Изготовление мастер-модели

gennady


Вы для обеспечения жесткости матрицы набираете толщину? Какое у вас раздувочное давление? Не технологичнее ли использовать приформованную железную сварную раму.

КА-04
gvv7302:

😃 Очень много времени занимает моделирование, здесь кухня своя, поверхности двойной кривизны очень сложная штука. Крыло легко рисовать, фюзеляж сложнее, а зализы вообще убиться можно. Так, что рекомендую подходить интегрально-  основные форму на компьютере,  зализы и другие тонкости вручную шпаклевкой и шкуркой. 😃

Да, ладно! Какая шпаклевка после ЧПУ. Двойная кривизна в солиде прекрасно моделируется. Делаете элемент по сечениям и все. А зализы в том числе переменного радиуса создаются одной кнопкой.

tolyan
gennady:


Вы для обеспечения жесткости матрицы набираете толщину? Какое у вас раздувочное давление? Не технологичнее ли использовать приформованную железную сварную раму.

Мы формуем в вакууме а не раздуваем.
С металлической рамой матрицу будет довольно проблематично в вакуумный мешок засовывать!

gennady

Ну половинки матриц фюза формуете в вакууме (надо пологать сендвич), а монокок получаете проложив ленту по шву?
С рамой в вакуумном мешке какие проблемы? Не тяжелее Вашего монолита.

1 month later
bender

А как быть если размер фюзеляжа вот такой. Мои предположения, его надо делать из пенопласта покрыв слоем стекла. Я прав? И еще в этаких случаях какая толщина корки, если делать только из стекла. Или при таких размерах желательно делать сендвич, с пенопластом и т.д.

drDen

Я для большого планера ( 3.5 размах 1.4 длинна) сейчас строгаю болванку фюзеляжа из ели древесина качественная 😃 …у нас есть болванка из ели на корки для планера F-1-A десяти летней давность дак вот ей ходьбы хны… 😃 ель сверху шпаклевка эбоксидкой и всё… 😃

Wit
bender

А как быть если размер фюзеляжа вот такой. Мои предположения, его надо делать из пенопласта покрыв слоем стекла. Я прав?

Прав!

И еще в этаких случаях какая толщина корки, если делать только из стекла. Или при таких размерах желательно делать сендвич, с пенопластом и т.д.

не надо сендвичей, толщина стенок формы примерно 8-10 мм, потом для стабильности пускаешь два алюминиевых профиля вдоль формы или на худой конец две доски.
Мастер модель из пенопласта:
Вырезаешь из фанеры направляющие для резки
режешь пенопласт
сложные, выпуклые/вогнутые поверхности делаешь из бальзы
собираешь всё до кучи
обыкновенным гипсом шпаклюешь все неровности и зализы
проходишь наждачной бумагой по всей поверхности
обклеиваешь 2-мя слоями стеклоткани 160г/м
прошодишь по стеклу наждачкой 400-600
шпаклёвкой затираешь все микропоры
красишь
полируешь
готово
всё удовольствие по немецким ценам обошлось меньше чем в 100 евро, это очень дёшего!

Марат
Wit:

Прав!

не надо сендвичей, толщина стенок формы примерно 8-10 мм, потом для стабильности пускаешь два алюминиевых профиля вдоль формы или на худой конец две доски.
Мастер модель из пенопласта:
Вырезаешь из фанеры направляющие для резки
режешь пенопласт
сложные, выпуклые/вогнутые поверхности делаешь из бальзы
собираешь всё до кучи
обыкновенным гипсом шпаклюешь все неровности и зализы
проходишь наждачной бумагой по всей поверхности
обклеиваешь 2-мя слоями  стеклоткани 160г/м
прошодишь по стеклу наждачкой 400-600
шпаклёвкой затираешь все микропоры
красишь
полируешь
готово
всё удовольствие по немецким ценам обошлось меньше чем в 100 евро, это очень дёшего!

А сколько человеко-дней?

Wit
Марат:

А сколько человеко-дней?

не счтитал байке, но за неделю один управился, правда потом фюзеляж 2 года в келлере простоял 😁

bender
Wit:

не надо сендвичей, толщина стенок формы примерно 8-10 мм, потом для стабильности пускаешь два алюминиевых профиля вдоль формы или на худой конец две доски.

Я имел ввиду толщина готовых половинок какая должна быть?

Wit
bender:

Я имел ввиду толщина готовых половинок какая должна быть?

а вот толщину готовых половинок ни кто не меряет! 😉
сначала замазываются все радиусы меньше 3 мм смесью из эпоксидки, микробаллона и х/б муки, потом проклеиваются наплывы крыла, стабилизатора и зализ хвостовой балки. Ложится по слою стеклоткани 160г/м
потом слой 80г/м, +/- 45°, потом слой ткани 160 г/м, +/- 45° потом можно положить слой пенопласта 2/3 мм, края предварительно обрезать под 45°, и под конец ещё раз 80г/м, +/- 45°. после просушки, минимум 24 часа, прямо в форме клеятся шпангоуты и стрингеры, только места склейки как следует ошкурить.

Добавлено

вот на примере Extra 300S масштаб модели 1:3

Pumper

а вот толщину готовых половинок ни кто не меряет!

Но болван ведь должен быть “худее” готового фуза именно на толщину корок ? То есть предполагаемая толщина корок должна быть известна еще при изготовлении болвана.
Или как ?

А фюзеляж ваш впечатлает 😃
Жаль, что ТАКОЕ 2 года оставалось невостребованным. А что сейчас - построился пепелац или так мертворожденным и остался ?

Немного непонятно, почему в середине фуза вы обратились к бальзе ? Ясно, что поверхность определенной кривизны по шаблону проволокой “начисто” не пройдешь, но ведь можно было наверное в этом месте резать пенопласт с запасом и выводить “чистые” формы вручную ?

Ложится по слою стеклоткани 160г/м
потом слой 80г/м, +/- 45°, потом слой ткани 160 г/м, +/- 45° потом можно положить слой пенопласта 2/3 мм, края предварительно обрезать под 45°, и под конец ещё раз 80г/м, +/- 45°.

С этим вроде понятно ( за исключением +/- 45° - это углы укладки полосок ткани относительно предыдущего слоя или что-то другое ? )

А все-таки, если пенопласт 2/3мм исключить и делать фуз только из “стекла”, то какова должна быть его толщина и многослойность на фузе порядка 1,8-2 метра длины ?
Можно-ли обойтись 1слой(80г/м)+1слой(160г/м)+1слой(80г/м) ?

Wit
Pumper:

Но болван ведь должен быть “худее” готового фуза именно на толщину корок ? То есть предполагаемая толщина корок должна быть известна еще при изготовлении болвана.
Или как ?

А фюзеляж ваш впечатлает 😃
Жаль, что ТАКОЕ 2 года оставалось невостребованным. А что сейчас - построился пепелац или так мертворожденным и остался ?

Немного непонятно, почему в середине фуза вы обратились к бальзе ? Ясно, что поверхность определенной кривизны по шаблону проволокой “начисто” не пройдешь, но ведь можно было наверное в этом месте резать пенопласт с запасом и выводить “чистые” формы вручную ?
С этим вроде понятно ( за исключением +/- 45° - это углы укладки полосок ткани относительно предыдущего слоя или что-то другое ? )

А все-таки, если пенопласт 2/3мм исключить и делать фуз только из “стекла”, то какова должна быть его толщина и многослойность на фузе порядка 1,8-2 метра длины ?
Можно-ли обойтись 1слой(80г/м)+1слой(160г/м)+1слой(80г/м) ?

  1. Если ты собираешься выклеивать фюзеляж в негативной форме, то твой балван по размеру точно соответствует размеру будущего ламината (фюзеляжа), если ты собираешся выклеивать по балвану… не советую! ничего путнего из этого не получится! Для этого нужен опыт!!!
    как укладываются слои ткани посмотри здесь:
    rcopen.com/forum/f21/topic20419
    и здесь
    rcopen.com/forum/f40/topic20627
    это не углы укладки а расположение волокон в ткани!
Pumper

Если ты собираешься выклеивать фюзеляж в негативной форме, то твой балван по размеру точно соответствует размеру будущего ламината (фюзеляжа),

Пардон, я имел в виду позитив.

если ты собираешся выклеивать по балвану… не советую! ничего путнего из этого не получится! Для этого нужен опыт!!!

А как его, этот опыт иначе приобресть, если не “собираться выклеивать по болвану” ? 😃
Болван он на то и нужен, чтобы другой болван хоть чему-то с его помощью научился 😃

Если серьезно, то ДЛЯ МЕНЯ позитивная выклейка выглядит проще, особенно при рассмотрении всего комплекса работ для достижения конечного результата. “Испекать пирожки” конечно легче в матрице, но вот как вспомнишь про процесс изготовления самой матрицы, начинаешь чесать репу.
Тем более, когда речь идет об изготовлении единственной модели, а не серии.
Если можно - какие “камни” являются самыми проблемными при позитивной выклейке и как с этим бороться.

это не углы укладки а расположение волокон в ткани!

По большому счету я примерно о том же - о несовпадении направления волокон 0 и 90 град направления изделия . Просто я говорил не о выклейке крыла цельным куском ткани, а выклейке сложнорельефной поверхности фюзеляжа полосками стеклоткани.

Твои ссылки перечитал. Сходу - спасибо за столь подробное изложение. ЗдОрово 😃

Хотя и есть некоторые для меня непонятности.
Я сразу хочу обозначить собственный “вес” - из выклеек стеклотканью за плечами ТОЛЬКО один капот на Hawker Tempest Mk.V. На этом все, т.е. я близок к нулю в этом вопросе, прошу принимать это во внимание.

  • Подобные технологии - пенопластовое ядро+стеклоткань+бальза являются необходимыми при изготовлении крыльев с большим удлиннением или это применяется повсеместно ?
    Чем при таком способе финально покрывается наружний бальзовый слой ? Опять стеклом ?
    Просто наиболее часто встречающаяся технология - пенопластовое ядро+бальза и только поверх бальзы - тонкая стеклоткань.
    Где правда ? Или и тут она у каждого своя ?

  • И все-таки, если делать фуз только из "стекла"выклейкой на болване позитивным способом, то какова должна быть его толщина и многослойность на фюзеляже копии warbirds порядка 1,8-2 метра длины ?

Спасибо заранее.

Wit

зачем тогда мучится с балваном? не проще ли одну единственную модель зделать сразу из фанеры и бальзы??? для чего затевать мастермодель???
Камни предкновения по позитиву: получить идеальную поверхность, сколько времени ты потратишь на шлифовку и полировку? как ты потом собираешся закрывать шов? опять шпаклевать, шлифовать и полировать?

Крылья: на сколько я знаю, между наполнителем (ядром) и бальзой всегда ложится слой стеклоткани или несколько слоёв. Покрытие бальзы с верху стеклом, это чисто косметические работы- финиш, если к примеру всё потом должно красится краской и блестеть.

Теперь про фюзеляжи порядка 1,8-2 м, либо их делают наборными из дерева, либо в матрице! Не надо много ума, что бы сделать такой фюзеляж на позитивном болване достаточно прочным, но он должен быть не только прочным но и лёгким! Если это конечно не стендовая модель 😁
Поэтому и делают сендвич иначе стабильной конструкции ты не получишь!
Можно положить на болван пару слоёв стекла больше, но ты же летать собираешся, а не сейфы таким фюзеляжем вскрывать 😁
Мне всёравно конечно, как ты собираешся это делать, материал и деньги твои, посчитай просто стоит ли овчинка выделки, сначала промучиться с мастермоделью, а потом ещё и перепортить себе нервы с клейкой некудышнего фюзеляжа

Pumper

Камни предкновения по позитиву: получить идеальную поверхность, сколько времени ты потратишь на шлифовку и полировку? как ты потом собираешся закрывать шов? опять шпаклевать, шлифовать и полировать?

О трудностях по выведению поверхности с позитива я догадывался. Но это все-же вопрос относительный - что легче - вывести позитивные корки или изготовить негативную матрицу.
А как поступают со швом при стыковке двух половинок из матрицы ? Разве не так , как ты написал ? Причем шов там по всему периметру профиля фуза, а при позитиве можно обойтись одним швом снизу.

Крылья: на сколько я знаю, между наполнителем (ядром) и бальзой всегда ложится слой стеклоткани или несколько слоёв.

Сомнения у меня большие на этот счет, чесслово. Даже такие монстры, как Patric McCary обходятся без каких-либо прослоек между п\п ядром и бальзовой обшивкой.
www.homestead.com/evoshangar/me109.html

А моделька эта , мягко говоря, не маленькая.

Теперь про фюзеляжи порядка 1,8-2 м, либо их делают наборными из дерева, либо в матрице! Не надо много ума, что бы сделать такой фюзеляж на позитивном болване достаточно прочным, но он должен быть не только прочным но и лёгким! Если это конечно не стендовая модель
Поэтому и делают сендвич иначе стабильной конструкции ты не получишь!
Можно положить на болван пару слоёв стекла больше, но ты же летать собираешся, а не сейфы таким фюзеляжем вскрывать
Мне всёравно конечно, как ты собираешся это делать, материал и деньги твои, посчитай просто стоит ли овчинка выделки, сначала промучиться с мастермоделью, а потом ещё и перепортить себе нервы с клейкой некудышнего фюзеляжа

Если этой информации (или дерево или матрица only ) можно 100% доверять, то я пошел крепко думать.
Аргументы серьезные и во многом логичные. Плохо, что идея фуза из стекла на позитивном болване уже очч крепко пустила корни в мою головушку… Разбил ты все мои воздушные замки 😃

Хороших выходных !

Wit
Pumper:

Сомнения у меня большие на этот счет, чесслово. Даже такие монстры, как Patric McCary обходятся без каких-либо прослоек между п\п ядром и бальзовой обшивкой.
www.homestead.com/evoshangar/me109.html

А моделька эта , мягко говоря, не маленькая.

А теперь ответь мне на два вопроса:

  1. для чего ложат стеклоткань между пенопластом и бальзой в крыле?
  2. посмотри на его фотографии и скажи, почему у него на видно стеклоткани
    (хотя я в этом сомневаюсь, т.к. это само сабой разумеется, но может и не быть!) ПОЧЕМУ???
Pumper
Wit:

А теперь ответь мне на два вопроса:

  1. для чего ложат стеклоткань между пенопластом и бальзой в крыле?
  2. посмотри на его фотографии и скажи, почему у него на видно стеклоткани
    (хотя я в этом сомневаюсь, т.к. это само сабой разумеется, но может и не быть!) ПОЧЕМУ???
  1. не знаю, поэтому и задавал свой вопрос тебе парой постов выше
    Copy/Paste "- Подобные технологии - пенопластовое ядро+стеклоткань+бальза являются необходимыми при изготовлении крыльев с большим удлиннением или это применяется повсеместно ? "

  2. просмотрел несколько traed’ов разных людей по постройке Мессера от McCary - нигде нет упоминания о наличии стеклоткани ( или чего либо еще ) между пенопластовым ядром и бальзой. Поэтому на вопрос, почему ее не видно я бы ответил - потому что ее там нет.

Я повторюсь - с моим “опытом” мне отвечать на вопросы, мягко говоря, сложно, я их могу только задавать 😃

Wit
Pumper:
  1. не знаю, поэтому и задавал свой вопрос тебе парой постов выше
    Copy/Paste "- Подобные технологии - пенопластовое ядро+стеклоткань+бальза являются необходимыми при изготовлении крыльев с большим удлиннением или это применяется повсеместно ? "

  2. просмотрел несколько traed’ов разных людей по постройке Мессера от McCary - нигде нет упоминания о наличии стеклоткани ( или чего либо еще ) между пенопластовым ядром и бальзой. Поэтому на вопрос, почему ее не видно я бы ответил - потому что ее там нет.

Я повторюсь - с моим “опытом” мне отвечать на вопросы, мягко говоря, сложно, я их могу только задавать 😃

  1. это применяется для всех крыльев и удлиннение здесь роли не играет!
    Стекло или углеткань ложится в местах где должен проходить лонжерон, особенно, если он делается не через всё крыло, а только на часть крыла, допустим в виде трубы для соединения через фюзеляж двух половин крыла.
    Две полоски стеклоткани 160г (сверху и с низу) уложенные под бальзу на ядро, увелисивают прочность такого крыла примерно в 2,2 раза! делается это только из весовых соображений, как и всё в авиамоделизме, это только компромис между весом и простотой конструкции!
  2. так и быть я украл у него две фотки, надеюсь моды меня за это не запинают! У него через всё крыло проходит лонжерон из толстой фанеры!!!
    Знание композитов здесь вообще роли не играет, и с твоим “опытом” можно уже говорить по прочности конструкции и для чего нужен лонжерон в крыле и стрингеры в Фюзеляже, или я заблуждаюсь?
    На будущее: попытайся сам ответить не “почему”, а “для чего” делается что-то так или иначе? обычно ответы такие “для упрощения” или “для облегчения”, добится этого можно разными путями.

Pumper

Стоп. Счаз запутаемся.
Локальное стекло или уголь в местах пролегания лонжеронов, стыковочных труб и проч. конструктивных элементов крыла не обсуждаются.
Тут у меня нет вопросов.

Крылья: на сколько я знаю, между наполнителем (ядром) и бальзой всегда ложится слой стеклоткани или несколько слоёв.

Вот эта вот категоричность, а также необходимость слоев “Стеклоткань 100/40 гр/м” на твоем рисунке (см.аттач) просто показалась мне спорной, не более того.
Обычно в нэте я как правило встречался с отсутствием стекло-прослойки между ядром и бальзой по всей площади крыла, со своей задачей справлялся лонжерон.
Поэтому и спросил, а не большим-ли удлиннением крыла вызвано появление этой прослойки, все-таки вес-то при этом увеличивается.
Или я неправильно читаю твой рисунок ?

Wit
Pumper:

Стоп. Счаз запутаемся.
Локальное стекло или уголь в местах пролегания лонжеронов, стыковочных труб и проч. конструктивных элементов крыла не обсуждаются.
Тут у меня нет вопросов.
Вот эта вот категоричность, а также необходимость слоев “Стеклоткань 100/40 гр/м” на твоем рисунке (см.аттач) просто показалась мне спорной, не более того.
Обычно в нэте я как правило встречался с отсутствием стекло-прослойки между ядром и бальзой по всей площади крыла, со своей задачей справлялся лонжерон.
Поэтому и спросил, а не большим-ли удлиннением крыла вызвано появление этой прослойки,  все-таки вес-то при этом увеличивается.
Или я неправильно читаю твой рисунок ?

я тоже много чего в нете не встречал, я летаю не в нете, а в реале
потом эта картинка… посмотри для чего крыло! F-3-J!!!
Ты тут всё в кучу собрал, спрашивал о 3-D пилотажке, а ориентируешся на планер!
Ну да ладно, попробую объяснить.
Для планеров этого класса нужны абсолютно жесткие крылья! Одним лонжероном этого не сделаешь, нужна жесткость по всему профилю крыла!
Для других, как пилотажка с дамочкой с верху, нужна хорошая прочность лонжеронов во время пилотажа! Реактивные модели с дельтой, имеют мизерное удлиннение, но огромные нагрузки на крыло, не положить туда стекло под бальзу, значит угробить пару килобаксов! Сделать соответствующий лонжерон- значит надо брать и профиль толще и утяжелять и усложнять конструкцию, это ведёт опять к повышения нагрузок на крыле!
Поэтому выбирается компромис, между простотой и весом, но не прочностью!
Я отдаю предпочтение работающей обшивке крыла, проще, дешевле, легче!
Тут выбирает каждый сам! Смотря что за модель и для каких целей!