Т-34 против Тигра.

mvictor

Кстати, если уж речь зашла о бездорожье: вспоминая подвиг Николая Сиротинина, который подбив немецкий танк во главе колонны и замыкающий колонну танк, начал расстреливать немецкие танки как в тире, только потому что они не могли съехать с дороги. То же самое проделал Витман с колонной танков союзников.

А можно ли подобное проделать с колонной тридцатьчетверок? Или же они могли просто съехать с дороги и выстроиться в боевой порядок?

BlackCat_2

Можно спорить до умопомрачения - но не определив, что же такое на самом деле Танк…, какие цели ставят перед этим Танком - спор перестает быть конструктивным сразу.
Если целью танка - задача помощи пехоте в обороне и наступлении и захвата инициативы после прорыва чужой обороны - это - одно.
Если цель танка - воевать с чужими танками - это другое
Если цель танка - прорыв глубоко эшелонированной и укрепленной долговременными бетонированным огневыми точками - это уже третье.
А еще можно добавить в первую цель условие - а есть ли у пехоты средства доставки - мотопехота она или просто пехота - то и требования к танку будут опять разные.

А совместить три в одном флаконе без ущерба для решаемых задач - невозможно. Поэтому - и Тигр - для своих задач -( которые он решал ,судя о всему - великолепно , но решение которых не привело к победе в войне) - великолепный танк, но и Т-34 который решал в основном другие задачи (решение которых и привело к победе) - изумительный танк. Вот если бы этих Тигров было раз в 10 или 20 больше можно было бы сделать - вот тогда его имело бы смысл делать и тогда исполняемая им функция ( выбивание наших Т-34 и американских Шерманов ) - могла бы и повлиять на исход войны. А так - не смотря на его великолепность - количество наших танков, которые были сожжены немецкими самоходками - превышает количество наших танков, сожженными Тиграми и, возможно - для победы в войне лучше бы делать самоходки, которые и дешевле в производстве, и более универсальны, чем тигр.

Алекс_Ю
mvictor:

Остается лишь задаться вопросом почему британская и американская промышленность не выпускала танков, подобных Т-34-85 и ИС-2, способных на равных сражаться со зверинцем.

Виктор, Вы же понимаете, что для того, что бы ответить на этот вопрос, нужно перелопатить большое количество информации и конечно понять в каких условиях это все создавалось

mvictor:

Ведь им не нужно было эвакуировать практически всю свою промышленность за тысячи километров, инженеры могли работать в спокойных условиях, а за станками стояли здоровые мужики, а не женщины и 10-14 летние дети.

А это процесс более сложный, нежели утверждать, что только “запад нам поможет”(с)

Вот, в этой книге Боевые машины Уралвагонзавода Т-34 ,Д. Устьянцев Д. Колмаков, в четвертой главе даются сопоставления производственных мощностей оборонной промышленности, СССР и Германии вкупе с сателлитами и завоеванными странами. Далее следует описание производственных методов и технологий, с помощью которых советским танкостроителям удалось преодолеть подавляющее превосходство сил и возможностей немецкой индустрии. В частности, на основании документальных материалов Уральского танкового завода №183, а также опубликованных и архивных данных о германских танковых предприятиях, проводится сравнение: технологичность и унификация конструкций боевых машин и технологических процессов, внедрение новейших технологий высокоточного броневого проката и фасонного броневого литья, автоматической сварки и т.д. Впервые в открытой печати раскрывается роль различных научно-исследовательских учреждений в создании высокоэффективного танкового производства в СССР. В приложениях публикуются таблицы сравнительных тактико-технических характеристик танков Т-34 выпусков 1941, 1942, 1943 и 1944-1945 гг., а также их германских и американских ровесников по классу боевых машин.

В этой книге есть данные по трудозатратам на производство различных танков в т.ч. Тигра и Т-34. Есть сравнение PzKpfw V «Panther» и Т-34 соответственно по трудозатратам. Посмотрите разницу (во сколько раз!), не поленитесь.

Так, что говорить о превосходстве западных технологий, в данном случае, я также считаю, несколько некорректно.

mvictor
BlackCat_2:

А совместить три в одном флаконе без ущерба для решаемых задач - невозможно. Поэтому - и Тигр - для своих задач -( которые он решал ,судя о всему - великолепно , но решение которых не привело к победе в войне) - великолепный танк, но и Т-34 который решал в основном другие задачи (решение которых и привело к победе) - изумительный танк. Вот если бы этих Тигров было раз в 10 или 20 больше можно было бы сделать - вот тогда его имело бы смысл делать и тогда исполняемая им функция ( выбивание наших Т-34 и американских Шерманов ) - могла бы и повлиять на исход войны.

Кстати, если обратите внимание, то на наших танках и самоходах в одинаковых классах калибр орудий всегда был больше. Взять хотя бы Тигры с их 88 мм орудиями и ИС-2 с 125 мм орудием. Или тот же Pz IV (75 мм) и Т-34-85 (85 мм). Это также говорит о том, что в советских танках упор делался на фугасное действие снаряда, которые использовались для прорыва укреп.районов, а не на бронебойное, которое вынуждает делать калибр орудий меньше, увеличивая длину ствола.

Меня поначалу тоже удивляло почему для пушки ЗИС-2 был выбран не совсем стандартный калибр 57 мм, а не распространенный 76. Оказалось, что при одинаковой длине ствола мобильность 76 мм орудия была бы намного ниже, чем у 57 мм. То есть силами расчета 76 мм орудие врядли можно было бы также легко передвинуть, как 57 мм.

Алекс_Ю
mvictor:

Меня поначалу тоже удивляло почему для пушки ЗИС-2 был выбран не совсем стандартный калибр 57 мм, а не распространенный 76. Оказалось, что при одинаковой длине ствола мобильность 76 мм орудия была бы намного ниже, чем у 57 мм. То есть силами расчета 76 мм орудие врядли можно было бы также легко передвинуть, как 57 мм.

ЗИС-2, также как и Т-34 удачное конструкторско-технологическое решение. ru.wikipedia.org/…/57-��_���������������_�����_���…)

Превзойти ЗИС-2 по расчётной бронепробиваемости смогли лишь мощные, появившиеся в 1943—1944 годах противотанковые пушки, такие как британская 76-мм Q.F. 17 Pounder весом более двух тонн[47], немецкая 88-мм Pak 43/41 весом более 4 тонн[34] и 100-мм советская БС-3 весом более трёх тонн[3], а также мелкосерийная немецкая 75/50-мм противотанковая пушка Pak 41 с коническим каналом ствола[34]. Высокие характеристики ЗИС-2 вызвали интерес союзников, которым по их просьбе в конце 1943 года было предоставлено несколько орудий, прошедших испытания в Великобритании и США[4].

Вес ЗИС-2 в боевом снаряжении 1050 кг.

mvictor
Алекс_Ю:

В этой книге есть данные по трудозатратам на производство различных танков в т.ч. Тигра и Т-34. Есть сравнение PzKpfw V «Panther» и Т-34 соответственно по трудозатратам. Посмотрите разницу (во сколько раз!), не поленитесь.

В посте №543 я давал ссылку, как раз рассматривающие разные подходы в советском и немецком танкостроении:

www.nivestnik.ru/2005_1/09.shtml#_edn45

Это делалось на основе сравнения Т-34 и Pz IV, который мог бы стать основным танком Вермахта на фоне отсутствия удачных тяжелых танков у Красной Армии (у КВ-1 было слишком слабое вооружение для такого тяжелого танка). Все что нужно было сделать немцам - это совершенствовать Pz IV, удешевлять производство единицы, увеличивать ширину гусениц и увеличивая мощность двигателя для того, чтобы они более соответствовали условиям бездорожья Восточного фронта.

Ну а приняв решение о производстве совершенно новых дорогостоящих танков, немцы забыли про пословицу, что коней на переправе не меняют. Зверинец не решил проблему увеличения стволов, а усугубил ее. Один Тигр вместо двух Pz IV и двух самоходов на его базе - далеко не самый лучший вариант.

Алекс_Ю:

ЗИС-2, также как и Т-34 удачное конструкторско-технологическое решение.

Да, и использовалась она чисто как противотанковое орудие. Фугасное действие 57 мм снаряда было не таким эффективным как у 76 мм. Это кстати, одна из причин почему их выпуск вначале войны приостановили: для борьбы с танками ее мощность была избыточной, а одновременной борьбы с пехотой и танками начала ВОВ лучше подходили 76 мм орудия.

Кстати, было еще одно довольно удачное орудие, которое можно было использовать как противотанковое, по крайней мере на начальных этапах войны:

…org.ua/mir-ansara-45-mm-zenitnaya-pushka-zik-45-a…

45 мм снаряды выпускались со скоростью 960 м/с с частотой 2 снаряда в сек. Поставить бы ее на самоход на шасси танков БТ-7 и использовать в засадах… Такие орудия наносили бы очень чувствительные потери немцам, безвозвратно уничтожая не только танки, но и опытных танкистов, которые впоследствии могли бы пересесть на более мощные танки.

Max_SL
Алекс_Ю:

Станкостроительный завод имени Седина

Александр, вы бы хоть поинтересовались, что за станки делает Bullard. Это СПЕЦИАЛЬНЫЕ станки для комбинированной обработки крупных радиусов. Почему у США и Великобритании были такие станки - объяснять не надо - там развитая судостроительная промышленность, для которой они и предназначены.

А как вы будете обрабатывать погон башни заодно с венцами привода на токарно-карусельном станке - я, хоть убейте, не представляю.

mvictor:

Остается лишь задаться вопросом почему британская и американская промышленность не выпускала танков, подобных Т-34-85 и ИС-2

Потому что он им был не нужен. С задачей поддержки пехоты вполне справлялись и Шерманы, а противотанковый бой - удел артиллерии. Хотя, M4A2E8, вооруженный 17-фунтовкой - очень даже противотанковый танк. А уж Шерман-Джамбо - и подавно.

Кстати, тут все не учитывают одной очень полезной способности американской бронетехники: у нее совершенно не детонировали боеприпасы. Это встречается ,как казус во всех мемуарах наших танкистов, воевавших на Шерманах и М3.

Алекс_Ю
Max_SL:

Александр, вы бы хоть поинтересовались, что за станки делает Bullard. Это СПЕЦИАЛЬНЫЕ станки для комбинированной обработки крупных радиусов. Почему у США и Великобритании были такие станки - объяснять не надо - там развитая судостроительная промышленность, для которой они и предназначены. А как вы будете обрабатывать погон башни заодно с венцами привода на токарно-карусельном станке - я, хоть убейте, не представляю.

www.dogswar.ru/stat-o-wow/4179-t.html?start=1 С эскизами, чтобы понятней было.

Читал, что обработка погонов таких диаметров (1420…1800 мм) вызывала в СССР 1940…1943 гг. «неимоверные» трудности, т.к. в 1940 г. в наличии было всего 3 (три!) расточных станка с диаметром планшайбы более 1500 мм, а в 1941 г. (в связи с эвакуацией) вообще 1 (один!) такой станок. Откуда такие сведения мне неизвестно, ссылками на первоисточник авторы этих заявлений не утруждаются. Но возникает простой вопрос, а на каких станках обтачивали колеса отечественных паровозов диаметром 1300…2200 мм? Может быть, напильником «на коленке»? Или сторонники «отсталости» СССР называют «расточкой» зубофрезерование?

guktu
BlackCat_2:

Если целью танка

Это вы говорите о тактике применения танков в бою. Советское командование применяло Т-34 по разному, и как танк НПП- непосредственной поддержки пехоты,т.е. в цепи пехоты, и как мощный кулак для прорыва глубоко эшелонированной обороны противника с составе крупных танковых объединений и соединений, а случаи свободной охоты- это частный случай и ,мне кажется, довольно редкий в периоды затишья. А для каждой цели создавать другую модель неразумно. (рассуждаете вы не как конструктор танков-))))

CINN

Почему-то Тигр заслонил “рабочих лошадок” панцерваффе- трёхи и четвёрки.
Их-то несравненно больше было…

Max_SL
Алекс_Ю:

Но возникает простой вопрос, а на каких станках обтачивали колеса отечественных паровозов диаметром 1300…2200 мм?

Александр, при всем уважении - колесо - это тело вращения, причем класс точности при его исполнении может быть небольшим. Другое дело - погон башни - он лежит на шариковых опорах и ручей под шарики должен быть идеально обработан по всему радиусу - иначе эту башню просто заклинит, она же весит несколько тонн! Плюс - эту башню надо как-то разворачивать и удерживать в этом положении при выстреле, может быть на ходу - вы себе нагрузки на венцы представляете? Вот в этом и была проблема - сделать тело вращения могли, думаю, без проблем…а вот более сложную конструкцию - уже нет. Как работали на наших верфях при царе-батюшке английские станки New-Britten, предназначенные для изготовления погонов корабельных башен, так и в войну пришлось заказывать их у той же конторы…ну и американцев подтянули - у них с судостроением все в порядке.

CINN:

Почему-то Тигр заслонил “рабочих лошадок” панцерваффе- трёхи и четвёрки.

Наверное потому, что наш самый массовый танк Т-34 с этими машинами был на равных. А Тигр - это был эксклюзив - броня, орудие, прицел, кстати, феерический. Я читал воспоминания немецкого самоходчика, пережившего войну - он столь же уважительно отзывается о ИС-2. Это тоже была не массовая машина и если в тебя попадал ее снаряд - все, тушите свет. Другой вопрос - что ни Тигров, ни ИС-2 невозможно было выпустить и доставить на поле боя в большом количестве - ну. просто по причинам логистики. Вот и воевали настоящие солдаты - Т34 и PzKpfw IV.

CINN
Max_SL:

А Тигр - это был эксклюзив - броня

Тогда- зачем их противопоставлять?

mvictor
Max_SL:

Вот и воевали настоящие солдаты - Т34 и PzKpfw IV.

CINN:

Тогда- зачем их противопоставлять?

Предлагаю в связи с этим противопоставить Pz IV самых что ни на есть последних модификаций и ИС-2. 😃 Сможет ли он также противостоять один на один как Т-34-85 - Тигру. 😉

PS К концу войны, кстати, выпуск бронетехники сместился в сторону САУ на шасси Pz IV. Немцы быстро смекнули, что в оборонительных сражениях САУ, имеющие более мощную пушку, более эффективны, нежели танки.

Артур63
подкохо_52:

сравните бмв и волгу

Тут тоже вопрос спорный , ну это уже другая тема , хотя у меня БМВ времен 21 волги , и не думаю что при лобовом столкновении БМВ победит , Анатолий ! мы говорим о танках , не кто не говорит что немецкая техника плохая , я просто устал повторять , что два танка пускай это будит Т2 и Т34 85 , в чистом поле на дистанции полтора км.

mvictor:

выпуск бронетехники сместился в сторону САУ на шасси Pz IV.

Макс ! я может и ошибаюсь , но САУ тех времен я видел и база у них ИСовская

mvictor
Артур63:

два танка пускай это будит Т2 и Т34 85 , в чистом поле на дистанции полтора км.

Скажем так, главный вопрос тут в том кто кого первым обнаружит и успеет сделать точный выстрел.
На дистанции полтора километра, что 85 мм пушка Т-34, что 88 мм пушка Тигра будут одинаково убийственны друг для друга.

Артур63
mvictor:

Предлагаю в связи с этим противопоставить Pz IV самых что ни на есть последних модификаций и ИС-2. Сможет ли он также противостоять один на один как Т-34-85 - Тигру.

Я уже писал выше , ИС хорошая машина против нее тяжело устоять , но это тяжелый на разворотах танк имеющий такой же двигатель как и на Т34 , в башню и в лоб его не одолеть , но вот борт и корма слабые

mvictor:

Скажем так, главный вопрос тут в том кто кого первым обнаружит и успеет сделать точный выстрел. На дистанции полтора километра, что 85 мм пушка Т-34, что 88 мм пушка Тигра будут одинаково убийственны друг для друга.

и кто уйдет с позиции первым после выстрела

Алекс_Ю
Max_SL:

Кстати, тут все не учитывают одной очень полезной способности американской бронетехники: у нее совершенно не детонировали боеприпасы. Это встречается ,как казус во всех мемуарах наших танкистов, воевавших на Шерманах и М3.

Макс, пожалуйста, ссылочки на воспоминания давайте по возможности. Поймите правильно, это я не в притензию, просто нужно знать. На этой странице у Вас нет ссылок ни в одном посту.

Детонировали они точно так же, как детонируют все боеприпасы. Поэтому и ряду других причин на их бронетехнике стали использовать так называемую “мокрую” боеукладку.

Ранние модели «Шерманов» страдали склонностью к возгоранию при попадании снаряда с высокой начальной скоростью. «Шерманы» получили такие зловещие прозвища как «Томмижарка» (англ. Tommycooker) (от немцев, которые называли английских солдат «Томми») и «Ронсон» (от англичан, по марке зажигалки, которая рекламировалась под слоганом «Зажжётся с первого раза, каждый раз!»). Польские танкисты называли их «горящими могилами», а советские танкисты прозвали танк « братской могилой на пятерых». Эта уязвимость увеличивала потери экипажей и сильно понижала ремонтопригодность подбитых танков. Расследование армии США показало, что основной причиной этого явилось хранение боекомплекта в спонсонах без должной защиты. Бытующее мнение, что виной возгораниям был бензиновый двигатель, остаётся неподтверждённым; большинство танков той эпохи имело бензиновые двигатели. Изначально проблема решалась наваркой дополнительных броневых плит дюймовой толщины на вертикальные спонсоны в местах расположения корзин боекомплекта; в последующих моделях боекомплект был перенесён на дно корпуса, с дополнительными водяными рубашками, окружавшими хранилище снарядов. Эта модификация значительно уменьшила вероятность «зажарки».ru.mobile.wikipedia.org/wiki/Шерман_(танк)

А это, то, что вытворяли американцы для усиления защитных свойств своей бронетехники www.vn-parabellum.com/mis/add-armor.html -мешки с песком, бетон, траки, бронелисты со своей и трофейной техники…

И это, при их то технологиях…

mvictor
Артур63:

но вот борт и корма слабые

Ну я бы не сказал, что борта слабые - 90 мм это довольно-таки толстая броня, правда с наклоном в 15 град.

Однако, в советской броне (в отличие от немецкой) количество легирующих материалов варьировалось: в бортовой броне их было больше, а значит она была более вязкой:

pda.privet.ru/post/48195178

Советские танки делались из гетерогенной катаной брони, у которой лицевая сторона была твёрдой, а тыльная имела вязкую структуру. Если немецкие конструкторы активно варьировали дифференцированное размещение брони, то на советских танках броня отличалась по химическому составу в зависимости от своего расположения. Такой подход был очень эффективным и позволял регулировать бронезащищённость качественно, а не простым количественным изменением толщины плит. Это позволяло усиливать бронезащиту танка без заметного скачка в весе и оставляло определённый резерв для модернизации всей машины.

Артур63:

но САУ тех времен я видел и база у них ИСовская

Я говорил про немецкие САУ. Но и у советские САУ делали на шасси среднего Т-34 (Су-122, Су-85, Су-100) и легкого Т-70 (Су-76).

Артур63

Покажите мне хоть один современный танк похожий на один из Тигров второй мировой , Т34 сегодня придал всем мировым производителям танков правильную форму , почему то немци создавшие тяжелый танк , сегодня не выпускают тяжий

mvictor:

Я говорил про немецкие САУ.

Прости был не внимателен

Ну так , еще раз ! Тигр по техническим причинам отбился от своих , наша Т34 пытается прорваться к своим , и вот так получилось что эти два бедолаги встретились , лично я так думаю что Тигр отойдет , так как он один , а вот экипаж Т34, захочет ли сыграть в рулетку ?

CINN
Артур63:

почему то немци создавшие тяжелый танк , сегодня не выпускают тяжий

На территории Германии до сих пор есть войска США и, вроде бы, Англии.
Кое-какие вещи до сих пор требуют рассмотрения и одобрения извне…