзеляж 2 года в келлере простоял 😁

bender
Wit:

не надо сендвичей, толщина стенок формы примерно 8-10 мм, потом для стабильности пускаешь два алюминиевых профиля вдоль формы или на худой конец две доски.

Я имел ввиду толщина готовых половинок какая должна быть?

Wit
bender:

Я имел ввиду толщина готовых половинок какая должна быть?

а вот толщину готовых половинок ни кто не меряет! 😉
сначала замазываются все радиусы меньше 3 мм смесью из эпоксидки, микробаллона и х/б муки, потом проклеиваются наплывы крыла, стабилизатора и зализ хвостовой балки. Ложится по слою стеклоткани 160г/м
потом слой 80г/м, +/- 45°, потом слой ткани 160 г/м, +/- 45° потом можно положить слой пенопласта 2/3 мм, края предварительно обрезать под 45°, и под конец ещё раз 80г/м, +/- 45°. после просушки, минимум 24 часа, прямо в форме клеятся шпангоуты и стрингеры, только места склейки как следует ошкурить.

Добавлено

вот на примере Extra 300S масштаб модели 1:3

Pumper

а вот толщину готовых половинок ни кто не меряет!

Но болван ведь должен быть “худее” готового фуза именно на толщину корок ? То есть предполагаемая толщина корок должна быть известна еще при изготовлении болвана.
Или как ?

А фюзеляж ваш впечатлает 😃
Жаль, что ТАКОЕ 2 года оставалось невостребованным. А что сейчас - построился пепелац или так мертворожденным и остался ?

Немного непонятно, почему в середине фуза вы обратились к бальзе ? Ясно, что поверхность определенной кривизны по шаблону проволокой “начисто” не пройдешь, но ведь можно было наверное в этом месте резать пенопласт с запасом и выводить “чистые” формы вручную ?

Ложится по слою стеклоткани 160г/м
потом слой 80г/м, +/- 45°, потом слой ткани 160 г/м, +/- 45° потом можно положить слой пенопласта 2/3 мм, края предварительно обрезать под 45°, и под конец ещё раз 80г/м, +/- 45°.

С этим вроде понятно ( за исключением +/- 45° - это углы укладки полосок ткани относительно предыдущего слоя или что-то другое ? )

А все-таки, если пенопласт 2/3мм исключить и делать фуз только из “стекла”, то какова должна быть его толщина и многослойность на фузе порядка 1,8-2 метра длины ?
Можно-ли обойтись 1слой(80г/м)+1слой(160г/м)+1слой(80г/м) ?

Wit
Pumper:

Но болван ведь должен быть “худее” готового фуза именно на толщину корок ? То есть предполагаемая толщина корок должна быть известна еще при изготовлении болвана.
Или как ?

А фюзеляж ваш впечатлает 😃
Жаль, что ТАКОЕ 2 года оставалось невостребованным. А что сейчас - построился пепелац или так мертворожденным и остался ?

Немного непонятно, почему в середине фуза вы обратились к бальзе ? Ясно, что поверхность определенной кривизны по шаблону проволокой “начисто” не пройдешь, но ведь можно было наверное в этом месте резать пенопласт с запасом и выводить “чистые” формы вручную ?
С этим вроде понятно ( за исключением +/- 45° - это углы укладки полосок ткани относительно предыдущего слоя или что-то другое ? )

А все-таки, если пенопласт 2/3мм исключить и делать фуз только из “стекла”, то какова должна быть его толщина и многослойность на фузе порядка 1,8-2 метра длины ?
Можно-ли обойтись 1слой(80г/м)+1слой(160г/м)+1слой(80г/м) ?

  1. Если ты собираешься выклеивать фюзеляж в негативной форме, то твой балван по размеру точно соответствует размеру будущего ламината (фюзеляжа), если ты собираешся выклеивать по балвану… не советую! ничего путнего из этого не получится! Для этого нужен опыт!!!
    как укладываются слои ткани посмотри здесь:
    rcopen.com/forum/f21/topic20419
    и здесь
    rcopen.com/forum/f40/topic20627
    это не углы укладки а расположение волокон в ткани!
Pumper

Если ты собираешься выклеивать фюзеляж в негативной форме, то твой балван по размеру точно соответствует размеру будущего ламината (фюзеляжа),

Пардон, я имел в виду позитив.

если ты собираешся выклеивать по балвану… не советую! ничего путнего из этого не получится! Для этого нужен опыт!!!

А как его, этот опыт иначе приобресть, если не “собираться выклеивать по болвану” ? 😃
Болван он на то и нужен, чтобы другой болван хоть чему-то с его помощью научился 😃

Если серьезно, то ДЛЯ МЕНЯ позитивная выклейка выглядит проще, особенно при рассмотрении всего комплекса работ для достижения конечного результата. “Испекать пирожки” конечно легче в матрице, но вот как вспомнишь про процесс изготовления самой матрицы, начинаешь чесать репу.
Тем более, когда речь идет об изготовлении единственной модели, а не серии.
Если можно - какие “камни” являются самыми проблемными при позитивной выклейке и как с этим бороться.

это не углы укладки а расположение волокон в ткани!

По большому счету я примерно о том же - о несовпадении направления волокон 0 и 90 град направления изделия . Просто я говорил не о выклейке крыла цельным куском ткани, а выклейке сложнорельефной поверхности фюзеляжа полосками стеклоткани.

Твои ссылки перечитал. Сходу - спасибо за столь подробное изложение. ЗдОрово 😃

Хотя и есть некоторые для меня непонятности.
Я сразу хочу обозначить собственный “вес” - из выклеек стеклотканью за плечами ТОЛЬКО один капот на Hawker Tempest Mk.V. На этом все, т.е. я близок к нулю в этом вопросе, прошу принимать это во внимание.

  • Подобные технологии - пенопластовое ядро+стеклоткань+бальза являются необходимыми при изготовлении крыльев с большим удлиннением или это применяется повсеместно ?
    Чем при таком способе финально покрывается наружний бальзовый слой ? Опять стеклом ?
    Просто наиболее часто встречающаяся технология - пенопластовое ядро+бальза и только поверх бальзы - тонкая стеклоткань.
    Где правда ? Или и тут она у каждого своя ?

  • И все-таки, если делать фуз только из "стекла"выклейкой на болване позитивным способом, то какова должна быть его толщина и многослойность на фюзеляже копии warbirds порядка 1,8-2 метра длины ?

Спасибо заранее.