ремонт двигателя saiто fa – 80.

Александр-Иванович

Признателен всем откликнувшимся. Саито-80 отработала 6 сезонов. Эксплуатировалась, практически, всё время на пилотажевском веролётном топливе от 10% до 20% нитрометана и масла до 22%. Т.е. как у всех, в начале эксплуатации 10% нитрометана, в конце до 20%. Никаких мер к промывке от нитрометана не предпринимал. Один раз вскрыл заднюю крышку, посмотрел (а что там можно было увидеть?), закрыл и продолжал эксплуатировать. Когда отдаваемая мощность стала уменьшаться, в 2015 году заменил на Саиту-91. Они по размерам одинаковы. Саита-91 отработала зиму 2014 – 2015, лето 2015 и 2016, порядка 15 часов на байроновском 10% (четырёхтактном) топливе с доведением содержания масла до 20% и, - рассыпались подшипники, радиальный люфт. По мнению двигателистов причина – не проведение промывки от нитрометана. Хорошо, виноват. Оперативно заменили подшипники на вертолётные. Всё хорошо, но гонит топливо через носовой подшипник, а через штуцер картера чуть-чуть. Естественно, появляется мысль о срочном восстановлении Саиты-80, с установкой фирменных запчастей.

Саито-80 произведена в прошлом десятилетии. Эксплуатировалась с 2008 года. Картерный штуцер выведен в бак, - как отбор давления. Промывки от нитрометана не проводил. Итог - 6 сезонов. Состояние подшипников удовлетворительное. Но т.к. предстоит замена поршневого кольца, а разборка двигателя уже произведена, - естественно необходима и замена подшипников.
Саито-91. В эксплуатации с 2014 года. При обкатке обнаружено, что слегка сочится топливо через подшипник носка. Очень много топлива, точнее масла, поступает через картерный штуцер: 20 кубиков масла с израсходованного 350 кубового бака. Промывки от нитрометана не проводил. Итог выше.
По запасным частям. На Саито-80 подходят подшипники от Саито-65, - картера одинаковые. Поршневое кольцо подходит от Саито-72, - диаметры поршней одинаковы.
На Саито-91 поршневое кольцо подходит от Саито-182ТД, Саито-200ТИ, - диаметры поршней одинаковы. Коренной подшипник совпадает с коренным подшипником Саито-65 и Саито-80, - посадочный размер картеров одинаков. Возможно, что и от Саито-115 подойдёт (посадочный размер картеров одинаков), но нужно проверять, поэтому не утверждаю. А вот с носовым подшипником несколько иначе. Если коренной подшипник размером 15х28х7, то носовой (фронтальный) № NTN RGLU с размером 9,5х22,35х7,1, закрыт резинометаллическими крышками с двух сторон. Его посадочный зазор должен быть в районе С3. Естественно, чтобы не заниматься «экспериментаторством» необходим фирменный подшипник. В магазине фирменных подшипников нет. На Алиэкспрессе что-то похожее предложено, но б/у. Остаётся подшипник.ru. Найду, проинформирую.

Губанов_Игорь

Если мотор гонит топливо через носовой подшипник это очень хорошо. Значит смазывается подшипник Обычно специально открывают внутреннюю сторону подшипника или обе, что бы он лучше смазывался.

Александр-Иванович

Добавлю к предыдущему сообщению. Одновременно с Саито-91 в эксплуатации находится OS.MAX FS-95. На картере место производства не указано, только на упаковочной коробке имеется надпись: «Made in China». При обкатке и эксплуатации из штуцера картера масло практически не выходит. Данный двигатель эксплуатировался только зимами 2014-2015 и 2015-2016 годов. Отработал надёжно не менее 15 часов. Каких-то предпосылок к выходу из строя не обнаружено. Поимев печальный опыт с Саито-91, немедленно обкатал его на стандартном «фаёвском» топливе, смазал всё внутри смесью бензина с маслом. До зимы.

Губанов_Игорь:

гонит топливо через носовой подшипник это очень хорошо

Возможно. Только порой вакуумные замки начинают делать. Наверное не спроста. Когда весь двигатель и модель “уделаны” маслом… В моём случае штуцер картера Саито-91 я вывел в систему выхлопа, т.е. организовал отвод масла так, как это сделано у осмаксовцов, в глушитель. А сегодня и модель и двигатель в масле. Менять носовой подшипник на нормально закрытый. В нем смазки достаточно в расчёте до 30.000 оборотов/мин., ему не нужна топливная смазка.

arkadievich
Александр-Иванович:

носовой (фронтальный) № NTN RGLU с размером 9,5х22,35х7,1, закрыт резинометаллическими крышками с двух сторон. Его посадочный зазор должен быть в районе С3. Естественно, чтобы не заниматься «экспериментаторством» необходим фирменный подшипник. В магазине фирменных подшипников нет.

У NTN есть дюймовый подшипник R6ZZ/1K nippon-bearings.ru/product_info.php?products_id=20…) размеры:
d =9,525 mm
D =22,225 mm
B =7,142 mm
Вес =0,0094 (кг)
Крышки могут быть разные в том числе 2RS, может подойдет (цена на сайте 690руб)?

Губанов_Игорь:

Если мотор гонит топливо через носовой подшипник это очень хорошо.

Не уверен, если есть проблемы с игольчатым подшипником или просто где-то трет и стружку гонит, то это приведет и к повышенному износу переднего подшипника. Думаю все же закрытый с двух сторон лучше, хотя сопротивление вращению у него конечно больше, чем у просто открытого.

Губанов_Игорь

Если есть проблемы с иголками или стружкой, такой мотор не эксплуатировать, а ремонтировать нужно. А вот про сопротивление вращению Вы очень точно подметили. Чуть выше про фирменные подшипники для Саито от топикстартера улыбнуло. Чем то смахивает на глобус Свердловской области. Вышеуказанный дюймовый подшипник с полиамидным сепаратором можно снять с АСП 46-61, на удивление, очень приличные подшипники (не NTN). Если топикстартер не найдет такой подшипник в магазинах, могу выслать NTN, есть пара штук. Но все NTN с металлическим сепаратором

dima2000
Александр-Иванович:

В моём случае штуцер картера Саито-91 я вывел в систему выхлопа, т.е. организовал отвод масла так, как это сделано у осмаксовцов, в глушитель.

Скорее всего из за этого и гонит масло через передний подшипник, и еще не понятно чего там до кучи изменилось в системе смазки.

Вообще, сколько эксплуатирую САИТО ни разу не возникало желание чего то в них дорабатывать.😒

По подшипникам и сальникам - вот очень правильная контора.
www.sf2v.ru
Для Москвы совсем хорошо, но по почте то же работают.

Рашкин
dima2000:

Вообще, сколько эксплуатирую САИТО ни разу не возникало желание чего то в них дорабатывать.

😃😃

Александр-Иванович
dima2000:

Вообще, сколько эксплуатирую САИТО ни разу не возникало желание чего то в них дорабатывать

У меня тоже. Пример: Саито-80, OS.MAX FS-95 и двухтактники “ручной работы”. Хотя здесь некоторые товарищи пытаются настаивать на китайской доработке.

dima2000:

Скорее всего из за этого и гонит масло через передний подшипник

Неверно. Дмитрий, мне неловко, вынужден процитировать себя:

Александр-Иванович:

Саито-91. В эксплуатации с 2014 года. При обкатке обнаружено, что слегка сочится топливо через подшипник носка. Очень много топлива, точнее масла, поступает через картерный штуцер: 20 кубиков масла с израсходованного 350 кубового бака.

При обкатке…, т.е. ещё на стенде у нового двигателя обнаружено большое поступление масла через штуцер картера. Но стоял фирменный носовой подшипник, и всё было более менее терпимо. Первоначально любой двигатель обкатываю всегда на стенде с атмосферным баком.
А сейчас, после замены подшипников, - а передний подшипник не фирменный, с металлической крышкой, т.е. не соответствующий ТУ, ибо необходимо ставить подшипник с резинометаллическими крышками для обеспечения герметичности данного узла, - за пару обкаточных баков смазка переднего подшипника вымыта надёжно. И он смазывается теперь маслом из топлива. “Уделывая” этим маслом и стенд и двигатель.
Об этом изначально говорил Иван Ширковский:

arkadievich:

Подшипники лучше брать “2RS” с резиновыми крышками с обеих сторон.

Кстати сегодня посмотрел специально свой OS.MAX FS-95. У него передний подшипник марки R6RS имеет резинометаллическую крышку. Этот двигатель такой же “сухой” как и Саито-80. Повторюсь ещё раз, у этих двух двигателей картерный штуцер ни с чем не соединяю, не требуется, они “сухие”.
План действий: не занимаемся “экспериментаторством”, на это уже и времени нет и желания, “берём” фирменные подшипники только потому, что инженеры Саито их применяют с учётом зазора, температуры, давления и агрессивности среды и, ставим на место. На Саито-80 подшипники “идут”, на Саито-91, думаю, что с вашей (форумовской) помощью найдём передний.
За адрес “Сферы” спасибо. Илья Борисов о ней чуть ранее сказал.

Alx1m1k

Подшипники.мне в “Сфере” мужики,которые уже пенсионеры,после показа разобранного двигателя и объяснения задачи посоветовали вот эти:они расчитаны на обороты до 15000 и идут с уменьшенным диаметром шариков(с учётом теплового расширения) и со смазкой внутри.диапазон температуры -80 гр.с забросом до 90.поставил на 120-й АСП.обороты стали повыше(внутреннее сопротивление у них меньше).отлетал 4 бака.мало.но сколько проходят-не знаю.заплатил за оба365р.оба закрытые с двух сторон металлической хернёй.не пластик и не резина.

dima2000:

Скорее всего из за этого и гонит масло через передний подшипник, и еще не понятно чего там до кучи изменилось в системе смазки.

наверно имеется ввиду трубку по потоку выхлопа из глушака,не “нагнетания давления”.

Александр-Иванович
Alx1m1k:

оба закрытые с двух сторон металлической хернёй.не пластик и не резина.

Вот сейчас у меня стоит подобный конструктивно, закрытый металлическими крышками подшипник. Они, крышки, не герметичны. В силу каких-то причин делается ошибочный вывод, что двигатель стал гнать масло после ремонта, или же я чего-то там с трубочками… А Саито-91 изначально(!) через штуцер картера гнал масло. Я же об этом писал вначале. А теперь, из-за установки негерметичного подшипника, он гонит масло через подшипник. И это правильно, зачем ему масло через штуцер картера гнать?
Спасибо Ивану Ширковскому, он нашёл подобный подшипник в Москве, адрес указал выше. Завтра на фирме обещали ответить по поставке подшипника.

Alx1m1k
Александр-Иванович:

А Саито-91 изначально(!) через штуцер картера гнал масло. Я же об этом писал вначале.

ну не масло а топливо.и это правильно.или наружу или “закольцовка”(опять в воздуховод двигателя).

Александр-Иванович:

А теперь, из-за установки негерметичного подшипника, он гонит масло через подшипник. И это правильно, зачем ему масло через штуцер картера гнать?

вот именно надо через штуцер.через подшипник наружу-это уже неполадка.что же получается из всех "щелей"должен гнать? нет.

4 months later
Александр-Иванович

В завершение темы. В конце августа из московского магазина получены штатные подшипники и поршневое кольцо на Саито-80, а из регионального отделения подшипник.ру в Ёбурге, получены подшипники на Саито-91(носовой дюймовый подшипник R6LLU/5C NTN Япония, габариты (9,5250 х 22,2250 х 7,1420) - LLU -двухстороннее резино-металлическое уплотнение с трением - 5C - пластичная смазка Chevron SRI-2, коренной подшипник TIMKEN USA 61902-ZZ, аналогичный штатному NTN 6902ZZ/5K).
Двигатель Саито-91обкатан. Обороты 10600 об/мин. с винтом 14/6 держит устойчиво. Из носка, через подшипник, топливо не поступает, только через штуцер в картере, т.е. штатно.
Двигатель Саито-80 восстановлен. Пока должным образом не обкатан (поршневое кольцо притирается), но на стенде устойчиво держит 9000 об/мин. с винтом 14/6.
Топливо: 13,8% нитрометана, 20% масла.
Всем откликнувшимся спасибо.

Клапауций
Alx1m1k:

С 14х4 легко

Для 4Т шаг маловат. У меня оптимальный для FA100 15х8

Vitaly_k

М-да, а никто не подумал, что это все-таки 4Т двигатель, и если сильно гонит масло наружу - значит оно просто лишнее, это переизбыток. Больше, чем 12-15 процентов масла в топливе не нужно. Это в 2Т масло выплевывается через окно. А здесь оно идет по кругу, скапливаясь в картере. Это раз. А второе - это то, что носовой подшипник 2RS не панацея, так как густая смазка - палка о двух концах. Плюс - это вроде как не нужно думать о его смазке, но это еще под вопросом в зависимости от качества и производителя. А минус - это густая колбасня внутри подшипника вместо масляной пленки. Как сделано в некоторых двигателях ОС Макс - внутренняя крышка носового подшипника демонтирована, и он отлично и надежно смазывается маслом из картера. Поэтому на любителя - можно открыть подшипник, вымыть эту густую смазку, и позволить подшипнику нормально работать.

Alx1m1k
Vitaly_k:

М-да, а никто не подумал, что это все-таки 4Т двигатель, и если сильно гонит масло наружу - значит оно просто лишнее, это переизбыток.

вы правильно говорите о “закрытом” картере 4х.т. двигателя.а в данном случае гонит “горючку”.что 12%,что 22% в ней масла-пофигу.если гонит-так гонит.

Vitaly_k:

Как сделано в некоторых двигателях ОС Макс - внутренняя крышка носового подшипника демонтирована, и он отлично и надежно смазывается маслом из картера.

в 4т. на малых оборотах.в 2х.т. вообще не смазывается.если случайно на малых оборотах и при больших зазорах между коленвалом и картером.при средних и выше оборотах идёт молниеносный процесс входа,сгорания и выхлопа(в 2х.т.).у масла и времени не будет дойти до носового подшипника.

Vitaly_k
Alx1m1k:

вы правильно говорите о “закрытом” картере 4х.т. двигателя.а в данном случае гонит “горючку”.что 12%,что 22% в ней масла-пофигу.если гонит-так гонит.

в 4т. на малых оборотах.в 2х.т. вообще не смазывается.если случайно на малых оборотах и при больших зазорах между коленвалом и картером.при средних и выше оборотах идёт молниеносный процесс входа,сгорания и выхлопа(в 2х.т.).у масла и времени не будет дойти до носового подшипника.

А как это “гонит горючку через носовой подшипник”, откуда горючка в картере, это не 2Т мотор! Если и гонит, то масло, это показалось наверное, что горючка. Как вообще может работать Саита с топливом в картере, оно что, не сгорает в камере и попадает в картер?
А по поводу смазки носового подшипника - в 2Т масло подается под давлением из картера (с подшипником скольжения аж сифонит!), а в 4Т действительно подшипник суше, но хватает же и ГРМ, там чуть масла надо. Я так и не понял, почему в Саите через подшипник идет масло, или его жуткий избыток, или неисправность двигателя (кольцо никакое?). Ну да ладно, проблема вроде решена.

Александр-Иванович
Русинов_Сергей:

Тяжело ему с таким винтом.

Да. Пока просто под рукой только этот есть. Винт 13/6 (до ремонта) показался лёгким, не стал ставить. После ремонта попробовал 13/8, тяжеловат. Винта 13/7 пока нет. В январе, для обкатки, попробую13/6. Обкатаю, дальше видно будет.

Vitaly_k:

ОС Макс - внутренняя крышка носового подшипника демонтирована, и он отлично и надежно смазывается маслом из картера

ОС Макс 95 (4-х такт.) пока не разбирал, в виду отсутствия необходимости, поэтому ничего не могу сказать. Но. Наружное кольцо наружного подшипника резино-металлическое, также как и у Саито-80, 91, 125.

Vitaly_k

Мелкий OС FS30 с открытым изнутри подшипником, снаружи шайба металлическая. Что прикольно, я искал на замену подшипник с резиновой шайбой, типа уплотненной, чтобы снаружи ничего внутрь не попадало. Так не нашел в продаже, такую гадость продают - под лупой зазоры больше, чем с металлической шайбой, какая там герметичность! Поставил японский с металлической шайбой. Надо в первую очередь смотреть на качество самого подшипника, мне кажется, резиновая шайба не панацея в этом случае.