Принцип ле-Шателье, или Надо ли ставить на электропланер контроллер с тормозом?
Знающие люди утверждают (и вроде как так оно и есть на самом деле) что свободно вращающийся винт создает большее лобовое сопротивление чем застопоренный (по-этому в контроллерах и делают тормоз). Я где-то слышал такое об’яснение что мол при неподвижном винте сопротивление создается только площадью его проекции, а при вращающемся - площадью всего заметаемого диска (ну или что-то подобное). Такое об’яснение мне всегда казалось не вполне убедительнм. Да и само явление по-моему довольно странное: все мы например знаем что если автомобиль катится по-энерции, то чтобы он катился лучше, колеса затормаживать не следует. А тут (в случае с пропеллером) вроде как все наоборот! (Как говорят англичане “чтозан@х!”) Хотя, с другой стороны… если посмотреть на данный феномен с общих теоретико-естественных позиций…
Вспомним принцип ле-Шателье (к какой именно науке он относится не понятно: то-ли к химии, то-ли к физике, то-ли вообще к литературе…“чем больше женщину мы меньше…”). Так или иначе. Попробуем его применить. Если вращать пропеллер скажем по-часовой стрелке, то это вызывает движения самолета вперед. Тогда, соответственно, движение самолета вперед должно стремиться затормозить вращение пропеллера (“ослабить причину вызвавшую это движение”), то есть, по-просту говоря, должно вызывать вращение пропеллера в противоположную сторону (т. е. против часовой стрелки). Все знают что так оно и происходит: если тащить самолет рукой вперед, то пропеллер начнет крутиться в обратную сторону (ну если это не ДВС конечно!).
Пока вроде все хорошо. Теперь снова применим наш принцип (ну, не наш, а ЛеШателье…)так: если самолет летит по энерции и пропеллер месит воздух свободно вращаясь, то что будет если его (пропеллер) начать тормозить? Ответ: “система” начнет этому торможению пропеллера сопротивляться увеличивая скорость самолета (что бы сильнее раскрутьть пропеллер!). Принцип вроде как работает.
Возьмем другой пример - электромотор.Если пропускать по обмотке ротора ток (скажем “по часовой стрелке”), то мотор начнет вращаться. Зачем это ему надо? А для того, чтобы сопротивляться току: когда мотор вращается, в обмотке, как всем известно, возникает обратная ЭДС которая старается ток (т.е.причину внешнего беспокойства) ослабить. А что произойдет если наоборот теперь мы сами будем вращать мотор? Он будет стараться гнать ток в обратном направлении чтобы… ну вобщем понятно! Если позволить току “гнаться в обратном направлении” (замкнуть проводником цепь), то мотор будет тормозиться сильнее, чем если не давать току “гнаться” (оставить цепь разомкнутой). Так работает тормоз в контроллере машинки - для торможения он закорачивает мотор. И, как легко видеть, мы тут имеем полную аналогию с пропеллером.
Вроде все хорошо, но вернемся к автомобильному колесу. Попробуем применить принцип…
Если пытаться крутить колесо, то оно будет стараться протереть дырку (в себе и в асфальте). Что бы этому воспрепятствовать автомобиль начинает двигаться вперед. Пока вроде все работает…Но. Что будет если теперь наоборот, толкать вперед сам автомобиль? По нашему ПРИНЦИПУ колесо должно вроде бы крутится в ОБРАТНУЮ сторону, а оно, собака, старается крутиться В ТУ ЖЕ САМУЮ! Отсюда и парадокс о котором я говорил выше: чтобы машина катилась, колеса лучше не тормозить; - совсем не так как с пропеллером!И вся “теория сотканная из пылких и блестящих натяжек” рушится!!!
Короче, меня мучают две вещи:
Что же все-таки такое этот “принцип ле-Шателье”? и
Что не так с автомобильным колесом?
😛
То, что застопоренный винт меньше тормозит модель, это не теория, а реальная практика.
М.б. потому, что меньшая часть набегающего потока испытывает сопротивление?
Что не так с автомобильным колесом?
Разные среды. Разные физические законы.
То, что застопоренный винт меньше тормозит модель, это не теория, а реальная практика.
Я не спорю -так и есть. Но все же несколько странно…Из бытового опыта мы знаем, что если поддаться давлению то станет легче, чем если ему активно препятствовать. Шутки ради можно это рассматривать как закон обществоведения, но и в области физики вроде так: представьте что мы идем против ветра с листом фанеры которую несем в руках перед собой… Если не препятствовать и дать ветру лист развернуть как ему хочется то идти станет легче…
знающие утверждают, что свободно вращающийся винт создает большее лобовое со
Правильно они утверждают, на то и знающие!
Он создает такое же сопротивление, как круглая фанерка того же диаметра, поставленная поперек потока 😦
Только электрический “тормоз”- тут не поможет: он включается где то на полсекунды, поскольку больше- можно спалить двигатель.
Это легко проверить на земле, дав слегка газ, потом убрав и- покрутив ручонкой винт после остановки.
Спасти “отца русской демократии”- может только кража установка складного винта + включение тормоза (он нужен, чтобы крутящийся по инерции в первый момент после остановки винт- не долбился по фюзеляжу, а спокойно улегся)😃
идти станет легче…
Женщина, покидающая экипаж , резко повышает его производительность !
Как не крути, а сложенные вдоль потока лопасти создают меньшее сопротивление, чем стоящие перпендикулярно потоку, очевидно же))). а тормоз в регуляторе нужен как раз чтобы остановить вращение винта и дать лопастям сложится, иначе при вращающемся винте их складывания не дождётесь. Да и при посадке по планерному - на брюхо, складной винт целее будет.
Пока печатал - выше уже дали ответ.
Из бытового опыта мы знаем, что если поддаться давлению то станет легче
“Если изнасилование неизбежно- расслабьтесь и получите удовольствие” (Из Устава для женщин- морских пехотинцев)
Женщина, покидающая экипаж , резко повышает его производительность !
“Если изнасилование неизбежно- расслабьтесь и получите удовольствие”
Вот это уже ближе к теме! )))
Еще примеры “закона ле-Шателье!”
Женщина, покидающая экипаж , резко повышает его производительность !
В общем, если прильнуть к первоисточнику:“Баба с возу- кобыле легче” 😁
“Сколько Волка не корми- у Слона всё равно толще”
“Скоро сага сказывается, да нескоро- бизнес делается”…
Короче: включаем тормоз и ставим складной винт- и будет Щастье 😂
Рекомендуем ТС перейти на металки.
Вопрос как рукой снимет.
Рекомендуем ТС перейти на металки.
Вопрос как рукой снимет.
не… тут надо вес сбрасывать и координацию хорошую иметь…)
я бы сказал - главное, чтобы голова не закружилась )))
А уж под каким углом выбросишь - дело десятое. Не соревнования ж )))
всеж мотор надежней…)
Знающие люди утверждают (и вроде как так оно и есть на самом деле) что свободно вращающийся винт создает большее лобовое сопротивление чем застопоренный
Все верно. Застопореный винт это фанерка поставленая поперек потока. Сопротивляется своей площадью.
Крутящийся винт расходует энергию движущегося воздуха на свое вращение, а если установлен на летящем самолете, то энергию самолета. На что расходует? На создание эдс в обмотках электромотора, которая пытается препятствовать вращению и забирает энергию. Или на прокручивание цилиндров в двс. сжатие воздуха в цилиндрах забирает энергию сообщеную винту набегающим потоком.
тоесть уже площадью и потерей энергии во вращающемся двигателе сопротивляется такой винт.
Как то так.
Или на прокручивание цилиндров в двс. сжатие воздуха в цилиндрах забирает энергию сообщеную винту набегающим потоком
Жесть!
В Цитаты дня! однозначно.
…Если вращать пропеллер скажем по-часовой стрелке, то это вызывает движения самолета вперед. … Все знают что так оно и происходит: если тащить самолет рукой вперед, то пропеллер начнет крутиться в обратную сторону…
И это можно в цитаты дня.
Жесть!
В Цитаты дня! однозначно.
мм, что не так, объясните пожалуйста😒
мм, что не так, объясните пожалуйста
вот эта штука
прокручивание цилиндров в двс.
Прокручивается в двс ,что то другое!!!Поршень тоже не крутится.
Или на прокручивание цилиндров в двс
Кхм, криво выразился. Прокручивание коленчатого вала, влекущее за собой перемещение поршней внутри цилиндров двигателя внутреннего сгорания.
Прокручивается в двс ,что то другое!!!Поршень тоже не крутится.
Вспоминается RCV двигатель)
крутиться могут только очень крутые цилиндры!