Вибрация от 4Т

Ясон

Пришел мне на днях моторчик saito 100. Немного БУ но в хорошем состоянии. Сегодня попробовал завести на стенде. Заводится хорошо, но вот вибрация дикая. На оборотах выше 5000 даже за иглу взяться не получается, пальцы соскальзывают, контур мотора расплывается. Теперь в раздумьях ставить его на самолет или нет. Вопрос в том, для 4Т такая вибрация это нормально или нет? И что с этим можно сделать.
Самолетик rcopen.com/forum/f36/topic350274

dima2000
Ясон:

Вопрос в том, для 4Т такая вибрация это нормально или нет? И что с этим можно сделать.

Разбираться надо - в чем дело. Саито очень ровненько работают. На больших оборотах трясет не сильнее двухтактников.
Винт опять же какой???

Ясон

Есть конечно подозрение на то, что после разборки и промывки не попал точно в фазу на ГРМ. На шестерне распредвала есть точка, а на коленвале никаких маркеров нет, посему из за погрешности установки ВМТ мог на 1-2 зуба сместить распредвал, благо модуль у шестеренки мелкий и надо выставлять точно. Посему вопрос, есть какой то хитрый метод сборки ГРМ исключающий ошибку?

dima2000
Ясон:

мог на 1-2 зуба сместить

Это вряд ли. Даже 1 зуб это очень много, сразу видно, зазоры в клапанах сильно изменятся. Но проверить естественно стоит.
ВМТ всегда по поршню ставил, вроде никогда не промахивался.

Виктор
dima2000:

Даже 1 зуб это очень много, сразу видно, зазоры в клапанах сильно изменятся

Уже не заведётся.

Ясон
Виктор:

Уже не заведётся.

У меня по крайней мере заводится и работает устойчиво.

dima2000:

Винт опять же какой???

JXF 14х6 потом деревянный 16х6 на обоих картина одинаковая. А насчет кривого вала посмотрю.

Проверил кривизну вала. Закрепил мотор, снял винт, поднес к валу в месте где начинается резьба пластинку чтобы получился зазор около 0.1мм, смотря на просвет повертел вал в разные стороны. Бой если и есть, то без индикаторной головки его не заметно.

VolodiaP
Ясон:

есть какой то хитрый метод сборки ГРМ исключающий ошибку

Есть. Собирать без переднего подшипника, видно ГРМ. Смотрите внимательно - одна точка на вершине зуба, другая во впадине.

Alx1m1k

Если в.винт не отбалансирован,то на 4т.эта вибрация возрастает в прогрессии.надо учесть это.

ДедЮз
Ясон:

Пришел мне на днях моторчик saito 100. Немного БУ но в хорошем состоянии. Сегодня попробовал завести на стенде. Заводится хорошо, но вот вибрация дикая. На оборотах выше 5000 даже за иглу взяться не получается, пальцы соскальзывают, контур мотора расплывается. Теперь в раздумьях ставить его на самолет или нет. Вопрос в том, для 4Т такая вибрация это нормально или нет? И что с этим можно сделать.

Прежде убедитесь в жесткости крепления и самого стенда. Доведите до рекомендуемых номинальных паспортных, потом делать посмотреть. Винт пересмотрите, но для большей убедительности можно попробовать его в разных положениях контрольной лопасти по отношению к ВМТ. С вибрацией нужно бороться последовательно, исключая возможные очаги.

Ясон
ДедЮз:

Прежде убедитесь в жесткости крепления и самого стенда

В самом деле, доработал мотораму. Соорудил её из 8 мм текстолита, стало более менее терпимо, но как раз на рабочих оборотах (около 6000) вибрация наиболее сильная. Стенд прикручен к 30кг скамейке и то она трясется, а что будет с 3 кг моделью? Это я пока не в курсе ибо 4Т пока не использовал. Катал сегодня мотор на топливе с 15% нитрометана и 5%. В результате разница 300 об/мин 8500 и 8200 соответственно. Винт- деревянная турнига 15х8. Тягу не измерял, но по пропселектору при 8500 должно тянуть примерно 4.5кг. чему верю ибо расчетные данные довольно точно соответствуют замерам снятым с OS65. К стати кто нибудь снимал с FA-100 тягу в районе 5 кг?

Губанов_Игорь

Когда поставите на модель, не запускайте двигатель без крыльев. Слишком сильная тряска будет. С крыльями должно все в норме быть. Так бы фото стенда, что то очень сомнительно все. По большому счету, вибрация которая усиливается и достигает пика на максималке связана с дисбалансом винта-кока (но на таких малых оборотах не должно сильно сказываться) или кривостью вала. Если конечно стенд нормально сделан

Ясон

На оборотах в районе 6000 тряска усиливается, дальше несколько лучше, то есть имеет место быть резонанс. Видимо жесткости все же не хватает. В общем поставлю на модель а там видно будет. В крайнем случае верну назад OS65AX.

Alx1m1k

Евгений,а у вашей Сайто вал ,случаем,не подточен (балансир вала) для небольшого дисбаланса(это делают специально под определённый пропеллер для большего крутящего момента,т.е. мощности)?

Alx1m1k
pakhomov4:

Цирк уехал, а клоун остался…(С)

А вы как всегда в своём амплуа…

Ясон
Alx1m1k:

Евгений,а у вашей Сайто вал ,случаем,не подточен

Судя по всему никакой доработке мотор не подвергался.

spyder3
Ясон:

В самом деле, доработал мотораму. Соорудил её из 8 мм текстолита, стало более менее терпимо, но как раз на рабочих оборотах (около 6000) вибрация наиболее сильная. Стенд прикручен к 30кг скамейке и то она трясется, а что будет с 3 кг моделью? Это я пока не в курсе ибо 4Т пока не использовал. Катал сегодня мотор на топливе с 15% нитрометана и 5%. В результате разница 300 об/мин 8500 и 8200 соответственно. Винт- деревянная турнига 15х8. Тягу не измерял, но по пропселектору при 8500 должно тянуть примерно 4.5кг. чему верю ибо расчетные данные довольно точно соответствуют замерам снятым с OS65. К стати кто нибудь снимал с FA-100 тягу в районе 5 кг?

Евгений ,
Вибрацию с чем сравниваете? У мня почти такой же Сайто 125. Да вибрирует, но они все так. Тягу я ни мерил, да и зачем её мерить - обороты с рекомедованным пропом вот и метрило. Большинство Сайто 100-125 раскручиваййыт рекомендованный пропеллер до 8700, у некоторых обкатанных и за 9000 переваливает. Но даже 8700 с 16Х6 Хоарr 6кг модель в 5.8кг весом тянет вверх до бесконечости.

Ясон
spyder3:

Вибрацию с чем сравниваете?

ну пока только могу судить в сравнении с 2Т. Про опозитники 4Т говорить не буду ибо у них вообще вибрация чуть выше чем у электромотора (по опыту общения с ASP FT160)

spyder3:

Но даже 8700 с 16Х6 Хоарr 6кг модель в 5.8кг весом тянет вверх до бесконечости.

с таким винтом и оборотами по прикидкам тяга в районе 5 кг в статике, на скорости еще немного меньше, так что вертикали конечно будут с разгона и довольно продолжительные а вот бодренько уйти вверх с висения уже не получится. А в моем случае смысл перехда на 4Т именно в тяговооруженности от 1.5 и выше и быстрый отклик на ручку, особенно в последней трети хода.

Ясон

В общем отлетал сегодня на сайте 7 полетов по 10 минут, здорово!😃
Вибрация оказалась не настолько сильной чтобы опасаться за модель, хотя со временем конечно даст о себе знать. Перегазовки супер! выдергивает из виса довольно бодренько, да и массу удалось скинуть на 50гр за счет более легкого мотора. Так что теперь сухой вес 2750гр. Единственный минус, не было подходящего винта, поставил 15х8 а с ним даже на холостых тяги многовато, глиссада очень пологая. Ну и вечная проблема 4Т моторов-откручивающийся глушитель 😃 Так что новым пламенным сердцем самолета доволен! 😃