Первый год : первые шаги, ошибки и результаты...

DVK

Ну вот, недолго счатье длилось. 😦 Сейчас недели на 3 выбываю из полётов: неделя в пути осталась запчастям, а там я как раз уеду на пару недель в отпуск. Новичкам (и не только) на заметку: если есть хоть малейшие сомнения в исправности матчасти, то, как и в большой авиации, от полёта следует воздержаться. Я же, даже еще совсем не умея управлять моделью заметил, что что-то не так в её поведении, как-то хвост неправильно себя ведет. Но хотел уже долетать пак. В результате при очередной попытке взлёта с наклонного места происходит резкий поворот хвоста и вертолёт быстро завязывается в узел, разбрасывая канопы с батареями в разные стороны. Неисправность была банальна: от пыли и грязи начал заедать хвостовой слайдер. Кроме того разрушился подшипник цапфы ХР, хотя это возможно уже в результате крэша. Если бы прекратил попытки взлётов и тщательно всё перепроверил бы, то летал бы дальше, а не ждал балку, лопасти основные и хвостовые, вал ХР.

Igor_FV

Начали срабатывать вышеперечисленные аксиомы:(

tim716
DVK:

Кроме того разрушился подшипник цапфы ХР, хотя это возможно уже в результате крэша. Если бы прекратил попытки взлётов и тщательно всё перепроверил бы, то летал бы дальше, а не ждал балку, лопасти основные и хвостовые, вал ХР.

Я предполагаю, проблема была именно в подшипнике. Вряд ли простое заедание из-за грязи могло вызвать проблемы, почти несовместимые с полетом. А вот подшипник цапфы ХР - легко. Вот, увы, хорошая иллюстрация к вопросу о клонах и прочих “бюджетных” тушках. У меня тоже было разрушение того же подшипника (правда смог посадить), но у меня оно было через ~250 полетов.

Igor_FV

Сегодня подтвердили комплектование и отправку заказа. Ждемс…
Скачал и прочитал инструкцию на Микробист, чтобы понимать лучше что это за зверь
Очень напомнило описание и алгоритм настройки головки самонаведения ракеты зенитно-ракетноого комплекса, который изучали на военной кафедре. Только размеры немного отличаются:)

tim716:

Вот, увы, хорошая иллюстрация к вопросу о клонах и прочих “бюджетных” тушках

Согласен. Купив Belt за 200 долларов потом еще около 300 потратил на ремонт и зап/части так толком и не полетав.Что по цене сопоставимо с 450 или 500 моделями Алайн и ТТ.
Поэтому наверное действительно экономически более выгодно и морально комфортнее(безопасность по умолчанию ) начинать с проверенных моделей.ИМХО

Александр_1-й
Igor_FV:

Согласен. Купив Belt за 200 долларов потом еще около 300 потратил на ремонт и зап/части так толком и не полетав.Что по цене сопоставимо с 450 или 500 моделями Алайн и ТТ. Поэтому наверное действительно экономически более выгодно и морально комфортнее(безопасность по умолчанию ) начинать с проверенных моделей.ИМХО

От токи не надо белта с клонами мешать, это немножко разные вещи. А то как… смешались в кучу люди, кони…
Мой “боевой” Тарот сделал более 700 вылетов, естественно куча падений. За это время поменяны цапфы ХР на таротовские же удлиненные, башка на ФБЛьную Тарот, хвостовой слайдер и рычаг - на Алайн, один раз подшипники в башке уже после замены, один раз подшипники основного вала, один раз подшипник вала ХР. Я не думаю, что на айлане за столько полетов было бы меньше гемороя.

Andy08
tim716:

Я предполагаю, проблема была именно в подшипнике… хорошая иллюстрация к вопросу о клонах и прочих “бюджетных” тушках.

Вот еще иллюстрация, что все смертны rcopen.com/forum/f60/topic241108/515

tim716
Александр_1-й:

От токи не надо белта с клонами мешать, это немножко разные вещи. А то как… смешались в кучу люди, кони…
Мой “боевой” Тарот сделал более 700 вылетов, естественно куча падений. За это время поменяны цапфы ХР на таротовские же удлиненные, башка на ФБЛьную Тарот, хвостовой слайдер и рычаг - на Алайн, один раз подшипники в башке уже после замены, один раз подшипники основного вала, один раз подшипник вала ХР. Я не думаю, что на айлане за столько полетов было бы меньше гемороя.

Ну, тушка алайн, полетов 350 где-то… Заменил хвостовой ротор (как раз по той же причине - разлетевшийся подшипник), держатель подшипника слайдера на железный, из за краша - лыжи и лопасти ОР…все?
Понятно что дохнет все, вопрос в вероятности оного события и ресурсе. Если даже у алайнов подши разлетаются, то у клона той же конструкции, но с менее точными цапфами и более д…выми подшами - что, будут лететь не более часто? Вряд ли. Клоноделы тоже не благотворительная контора, если они продают туши в 2+ раза дешевле - на чем-то они экономят, так?
Вы сами писали в соседней теме: клоны - не для рукожопых. За экономию надо платить, в данном случае - запчастями, временем и нервами. И алайн я отнюдь не “боготворю”. Я согласен с определением: алайн (в части механики) - это такой “плинтус”, НИЖЕ которого опускаться не надо, себе дороже выйдет. Но отнюдь не идеал.

Александр_1-й
tim716:

Понятно что дохнет все, вопрос в вероятности оного события и ресурсе. Если даже у алайнов подши разлетаются, то у клона той же конструкции, но с менее точными цапфами и более д…выми подшами - что, будут лететь не более часто? Вряд ли. Клоноделы тоже не благотворительная контора, если они продают туши в 2+ раза дешевле - на чем-то они экономят, так? Вы сами писали в соседней теме: клоны - не для рукожопых. За экономию надо платить, в данном случае - запчастями, временем и нервами. И алайн я отнюдь не “боготворю”. Я согласен с определением: алайн (в части механики) - это такой “плинтус”, НИЖЕ которого опускаться не надо, себе дороже выйдет. Но отнюдь не идеал.

Где-то это все справедливо. Поэтому есть клоны и клоны. Совсем плохенькие с хоббей или коптер Х которые по хорошему подходят для человека на первый, максимум второй год - научиться висеть, потом летать блинчиком, потом - простой аэробатике. И более-менее летабельные (таковых знаю 2 Тарот и АЛЗРЦ, тот же Некст - это АЛЗРЦ, ГСАН - разновидность Тарот, и.т.д.). Вот эти уже посерьезнее, из них достаточно несложно сделать вертолет не хуже Алайна (справедивости ради поменяв несколько деталей на алайновские, лично я меняю 3 штуки), но при этом дешевле, или лучше Алайна (по электронике), но с ценой Алайна.
Ну и творчества тут поболе, чем “купил кит который за тебя дяди скомплектовали, собрал, разбил” 😉

DVK
tim716:

А вот подшипник цапфы ХР - легко. Вот, увы, хорошая иллюстрация к вопросу о клонах и прочих “бюджетных” тушках.

Вообще-то разрушение этих подшипников заложено конструктивно. Подшипники стоят радиальные, а нагрузка - осевая. Почему не поставили упорных подшипников, как в цапфах ОР - не понимаю. Да, более качественные подшипники у неклонов будут ходить дольше. Но болезнь узла остается. Облегчить жизнь ему могут более легкие пластиковые цапфы и легкие карбоновые лопасти.

Igor_FV
Александр_1-й:

От токи не надо белта с клонами мешать, это немножко разные вещи. А то как… смешались в кучу люди, кони…
.

Александр, прошу пардону. Это ваша поляна:)
Но здесь опять таки речь больше не о модели, а о подходе в выборе оптимального баланса между стоимостью-надежностью и временем полета-временем ремонта и эмоциями радостными и не очень:)

DVK
Igor_FV:

о подходе в выборе оптимального баланса между стоимостью-надежностью и временем полета-временем ремонта и эмоциями радостными и не очень

Я уже как-то где-то писал, что старт с дешевого клона - мой осознанный выбор. Перед покупкой я форум и дневники читал немало. Да, я знаю, что купить сразу более качественный клон было бы дешевле. Умом понимаю. Но сердцем проще отдать $200 + $300, чем сразу $400. И разбивать в первых полётах дешевый клон тоже психологически проще, чем ломать хорошую дорогую вещь. По аналогии с автомобилями: человеку небогатому, только получившему права, проще учиться ездить на каком-нибудь дешевом форде или даже вообще ТАЗе, чем сразу садиться за руль BMW/Porsche/Ferrari или на чём он там хочет ездить.
Да и кто сказал, что время, проведенное в ремонте - не радостная эмоция? Мне крутить винтики тоже очень даже нравится. Не могу сказать, что первый крэш меня сильно расстроил. Да, конечно, тупо ждать запчастей - это скучновато. Хотя если бы было совсем скучно, то купил бы запчастей здесь втридорого или пообщался бы с местными хоббиистами, на предмет одолжить запчастей до прихода посылки. В общем, не могу сказать, что я испытал сильно отрицательные эмоции. Крэши так или иначе неизбежны, на ошибках учатся, поломки матчасти с учётом клонокачества были вполне ожидаемы и предсказуемы.

def_lord
DVK:

По аналогии с автомобилями: человеку небогатому, только получившему права, проще учиться ездить на каком-нибудь дешевом форде или даже вообще ТАЗе, чем сразу садиться за руль BMW/Porsche/Ferrari или на чём он там хочет ездить.

Я тоже так думал - купил дешёвый древний мерин, 130-й, в прекрастном состоянии - и при таком отношении - намотал его на столб. Ничему не научился 😃 А потом купил нормальную мазду 6 - одел на неё КАСКО - и спокойно ездил и езжу. Ни одной аварии по моей вине… 😉

DVK:

Да и кто сказал, что время, проведенное в ремонте - не радостная эмоция? Мне крутить винтики тоже очень даже нравится. Не могу сказать, что первый крэш меня сильно расстроил. Да, конечно, тупо ждать запчастей - это скучновато. Хотя если бы было совсем скучно, то купил бы запчастей здесь втридорого или пообщался бы с местными хоббиистами, на предмет одолжить запчастей до прихода посылки. В общем, не могу сказать, что я испытал сильно отрицательные эмоции. Крэши так или иначе неизбежны, на ошибках учатся, поломки матчасти с учётом клонокачества были вполне ожидаемы и предсказуемы.

Ага, радостная эмоция для меня - когда берёшь в руки хорошие детали, хороший вертолёт и его с удовольствием собираешь и настраиваешь - и всё получается, и душа поёт, и всё красиво… а когда берёшь в руки хреновый клон - и начинаешь КОЛХОЗИТЬ - у меня нет никакого желания этим заниматься, просто руки опускаются…
И ещё замечание - возиться с вертолётом лично мне надоело после 10 переборок - я ЛЕТАТЬ люблю, а не настраивать, подкручивать, проверять, затягивать, бороться и искать - почему у него что то где то не так 😃

DVK
def_lord:

и при таком отношении - намотал его на столб. Ничему не научился

Так ведь проблема не в мерине, а в отношении. А если бы Вам сразу сказали, что наматывания на столбы неизбежны? В случае с вертолётами это именно так.

def_lord:

И ещё замечание - возиться с вертолётом лично мне надоело после 10 переборок - я ЛЕТАТЬ люблю, а не настраивать, подкручивать, проверять, затягивать, бороться и искать - почему у него что то где то не так

Ну вот, а я люблю и гайки крутить. Если бы не умел и не любил, то брал бы сразу что-то чтобы летать, а не крутить.

def_lord
DVK:

Так ведь проблема не в мерине, а в отношении. А если бы Вам сразу сказали, что наматывания на столбы неизбежны? В случае с вертолётами это именно так.

Верно. Но когда у тебя вертолёт хороший - ты всё же стараешься его прикладывать пореже.

DVK:

Ну вот, а я люблю и гайки крутить. Если бы не умел и не любил, то брал бы сразу что-то чтобы летать, а не крутить.

Я тоже люблю крутить. Поставить новую голову, апгрейдик какой сделать… А выпрямлять кривые валы медной киянкой по часу или сажать половину вертолёта на циакрин - увольте 😃

Val-ksd
DVK:

Ну вот, а я люблю и гайки крутить. Если бы не умел и не любил, то брал бы сразу что-то чтобы летать, а не крутить.

Надоест, надоест;), в смысле но то чтобы гайки крутить, а как соберёте парочку нормальных вертов, и больше не захочется исправлять косяки там где их быть не должно.

DVK
def_lord:

Верно. Но когда у тебя вертолёт хороший - ты всё же стараешься его прикладывать пореже.

Я любой вертолет стараюсь прикладывать пореже. По аналогии с автомобилями: я 3 года проездил на запорожцах и ни разу их не “прикладывал”. И другим не давал. И если вертолёт у меня будет плохой, то я буду стараться его сделать хорошим, а не разложить об дерево. Но зная, что встреча с деревом неизбежна, то ударить об него запорожца мне будет проще, чем порша.

А выпрямлять кривые валы медной киянкой по часу или сажать половину вертолёта на циакрин - увольте 😃

Не, пытаться ровнять пластилиновые валы из стали марки ХРЖ, пытаться склеить 5-баксовую канопу я не буду. Равно как и вешать 50 гр груза на 325мм лопасти для их балансировки. Потому что это не доставит мне удовольствия. Для Вас - апгрейды и новые головы, новые системы стабилизации. Для меня - постепенная замена выбывших из строя деталей на более качественные. Да, я знаю, что сразу качественное купить было бы дешевле, чем менять постепенно, но мне как-то так вот проще.

Val-ksd:

Надоест, надоест;), в смысле но то чтобы гайки крутить, а как соберёте парочку нормальных вертов, и больше не захочется исправлять косяки там где их быть не должно.

Не когда соберу, а когда научусь летать не падая. И в 600-700 размере. Да, уже буду собирать сразу хорошее. С этим не спорю. А пока у меня вертолет учебный. Как в плане пилотирования, так и разборки-сборки.

7 days later
Igor_FV

Пришла птичка:)
30 июля отправили -8 августа получил
Посмотрим, что за зверь это FBL с Микробист:)

3Daemon
Igor_FV:

Пришла птичка:)
30 июля отправили -8 августа получил
Посмотрим, что за зверь это FBL с Микробист:)

Удачных полётов! Ждём подробного, инженерного отчёта! У Вас это реально отлично получается!

1 month later
Igor_FV

Коллеги, доброго всем дня!
По уже установившейся, так сказать многолетней, традиции, в завершении очередного летного сезона небольшой обзор результатов, ошибок, уроков и взгляд на перспективу.
В субботу(прошлую) была чудесная погода, что позволило совершить утром полетную сессию на Рапторе. Отлетал три бака. Один раз почти все топливо полностью израсходовал. Залетался однако:). Конечно косяк, но зато узнал на сколько хватает полной заправки. В данном случае у меня получилось около 9 минут.(обычно ставлю таймер на 6,5 минут).
На больши’х моделях не летал, но по моему, 50 (или 600) – это то что надо и по размеру, и по ТТХ, и по соотношению цена-качества эксплуатации и ремонта. Но как всегда есть нюансы, которые тоже надо учитывать. В данном случае, это требование значительной площадки для полета.
В общем, отлетал все по плану. Приехал домой все тщательно очистил и в двигатель залил ВД.
Теперь немного об основных событиях этого лета/летного сезона.
• Полеты на поле
• 3Д пилотаж в реале 😃
• ЗД краш - тоже в реале 😦
• Сборка и полеты на нитре Рапторе Х50
• Сделан шаг в сторону прогресса. Сборка и настройка Т-REX 500 FBL в процессе
В общем, негусто. Но, чем богаты.
Летал в этот сезон, к сожалению, мало. Точнее, меньше, чем хотелось.
Теперь немного подробнее
Полеты на поле.
После полетов во дворе это совсем другие ощущения полета, скорости, высоты.
Это кайф.
Но как жизнь показала, и у поля есть границы, и кайф, может затуманить разум и осторожность.
Как резюме, на данном этапе своего развития сделал следующие выводы.

  1. Летать размашисто, быстро, высоко и с 3Д расколабсом на поле легче, чем во дворе.
  2. Летать ровно, точно и с ограничениями, сложнее т.к. требует включать и развивать ограничители внутри.(Во дворе есть физические ограничения пространства и это дисциплинирует по умолчанию).
  3. Для сохранения концентрации внимания, полетный день надо разбивать на серии полетов по 30 мин(3-4 батареи для T-REX 500 или 3 бака для Раптора Х50 ). Затем перерыв 10-15 минут. Если летать больше 30 мин(на одном дыхании и кураже ), то заметил что точность движения резко снижается и процент расколабса увеличивается, со всеми вытекающими последствиями и рисками.
  4. Для отработки различных навыков надо чередовать полеты во дворе(ограниченном простанстве) и на поле.
    3Д пилотаж в реале
    Этот этап , к сожалению, длился не долго, но оставил очень много положительных эмоций.
    Первый флип, рол, бочка - это серьезный качественный шаг в управлении вертолетом и преодолении психологических барьеров.
    Переход на этот этап произошел достаточно легко, наверное, сказались накопленные полеты в реале и симуляторе.
    Но как говориться, легко пришло и легко ушло 😦.
    Как вывод.
    В этом деле(да, собственно как и во всем ) нет простых задач, к которым можно относиться с легкостью и фамильярностью. Это расхолаживает и снижает порог внимания и концентрации (такая замануха), и результаты такого подхода не долго приходится ждать. Смотри следующий пункт.
    ЗД краш - тоже в реале
    Ничего нового. Все уже много раз было описано. Основные причины перечислены выше и плюс:
  5. Потеря контроля расстояния(до сих пор проезжаю это место и смотрю и удивляюсь, как смог отпустить вертолет на такое расстояние(более 100 м). наверное в следствии головокружение от успехов или большой доли кайфа)
  6. Нестабильность и вибрация хвоста
    Как резюме
  7. Хороший урок, который дал много информации для размышления
  8. Понял и почувствовал, как короток летный сезон. И любой краш его еще больше укорачивает.
  9. И для его удлинения необходимо ответственно и без фамильярностей подходить к каждому полету и иметь запасной вертолет.
  10. При всем желании полетать, останавливать себя усилием воли, ели есть сомнения полной технической исправности вертолета.

Сборка и полеты на нитре Рапторе Х50
Все просто. Собрал и настроил(с помощью Дмитрия Лапина), полетел.
Теперь немного деталей.
Вертолет классный и красивый. Размер, что надо. Собирается легко и приятно.
Конечно, есть нюансы:

  1. Коммутация электроники потребовала усилий и напряжения мысли. Несколько раз рука тянулась к кусачкам и паяльнику, чтобы укоротить провода. Но, не моя поляна. Но сделал все, что мог.
  2. Гувернер ценная вещь, но добавляет кучу проводов.
  3. Классная и удобная вещь Align 2in 1.
    И еще раз спасибо Дмитрию за доводку и настройку вертолета.
    Вертолет летает прекрасно, стабильно и красиво, и если бы не мои руки, то, наверное, делал бы это еще лучше:). Пока находимся на фазе знакомства.
    Летал только блинчиком(восьмерки, круги, квадраты) с небольшими горками. Старался делать все ровно и плавно и понял, что есть еще над чем работать в этой области.
    Как резюме.
  4. Извините, уж, еще раз повторюсь. По-моему мнению на данном, 50 лучшая модель по соотношению цена, качество, красота(техническая и дизайнерская), летные возможности.
  5. Нитра- это фан. Но, т.к. дымит и шумит, требует большого летного поля.
  6. Скорректировал свою программу обучения на зиму. Изначально планировал углубиться в инверт и 3Д. Но полеты на 50(более стабильной чем 500) показали, что есть серьезны область для улучшения в части стабильности скорости(особенно низкой), высоты, пируэтов, контроля расстояния и выполнения пилотажа в ограниченном пространстве.
  7. Поэтому решил уделить наработке этих навыков определенное время в новом сезоне осенне-зимней симуляции:).

Сделан шаг в сторону прогресса. Сборка Т-REX 500 FBL в процессе
Не буду утомлять долгим описанием, т.к. другие более квалифицированные специалисты уже сделали это и у нас и за рубежом.
Но хотелось бы отметить несколько эмоционально -технических моментов.

  1. Вертолет понравился. Видно, что над ним поработали.
  2. Стал по моему более технологичным
    a. Больше винтов закручивается в метал
    b. Косозубая шестерня
    c. Конструкция хвоста понравилась
    d. Рама усилена
  3. Голова. Из разряда «Все гениальное просто».
  4. Видел как летает этот вертолет. Понравилось. (Хотя в руках профессионала и табуретка полетит)
    Сейчас механику собрал и занимаюсь коммутацией электроники (Микробист +Спектрум).
    Как всегда пришлось немного поломать голову с проводами. Но вроде все устаканилось.
    Теперь впереди интереснейший этап настройки этого хозяйства. 😃 Будем постараться:)
    Как общее резюме этого полетного сезона и идеи на будущее:
  5. Эйфория от приобщения к прекрасному миру радиоуправляемых вертолетов все больше переходит в конструктивное русло. 😃
  6. Заметил тенденцию, что хочется больше летать и уже меньше собирать
  7. Проверил на себе действие фразы «переходите к следующему упражнению, только после того как хорошо усвоите текущее», которую очень часто читал, но, наверное, из-за большого желания поскорее освоить все ориентации понимал очень узко, и не уделял достаточного внимания отработке точности, плавности и стабильности скорости, высоты, направления полета. Что поставило сейчас перед выбором:
    a. идти дальше в освоении 3Д и наращивать число элементов,
    b. вернуться обратно к базовым элементам(где уже нет проблем с ориентацией) и отработать на них точность, плавность и стабильность высоты и скорости
    После сомнений и метаний … решил в этом сезоне приоритетом №1 сделать отработку точности, плавности и стабильности скорости на базовых элементах.
  8. Чтобы поддерживать навыки, а также уровни адреналина и эндорфина, надо как можно больше летать в реале, поэтому все чаще задумываюсь о 450 или маленьком Blade .
  9. Чтобы поддерживать и развивать интерес надо придумывать и реализовывать новые проекты, и регулярно выходить из зоны комфорта.

Кажется все. Извиняйте, уж, что так длинно получилось.
Благодарю за терпение всех прочитавших до конца.
Всем желаю
Удачи и успехов
Красивых полетов и надежных вертолетов.
И чтобы на все хватало времени:)
С уважением,
Игорь

tim716

Вопросик.
А как

По-моему мнению, 50 лучшая модель по соотношению цена, качество, красота(техническая и дизайнерская), летные возможности"

сочетается с

Чтобы поддерживать навыки, а также уровни адреналина и эндорфина, надо как можно больше летать в реале, поэтому все чаще задумываюсь о 450 или маленьком Blade .

?
ИМХО, основной критерий “лучшей модели по цене” (и качеству тоже) - как раз возможность “как можно больше летать в реале”, при этом “поддерживая навыки”.
Еслиб .50 была действительно была “лучшая модель по соотношению цена, качество, красота(техническая и дизайнерская), летные возможности” (особенно не на этапе Алана Сзабо, а “на данном этапе”) - ни о какой 500, тем более 450 и маленьком Blade вы бы и близко не задумывались 😉