Переделка Ламы - соосника в классику с хвостовым ротором
Ну лично я делал это ради спортивного интереса. Просто валялся на полке трехканальник, купленный не помню где за 2000р, захотелось из него что-нибудь посерьезнее сделать, чтобы его действия в воздухе хоть как-нибудь можно было назвать полетом:) Собственно оно так и получилось, из него вышел нормальный 4-канальный соосник, привязанный на мою основную аппаратуру со всеми вытекающими приятностями типа сабтриммеров, экспонент и т. п. Т. к. в обозримом будущем собираюсь вешать верхний АП на Ламу, то схема его “вешания” может быть повторена и на классике такого размера. Будет время, займусь этим ради интереса.
Но не полетал, тяги хвостового моторчика не хватило для компенсации крутящего момента ОР.
по идее, решаемо удлиннением хвоста.
Тогда появляется проблемма балансировки. Лишний груз в нос напихивать - может не взлететь, моторчег основной то слабоват…
батарею сдвинуть. настроить центровку можно и без утяжеления.
Там корпус у этого Апача устроен так, что батарею не подвигаешь вообще. Это не Лама… Я как раз задний мотор поставил максимально далеко, насколько позволяла возможность балансировки. Надо более мощные моторы оба. И систему флайбара. Мне не хватило только этого:-)
Попробовал понять вертолет в воздух с одним нижним ротором. Сразу отмечается два момента:
-
Действительно тяжело на одном моторе. Может, нужно лопасти большего размера, может, мотор помощнее.
-
Сильная, мягко говоря, “нестабильность”. Болтается какими то немыслимыми маневрами… Куда там до вальяжного висения двухроторной Ламы. Я так понимаю, что это и есть результат отсутствия флайбара-стабилизатора.
Похоже, решается все очень просто - установкой автомата перекоса с флайбаром и хвостового ротора от любого вертолета-классики подобного размера. А что останется от Ламы ? Моторама ? Даааа…
Ладно. Любой результат - тоже результат. Я для себя сделал все выводы и проект заканчиваю 😃
- одного 180-ого мотора и не должно хватать по всем расчетам… мотор нужен более мощный 280-380, пиньёны или другие лопасти с 180 “сердцем” картину существенно не изменят.
- по второму пункту, тут и сомнений быть не могло (читаем теорию 😃) без флайбара оно и не полетит как надо
все решается очень на самом деле не просто (я выше уже писал, не послушали) и зачем на ламу ставить цацки от другого вертолета? Ближайший по размеру УРАГАН-200 (шарики одинаковые, можно тяги использовать), так собственно какой смысл ставить на ламу детали от него, если он и сам неплох, и детали эти найти сложнее, чем на ламу и стоят они дороже? Если брать дешевые запчасти от ВАЛКЕР или ЕСКАЕВ классической схемы, то тоже смысл неясен, зачем тогда нам лама… а если повозиться хочется, то берем и собираем любой из этих вертолетов из запчастей или в нужном нам тюнинге с понравившейся электроникой и мотором…
Вы и сами все поняли 😃
если повозиться хочется, то берем и собираем любой из этих вертолетов из запчастей или в нужном нам тюнинге с понравившейся электроникой и мотором…
Вы и сами все поняли 😃
Может быть оно и так… Вообще - то ничего не мешает купить тушу клона T-REX 450 за 35 баксов (HK-450 к примеру) и остальное собрать не проблема…
Выбросить теперь Ламу что ли ? Жалко ее красавицу 😃
Это в свое время был мой первый вертолет, и вообще все начиналось с нее… Это единственная причина возни именно с Ламой… А еще - когда нет погоды или времени - можно на Ламе в свое удовольствие повисеть дома вокруг люстры 😃
Ладно, теперь к делу. Нашел вот такое:
—
Выбросьте вашу механическую сервоось (технологию 1940-х) и замените ее современным компьютерным устройством - цифровым флайбаром (Digital Flybar). Вы получите исключительную стабильность при висении с менее сложной и легкой головой основного ротора при большей мощности и большем времени полета.
SK-360 - это высокопроизводительный, компактный и легкий электронный стабилизатор по осям крена и тангажа для моделей вертолетов всех размеров. Его назначением является замена традиционного механического флайбара и связанных с ним тяг и механики головы ротора, что увеличивает отдаваемую мощность, увеличивает время полета и снижает стоимость ремонта.
Для 3D полетов вы теперь сможете выставить циклические шаги до срывных значений без ущерба для стабильности. Это даст вашему вертолету молниеносно быстрый 3D с отличными параметрами как в ветренную, так и в спокойную погоду.
И далее по теме:
www.os-propo.info/component/…/Itemid,31/
---------------------------------------
P.S.
На днях знакомый вертолетчик выдвинул аргумент в пользу оригинального T-REX от ALIGN против клона - “лучше быть убитым лопастями вертолета за 400 баксов, чем за 35. Как то оно солиднее” 😃
Я после этого почитал на форумах, как большие - от 450 класса - модельные вертолеты ранят и убивают людей при ошибках пилотов - фотки похлеще чем иной фильм ужасов…
ну, я не разделяю вашего оптимизма, т.к.:
во-первых, флайбарлес штуковина не дешевая и на обломках ламы как-то оно смешно смотреться будет, она (лама) вся столько не стоит…
во-вторых, потребуется другой АП (тут я могу ошибаться), но флайбарлес работает с системой 120гр. ССРМ.
в-третьих, и это не избавит Вас от решения еще одной задачи, а именно привода хвостового ротора.
В-четвертых, ну положим, что циклические шаги вы выставите, а как быть с общим шагом? На ламовских лопастях (мы ведь о ламе говорим?) Вы можете забыть про ТРИ-ДЭ… или мы уже мечтаем о самодельном полноценном вертолете?
И наконец, в-пятых, эта наша “механическая сервоось (пережиток 1940-х)” служит до сих пор верой и правдою большинству пилотов-спортсменов с мировым именем, так что тут Вы постеснялись бы…
И наконец, в-пятых, эта наша “механическая сервоось (пережиток 1940-х)” служит до сих пор верой и правдою большинству пилотов-спортсменов с мировым именем, так что тут Вы постеснялись бы…
Это всего лишь цитата из описания блока управления…
Лично я пока очень смутно представляю, как работает автомат перекоса с флайбаром. Именно в этом я и ПЫТАЮСЬ РАЗОБРАТЬСЯ. Летая на Ламе меньше года, я никак не претендую на роль пилота-спортсмена 😃
во-первых, флайбарлес штуковина не дешевая и на обломках ламы как-то оно смешно смотреться будет, она (лама) вся столько не стоит…
Действительно, суперсовременный контроллер за 12 тысяч рублей будет… э… забавно смотреться на Ламе за 2.5 т.р. 😃
Но существует такое понятие - “концепт”. Диковинные машины, летательные аппараты… Их никогда не будут делать серийно и даже повторять, но тем не менее их делают ! Наверно, это разновидность искусства…
А посмотрите, сколько постов посвящено Ламе только на одном этом форуме ! Что, у всех этих людей нет денег на T-REX ? 😃
во-вторых, потребуется другой АП (тут я могу ошибаться), но флайбарлес работает с системой 120гр. ССРМ.
90 градусов eCCPM - это вроде и есть то, что стоит на Ламе ? Кто знает, скажите…
ЦИТАТА:
--------------------------------------------------------------
Опции настройки тарелки автомата перекоса:
- работает с цифровыми или аналоговыми серво;
- подходит для 120, 135/140 и 90 градусов схем eCCPM автомата перекоса, а также для mCCPM схемы (с независимыми серво по каждой из осей управления);
- является продвинутым CCPM микшером, однако допускает также уже смикшированные для CCPM 120 градусов входные сигналы;
- содержит алгоритм эмуляции кольца автомата перекоса (Swash Ring), предотвращая упирание серво в крайних положениях;
- позволяет точную подстройку фазы в пределах +/- 90°.
--------------------------------------------------------------
Вообще полное описание одного из контроллеров здесь:
www.os-propo.info/component/…/Itemid,31/
в-третьих, и это не избавит Вас от решения еще одной задачи, а именно привода хвостового ротора.
Тут я думаю вопрос решается просто - установкой любого подходящего узла с мотором от другой модели вертолета.
Можно как-то крутить хвостовой ротор от второго штатного мотора, тогда еще проще. Но вес больше.
В-четвертых, ну положим, что циклические шаги вы выставите, а как быть с общим шагом? На ламовских лопастях (мы ведь о ламе говорим?) Вы можете забыть про ТРИ-ДЭ… или мы уже мечтаем о самодельном полноценном вертолете?
Да, тут Вы правы… Максимум, что можно получить - полеты вниз ногами… Но уже хорошо - лопасти не будут перехлестываться ! Интересно, а если поставить прямые лопасти как на 3D… ммм… надо подумать, как можно будет их поворачивать.
Вообще, моя задача состоит в следующем:
Задача номер 1: С МИНИМАЛЬНЫМИ переделками сделать из Ламы 3D классику.
Задача номер 2: сделать это КАК МОЖНО ДЕШЕВЛЕ. Если задача номер 2 идет вразрез с задачей номер 1 - то нужно думать дальше 😃
И еще в самом первом посте я сразу сказал, что решение этой моей задачи - просто покупка Раптора. Или T-REX. Или на худой как говорится конец HK-450 за 35 у.е. Классный кстати 3D вертолет с размахом лопастей 700 мм., и ничего не нужно переделывать, даже флайбар! (ой, сорри, молчу, молчу ! 😃 )
Но это не совсем то. Имеем Ламу ! 😃
Поэтому я благодарен Вам за любые комментарии, я не сомневаюсь что Ваш опыт больше моего. Именно это мне и нужно. Если у меня ничего совсем не получится, тогда уж возьму Раптора… Вот ! 😃
Не получится “с минимальными переделками из ламы” сделать то, что Вы хотите (3D классику) и дешево у Вас не выйдет… Вами избран “плохой донор”. Как Вы будите делать цапфы? А голову? И машинки для этого нужны 3 минимум, а у ламы две, (напомню, минимально нужно три), т.е. и АП тоже нужен другой! От ламы ничего, ровно ничего не остается!
Чес-слово, если Вам удастся сделать сие из ламы, я сниму перед Вами шляпу (которую впрочем и не ношу) 😃
От ламы ничего, ровно ничего не остается!
Ну что тут еще скажешь… Чем больше изучаю теорию, тем больше с этим соглашаюсь !
Лама - прекрасный учебный вертолет, но Раптора из нее похоже не получится… 😃
От ламы ничего, ровно ничего не остается!
можно взять за основу команч, у него как раз вместо заглушки хвостового ротора просится моторчик. тогда останется очень многое, включая корпус, но получится обычный верт, в смысле с фиксированным шагом.
а вот для 3D… третью серву без проблем можно поставить вместо одного мотора, но тарелка, держатели лопастей и к чему они крепятся - это придется взять от чего-то еще, у кого вал 4мм.
Команч думаю не подойдет, т.к. все таки материал кузова тонкий и ломкий, состоит из 2х частей, возможно Дельфиновский корпус более предпочтителен…
У кого вал 4мм те тяжелы как грех… 😃
Мне видится все несколько иначе. Ни о каком 3D мы не думаем, почему я уже выше изложил, тут проще с нуля начать…
А вот с ламой можно поступить так: нам потребуются держатель экстрим 1шт, голова алюминиевая, центральный вал, пара съеденных внешних валов, рама от лама-В4, гироскоп, основной мотор, хвостовой двигатель и воздушный винт к нему подходящего размера, и хвостовая балка (тут чтоб не возиться, я бы предложил карбоновый хвост экстрим, в него потом провода проще убрать и с креплениями возиться не придется), шестерня на внутренний вал, две тяги от штатного флайбара и сам флайбар, пара равноплечих качалок от серво, ну и некий запас подшипников, а также серво 2шт, приемник, регуляторы хода и микшер (сразу считаем сумму, каждый для себя, с учетом вкусов и предпочтений).
Далее, на экстимовский держатель лопастей, вместо шариков под тяги, винтиками крепим качалки-смесители (из качалок серво) с шариками (подойдут шарики от харрикейна-200) и если удастся подобрать подшипник под смеситель, то будет совсем хорошо, если нет, то подбираем втулку… т.е. к одному плечу каждой качали приходит тяга флайбара, а к другому тяга от АП (который может быть любой ламовский и про него-то я в начале забыл)… Но я предполагаю использование 2мм внутреннего вала как основного, а значит нужно думать, как посадить на него АП рассчитанный на четырехмиллиметровый внешний вал… тут может быть масса решений. Сам вешний вал может вращаться заодно с внутренним (самое простое решение) или будет использоваться проставка под АП и другая под подшипники внутреннего вала в раме… некритично, сами лучше меня придумаете как это сделать… Соответственно серво стоят там где и стояли, и только тяги от них идут к миксерам-качалкам, а не к бывшим на их месте латунным шарикам… плечи смесителей нужно, конечно, будет подбирать. Но мы ведь к этому уже морально готовы, не так ли?
Продолжение следует 😃
посмотрите, как народ на rcgroup изгаляется по этому поводу:
- флайтбарлесс лама с тремя гирами, там ниже еще и ролик есть, дофига картинок.
- лама со сдвоенным ротором.
посмотрите, как народ на rcgroup изгаляется по этому поводу:
- флайтбарлесс лама с тремя гирами, там ниже еще и ролик есть, дофига картинок.
ВОТ И ВЕСЬ ОТВЕТ НА ВОПРОС ! ПОЛНЫЙ, ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ, С ФОТОГРАФИЯМИ И ВИДЕО !
Наверно, это максимум того, что можно получить от Ламы.
СПАСИБО !!! 😃
P.S.
Хотя искал много, этого не нашел… 😵
Но я думаю, что эта тема была интересна многим, а не только мне 😃
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=957360 😉 только это не лама… от ламы там только лопасти, АП и вал, а я писал, как оставить максимум деталей именно от ламы 😃
А на фоторгафии то о чем я писал выше…
в конце концов человек еще и мордочку ламовскую надел, а заоодно и второй управляемый ротор поставил. все-таки большей частью это лама получается :)
большей частью, это не лама 😃
в конце концов человек еще и мордочку ламовскую надел, а заоодно и второй управляемый ротор поставил. все-таки большей частью это лама получается 😃
Я на харрикейна кабинку от ламы надевал, но ламой он сирОта, так и не стал.
Ладно, хватит лирических отступлений, вернемся к нашим баранам.
С устройством головы и системы крена тангажа мы, думаю, разобрались (если что, то еще вернемся) теперь время подумать о силовой установке, хвосте и электронике.
Б\К рулит!!! Основной мотор естественно нам нужен несколько мощнее штатного 180-ого. Вопрос, на сколько? Могу предполагать, что раз винт у нас остался один, то и обороты следует увеличить приблизительно вдвое, лучше чуть больше. Соответственно мощность силовой установки возрастет приблизительно 1.5-2раза (примерно 12А регулятора нам должно хватить). Тут возникает еще один вопрос, а какой именно мотор нам подходит, ведь большие по размерам (типа 370) моторы в нашу чахлую раму просто не встанут… (думаем дальше каждый самостоятельно) 😃
Далее хвост… с целью упрощения и облегчения конструкции, я рекомендовал бы на первое время отказаться от хвостового редуктора, и закрепил бы винт непосредственно на валу хвостового двигателя. Мы несколько проиграем в отклике хвоста, но при правильном подборе винта несильно.
Электроника, ну тут места для творчества пруд пруди… начну со схемы, регулятор основного двигателя в канал газ (что просто и естественно), серво одну на тангаж, другую на крен (не на хрен), тоже понятно. И остается самое забавное – хвостовой мотор и схема управления им. Понятно, что при увеличении оборотов основного ротора, хвостовой должен пропорционально увеличивать тягу для их компенсации, как это сделать? Думаю, примерно так: потребуется микшер, который одним входом подключается к тому же газу, а другой в канал руддера через гироскоп… сигнал на регулятор подается с одного из выходов (которые по идее, должны получиться инвертированными)…
Продолжение следует.