Напечатанные вертолеты с лопастями 60 -120мм
Здравствуйте.
Посоветую Вам Autodesk 123D, он бесплатный и удобный. FreeCAD местами глючит.
Какой конкретно софт из семейства Autodesk можете посоветовать новичку применительно к нашим целям?
Minsk
Я вам посоветовать ничего не могу, так как сам не сильно силен в теме.
Думаю софт играет далеко не самую главную роль, главное конструкторская идея.
Идеи есть. Нужно осваивать инструменты.
Какой конкретно софт из семейства Autodesk
Как раз 123D Design от автодеска показался самым понятным. А главное, что он бесплатный
Уже скачал.
Страшновато устанавливать - представляю примерный фронт работ по освоению новой проги.
Единственная надежда - зима длинная, можно неспеша осваивать.
Юрий, а 123D Design для подготовки моделей (пусть даже предварительной) для станков ЧПУ подходит?
Не знаю какие форматы нужны для чпу. Думаю, что стандартный набор форматов step и stl подойдет. В крайнем случае можно экспортировать step и в другой программе запилить. Я делал для диплома в 123D модель плазменной установки, потом ее открывал в других CAD программах и создавал чертежи.
RX80. Напечатанный вертолет 80 размера.
В очередной раз, продолжая тему о напечатанных вертолетах, хочу представит вам мой вариант на тему HiSky HCP60.
Сегодня это будет пробный вариант самого маленького пилотажного вертолета, полностью на бесколлекторных двигателях, а также с приводом хвостового ротора через вал.
Решения создать данный вертолет было вызвано появлению на рынке модели HiSky HCP60, которая не блистала хорошими полетными качествами, но могла послужила донором запчастей.
Мне хотелось создать вертолет подобного размера, но на бесколлекторных двигателях, которые обеспечили бы хорошую мощности вертолету, а также на основе полетного контроллера от моделей ХК К110, который бы обеспечил боле стабильный и плавный полет. Так же очень хотелось создать вертолет, который весил бы в пределах 25г, но сделав некоторые расчеты, я понял, что это будет очень сложно, и определил для себя более реальную цифру в 28г.
Ну и конечно полетав на вертолетах с приводом хвоста через вал, и хвостовом мотором внутри рамы, мне хотелось и эту модель сделать по такой же схеме, хотя в начале процесса проектирования, мне эта схема показалась довольно сложно реализуемая, в данном размере вертолета. По мимо всего этого, в качестве сервоприводов мне хотелось использовать обычные сервопривода 5320. Они легкие и быстрые, в отличии от сервоприводов червячного типа, которые используются HiSky HCP60, и мощности их хватало с головой, для 80мм лопастей.
А теперь хочу рассказать обо всем по порядку и боле подробно.
Начнем с основы вертолета - рамы.
Раму я придумывал довольно долго, было много вариантов, начиналось все с компоновки, в которой хвостовой мотор был на конце хвостовой балки, а закончилось компоновкой с хвостовым двигателем внутри рамы, и приводом хвоста через вал.
Рама состоит из 2 основных частей, лыж, хвостового кейса и хвостового плавника.
Рама получилась очень прочной, и довольно симпатичной. Но к сожалению, вся эта прочность далась не просто так, рама вышла довольно тяжелая.
Вес рамы вместе с лыжами вышел целых 5г, и это было немного больше чем я ожидал.
Верхняя часть рамы является держателем сервоприводов, и крепится к нижней части при помощи 2 маленьких саморезов.
Лыжи вставляются в нижнюю часть на 4 штырьках. Отверстие под хвостовую балку имеет шлиц. Сама хвостовая балка держится в раме за счет силы трения.
Дальше хочу рассказать про компоновку всех основных элементов вертолета на раме.
Было довольно сложно вместить все необходимые элементы в столь маленьком вертолете. Ради компактности пришлось пожертвовать удобством сборки и разборки.
Определяющее значения в компоновке сыграло решение использования полетного контроллера от вертолета ХК К110. По своей сути расположение полетного контроллера и сервоприводов получилось таким же как у вертолетов ХК К110/v977, только перевернуто задом на перед. То есть мы получаем такую же компоновку как при полет хвостом в перед на вертолетах ХК К110/v977. Поэтому для корректного управления моделью нужно реверсировать каналы элеватора и элеронов в пульте управления. Все остальное каналы остаются без изменений. Единственным исключением в компоновке RX80 является, то что элеваторный сервопривод находится “не на своем месте”. Он должен был быть с левой стороны, на месте основного двигателя, но я по традиции расположил с левой стороны основной мотор. Поэтому по мимо реверса каналов управления в пульте, необходимо еще и реверсировать и сам элеваторный сервопривод. В финальной версии я скорее всего исправлю эту ситуацию, и поменяю местами основной двигатель и элеваторный сервопривод. Это позволить упростить сборку и избавит от необходимости реверса самого сервопривода.
На боковых стенках элеронных сервоприводов расположились регуляторы скорости.
Это не самое удобное решение, но за компактность приходится платить.
В качестве основного регулятора я решил использовать MU-3a. Этот регулятор рассчитан на нагрузку в 3А и на питание от 3.7 -7.4В. Выбор этот обоснован тем, что данный регулятор позволяет реализовать все возможности основного двигателя. Конечно мне хотелось использовать более легкий регулятор МХ-3а для основного двигателя, но мой взгляд этот трех амперный регулятор не справляется с нагрузкой, которую возлагает на него основной двигатель. Поэтому регулятор МХ-3а я использовал для хвостового мотора. Тут нагрузки в разы меньше и регулятор отлично справляется со своей задачей. Регуляторы закреплены на двусторонний скотч и соединены между собой лакированными одножильными проводами, в белой термоусадке, по которым проходит питание.
Хочу рассказать немного о настройках регуляторов.
Те, кто летал на вертолетах v977 и К110 наверняка заметили большую разницу в поведении и управляемости этих моделей.
Все дело в разных настройках PID, в полетных контроллерах этих моделях. Если v977 шустрый, быстрый и не устойчивый, то К110 боле стабильный, устойчивый, но и более медленный. Работа хвоста в этих моделях также отличается.
Так как я в своих моделях использую полетный контроллеры как от К110, так и от V977, я обнаружил что и настройки для хвостового регулятора так же отличаются в зависимости от используемого полетного контроллера.
Для полетного контроллера от V977, параметр Motor Gain, в настройке хвостового регулятора, нужно выставлять на максимум.
Для полетного контроллера от К110, параметр Motor Gain, в настройке хвостового регулятора, нужно уменьшить до 1 или до 0.88 Если этого не сделать, то хвост будет трясти.
В качестве основного двигателя я использовал НР03S на 13500kV overskyrc.com/hp03s-13500kv-genius-cp-helicopter-p…
На двигателе установлен пиньон на 8 зубов с модулем 0.3.
В дальнейшем возможно попробую использовать боле быстрый двигатель HP03S V2 16000kV, или установлю на имеющийся мотор пиньон на 9 зубов.
Хвостовым двигателем служит HP02T 12000kV overskyrc.com/hp02t-12000kv-tail-motor-with-6mm-mo…
Вал двигателя был удален. В колоколе, с боковой стороны было просверлено отверстие и нарезана резьба М1, для закрепления вала, который одновременно является и валом двигателя, и приводным валом для хвостового ротора.
Сам приводной вал выполнен из карбонового прутка, диаметром 1,5мм, на концах вала имеются срезы под шлицы, для крепления самого вала в колоколе и для установки приводной конической шестерни на другом его конце.
Двигатель устанавливается в раму, и крепится в нужном положение 2-мя саморезами сбоку и 1 само резом сверху, который одновременно крепит и верхнюю часть рамы. Данное решение не самое лучше, довольно сложно зафиксировать хвостовой мотор в нужном положении, но оно было продиктовано отсутствием двигателей такого размера с другим типом крепежа.
В финальной версии я планирую отказаться от подобного решении, и поступлю более радикально. Мотормаунтом для хвостового двигателя будет служить часть рамы. Двигатель будет разобран, а статор и подшипники, будет устанавливаться непосредственно на раму. Это позволит снизить вес вертолета и повысит точность позиционирования хвостового двигателя.
Хвостовая балка выполнена из карбоновой трубки, наружным диаметром 3мм, а внутренним 2мм.
На концах балки имеются срезы под шлицы, для фиксации ее в нужном положении в раме, и для установки на конец хвостовой балки хвостового кейса.
Сам хвостовой кейс крепится к балке при помощи самореза. В качестве приводных шестеренок я использовал самую маленькую коническую шестерню из набора хвостовых шестеренок для вертолета Walkera V120D02S
banggood.com/Wholesale-Walkera-New-V120D02S-RC-Hel…
Вал для хвостового пропеллера выполнен из карбонового прутка диаметром 1.5мм. Хвостовой пропеллер взят от вертолета WL v911, и рассверлен под вал диаметром 1,5мм. В качестве подшипников я использую подшипники от цапф для вертолета ХК К110/v977 banggood.com/WLtoys-V930-V966-V977-V988-RC-Helicop…
Хвостовой плавник я сделал по типу плавника от предыдущих своих моделей RX120 и RX100, но немного уменьшил его.
Плотность компоновки вынудила меня, в процессе сборки, немного уменьшить в размерах элеваторный сервопривод.
В принципе его можно было и не уменьшать, и оставить как есть, но мне захотелось сделать все красивее.
Для начала я уменьшил длину сервопривода на 0.4 мм. для этого я сточил заднюю крышку на 0,4мм и немного передела защелку на центральной части. Это дало больше пространства для тяги от правого элеваторного сервопривода, и исключило возможность того что тяга будет цеплять заднюю стенку соседнего элеваторного сервопривод.
Но этого мне показалось мало, и я решил пойти дальше. Тяга от элеваторного сервопривода находилась под небольшим углом к тарелке автомата перекоса, и я захотел это исправить. Подвинуть сам сервопривод было невозможно, укоротить его сзади еще больше тоже было не куда, потому я решил сделать тоньше сам рычаг сервопривода, тем самым подвину тягу вперед и устранить ее наклон. Для этого я обрезал на 1мм заднюю часть рычага, но это никак не способствовало тому чтобы он оделся на вал глубже, ближе к корпусу сервопривода.) Поэтому по мимо обрезания рычага я укоротил выходной вал. Для этого я снял вал, одел его на сверло подходящего диаметра и зажав всю эту конструкцию в бормашине, срезал токарным способом 1мм с вала, сохранив его прежнюю форму. В итоге на валу и на рычаге, зацепные шлицы, по длине, остались около 0.8мм, чего боле чем достаточно для хорошего зацепа, между выходным валом и рычагом сервопривода.
Итого, без особых трудностей, габариты сервопривода удалось уменьшить на 1.4мм! В финальной версии я скорее всего учту эту возможность и буду проектировать раму под уменьшенные сервопривода. Это позволит укоротит раму, сделать все конструкцию боле компактной, и немного легче.
Голову и лопасти для данного вертолета я взял полностью от HiSky HCP60.
По традиции заменил латунный рыбий глаз на капроновый. Крепежный винт хаба заменил карбоновым прутком, диаметром 0.8мм. Болты, которые крепят лопасти в цапфах, заменил на нейлоновые.
Демпфера я установил от V977, они более жестки, но немного меньше по толщине чем демпфера от HCP60, поэтому пришлось сделать новые упорные шайбочки между подшипниками и демпферами.
Основной вал выполнен из карбонового прутка диаметром 2мм. На конце вала сделан срез под шлиц для установки основной шестерни. Я решил оставить крепление шестерни на валу при помощи шлица, так как за время использования такого решения на HCP60, проблем с валом не возникло. Вал не расслаивается и не ломается. Ну и всегда, при необходимости, можно переделать вал и шестерню под скользящий тип крепежа, который отлично себя показал на предыдущих моделях RX120/RX100.
Основную шестерню я также использовал от HCP60.
Полетному контроллеру место нашлось только внизу, под “брюхом” вертолета.
Он крепится к раме при помощи двустороннего скотча. Вес полетного контроллера оставляет желать лучшею и составляет 2.8г. Я рассчитывал, что он все-таки будет чуть полегче, помня вес платы управления от V977 который составлял 2.5. Конечно можно его облегчить на 0.7г убрав все разъемы, но мне очень не хочется этого делать.
По весу вертолет получился тяжелее чем планируемые 28г.
Вес его составил 29.3г. Несмотря на это, даже с не свежими аккумуляторами на 200мАч от V911, вертолет летает очень шустро!
Ну а я заказал для него новые аккумуляторов на 220мАч с высокой токотдачей 50С. tmart.com/3-7V-200mAh-30C-Lipo-Upgrade-Battery-for…
С этими аккумуляторами вертолет будет еще бодрее.
RX80 и HCP60. По габаритам вертолеты почти одинаковы, RX80 немного ниже.
Сравнительные размеры RX120, RX100, RX80.
Ну и пара групповых фото.
Резюмируя могу сказать, что вертолет удался!
Несмотря на то, что не все вышло как хотелось вертолет летает, и летает очень хорошо.
А пока я планирую дождаться свежих аккумуляторов с хорошей токоотдачей и полноценно протестировать его на улице.
Финальная версия будет переработана с учетом всех выше перечисленных недочетов. Надеюсь получится сделать ее еще боле компактной, повысив плотность сборки, а также уменьшить вес, хотя бы на 1г, и основная задача которую придется решить - это печать лыж. Полиамид РА2200 не сильно хорошо подходит для этих целей. Есть другие виды материалов для печати по технологии SLS, боле гибкие и подходящие для лыж, но они не слишком распространены и печать из них довольно дорогая. Поэтому нужно будет искать компромисс между ценой, качеством, доступностью и характеристиками материала. для печати лыж.
P.S.
Фото в нормальном разрешении можно глянуть тут www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=36241973&po…
легче стока и налазит стоковая канопа! это успех, считаю : )
Вообще очень круто. Ещё грамм вполне можно убрать думаю а то и полтора. Из того что вижу и что не описано: можно поменять канопу на бумажную (или бумага+скотч) это сэкономит 0,5-0,7г. уменьшить количество скотча под регуляторами раз в несколько, оставить только чуть чтобы не ездило в стороны, а чтобы не отваливаось - ниткой связать например.
около сервоприводов можно смело убирать материал рамы, имхо. вообще можно часть задачи по подержанию жесткости рамы возложить на корпуса серв (может между ними ещё полоску тонкого двустороннего скотча добавить). В этом размере в принципе большая жесткость и не требуется, у меня оно на термоклее и куске зубочистки держится и бывает термоклей после крашей отходит так в полёте особо и не заметно что серва толком не закреплена.
Насчет регуляторов - есть такая мысль, что можно не паять к ним разъемы для программирования. Вместо этого сделать приблуду из трех “иголок” (возможно как-то подпружиненных) по типу прищепки которая будет прижиматься к контактам регулятора и так программировать. сразу и чуть веса уйдет и мелкой пайки меньше. типа протер контакты, прицепил, прошил, отцепил.
пластик кстати в корпусах серв довольно таки хрупкий там.
и да, с размещением платы и серв - круто получилось. должна быть хорошая развесовка.
а, кстати, о шасси, вот здесь варианты ещё есть. hcp60 стоковые понятно самый легкий вариант, легче некуда уже особо…
И отдельный респект за отличные фото, кстати. хорошо снято
Twilight_Sun
Я тоже думаю что 1 грамм получится спилить точно, а там посмотрим мож и больше.
Там у меня проводка между регуляторами с большим запасом. Сделана из лакированного провода 0.55, пущенного в 2 жилы. Наверное можно было и в одну жилу пустить.
На счет регуляторов согласен, можно и не паять разъемы, но танцы с игольчатым коннектором меня как-то не вдохновляют)
А на счет фото - это моя работа) roman-nikolenko.com
профессионально снятая предметка: 50 оттенков белого и всё видно : )
да, там провода короткие, можно делать тоньше. в принципе ж (пока не перегревается) нет разницы что сантиметр провода в одну жилу что два сантиметра - в две жилы
антенна смотрю тоже кусок лакированного провода. легче стоковой? или почему
в принципе если бы китайцы задались целью думаю уместили бы в 3г целиком плату и два регулятора. только кто ж им за это заплатит…
Рома давай уже крупней масштаб делай.
Хватит с мелкотой возиться, хотя бы 250-300ый размер уже.
Там и компановку проще сделать и фбл нормальную с сервами и моторами воткнуть. Да и летать будет с таким жопомотором как у тебя просто офигенно…
Twilight_Sun
Да, о платке 3 в 1 я тоже мечтал)))
И в принципе это реально, но, но кто ж нам ее сделает…)
Антеннку поменял чтоб полегче была.
spyder007
200 хочу сделать для начала.
Вот приедет Александру v950, буду у него размеры выпытывать)
А вообще если есть представление по хорошей комплектухи для 200, то пишите, и желательно сразу с ее размерами, если есть возможность померить.
Там в принципе то размеры серв нужно знать и двух двигателей, шестерни, и тарелки. Остальное я уже докумекаю
Remlen, так v950 у меня есть. В теме про Master CP писал. в принципе если что-то нужно ещё измерить (кроме того что там указывал) - могу.
Там кстати на основной шестерне есть зубья под коническую для хвоста и в раме углубления сходу.
но так вообще там и так двигатель хвостовой через шестеренки сделан. можно просто отодвинуть его к раме и воткнуть туда БК (инранер кстати такого же размера бывает) - будет уже дизайн примерно как надо.
я пока туда просто хочу на хвост БК прицепить. т.к. срывает хвост при резких манёврах при полётах в ветер… Со стороны конечно выглядит круто (я так-то пирофлипы и прочие штуки не умею, а тут оп-па), но сам как-то очень уж напрягаюсь когда пытаюсь с ситуацией справиться.
Twilight_Sun
Как дела с сервами у 950?
Может есть какие варианты получше?
В качестве основного мотора что ставить? стоковый от 950 я подозреваю не самый лучший вариант.
В общем нужно изучить тему про валкиру 200, я думаю там найдется много ответов.
я его пока только пару раз приложил. сервы - целые. Интуитивно кажется что они медленноваты, но в целом каких-то конкретных жалоб у меня нет.
получше или в теме про мастер цп (я её всю прочел там писали вроде, и бк туда ставили разные) или вот читал EMAX ставил кто-то. в принципе в этом размере что серв что мотора уже вариантов может быть немало.
Но в принципе насколько я понимаю это вертолёт-корова. там стоит тяжеленная батарейка (119г, 1500мач, 9 мин полёта и больше можно; при этом 15А регуль, т.е. батарейка там не мегамощная может быть по токоотдаче в стоке), и стоковый мотор этот вес тянет без проблем, пока с хвостом что-то не сделаю даже мысли нет его менять. (насколько я понимаю хвост питается от BEC 2A 5V вместе со всем остальным). Даже шаги убирал триммером чтобы его не уносило. И всё равно резко вниз снижаюсь, двигаю левым стиком вверх, лопасти уже издают звук а-ля Ми-8 и хвост уплывает, а основной ещё тянет и может больше тянуть. А если с хвостом разберусь конечно можно двигатель помощнее вкорячить. Впрочем такой бешеной пулялки как из мелколёта всё равно не получится думаю.
там в конце темы про валкиру подробные фото выкладывал. в том числе и немного последствий достаточно сильного краша
летаю пару раз в неделю когда погода и время позволяет… кстати на ебей лот за $100 проскакивал может ещё есть. т.е. непонятна цена немного какая устаканится. я как по предзаказу понятное дело переплатил. а если за сто баксов так отличный вариант считаю.
к слову недавно у тех кто в штатах был вариант за $30 взять на распродаже с бангуда hcp60 я их ненавижу теперь 😃 за эти деньги их можно пару штук брать, за эту сумму отличнейший вертолёт можно сказать
Сервы отлично для этого размера подойдут емаксы, дешевые, полный металл.
banggood.com/EMAX-ES08MA-II-12g-Mini-Metal-Gear-An…
Моторов на самом деле полно на ОР только с шестерней ОР определиться т.к валкеровские со спецефическим модулем и пиньон очень сложно найти, только если от коллектора…
Если нужно могу размерчики master cp дать или blade 230s все в 250ом размере…
можно родной от V950, правда пока с того магазина ничего не пришло ещё мне. но со временем думаю запчасти появятся в более привычных местах тоже.
А модуль какой на нем? И под вал какой? Если под модуль 0.6 и вал 2.5мм то вообще отлично…
вал мотора 2.9-3 мм примерно. а на основной шестерне 114 зубьев и 69мм примерно диаметр модуль получается как раз 0.6
т.е. вал толще. а модуль тот же.
www.ebay.com/itm/…/122148076163
Вот и донор))
да, это тот лот что я упоминал. 5 шт. осталось : )