Для чего нужен бортовой подкал, и как его пользовать?

Ivancheg

Всем здравствуйте! Скажите на сколько целесообразно использование подкала на двухтактниках (конкретно ТТ-0,46про) Нужно ли менять свечку на более холодную? И есть ли рекомендации по нактройке на каких оборотах подкал должен отключаться или это все настраивается строго индивидуально?
Спасибо.

Wladimir_Th

Вчера впервые попробовал на деле подкал. Ну что скажу? Штука явно полезная. Оговорюсь сразу, подкал самодельный. Мне его собрал, после моих причитаний по поводу зимы и проблем холостого хода в связи с этим, мой товарищ.Он разработчик схем и электронщик. Поскольку он “интеллектуальный”(как я его называю) то с пульта он только отключается и включается все остальное он делает сам . Т.е. он сам держит выставленную заранее температуру свечи. И вот что интересно. Поскольку там есть светодиодная индикация включения подкала то было весьма поучительно видеть моменты включения о отключения подкала в зависимости от режима работы мотора. Итак: мотор O.S.46АХ, температура -3, штиль.Нагрев свечи импульсный с какой то там частотой(не силен в электронике).При включении сильный нагрев, а потом идет снижение интенсивности. Очень заметно охлаждение свечи в момент пуска(запуск с руки), после заводки мотора, на холостых, идет подогрев,но я бы не сказал что очень значительный. При дальнейшей даче газа наблюдается короткий момент интенсивного подогрева быстро сходящего на нет. Что интересно, это то, что при длительной работена среднем газу подогрев свечи периодически включался(бессистемно). Для меня это было новостью.
При сбросе газа с полного на средний подогрева не было, а вот если уменьшение газа более значительное то кратковременно подогрев включался.
Вот такие наблюдения.

V_Alex
Wladimir_Th:

…Поскольку он “интеллектуальный”(как я его называю) то с пульта он только отключается и включается все остальное он делает сам . Т.е. он сам держит выставленную заранее температуру свечи…

Оригинальный подход, рекспект Вашему товарищу-электронщику. Я так понимаю, подкал следит за величиной сопротивления спирали, однозначно связанной с температурой? Он заточен под конкретную свечку или может настраиваться под разные?

Wladimir_Th
V_Alex:

Я так понимаю, подкал следит за величиной сопротивления спирали, однозначно связанной с температурой?

Все абсолютно правильно.
Подкал настраиваемый по любую свечку и любой вариант нагрева спирали. Он его как то запоминает. Т.е. выставили желаемую температуру, он ее запомнил и контролирует.

LaPart

Подкал (пост #58) при включении измеряет температуру свечи, сравнивает результат с образцом, который выставляется при начальной настройке, и, если свеча в данный момент холоднее образца - подает на неё питание, если горячее - питание снимает. Таким образом, температура поддерживается в нужном диапазоне. Подача питания сопровождается свечением красного светодиода, снятие питания - свечением зеленого. Если свеча сгорела (такого пока не было), либо не подключена или разрядилась батарея подкала - светится зеленый светодиод. Батарея подкала - 1,2-2,4В. Цикл измерение-работа для снижения уровня помех повторяется с низкой частотой 50-70 раз в секунду (точнее - с частотой следования управляющих импульсов от приемника модели). Проверяется длительность управляющего импульса в канале “вкл-выкл подкала” и период следования команд, чтобы по-возможности исключить произвольные срабатывания накала при отсутствии сигнала от приемника. По команде “вкл подкал” устройство работает по указанному алгоритму, фактически понимая команду “вкл” как “разрешается включать, если это требуется”. При команде “выкл-подкал” устройство запрещает подачу питания на свечу, независимо от температуры свечи. Регулировка уровня температуры заключается в настройке уровня температуры свечи, соответствующего максимальной нагрузке двигателя в установившемся режиме (это я так понимаю). Можно выставлять и другие уровни. После настройки таким образом на средней нагрузке практически не будет срабатывать подкал, при переходе на холостые с началом охлаждения свечи подкал включится. При забрызгивании свечи или при увеличении охлаждения холодным воздухом и топливом подкал будет форсироваться, а при возвращении на нормальную нагрузку подкал выключится. При испытаниях при запуске от руки питание на свечу было подано устройством, вспышки в двигателе сопровождались кратковременным снятием подкала на время вспышек, после запуска некоторое время подкал работал, а с прогревом выключился около средних оборотов. При интенсивном “набросе газа” подкал кратковременно включался и переставал работать в установившемся режиме. При сбросе на холостые сначала подкал не работал, через несколько секунд плавно возобновлялся. А еще по индикации косвенно можно судить о работе двигателя на переходных режимах. По времени свечения красного светодиода можно видеть, что и расход батареи подкала снижается, и “подстраховываются” ситуации при сбросе газа (обычный подкал включается, несмотря на то, что свеча еще не остыла и может её перегреть), а так же корректнее работа свечи в других переходных режимах. Вот такой получился автоматический подкал…

spyder3

Андрей,
То что вы описали выглядит заманчиво. Но не понял, а о какой системе подкала вы говорите.
igva.ru/prd/pod/shim/podkal_shim.htm
hobbyking.ru/product_info.php?cPath=43&products_id…
www.rcmafia.ru/forum/viewtopic.php?f=63&t=1388
Два последних наверное одно и тоже, хотя на фото явно разные хоть и одной фирмы.
Можно ли его (ваш подкал-игнитор) прямо в приёмник воткнуть? Батареи сейчас ЛиПо/ЛайФ с регуляторами на 3А/10А или без - вполне борт система выдержит и 2/3 подкала подключённых в общую цепь.

Сейчас наметилась тенденция избавляться от доп. батарей и обилия проводов на девайсах. Вот например СуитчГло Про
www.switchglo.com

  • всего 2 провода - 1. в приёмник и 2й на свечу. Индикация звуком - нет проводов на свето диоды (конечно если последние прямо в корпус подкала встроены - то это плюс). Питание - обшая борт батарея.
    Вот токи потребления от различных борт батарей
    4.8V – 1.5A
    6.0V – 1.0A
    8.4V – 0.5A
    (я послал и-майл в СуичГло и они ответили)

У игнитора от РС Мафия как я понял из описания есть 4 минуса
1, Нет реверса (серво я никак не могy перевернуть)
2. Борт батарея строго 5в (новый стандарт 4.8 - 6в либо 6в - 8.4в для высоковольтных серв) - иметь 2 регулятора на модели один на 6 другой на 5в ?
3. Жгут проводов (диоды не в корпусе подкала) Нет дублирования зуммером для установки подкала в подкапотное пространство а не в фонарь модели
4. Хотя и ЛиПО но всё же доп батарея

Wladimir_Th
LaPart:

Вот такой получился автоматический подкал…

А вот и автор -разработчик подкала.

Влад, на все спецвопросы я думаю Андрей ответит сам, но мне было крайне интересно и познавательно(а подкал пробовался на моем самолете) видеть своими глазами режимы, когда свеча “требовала” подогрева. Вообще штука на мой взгляд неординарная и очень нужная. Я уже дырявлю мотошпангоут под провода подкала. При пробах, у мотора исчезли провалы на перегазовках и появилась более четкое отслеживание хода газа за ручкой. В качестве батареи подкала была NiCd 2200 1,2 В. Мотор нормально заводился с ней вручную.

spyder3

Да я не спорю РС Мафия сделали достойный, конкурентный продукт. Функции с температурой свечи, я видел только на AGS-1 and AGS-2
www.southhertsmodels.co.uk/IGs.htm

Если бы я имел способности к электроники то строил бы подкал (их зовут во всём мире Онборд ГлоуДрaивер) по след. требованиям.

  1. Универсальное питание 4.8в - 8.4в, либо 2 различных подкала 1) на 4.8в-6в и 2) на 6в - 8.4в
    Обычно подкал подбирают на готовуйю либо полусобранную модель а не наоборот, поэтому
  2. Реверс
  3. Минимальное количество проводов под свет. индикацию либо разьёмы для них как опция с дублированием на плате подкала (по такому пути пошли 42% Продактс 42-percent-products.com/products_fameset.html на Micro-Glow V-6-R2
  4. Зуммер для звуковой индикации с пищалкой на плате и доп разъёмом для внешнего зуммера (продукты от Вестерн Роботикс)
  5. Борт батарея приёмника и как опция отдельная 2S-3S ЛиПо или Лайф. Отключение борт батареи, как питание свечи, автоматическое при подсоединени отдельно ЛиПо/Лайф к подкалу и наоборот
  6. При КЗ на свечных проводах (КЗ на свечном колпачке/клеме) полное отсечени силовой нагрузки от источника питания с подачей свето или звука сигнала о KZ
  7. Включение подкала свечи тумблером с отдельного канала (с возможным микшированием с газом) и через через У кабель с сервой газа
  8. Настройка с запоминанием отсечения питания свечи кнопкой на подкале и как опция разьём для доп кнопки если доступ к подкалу затруднём
  9. Гистерезис на вкл/отк

Я всегда пользовался этим и он заводил (вернее помогал заводить) на ура и ОС.46 и Сайто 125
horizonhobby.com/…/onboard-digital-glow-driver-EXR…
Но он имеет 4 основнух недостатка

  1. Падение напряжения в цепях (на свечу идёт всего 0.9в-1в)
  2. Габариты
  3. Нет разёмов для подкл. кнопок для настройки и дублирующих св. диодов
  4. Питание 1.2в НиКд/НиМг (отделная батарея). По заявке производителя он может работать от других источников питания. Но не работал должнум образом 😦
    Его плюсы -
  5. Болтовое подсоединение силовых проводов (без укарачивания удлиннения и перепайки как у большинства других).
  6. Простота настройки
  7. Реверс
  8. Гистерезис на вкл/отк

Тот, от СвитчГло, что я указал в Р62, имеет очень большой минус - нужен отдельный канал с использованием микширования если кому надо его работа на холостом ходу. Обычно он используется на РС вертолётах и только для старта мотора. Про КЗ на свече я их спрошу - он ведь от борт батареи работает . Его плюсы ->

  1. Сетап - приклеил на липучку и дырка в мотошпангоуте под свеч. провода - всё. Протяжка закрепление проводов отпадает
  2. Зуммер для индикаци
  3. Отсутствие доп батареи

Подобные делает и умелец из Англии, но как они в деле никто пока не знает.
www.ebay.com/itm/…/330651558559

LaPart

Вах! Писал полчаса ответ и куда-то его не туда забабахал, обидно…

LaPart
spyder3:

То что вы описали выглядит заманчиво. Но не понял, а о какой системе подкала вы говорите.
igva.ru/prd/pod/shim/podkal_shim.htm
hobbyking.ru/product_info.php...roducts_id=111
www.rcmafia.ru/forum/viewtopic.php?f=63&t=1388
Два последних наверное одно и тоже, хотя на фото явно разные хоть и одной фирмы.

Как было сказано в посту #58 - подкал самодельный. Перечисленные не имеют (судя по описанию) контроля температуры, чужие накалы я не использовал.
Наиболее похожий подкал (по описанию):

spyder3:

Функции с температурой свечи, я видел только на AGS-1 and AGS-2
www.southhertsmodels.co.uk/IGs.htm

Только эту ссылку я раньше тоже не видел, она меня в целом сейчас порадовала.
Исходя из того, что мне пояснил как желаемое Wladimir Th, я постарался уяснить задачу и в меру своей фантазии добавить и реализовать свои мысли и пожелания.
Конечно, самый простой вариант - сделать из электроники старой сервы. Самый быстрый вариант, но не без недостатков, да и простых путей я не искал.
Подумал: - Почему существует куча подкалов микроконтроллерных, а их возможности практически не используются? Максимум - регулировка порога включения-выключения по углу стика, реверс и возможно, контроль “а не сгорела ли свеча?”.
А ведь сгореть она действительно может, потому что нет контроля температуры.

Что получилось?

  1. Питание не жестко фиксированное - 1,2-2,5В (это проверено), должна работать до 4,2В, больше не планировал, т.к. не хочу уменьшать длительность импульсов (не хочу провоцировать появление помех радиоприему).
    Питание 1-2 никеля или 1 LiPo, на мой взгляд больше не надо.
  2. Реверс не делал, написал под свою аппу (Eurgle9), если у товарища оказался бы другой вариант, переписал бы под него. Реверс возможен, но так как товарищу “подошло”, пока не делал.
  3. Провода под свет и разъемы под них отсутствуют, так как светодиоды на плате, как и другие детали в исполнении SMD.
  4. Зуммер не рассматривал, зачем?
  5. Использовать общую бортовую батарею для подкала не хотел бы, чтобы не вызвать помехи приему, либо не делать дополнительные фильтры по питанию. Опять же - посадит подкал свою батарею - мотор заглохнет (может быть), а если бортовую батарею - самолету капец.
  6. КЗ на свечных проводах не отслеживаю, но думаю - вариант возможный.
  7. Включение накала - отдельный канал (или отдельный тумблер, джампер на борту). Завязка на канал газа не требуется.
  8. Запоминание отсечения не требуется, только проверяется правильность порога включения с пульта.Если в одном положении не включается, включится в другом.
  9. Гистерезис тоже не требуется, т.к. или вкл, или выкл. Подача напряжения на свечу с разрешения пилота при температуре ниже заданной. А заданная температура при первом подключении устройства и свечи регулируется подстроечником.

Проводов лишних в нем нет (я думаю): тройной провод управления к приемнику, как у сервомашинок, двойной провод на свечу, двойной на батарею подкала.
Сейчас все собрано на макетной плате в “вольготном” по габаритам варианте - не более 30х40, точно не скажу, т.к. отдал плату владельцу.
Контроллер пока в корпусе DIP-8 на панельке для быстрой “прошивки”. После макетирования и отладки программы можно и нужно делать платку меньших размеров и корпус SO8.
Усовершенствование возможно, т.к. я использовал только 30% программных возможностей микроконтроллера, маловато количество ножек, но монстра из этого делать не хочется.
Вообще насчет развития дальнейшего пока не думал, т.к. этими результатами я пока вполне удовлетворен (хотел мозг немного размять), идея работает как задумывал в целом.
Идея аналогичная возникла у меня еще в середине 90-х, когда хотел на свой Запорожец сделать моновпрыск 😁(и на аналогичной базе измеритель массового расхода воздуха).
Благо времени было мало и я отвлекся на другое. А год назад начал заниматься авиамоделями и “зацепило” - есть работа и для рук, и для головы, и одновременно. И душу радует. В прошлом месяце решил сделать подкал - сделал, хотя сам я ДВС не использую, я на “электричках”.
Если бы была перспектива у этого проекта - доделал бы, а так “вылизывание” надоедает - к чему? Начальное техзадание с запасом перевыполнено, что еще надо?
Вот такой и получился у меня вариант…

spyder3

Андрей,

Во первых, хочу вам сказать спасибо за то, что хоть кто нибудь в Росии кроме водки, да и то Латышского розлива (это по нашим магазинам) что-то делать умеет, а не продавть, как прививается Путиным с Кремла. Ведь многие тут и матрицы льют и супер-пупер БФ-109, Альбатросы с ТБ-1 делают, но производство это не развлекаловка - это работа и ответственность. А отвечать не любят.
Моё мнение о подкале (не люблю это слово под и к…л). Сейчас мне надо то что нужно под конкретный Декатлон. Другим надо другое. Для копии это - чтобы мотор не заглох в полёте и заводился без прорезки дырок в капоте для игнитора и всё. Как видите на фото место нет совсем - на верху ешё и трей (площадка) будет и баком для дым масла). Место только то осталось, что зелёным обведено. Под капотам всё забито тоже - и помпа и её спид контроллер. Я бы и ваш купил - мне только серву уж никак не перевернуть, да даже и 5в у меня тоже Джети или Ети МАКС БЕК регулятор даёт - он это умеет от 4.8 до 6в. Кстати как видите на снимке он горит как новогодняя ёлка и св. диодов на проводах там нет. А 6в и 5в разницы никакой для меня нет, это глупость новичков запитать борт от Лайф напрямую - они даже и не думают что БЕК/УБЕК или линиер регулятор это не “понижитель”, а стабилизатор в первую очередь а “понижитель” во вторую. И чем вольтаж больше к порогу сервы, тем морковка как то ближе. Так что ваш онборд глоу игнитор (не под к…л) я бы купил но напишу вам после как проверю, что мой Сайто от малого газа к полному держит серво в реверсе или нет. Если куплю ваш - он будет питатся от 7.4в 800ма/ч липо для моей смок помпы.

Удачи в проектах

slash_san

А я давно уж этим пользуюсь, есть в нём разные полезные фишки

V_Alex
spyder3:

Вот например СуитчГло Про
www.switchglo.com

  • всего 2 провода - 1. в приёмник и 2й на свечу. Индикация звуком - нет проводов на свето диоды (конечно если последние прямо в корпус подкала встроены - то это плюс). Питание - обшая борт батарея.
    Вот токи потребления от различных борт батарей
    4.8V – 1.5A
    6.0V – 1.0A
    8.4V – 0.5A
    (я послал и-майл в СуичГло и они ответили)

А Вы не запрашивали у них, это постоянный ток или средний (импульс-пауза)?
По фоткам на ейном сайте непонятно, есть у них встроенный степ-даун и отсечка или нет. Если нету, то вешать такую штуку на бортовой аккумулятор я бы сильно поостерегся. На вспомогательный аккумулятор - без проблем.

ИМХО, по идеологии подкалы от LaPart и AGS-1/AGS-2 - самый правильные на сегодняшний день. Но копать там тоже еще есть куда.

Ну, а это типа наш ответ Чемберленам из 42% 😃. Третье поколение, сделали корпус, минимизировали сопли:
от одной банки никеля до 3 голов: igva.ru/prd/pod/rc/rc_switch_2_10a.htm
от одной банки лития: igva.ru/prd/pod/shim/podkal_shim_21.htm

LaPart
V_Alex:

А Вы не запрашивали у них, это постоянный ток или средний (импульс-пауза)?

Я думаю, исходя из ихнего принципа работы - это ток средний. А в импульсе будет кушать прилично (против закона Ома не попрешь;)), создавая еще и сопутствующие помехи.
И в случае выхода из строя коммутирующего элемента (если использовать для питания свечи) - свеча вылетит моментально. Поэтому мне больше нравится более “штатное” напряжение питания - свеча будет перегреваться, но может и не успеет сгореть, ведь она станет работать в непрерывном режиме, на который она и рассчитана. А может и успеть 😦

V_Alex

Помех там особых нет, но при питании импульсами от 2 липолей и выше начинает сказываться внутреннее сопротивление аккумулятора, да и полевик приходится тщательнее подбирать. А нормальный степ-даун как раз и позволяет реализовать штатное (да еще и регулируемое) напряжение на свечку без экстрима, но за дополнительные вес и деньги.

spyder3
V_Alex:

А Вы не запрашивали у них, это постоянный ток или средний (импульс-пауза)?

Нет пока не спрошивал. Switchglo умело рекламируют свой продукт. Если набрать в Гугле “onboard glow” то увидете что 70% линков на них. Отдам Американцам должное, отвечают на и-маийл сразу и подробно. Главное что всегда в их рекламе - нет дополноительной батареи. Токи устройства дают в ракламе хитро:

  1. 0.4mah per second of glow time
  2. 4.8mah per 12 second glow (average engine start)
  3. 120mah per 5 minutes glow (Airplane low throttle use est.)
    Вот после и-майла я и получил то иноформацию, что тут дал. Пока никаких негативных отзывов о SwitchGlo не нашёл. Если девайс не работает - то компания меняют сразу без лишних вопросов.
    Мне в этом устройстве не нравится то, что требует отдельного канала, а если кому надо использовать на малых оборотах, то микширование Ведь не все умеют это делать (согласитесь есть и новички кои и не понимают о чём даже речь идёт), да и не у всех есть эта возможность на аппаратуре.
LaPart

Это конечно относится не к spyder3, а к рекламе:

spyder3:
  1. 0.4mah per second of glow time
  2. 4.8mah per 12 second glow (average engine start)
  3. 120mah per 5 minutes glow (Airplane low throttle use est.)

Можно было написать в рекламе еще один вариант того же самого, например: “1000mah употребит за 43 минуты накала свечи…”, но написали, повторяя одно и то же про потребление тока для убедительности (но зато честно 😛):

  1. 1,44А при glow time
  2. 1,44А при average engine start
  3. 1,44А при Airplane low throttle use est.
    Вполне реально устройство работает, это неплохо, когда нет “волшебных” параметров
Alx1m1k
Karaya:

Доброго времени суток! Уважаемые коллеги по оружию! Расскажите пожалуйста новичку непУганному, что собственно есть бортовой подкал и стОит-ли с ним заморачиваться? Имею Саита-62

Игорь.подкал очень хорошо зарекомендовал себя на больших кубатурах(от 10 и выше) всех(2-х и 4-х т.д.).ставьте и будете довольны,особенно зимой.

spyder3

Раз уж мы тут всё о подкалах выкладываем, вот ешё один из Венгрии.
www.rc-miskolc.emiter.hu/index.php?option=com_cont…
Чисто внешне и по оформлению, качеству сборки и по презентации (фото, документация) супер. И даже есть вариант с коробкой под 2а АА аккумулятора (кому мотня проводов не нравится). И модная сейчас пищалка там и св-диод за контролем свечи и разъёмы с винтиками по свечные провода и главное не требует отдельного канала. По отзывам в интернете работает Мадьярский подкал без проблем. Одно но. Автор видно больше электроник, и наверное хороший, чем РС пилот. Сетап мудрёный. Аж 3 кнопки вместо одной - SET. Я так и не понял ну зачем там Фэйл-Сэйв режим. Наверно он задействован когда триммер газа на глушение сдвинут? Для отключения свечи от ака при помехах - убийство? Странная логика. Во всех других всего то и нужно - после глушения. 1 Триммер газа опять в полётный режим (чтоб не забыть при повторном полёте). 2. Стик газа на макс и всё. Можно потом и борт питание не спеша выключить. А тут лишняя кнопка. Ешё одим минус логики устройства - при повторном старте (заглох либо заглушен) лишние манипуляции со стиком газа.

FFedor

Очень хорошая тема, кстати у Alekx Solo есть собственная разработка подкала,посмотрите в темах, а то я не силён.

Прошу прощения, в22посте он же всё написал.

DUO

Что получилось?

  1. Питание не жестко фиксированное - 1,2-2,5В (это проверено), должна работать до 4,2В, больше не планировал, т.к. не хочу уменьшать длительность импульсов (не хочу провоцировать появление помех радиоприему).
    Питание 1-2 никеля или 1 LiPo, на мой взгляд больше не надо.

Войтко сделал самый ахрененый подкал в прошлом году
у нас были три опытных образца
мы насиловали их и в хвост и в гриву
питали от борта !!!
и не имели проблем
когда Саша приехал в Одессу , мы встретились с ним , паказали живьем что происходит и что необходимо
схема была им переделана под реальные условия , хотя по прежнему я настаиваю на питании от одних батарей
а вы тут всякую херню теоретическую несете

Питание 1-2 никеля или 1 LiPo, на мой взгляд больше не надо

ты не моделист , ты электронщик !!
ни какой поц не будет возить с собой на борту одну банку никеля или кадмия и ее заряжать
это глючно и не удобно
у Войтко самый правильный подкал который позволяет питаться от борта ни чем не рискуя