Удасться ли "заглушить" класс гоночных моделей?

ДедЮз

В этой теме хочу поговорить о “глушителях” на гоночных моделях. Глушители взял в ковычки, т.к. понимаю, снизить шум с потерей мощности, а значит и скорости - навредить этому классу, одному из самых динамичных и зрелищных в авиамоделизме.
Тема для меня не новая. В 1968 году мой друг, ныне профессор ереванского политехнического института, многократный чемпион и рекордсмен мира по судомоделям Шахазизян Грачья, предложил попробовать установить резонансный глушитель на гоночную модель с дизельным двигателем. Модель успешно летала, описание модели и устройство нововведения были опубликованы в журнале “Крылья Родины” №10 в 1970 году.

Сейчас техника гоночных моделей ушла далеко вперед, но принцип работы двухтактных двигателей остался прежним, а поэтому, “идя на встречу инициативам ФАИ” думаю, что можно и нужно рассмотреть возможности решения проблемы, не ожидая, когда уже будет поздно.

Собираюсь здесь разместить некоторые наработки, которые были сделаны в процессе работы с трубами, а для начала напомню об эффекте выявленном на нашей летающей модели. Резонансный глушитель (ГДН), при определенных условиях оказывает положительное влияние на работу двигателя, даже в случае расгерметизации соединения с мотором. Этот эффект важен для класса гоночных моделей, когда нужен очень динамичный старт, а глушитель препятствует быстрому вводу в режим.

Здесь концептуальная схема, с некоторыми конструктивными решениями для компоновки гоночного мотора с ГДН, без переделки мотора.

Это не все. Можно ГДН установить и с приемлемой степенью герметичности и даже герметично. Но в этом случае нужно изготовить легкий многорежимный глушитель с хорошими характеристикми для стартового, переходного и крейсерского режима.
Конструкция узла установки глушителя аналогичная показанной, но без гарантированного зазора, а при желании можно и с уплотнением.

Марат
ДедЮз:

В этой теме хочу поговорить о “глушителях” на гоночных моделях

Может быть лучше эту тему в кордовых разместить?

ДедЮз
Марат:

Может быть лучше эту тему в кордовых разместить?

Речь пойдет об околомоторных делах. Впрочем, мне без разницы.

avtandil

А не лучше ли сразу о четверть волновом глушителе задуматся?
Ведь вами приведенный глушитель останется "замурованным в фюзе, да и будет аеродинамику портить.
А если пойти мысленно дальше инициаторов нововедения смутит момент реактивной тяги создаваемый трубой и стопроцентно внесут в правила пункт о необходимости выхлопа в бок.

александр52

друзья - сейчас главная проблема - по словам моторостроителей - температура - глушитель хоть какой - температура двигателя растет - и ее величина и стабильность крайне важна - по их словам - вот как ее снять в нужных местах и сохранить в приемлемых значениях - вот это их очень беспокоит -
вы помните были попытки вывести двигатели на более мощные режимы давлением в бак - результат - вернулись к поилке - почему ? Режим становиться очень критичным - очень бедная смесь капризна - регулировки не стабильны -
если есть у кого какие предложения - озвучьте - в Киеве на кубке я думаю будет интересная дискуссия на сие безобразия

ДедЮз
avtandil:

А не лучше ли сразу о четверть волновом глушителе задуматся

Для гонок, четвертьволновой тоже требует дополнительных исследований, любая небольшая емкость на выхлопе создает препятствие для динамичного старта. Двигатели “согласованные” с четвертьволновыми глушителями имеют свои заморочки противоречащие требованиям гоночных моторов, хотя возможен поиск компромисов.
Я испытывал 2 варианта нормальных ГДН на дизелях, оба работоспособны, заморочки только в настройках. Попробую скинуть основные отличия. Дело в том что считать и осваивать эти системы нужно индивидуально. Что же касается подавления шума выхлопа, то особых проблем не вижу. лишних 15-20 граммов эту проблему снимут.
Картинка, вроде сбросилась, объяснения потом.

avtandil
ДедЮз:

Для гонок, четвертьволновой тоже требует дополнительных исследований,

Да согласен.
Но расскажу вам случай с вертолетлм, извините за офф. Так вот Глушитель от 8 кубового вертолетного двигателя решили сделать самопальным из профиля прямоугольного 40Х20 и длиной где то 80 мм. ну как полагается приладили к двигателю, трубку вставил с внутренним диаметром 8 мм, наддув в бак не понравился и ущемили выхлопной тракт с 8 до 6 мм вставкой.
Пошли летать. как только с режима висения решили перейти в режим маневрирования блин пошел характерный звук который просто невозможно спутать глушак врубился, сбросили газ вырубился. Так вот мы взяли и укоротили до 70 мм пошли летать и он опять врубился. Не знаю что и как и как так вышло случайно но я впервые наблюдал резонансный эффект на глушаке от фонаря.
Не байка а реальная истоия которую я просто объяснить не могу…

ДедЮз
александр52:

главная проблема - по словам моторостроителей - температура - глушитель хоть какой - температура двигателя растет

При всех прочих равных условиях температура ДВС повышается только при изменении оборотов или увеличении топливного заряда. Отработанному конструктивно, качественному гоночному мотору эти факторы не грозят. Так как правильная труба на гонке не должна увеличивать мощность мотора более 5-7%, а может и без прироста, при этом, если и произойдет повышение мощности, то скростной напор и теплообмен повысятся и особой угрозы быть не должно. На сегодня, задача стоит совмещения потребной звуковой мощности с возможно максимальной отдачей мотора. А опыты с давлением, в прошлом, т.к. и тогда трезвые головы к этому не стремились.

avtandil:

Не байка а реальная истоия которую я просто объяснить не могу…

Автандил джан! Если почитаеш мои записи о ГДН (на стр.6, в этом разделе), то прочтеш, что для резонансных явлений длина не критична, я на разных длинах получал идентичные рез-ты на бессменном моторе. Что и почему, вроде писал. Резонанс и максимально эффективный съем мощности разные вещи.
В добавление могу вспомнить практику Великого Бойца Глечикова Алика и компании Харьковских бойцов, летавших на моторах с обрезками травленных труб от раскладушек. Это в 60-ые годы. С их скростями в то время никто не летал. Трубы начали убирать из за веса и снижения маневренности. Заур должен помнить.

ДедЮз

Некоторые пояснения к картинкам.

  1. Модели с трубами (еще пара дизайнов) разрабатывались в 2005 году, здоровье не позволило закончить, осталась оснастка, матрицы и т.п. Тогда проблемы шума не было, поэтому о звуке не думал. Труба подразумевалась углепластиковая толщиной 0,15 на кремнийорганической смоле. Фюзеляж из той же ткани, но в 2 слоя. Перед новым годом, в качестве информации для друзей, нарисовал данную картинку в М2,5:1.
  2. Принципиальная схема многорежимного ГДН с резонансными форкамерами. Особенности: а) крепление к двигателю герметичное; б) длина камер соответствует режимам старта L3, разгона L2 и крейсерского режима L1. Работа в разных режимах обеспечивается свойством калапсирующих конфузоров пропускать волну сжатия при несоответствии длины волны. Объязательное условие - перфорация отверстиями диаметра 2,8-3 мм, с сумарной площадью, на каждом конфузоре, не менее 1,3 площади выхлопного окна мотора. Площадь выпускного отверстия, при этом, не учитывается. Отверстия обьязательно 2,8-3 мм, в противном случае если меньше - не пропускают волну, если больше - не калапсируют (не схлопываются). Если толщина стенок больше, то и отверстия можно делать большего диаметра, приблизительное соотношение размера D=20S, где S-толщина стенки конфузора.
  3. ГДН с акустическими поглащающими камерами. Внутренние трубки диаметром не менее 4 мм, 3-4 штуки, отверстия в плоской мембране 5 мм 3-4 шт. Края трубок и выхлопных патрубков желательно выполнять в виде короны с ламелями имеющими высоту 1,5-2 диаметра отверстия, количество ламелей - не менее 2-х.

В качестве связующего можно применять любые высокотемпературные связующие для композитов с рабочими температурами не ниже 500 градусов. Таким требованиям отвечают клеи ВК-15, ВК-18, ВК-20 и композиции на их основе. Для лучшего рассеивания температуры можно в связующее добавлять алюминиевую пудру.

Технология изготовления композитных труб рассматривалась ранее в теме про ГДН.

александр52

спасибо огромное - есть много интересного - главное я считаю в этой дискуссии интерес участников этого процесса - вчера уже были звонки от специалистов высокого уровня - кто да что - это радует -
а частности приложатся - к моему великому сожалению нет у меня реальной возможности превращать в жизнь такие решения - но нужно пробовать и буду соблазнять на это
еще одна проблема во всей этой истории - методика замера и величина ограничений - пока нет конкретных понятных и прозрачных требований - результат - серьезные сомнения в объективности- а это в СПОРТЕ ПРОБЛЕМА

Русинов_Сергей
ДедЮз:

Труба подразумевалась углепластиковая толщиной 0,15 на кремнийорганической смоле.

схема многорежимного ГДН с резонансными форкамерами.

Края трубок и выхлопных патрубков желательно выполнять в виде короны с ламелями имеющими высоту 1,5-2 диаметра отверстия, количество ламелей - не менее 2-х. В качестве связующего можно применять любые высокотемпературные связующие для композитов с рабочими температурами не ниже 500 градусов.

Что-то мне подсказывает, что цена этого изделия будет сравнима со стоимостью самого двигателя.
Поэтому введение глушителей точно заглушит часть гонцов навсегда.

ДедЮз
Русинов_Сергей:

Что-то мне подсказывает, что цена этого изделия будет сравнима со стоимостью самого двигателя

Материалов, с трудом наберется на 10 зеленных, остальное трудозатраты. Дело творческое, не каждому нравится.

александр52

не могу сказать за такие клея - наверное что то и изменилось в этом мире - но до сих пор капиталисты что то не сильно применяют данные технологии - вроде обещали клей вк 15 или вк 15м - принесут будем пробовать - если честно не верю
но эскиз труб очень интересен - па пробую своять из нескольких скоростных в один флакон - интересно что покажет стенд

Concord

Гонки, насколько мне известно, базируются на топливной экономичности. Резонансная труба повышает заряд, а следовательно расход топлива. В итоге лишняя дозаправка и проигрыш. В чем я ошибаюсь?

ДедЮз
александр52:

но до сих пор капиталисты что то не сильно применяют данные технологии

Вы плохо информированы. Австралийские радиогонщики сильнейшие в мире. Там же выпускаются композитные ГДН и весь мир ими пользуется. Если кто и делает, что-то другое, то по причине несоотвнтствия параметров мотора.

Concord:

Резонансная труба повышает заряд

И верно и не верно Зависит от парамета трубы. Можно расчитать на экономию, на увеличение заряда (крутящего момента), на стабилизацию оборотов, и экстремальные, т.е. комплексное повышение мощности.

ДедЮз

Повторюсь, в данной теме не упоминал, входной диаметр для добротного ГДН не должен превышать по площади - сечение выхлопного окна, т.е. D (см. рис-ки труб) должен быть около 8,7 мм.

ДедЮз
Русинов_Сергей:

Они летают на дизелях 2,5 куба?

Нет, в соответствии с правилами. Речь же шла не о кубатуре, а о материале трубы.

HS125
ДедЮз:

Там же выпускаются композитные ГДН и весь мир ими пользуется.

Привет Всем!

Я как то купил в одной восточной стране так называемый “после глушитель”. Выполнен из композита темно зеленого цвета.

Фирма австралийская BOLLY PROPS. Это наверно про них сказано, поскольку и трубы из композита они тоже делают. Винты тоже в большом количестве для разных видов моделей.

vodyanoy1
HS125:

Я как то купил в одной восточной стране так называемый “после глушитель”. Выполнен из композита темно зеленого цвета.

и что нового кроме - всем привет?

ДедЮз
александр52:

вчера уже были звонки от специалистов высокого уровня

Звучит, почти как паханы или форы в законе😁, а что, не хотят свои мысли потратить? Или нету??

Русинов_Сергей
ДедЮз:

не хотят свои мысли потратить?

Я бы тоже с удовольствием послушал. Кроме нас в нашем местечке бой на дизелях никто не пускает, вот и варимся в “своём соку”.

александр52
ДедЮз:

Звучит, почти как паханы или форы в законе😁, а что, не хотят свои мысли потратить? Или нету??

ну вы это зря - мысли у них нормальные и разумные - и интерес вполне реален - и мысли есть серьезные - просто они сильно заняты и считают напрасно выброшенное время - сидя за компом и объяснять постулаты виртуальным читателям - на соревнованиях всегда готовы помочь ,тем кто в этом нуждается и своим отношением к спорту доказывает серьезность намерений

а вот про пластиковые трубы F3D -что то не нашел инфы - там алюминиевые разваливаются - таков был ответ
глушители на трубы есть пластиковые - а вот труб не нашел

пока не определена методика замера шума на гончем двигателе - пока нет реальных рекомендаций - серьезно и по взрослому этой бедой не кто не будет заниматься - впустую потраченное время - ресурсы
а мы здесь просто обсуждаем возможные конструкции на очередные бредовые решения от чиновников FAI

а то что бродит по инету и фот и моторы - пока предложения и не проверенные

а так вот на вскидку сколько шумит современный F2A моторчик с трубой -когда на все деньги - кто то мерил - в 1992 годе я мерил 110 дц в 1 метре со стороны винта на травяном поле

Русинов_Сергей
александр52:

напрасно выброшенное время - сидя за компом и объяснять постулаты виртуальным читателям

Ничего, скоро у них будет масса свободного времни, т.к. соревноваться будет уже некому.

ДедЮз
александр52:

кто то мерил - в 1992 годе я мерил 110 дц в 1 метре со стороны винта на травяном поле

С растояния 1 м. Это хороший показатель, с 10 метров будет около 90 дб, но опять же, смотря как, чем и когда мерить.
Насчет пластиеовых глушителей. Я тоже не нашел. Но это не значит что они не работоспособны. Просто металлические в производстве более технологичные и дешевые. А что рвуться, это как раз, свойство алюминиевых, да еще на бОльших кубатурах. Трубы из карбоновых чулок с термостойким связующим выдерживают давление в 2…2,5 раза выше. Ну, а занятым людям, мои извинения и сочуствие.