Переделка Ламы - соосника в классику с хвостовым ротором
Попробовал понять вертолет в воздух с одним нижним ротором. Сразу отмечается два момента:
-
Действительно тяжело на одном моторе. Может, нужно лопасти большего размера, может, мотор помощнее.
-
Сильная, мягко говоря, “нестабильность”. Болтается какими то немыслимыми маневрами… Куда там до вальяжного висения двухроторной Ламы. Я так понимаю, что это и есть результат отсутствия флайбара-стабилизатора.
Похоже, решается все очень просто - установкой автомата перекоса с флайбаром и хвостового ротора от любого вертолета-классики подобного размера. А что останется от Ламы ? Моторама ? Даааа…
Ладно. Любой результат - тоже результат. Я для себя сделал все выводы и проект заканчиваю 😃
- одного 180-ого мотора и не должно хватать по всем расчетам… мотор нужен более мощный 280-380, пиньёны или другие лопасти с 180 “сердцем” картину существенно не изменят.
- по второму пункту, тут и сомнений быть не могло (читаем теорию 😃) без флайбара оно и не полетит как надо
все решается очень на самом деле не просто (я выше уже писал, не послушали) и зачем на ламу ставить цацки от другого вертолета? Ближайший по размеру УРАГАН-200 (шарики одинаковые, можно тяги использовать), так собственно какой смысл ставить на ламу детали от него, если он и сам неплох, и детали эти найти сложнее, чем на ламу и стоят они дороже? Если брать дешевые запчасти от ВАЛКЕР или ЕСКАЕВ классической схемы, то тоже смысл неясен, зачем тогда нам лама… а если повозиться хочется, то берем и собираем любой из этих вертолетов из запчастей или в нужном нам тюнинге с понравившейся электроникой и мотором…
Вы и сами все поняли 😃
если повозиться хочется, то берем и собираем любой из этих вертолетов из запчастей или в нужном нам тюнинге с понравившейся электроникой и мотором…
Вы и сами все поняли 😃
Может быть оно и так… Вообще - то ничего не мешает купить тушу клона T-REX 450 за 35 баксов (HK-450 к примеру) и остальное собрать не проблема…
Выбросить теперь Ламу что ли ? Жалко ее красавицу 😃
Это в свое время был мой первый вертолет, и вообще все начиналось с нее… Это единственная причина возни именно с Ламой… А еще - когда нет погоды или времени - можно на Ламе в свое удовольствие повисеть дома вокруг люстры 😃
Ладно, теперь к делу. Нашел вот такое:
—
Выбросьте вашу механическую сервоось (технологию 1940-х) и замените ее современным компьютерным устройством - цифровым флайбаром (Digital Flybar). Вы получите исключительную стабильность при висении с менее сложной и легкой головой основного ротора при большей мощности и большем времени полета.
SK-360 - это высокопроизводительный, компактный и легкий электронный стабилизатор по осям крена и тангажа для моделей вертолетов всех размеров. Его назначением является замена традиционного механического флайбара и связанных с ним тяг и механики головы ротора, что увеличивает отдаваемую мощность, увеличивает время полета и снижает стоимость ремонта.
Для 3D полетов вы теперь сможете выставить циклические шаги до срывных значений без ущерба для стабильности. Это даст вашему вертолету молниеносно быстрый 3D с отличными параметрами как в ветренную, так и в спокойную погоду.
И далее по теме:
www.os-propo.info/component/…/Itemid,31/
---------------------------------------
P.S.
На днях знакомый вертолетчик выдвинул аргумент в пользу оригинального T-REX от ALIGN против клона - “лучше быть убитым лопастями вертолета за 400 баксов, чем за 35. Как то оно солиднее” 😃
Я после этого почитал на форумах, как большие - от 450 класса - модельные вертолеты ранят и убивают людей при ошибках пилотов - фотки похлеще чем иной фильм ужасов…
ну, я не разделяю вашего оптимизма, т.к.:
во-первых, флайбарлес штуковина не дешевая и на обломках ламы как-то оно смешно смотреться будет, она (лама) вся столько не стоит…
во-вторых, потребуется другой АП (тут я могу ошибаться), но флайбарлес работает с системой 120гр. ССРМ.
в-третьих, и это не избавит Вас от решения еще одной задачи, а именно привода хвостового ротора.
В-четвертых, ну положим, что циклические шаги вы выставите, а как быть с общим шагом? На ламовских лопастях (мы ведь о ламе говорим?) Вы можете забыть про ТРИ-ДЭ… или мы уже мечтаем о самодельном полноценном вертолете?
И наконец, в-пятых, эта наша “механическая сервоось (пережиток 1940-х)” служит до сих пор верой и правдою большинству пилотов-спортсменов с мировым именем, так что тут Вы постеснялись бы…
И наконец, в-пятых, эта наша “механическая сервоось (пережиток 1940-х)” служит до сих пор верой и правдою большинству пилотов-спортсменов с мировым именем, так что тут Вы постеснялись бы…
Это всего лишь цитата из описания блока управления…
Лично я пока очень смутно представляю, как работает автомат перекоса с флайбаром. Именно в этом я и ПЫТАЮСЬ РАЗОБРАТЬСЯ. Летая на Ламе меньше года, я никак не претендую на роль пилота-спортсмена 😃
во-первых, флайбарлес штуковина не дешевая и на обломках ламы как-то оно смешно смотреться будет, она (лама) вся столько не стоит…
Действительно, суперсовременный контроллер за 12 тысяч рублей будет… э… забавно смотреться на Ламе за 2.5 т.р. 😃
Но существует такое понятие - “концепт”. Диковинные машины, летательные аппараты… Их никогда не будут делать серийно и даже повторять, но тем не менее их делают ! Наверно, это разновидность искусства…
А посмотрите, сколько постов посвящено Ламе только на одном этом форуме ! Что, у всех этих людей нет денег на T-REX ? 😃
во-вторых, потребуется другой АП (тут я могу ошибаться), но флайбарлес работает с системой 120гр. ССРМ.
90 градусов eCCPM - это вроде и есть то, что стоит на Ламе ? Кто знает, скажите…
ЦИТАТА:
--------------------------------------------------------------
Опции настройки тарелки автомата перекоса:
- работает с цифровыми или аналоговыми серво;
- подходит для 120, 135/140 и 90 градусов схем eCCPM автомата перекоса, а также для mCCPM схемы (с независимыми серво по каждой из осей управления);
- является продвинутым CCPM микшером, однако допускает также уже смикшированные для CCPM 120 градусов входные сигналы;
- содержит алгоритм эмуляции кольца автомата перекоса (Swash Ring), предотвращая упирание серво в крайних положениях;
- позволяет точную подстройку фазы в пределах +/- 90°.
--------------------------------------------------------------
Вообще полное описание одного из контроллеров здесь:
www.os-propo.info/component/…/Itemid,31/
в-третьих, и это не избавит Вас от решения еще одной задачи, а именно привода хвостового ротора.
Тут я думаю вопрос решается просто - установкой любого подходящего узла с мотором от другой модели вертолета.
Можно как-то крутить хвостовой ротор от второго штатного мотора, тогда еще проще. Но вес больше.
В-четвертых, ну положим, что циклические шаги вы выставите, а как быть с общим шагом? На ламовских лопастях (мы ведь о ламе говорим?) Вы можете забыть про ТРИ-ДЭ… или мы уже мечтаем о самодельном полноценном вертолете?
Да, тут Вы правы… Максимум, что можно получить - полеты вниз ногами… Но уже хорошо - лопасти не будут перехлестываться ! Интересно, а если поставить прямые лопасти как на 3D… ммм… надо подумать, как можно будет их поворачивать.
Вообще, моя задача состоит в следующем:
Задача номер 1: С МИНИМАЛЬНЫМИ переделками сделать из Ламы 3D классику.
Задача номер 2: сделать это КАК МОЖНО ДЕШЕВЛЕ. Если задача номер 2 идет вразрез с задачей номер 1 - то нужно думать дальше 😃
И еще в самом первом посте я сразу сказал, что решение этой моей задачи - просто покупка Раптора. Или T-REX. Или на худой как говорится конец HK-450 за 35 у.е. Классный кстати 3D вертолет с размахом лопастей 700 мм., и ничего не нужно переделывать, даже флайбар! (ой, сорри, молчу, молчу ! 😃 )
Но это не совсем то. Имеем Ламу ! 😃
Поэтому я благодарен Вам за любые комментарии, я не сомневаюсь что Ваш опыт больше моего. Именно это мне и нужно. Если у меня ничего совсем не получится, тогда уж возьму Раптора… Вот ! 😃
Не получится “с минимальными переделками из ламы” сделать то, что Вы хотите (3D классику) и дешево у Вас не выйдет… Вами избран “плохой донор”. Как Вы будите делать цапфы? А голову? И машинки для этого нужны 3 минимум, а у ламы две, (напомню, минимально нужно три), т.е. и АП тоже нужен другой! От ламы ничего, ровно ничего не остается!
Чес-слово, если Вам удастся сделать сие из ламы, я сниму перед Вами шляпу (которую впрочем и не ношу) 😃
От ламы ничего, ровно ничего не остается!
Ну что тут еще скажешь… Чем больше изучаю теорию, тем больше с этим соглашаюсь !
Лама - прекрасный учебный вертолет, но Раптора из нее похоже не получится… 😃
От ламы ничего, ровно ничего не остается!
можно взять за основу команч, у него как раз вместо заглушки хвостового ротора просится моторчик. тогда останется очень многое, включая корпус, но получится обычный верт, в смысле с фиксированным шагом.
а вот для 3D… третью серву без проблем можно поставить вместо одного мотора, но тарелка, держатели лопастей и к чему они крепятся - это придется взять от чего-то еще, у кого вал 4мм.
Команч думаю не подойдет, т.к. все таки материал кузова тонкий и ломкий, состоит из 2х частей, возможно Дельфиновский корпус более предпочтителен…
У кого вал 4мм те тяжелы как грех… 😃
Мне видится все несколько иначе. Ни о каком 3D мы не думаем, почему я уже выше изложил, тут проще с нуля начать…
А вот с ламой можно поступить так: нам потребуются держатель экстрим 1шт, голова алюминиевая, центральный вал, пара съеденных внешних валов, рама от лама-В4, гироскоп, основной мотор, хвостовой двигатель и воздушный винт к нему подходящего размера, и хвостовая балка (тут чтоб не возиться, я бы предложил карбоновый хвост экстрим, в него потом провода проще убрать и с креплениями возиться не придется), шестерня на внутренний вал, две тяги от штатного флайбара и сам флайбар, пара равноплечих качалок от серво, ну и некий запас подшипников, а также серво 2шт, приемник, регуляторы хода и микшер (сразу считаем сумму, каждый для себя, с учетом вкусов и предпочтений).
Далее, на экстимовский держатель лопастей, вместо шариков под тяги, винтиками крепим качалки-смесители (из качалок серво) с шариками (подойдут шарики от харрикейна-200) и если удастся подобрать подшипник под смеситель, то будет совсем хорошо, если нет, то подбираем втулку… т.е. к одному плечу каждой качали приходит тяга флайбара, а к другому тяга от АП (который может быть любой ламовский и про него-то я в начале забыл)… Но я предполагаю использование 2мм внутреннего вала как основного, а значит нужно думать, как посадить на него АП рассчитанный на четырехмиллиметровый внешний вал… тут может быть масса решений. Сам вешний вал может вращаться заодно с внутренним (самое простое решение) или будет использоваться проставка под АП и другая под подшипники внутреннего вала в раме… некритично, сами лучше меня придумаете как это сделать… Соответственно серво стоят там где и стояли, и только тяги от них идут к миксерам-качалкам, а не к бывшим на их месте латунным шарикам… плечи смесителей нужно, конечно, будет подбирать. Но мы ведь к этому уже морально готовы, не так ли?
Продолжение следует 😃
посмотрите, как народ на rcgroup изгаляется по этому поводу:
- флайтбарлесс лама с тремя гирами, там ниже еще и ролик есть, дофига картинок.
- лама со сдвоенным ротором.
посмотрите, как народ на rcgroup изгаляется по этому поводу:
- флайтбарлесс лама с тремя гирами, там ниже еще и ролик есть, дофига картинок.
ВОТ И ВЕСЬ ОТВЕТ НА ВОПРОС ! ПОЛНЫЙ, ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ, С ФОТОГРАФИЯМИ И ВИДЕО !
Наверно, это максимум того, что можно получить от Ламы.
СПАСИБО !!! 😃
P.S.
Хотя искал много, этого не нашел… 😵
Но я думаю, что эта тема была интересна многим, а не только мне 😃
www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=957360 😉 только это не лама… от ламы там только лопасти, АП и вал, а я писал, как оставить максимум деталей именно от ламы 😃
А на фоторгафии то о чем я писал выше…
в конце концов человек еще и мордочку ламовскую надел, а заоодно и второй управляемый ротор поставил. все-таки большей частью это лама получается :)
большей частью, это не лама 😃
в конце концов человек еще и мордочку ламовскую надел, а заоодно и второй управляемый ротор поставил. все-таки большей частью это лама получается 😃
Я на харрикейна кабинку от ламы надевал, но ламой он сирОта, так и не стал.
Ладно, хватит лирических отступлений, вернемся к нашим баранам.
С устройством головы и системы крена тангажа мы, думаю, разобрались (если что, то еще вернемся) теперь время подумать о силовой установке, хвосте и электронике.
Б\К рулит!!! Основной мотор естественно нам нужен несколько мощнее штатного 180-ого. Вопрос, на сколько? Могу предполагать, что раз винт у нас остался один, то и обороты следует увеличить приблизительно вдвое, лучше чуть больше. Соответственно мощность силовой установки возрастет приблизительно 1.5-2раза (примерно 12А регулятора нам должно хватить). Тут возникает еще один вопрос, а какой именно мотор нам подходит, ведь большие по размерам (типа 370) моторы в нашу чахлую раму просто не встанут… (думаем дальше каждый самостоятельно) 😃
Далее хвост… с целью упрощения и облегчения конструкции, я рекомендовал бы на первое время отказаться от хвостового редуктора, и закрепил бы винт непосредственно на валу хвостового двигателя. Мы несколько проиграем в отклике хвоста, но при правильном подборе винта несильно.
Электроника, ну тут места для творчества пруд пруди… начну со схемы, регулятор основного двигателя в канал газ (что просто и естественно), серво одну на тангаж, другую на крен (не на хрен), тоже понятно. И остается самое забавное – хвостовой мотор и схема управления им. Понятно, что при увеличении оборотов основного ротора, хвостовой должен пропорционально увеличивать тягу для их компенсации, как это сделать? Думаю, примерно так: потребуется микшер, который одним входом подключается к тому же газу, а другой в канал руддера через гироскоп… сигнал на регулятор подается с одного из выходов (которые по идее, должны получиться инвертированными)…
Продолжение следует.
Я просто микшировал газ с руддером 1:1, теоретически этого должно хватить, остальное сделает гироскоп. Правда некоторые гироскопы, как мой, не включаются при начальном сигнале, близком к крайнему. Поэтому при включении силовой батареи надо сначала отключить этот микшер(перейти в Idle, например), подождать, пока гиро включится, а потом уже обратно. Это, как мне кажется, единственный минус, с которым в данной схеме подключения придется столкнуться.
А при работе руддером, у Вас основной винт не проседает?
А почему он должен проседать? Энергия ХР сильно меньше энергии ОР!
Потому что у Вас микширование 1:1, а значит при отклонении руддера допустим влево мы увеличиваем обороты на хвосте и уменьшаем на ОР, возможно это не заметно так сильно при коротких маневрах, но при выполнении нескольких пируэтов энергия ОР уменьшится 😉
Так, стоп… я наверное не разобрался, или мы об одном и том же пишем… или… как подкючен у Вас подключен силовой двигатель непосредственно на газ или через микшер?
Подключите гироскоп к каналу руддера, а потом уже к микшеру и будет Вам счастье!
Я имел в виду, что у меня в передатчике стоит микшер REVO. Он как раз делает то, что нужно!😃