Лама без блока 4в1 - реальность!
«Лама без блока 4в1- внешние ESC и гироскоп»
Однажды, решив померить ток, потребляемый мотором, случайно закоротил контакты выхода на мотор блока 4в1 на своей ламе. Из блока пошел явный дымок… ну в общем спалил я регулятор оборотов одного мотора. Позвонил в сервис, сказали, что делать не будут. Сам я- тот еще паяльщик микросхем, а главное, что именно паять, и как купить то, что нужно заменить, толком не понятно… было. В общем после того как сгорел блок, стал перед выбором, покупать новый блок, или попробовать обойтись без него. В теме про безколлекторные моторы для ламы, увидел схему, как подключить регуляторы гироскоп и ESC к приемнику, подумал, что к коллекторным моторам схема тоже применима, прикинул по стоимости и… поехал закупаться. Но давайте все по порядку.
Принцип работы схемы
То устройство, которое позволит управлять двумя роторами для изменения курса, называется V-tail mixer, на русском просто миксер, или микшер, устройство это используют для управления самолетом типа летающее крыло, или с самолетом с V-образным хвостом, запчасть не дефицитная и продается во всех модельных магазинах. К выходам миксера подключаются регуляторы оборотов для каждого мотора, к которым подключается батарея. Питание обоих регуляторов подключено к одной батарее параллельно. К каждому регулятору подключается, что вполне понятно, мотор. Берем приемник, к третьему каналу подключаем один вход миксера, а к четвертому подключаем гироскоп, к гироскопу подключаем второй вход миксера. Собственно все.
Идея увидена мной здесь.
Из чего собирать
Итак, нужен: миксер, гироскоп, и два регулятора оборотов для вертолета, с отсечкой для Li-Po батарей и током не менее 7А. Миксер я покупал в «Мир увлечений» за 170р. Гироскоп и регуляторы в «РЦ океан». Гироскоп брал дорогой 1200р., но есть и дешевле, что-то типа 500р. от кинга,- тяжеловат? Можно снять корпус, и все. Регуляторы хода брал E-Sky EK2-0600A он на 20А (больше- не меньше, вес такой же как у 10А), другого в наличии не было, по 300р. Если бы был нужный мне E-Sky EK2-0604A, он стоил бы по 150р. Итого: 170+500+150+150= 970рублей, Новый блок 4в1 стоит 1200р., то есть замена блока на отдельные части, при использовании приемника от ламы, обойдется дешевле, но главное, что вертолет приобретет внешний гироскоп, и возможность использования любого приемника, а значит и передатчика! Что нравится, или, что есть в наличии, то и ставьте.
В своем проекте я использовал приемник из блока 4в1.
Изымаем приемник из блока 4в1.
Вскрываем кожух блока 4в1, он может иметь два варианта. Первый, не имеет признаков соединительного шва, в этом случае стык краев кожуха находится ровно посередине верхней части блока, декоративная пленка режется ножом и кожух раскрывается. Второй вариант кожуха более легкий в разборке, стык находится на крае блока, со стороны регулировочных винтов и там просто два края приклеены внахлест, для вскрытия стык просто разлепляется.
Далее, необходимо разъединить две половинки блока. Та половинка, где разъемы моторов- это плата, где установлен миксер, гироскоп и два регулятора хода. То есть то, что подлежит замене.
Вторая половинка- приемник, он как раз и нужен.
Предварительная сборка.
Все элементы соединяются согласно схеме.
Схема взята для безколлектоных моторов, поэтому проводов на моторы идет по три, так же необязательно делать разрыв в подключении одного из ESC (регулятор скорости), один провод от гироскопа, это для включения функции удержания балки, но эта функция есть не у всех гироскопов и пультов. Для сборки схемы гироскоп может не иметь этой функции.
В предсобранном виде выглядит все так.
Общая масса- 50 грамм,- многовато, стандартный блок весит 20 грамм. Придется уменьшать вес, но об этом потом.
Тест схемы
Тест схемы лучше проводить с моторами, не установленными на вертолет. Чувствительность гироскопа НЕОБХОДИМО сделать примерно 10%. А также ОБЯЗАТЕЛЬНО перевести триммер ручки раддер (газ) на минимум. Дело в том, что с использованием внешних регуляторов газ будет работать по- другому…
Собственно весь тест заключается в проверке работы моров и гироскопа. При прибавлении оборотов, может быть так, что только один мотор будет прибавлять обороты, при движении ручкой курса в одну или другую сторону второй мотор должен начинать работать. На плавность изменения оборотов не обращайте внимание. Так же обороты обоих моторов должны меняться при повороте гироскопа, находящегося в рабочем положении, вокруг своей оси. Если все работает, можно переходить к уменьшению веса и затем проводить установку на вертолет.
Уменьшение веса элементов.
Задача проста, нужно удалить все лишнее, прежде всего провода, а затем радиаторы с регуляторов оборотов, в моем случае регуляторы не грелись с радиаторами, а значит, их смело можно было удалить.
Все длинные провода можно обрезать, а максимально возможное кол-во разъемов заменить пайкой. Я оставил не тронутым только гироскоп и приемник. В итоге масса уменьшилась, и стала 34 грамма. С учетом того, что в моем случае, на вертолет установлен полный комплект тюнинговых деталей от Xtreme, вертолет стал весить почти как стоковый.
Вот, что получилось в результате.
Теперь все собирается в максимально компактный вид, все элементы собираются через диэлектрическую прокладку,
где-то это толстый двухсторонний скотч, где-то термоусадка,
где-то простой скотч.
После установки всех элементов на вертолет, проверяется работоспособность системы в целом.
Тест схемы на вертолете
Еще раз настоятельно рекомендую чувствительность гироскопа установить 10%, а триммер раддера в минимальное положение. В противном случае можно лишиться шестерней обоих валов. Дело в том, что с использованием внешних регуляторов и гироскопа реакции вертолета на движения ручки раддера будут… другие… Чтобы не ЛИШИТСЯ вертолета, или большей его части настоятельно рекомендую проверить выше описанные установки.
Держа вертолет в руке, проверяются направления вращения винтов и реакция на ручку курса, все должно быть правильно: ручка вправо- вертолет крутит по часовой стрелке, ручка влево- вертолет крутит против часовой стрелки. В случае, если что-то работает не так, в первом случае следует поменять полярность подключения мотора, а во втором переключить моторы к другому ESC (поменять местами разъемы).
Проверка корректности работы гироскопа
Гироскоп следует установить в место, максимально удаленное от оси вращения роторов,
в случае с гибким Xtreme хвостом или стоковым, можно установить как на фото, но я настоятельно рекомендую еще дальше. Если же хвост Xtreme карбоновый, все проще, гироскоп устанавливается на хвостовую балку, как на настоящей классике. Далее, вертолет берется в руку, и включается вращение роторов на обороты схожие с теми, при которых вертолет висит. Резко поворачивая вертолет вокруг оси вращения роторов, нужно понять, сопротивляется вертолет вращению, или наоборот его усугубляет. Если похоже, что все в порядке, делаем тестовый взлет над кроватью. ВНИМАНИЕ расход ручки управления курса становится очень небольшим, будьте готовы «ловить миллиметры», потом быстро привыкните. Если взлет и висение удалось, даже с «виляющим» хвостом или с плавным вращением вокруг своей оси, значит все верно. ВНИМАНИЕ расход ручки управления курса становится очень небольшим, будьте готовы «ловить миллиметры». Если же вертолет, чуть оторвавшись от поверхности, «пулей» взмывает вверх- значит гироскоп нужно «перевернуть», то есть сделать так, чтобы он стал чувствовать вращение в одну и туже сторону, стороной противоположной нынешней. У гироскопа типа как на Кинге, есть переключатель, и сам гироскоп можно не трогать.
Регулировка чувствительности гироскопа.
Регулировка гироскопа проста, но требует терпения и времени. Проверяем, что гироскоп закреплен жестко к элементу вертолета, и этот элемент не болтается сам по себе. Взлетаем, висим, если вертолет виляет хвостом чувствительность гироскопа нужно уменьшить. ВНИМАНИЕ поворачивать регулировочный винт нужно очень маленькими шагами, тем меньшими, чем ближе к осям винтов стоит гироскоп. Когда все получилось можно совершить первый полет.
Ну вот, собственно, и все.
Видео будет чуть позже.
Особую благодарность за консультации при реализации проекта учасникам форума Volante24 и hatuul
С каждым днём ты меня всё больше и больше удевляешь своей изобретательностью 😁 .
Молодец,описание супер 😃 😃 😃 .Сейчас-же сохраняю в закладку. 😃 😃
С каждым днём ты меня всё больше и больше удевляешь своей изобретательностью 😁 .
Молодец,описание супер 😃 😃 😃 .Сейчас-же сохраняю в закладку. 😃 😃
Спасибо за первый отзыв! Надеюсь мой опыт кому-нибудь поможет. 😃
Гироскоп следует установить в место, максимально удаленное от оси вращения роторов,
Вроде в инструкции совсем наоборот написано. Он ведь реагирует на угловое перемещение , а не на линейное. И не пойму у вас чувствительность гиро подключена к 5-у каналу? На схеме вроде да , а по описанию нет. Попробуйте подключите (но наверно надо приемник другой) - получите море удовольствия, хвост стоит как вкопаный. У меня такой же гиро стоит на б/к системе.
Вроде в инструкции совсем наоборот написано. Он ведь реагирует на угловое перемещение , а не на линейное. И не пойму у вас чувствительность гиро подключена к 5-у каналу? На схеме вроде да , а по описанию нет. Попробуйте подключите (но наверно надо приемник другой) - получите море удовольствия, хвост стоит как вкопаный. У меня такой же гиро стоит на б/к системе.
Все верно, у меня этот разъем (удержание балки) не подключен, потому, что управлять им нечем, ну в приемник то впаять штырек можно, а вот в пульт… Или не обязательно с чтобы пульт управлял 5-м каналом, и разъем гиры достаточно воткнуть в приемник? 😵
Видео будет чуть позже.
Вот видео, того, как первые летные тесты делал я. Вся схема собрана в том виде как на первом фото, то есть со всеми разъемами. Обратите внимание на то, что блок 4в1 не снят, а просто отключен, и к весу вертолета добавились 50грамм. веса схемы. Несмотря на это, вертолет очень легко, без напряжения, летает. Моторы стоковые, но использовать схему лучше с Xtreme моторами.
… ну в приемник то впаять штырек можно, а вот в пульт… Или не обязательно с чтобы пульт управлял 5-м каналом, и разъем гиры достаточно воткнуть в приемник? 😵
Да конечно, родной приемник 4-х канальный не подойдет, да и передаччик тоже. Если на канал gian поступает сигнал 50% (те. машинка стоит по средине всего рабочего хода), гиро переходит в режим удержания. И крутилка gain на гиро перестает действовать. Пожертвовать одним каналом? а каким? Но в режиме НН нельзя взлетать, очень сильно крутанет при старте, этот режим включается только в полете. Лучше все таки другую аппаратуру… с експонентой, двойными расходами. Управлять комфортнее в разы. На видео верт. достаточно хорошо держит хвост. Но в режиме НН должен стоять недвижимо, и возвращатся в прежнее положение , если повернуть его специально.
P.S. Чувствительность выставленая у вас на гиро - минимальная, т.к. этот гироскоп предназначен для аналоговых машинок и у них обратная связь замедленная. Если использовать гиро который понимает цифровые машинки то будет лучше. Регулятор моторами управляет очень быстро и реагирует на поворот мгновенно. Но цена его…
И в передатчике и в приёмнике есть пятый канал, об этом писал автор темы про бесколлекторную Ламу. Есть даже шестой канал, поскольку этот же передатчик используется для 6-ти канальных вертов типа Кинга и Белта, только в их передатчике зашит ССРМ-алгоритм. В остальном же, насколько я понимаю, 6 каналов - это стандарт.
Есть шесть каналов,и даже не плохо работают.
Вот ветка где я даже на осцилографе тестил.Тынц.
… есть пятый канал, об этом писал автор темы про бесколлекторную Ламу…
Автор БК ламы использовал преременный резистор, я не очень понимаю, разтолкуйте, пожалуйста, что он регулирует? 😃
Чувствительность гиры.Если я не ошибаюсь.
Чувствительность гиры.Если я не ошибаюсь.
А причем тут удержание балки? 😃
А гироскопы с удержанием балки переходят в этот режим при превышении определенного порога чувствительности (длительности управляющего импульса).
Например, у Футабы 401 от 0 до 50% на передатчике - это режим NORMAL (чувствительность гиры 0-100%), от 51% до 100% - HH (0-100%).
Коротенький ролик демонстрирующий скорость подъема 😉
rutube.ru/tracks/788999.html?v=f4d4f370866a7e13a1d…
На вертолет установлены моторы Xtreme 180 SE каждый мотор в пике потребляет 6,4 А. Батарея Xtreme 18-20C 850mAh максимальный ток отдачи 850*20=1700 mA=17A, полетное время при подобном “зажигалове” 8-9 минут.
rutube.ru/tracks/803943.html?v=414bd5b0b9358c624d5…
А это тест на грузоподъемность.
Брависсимо! 😃
Долго выбирал аппаратуру и остановился на Spectrum DX6i, цена- приличная (не кусачая), серв за которые платишь но не факт что они пригодятся в комплекте нет, питание, либо от обычных батареек, либо от AA аккумуляторов., ну и еще несколько плюсов. Первая модель с которой решил подружить новый пульт была лама.
Отдельно приобрел микроприемник AR6100 весом 3,5 гр. И компактным размером.
Очень компактным.
Так как аппаратура работает на частоте 2,4 Ггц, на приемнике практически отсутствует антенна
Все электронные элементы управления вертолетом были подключены к приемнику
Следующим образом:
gear- канал HH гироскопа (удержание балки)
rudd- разъем гироскопа, к которому подключен второй разъем V-tail микшера
elev- левая по ходу движения вертолета серва автомата перекоса
aile- правая по ходу движения вертолета серва автомата перекоса
thro- Разьем V-tail микшера без гироскопа
Приемник, согласно инструкции, прописан в передатчике, ну или наоборот передатчик в приемнике, rабинка установлена на место,
переход со стандартной ламовской E-sky аппаратуры, на Spectrum 2.4 Ггц завершен!
«Лама без блока 4в1- внешние ESC и гироскоп»
Чувствительность гироскопа НЕОБХОДИМО сделать примерно 10%.
т.е. при такой схеме подключения и родном пульте удержание балки включить нереально, т.к. оно после 50% ? 😦
исчезает ли температурный дрифт при отдельном гироскопе или крутит, но меньше?
исчезает ли температурный дрифт при отдельном гироскопе или крутит, но меньше?
Все зависит от качества внешнего гироскопа. С тем, что установлен у
меня, хвост достаточно стабилен, его практически не уводит. Дрифта нет- точно. Но даже с новой аппаратурой, режим НН, не работает должным образом- хвост трясет положение в пространстве не держит…
😄
Сегодня летал с новой аппой на поле, самый содержательный и наглядный ролик предлагаю вашему вниманию.
Все зависит от качества внешнего гироскопа. С тем, что установлен у
меня, хвост достаточно стабилен, его практически не уводит. Дрифта нет- точно. Но даже с новой аппаратурой, режим НН, не работает должным образом- хвост трясет положение в пространстве не держит…
Михаил - а вообще про ощущения можете написать ? - управляемость улучшилась ? - вообще стоит ли переходить на другую аппаратуру ? (у меня лежит передатчик Cockpit SX - вот думаю стоит ли заморачиваться с переводом вертолета на Cockpit SX ? 😒
Михаил - а вообще про ощущения можете написать ? - управляемость улучшилась ? - вообще стоит ли переходить на другую аппаратуру ? (у меня лежит передатчик Cockpit SX - вот думаю стоит ли заморачиваться с переводом вертолета на Cockpit SX ? 😒
- Дальность действия, стандартный пульт метрах на 30-40 у меня модель теряла.
- Можно настроить расходы (угол отклонения качалок) для каждой сервомашинки в каждую сторону, что дает возможность пользоваться полным возможным ходом АП. (в полете ощущается)
- Не на последнем месте цифровые триммеры. Пульт отключен- щелкай сколько хочешь- ничего не собъешь. Пульт включен- случайно задел- мелочь если сбил, то чуть-чуть.
- Выставление экспонент, то есть при перемещении ручки крен/тангаж можно сделать так, что при перемещении ручки на 10 мм от ноля, верт почти не реагирует, то есть ловить его можно очень точно, а вот если дальше ручку отклонять, то все будет как раньше- уверенно двигается в сторону. Если на более сложном языке, зависимость ход ручки на пульте/отклонение качалки сервы, не линейные. ОООчень нравится. И см сигнал от движения стиков более точный.
4.Микширование каналов, то есть можно сделать например так, чтобы при прермещении стика крен/тангаж или руль (раддер) автоматически прибалялся газ, на заданную величину. Больше отклонение- больше газ. Полет ровно в горизонте не проблема, при любых виражах. - Чувствительность гироскопа регулируется прямо с пульта. Регулировка хоть и делается один раз, но зато как просто! .
- Все свои модели, можно подружить с одним пультом.
Там еще много всякого по мелочи, но набегает много.
- Дальность действия, стандартный пульт метрах на 30-40 у меня модель теряла.
…
Там еще много всякого по мелочи, но набегает много.
Все убедили - попробую тоже подключить свой Cocpit SX 7 - Прочитал половину темы (70 страниц) - не нашел ответа на вопрос - для подключение Cocpit SX 7 какой минимальный набор нужно купить ? тоесть у меня есть кварц на 40 мгц (сниму с Бельта, который щас в ремонте) но прочел что в приемник на 35 МГц его не воткнуть (так ли это ?), если нужно покупать приемник - то может посоветуете какой (в Москве) ?, еще не совсем понятно какой режим ставить на аппаратуре (тоесть выставлять какое то микширование или нет) ?.. заранее огромное спасибо за помощь 😃