Космос - вчера и сегодня

инком
dima043:

Из книги Чертока “Ракеты и люди”
militera.lib.ru/explo/chertok_be/25.html

Из той-же книги,где вы надергали нужные вам цитаты, только далее…Странно, почему это не достойно цитирования.да ?..
"…Там( Самаре) заканчивалась подготовка ракеты-носителя H1 № 8, на которой были реализованы все мыслимые мероприятия. Самым главным из них была установка новой модификации двигателей Кузнецова. Каждый из двигателей до установки прошел огневые технологические испытания. Фирма Николая Кузнецова создала модификацию многоразового двигателя, к которой наши двигателисты: Райков, Ершов и Хаспеков — не имели претензий.

При встрече в начале 1974 года Райков даже пошутил: «Ваши кордовцы, Борис Евсеевич, останутся без работы. Наконец-то Кузнецов довел двигатели до надежности, при которой КОРД не понадобится».

Десять лет потребовалось, чтобы Кузнецов «от нуля» создал вполне надежный двигатель. Новые двигатели имели и новую индексацию. На первых четырех ракетах H1 стояли двигатели с индексами 11Д51, 11Д52 и 11Д53 — соответственно для первой, второй и третьей ступеней. Начиная с №8Л должны были устанавливаться соответственно двигатели с индексами 11Д111, 11Д112 и 11Д113.

Основным мероприятием была переработка ТНА. Разгары и разрушения кислородного насоса были исключены разгрузкой радиально-опорного подшипника от осевых сил. Было улучшено термозащитное покрытие турбины и элементов окислительного тракта, произведена замена материала уплотнений, усовершенствована автоматика запуска и останова. Высокая надежность обеспечивалась не отборочной методикой «два от четырех» или «два от шести», а внедрением в практику испытаний комплекса высокоэффективных измерительных и диагностических методов анализа динамических процессов. … На 76 двигателях новой модификации было проведено 220 огневых стендовых испытаний, в процессе которых существенно превышались требования ТЗ. Надежность многократного запуска была подтверждена на 24 двигателях. На одном из них было без переборки проведено 10 запусков. При повторных пусках процессы в двигателях оставались стабильными и не зависили от количества предыдущих пусков.
Начиная с Н1№8Л серийные двигатели поставлялись по результатам контрольно-выборочных испытаний от партии и по огневым контрольно-сдаточным для каждого устанавливаемого на ракету без предварительной переборки.

Наш главный двигателист Михаил Мельников, увлекавшийся в последнее время ядерно-энергетическими проблемами гораздо больше, чем ЖРД, все же находил время следить за работами у Кузнецова. [461]

— Если бы пять лет назад мы имели двигатели, которые сейчас Кузнецов запустил в серию, наша история пошла бы по-другому.

Коллективы куйбышевских завода «Прогресс», который был головным по изготовлению всей ракеты-носителя и в заготовках дошел уже до ракеты-носителя № 14, моторного завода им. М.В. Фрунзе, который после огромных трудностей освоил серийное производство ракетных двигателей, и ОКБ-276 Кузнецова, которое, наконец, отработало многоразовые двигатели, оказывались в глупейшем положении.

Стендовые испытания, проведенные в Куйбышеве и с особым пристрастием в загорском НИИ-229, доказали, что в результате более чем десятилетнего труда создан не опытный образец, а налажено серийное производство уникальных по своим параметрам кислородно-керосиновых двигателей.…"

Я надеюсь, достаточно ?..

V_Alex

Результаты стендовых испытаний у НК-33 сильно отличались от результатов испытаний натурных на Н-1. Ни одно из натурных испытаний не закончилось успешно. А вообще, удивительная история получается. Потратили десять лет, невероятное количество ресурсов, а как только все отладили (судя по цитатам - и двигатель, и носитель) и вышли на устойчивую серию, сразу потеряли интерес, типа концепция поменялась. Остатки - на склад, программу - под нож.
Потом эта-же история повторилась с “Бураном”-“Энергией”. И все это - в условиях плановой экономики, когда финансирование научно-технических программ расписывалось на десятилетия. ИМХО, в мемуарах нам чего-то не договаривают. Очень похоже на материалицазию известного высказывания Арцимовича: «Наука — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счёт». Кстати, “Техническое наименование Н-1 было производным от «Носитель-1», по другим данным от слова «Наука-1»”(С).

Алекс_Ю:

Союзы-2.1В почему то успешно отлетали на НК-33, в отличии от Antares.
Может просто знаний и опыта не хватило?

А может просто дефектовку грамотно произвели? Себе получше оставили, а в США похуже отправили?

Алекс_Ю:

Где мухлёж, перечисляю: гипотеза; предположить ;гипотезу; вероятнее; вероятность …

Мухлеж в цифрах. Показатель надежности 999,4 соответствует допустимому выходу из строя 6 двигателей при выпуске в 10000 шт.
Даже если учесть, что в авариях 1 и 2 миссий Н-1 и миссии “Антарес” виновато по одному двигателю, эта цифра не подтверждается.
На стендах в космос не летают.

инком
V_Alex:

А вообще, удивительная история получается. Потратили десять лет, невероятное количество ресурсов, а как только все отладили (судя по цитатам - и двигатель, и носитель) и вышли на устойчивую серию, сразу потеряли интерес, типа концепция поменялась.

Мухлеж в цифрах. Показатель надежности 999,4 соответствует допустимому выходу из строя 6 двигателей при выпуске в 10000 шт.

"типа концепция поменялась"С…Поменялась фамилия генерального конструктора. Пришел Глушко, антагонист Королева.
Показатель надежности так не считается. Любимая Вики в помощь 😁 !

SAN
V_Alex:

Потом эта-же история повторилась с “Бураном”-“Энергией”. И все это - в условиях плановой экономики, когда финансирование научно-технических программ расписывалось на десятилетия.

Это в обоих случаях произошло при смене власти.
У каждого нового руководителя страны были свои тараканы

Lёlik

Именно, больше половины от успеха космических миссий зависит от действующего политического строя и конкретного господина, стоящего на самом верху власти. А не только от заслуг великих инженеров и самих космонавтов. Политика и космос неразрывно связаны. Отсюда и метаморфозы в космической отрасли, не всегда понятные тем, кто не видит этой связки…

инком
Lёlik:

Именно, больше половины от успеха космических миссий зависит от действующего политического строя и конкретного господина, стоящего на самом верху власти. А не только от заслуг великих инженеров и самих космонавтов. Политика и космос неразрывно связаны. Отсюда и метаморфозы в космической отрасли, не всегда понятные тем, кто не видит этой связки…

Более того, Космос всегда был одним из инструментов внешней политики.Сначала в виде соревнования двух общественно-политических систем, сейчас в целях тщательно скрываемого финансово-силового доминирования, прикрываемого разными красивыми сказками. И не важна форма собственности производителя летающих бочек. Что может быть приятнее такого оптового покупателя информации, как Пентагон ?

Алекс_Ю
makSSim:

Сейчас читал в вики про союз 2.1в: там по бокам четыре бустера и в середине (внизу) ВТОРАЯ ступень, которая зажигается одновременно с бустерами.

«Союз-2.1в»
Является ракетой лёгкого класса, с грузоподъёмностью порядка 2800 кг на низкую (200 км) околоземную орбиту. Модификация ранее была известна как «Союз-1». Является глубокой модернизацией ракеты «Союз-2.1б», кроме того, двухступенчатой, без использования четырёх боковых блоков.(С)
См.схематический рисунок РН«Союз2.1в» ru.wikipedia.org/…/Союз-2_(семейство_ракет-носител…)

V_Alex

"Шестьдесят лет назад, 19 августа 1960 года, на околоземную орбиту был выведен второй корабль-спутник 1К — прототип пилотируемого корабля «Восток», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка…"©: www.roscosmos.ru/29044/

makSSim

Алекс, ваша ссылка чет не работает, но вы правильно про «В». Но Вы не поняли мой посыл: речь не о конкретной модела. Я удивился тому, что боковые ступени на Союз 2 считаются именно, как первая ступень, а не ускорители в дополнение к «настоящей» первой ступени.

SAN
makSSim:

Я удивился тому, что боковые ступени на Союз 2 считаются именно, как первая ступень

Пересмотрите фильм “Укрощение огня” там это как раз поясняется. 😃

makSSim

Да у нас эти штуки именуются первой ступенью ( и ангара, и протон, и энергия), но на западе, получается подобные устройства именуются, как ускоритель (ариан, спейс шаттл) с наличием первой ступени посередине (это про «ариан5»).

Алекс_Ю
makSSim:

ваша ссылка чет не работает,

«Союз-2-1в» - двухступенчатая ракета-носитель (РН) легкого класса, разработана на базе РН «Союз-2» этапа 1б со снятием боковых блоков, установкой на центральном блоке двигателя НК‑33А www.roscosmos.ru/20067/

“Ускоритель — дополнительное, обычно одноразовое и сбрасываемое, реактивное устройство, включаемое при старте летательного аппарата, для ускорения его разгона …
Чаще всего исполняется в виде одноразовой твердотопливной ракеты (РДТТ) — твёрдотопливный ускоритель (ТТУ), с мощным импульсом и непродолжительным временем горения; однако, как например, на космической многоразовой системе «Спейс шаттл» может быть практически полноценной первой ступенью…”(С)wiki2.org/ru/Ускоритель_(ракетостроение)

Еще для пояснения

“Роскосмос” отказался от твердотопливных ускорителей в сверхтяжелой ракете ria.ru/20190325/1552075524.html
Рогозин комент загубил про ТТРД 😉

SAN
makSSim:

но на западе, получается подобные устройства именуются, как ускоритель

Это их проблемы.

makSSim

Чем тогда «их» ускоритель функционально отличается от «наших» боковых блоков ?
П.С. «Направленный взрыв» главы роскосмоса не в счет 😃

dima043
V_Alex:

“Раптор” раскочегарили до 330 Бар: twitter.com/elonmusk/status/1295495834998513664

Кратковременно. Это не его рабочий режим. На фото видно что сопло не рассчитано на такой перепад давлений и поток расширяется за срезом сопла даже при давлении на уровне моря.

makSSim:

Да у нас эти штуки именуются первой ступенью ( и ангара, и протон, и энергия), но на западе, получается подобные устройства именуются, как ускоритель (ариан, спейс шаттл) с наличием первой ступени посередине (это про «ариан5»).

Вопрос терминологии но думаю тут причина в том что на модульных ракетах типа того же Атлас -5 и Дельта-4 количество ускорителей может меняться в зависимости от задач причем от нуля. Ну не правильно же говорить что при этом у ракеты меняется или совсем исчезает первая ступень. А в постоянных конфигурациях это просто по традиции.

V_Alex

"Москва. 20 августа. INTERFAX.RU - “Роскосмос” запросил данные с иностранных спутников дистанционного зондирования Земли по запросу МЧС России в связи с наводнением на Дальнем Востоке, сообщает в четверг госкорпорация…"©: www.interfax.ru/russia/722562

ZigZag_ZZ

Логично- мы висим над НИМИ, они над НАМИ… 😉😉😉

Походу сверление дырочек-это заразно…

“На Международной космической станции (МКС) произошла утечка воздуха, сообщает РИА «Новости»со ссылкой на источник.
Предположительно, утечка произошла в американском сегменте станции. Для поиска источника утечки американский сегмент станции будет изолирован.”

SAN

А кто искать то будет?
Американцы тоже в наш модуль перебираются…

Sputnik
dima043:

Вопрос терминологии

Именно, вопрос в определениях и тянется он лет 60 😃
Их несколько.

  1. Если отваливается вниз, то это ступень, если отваливается вбок, то это ускоритель.
  2. Все что стартовало с земли 1 ступень. То что летит дальше, когда что-то отвалилось - вторая и так далее.
    По п.1 наш "Восток или "“Союз” - двухступенчатая с ускорителями.
    А по п.2 трехступенчатая.
    В советской энциклопедии ракету “Восток” определили как трехступенчатую.
    Вот с тех пор и гуляет этакое противоречие.
Lёlik

Ну вот, а еще вынашивали планы отделяться от МКС и летать отдельно!.. А так хоть перешел и живой, проблему утечки решат вместе. Кстати, там один американец пока остался на МКС.