Космос - вчера и сегодня
Вот тут есть видео с рокеткама на LauncherOne. Видно что практически сразу после старта возникли автоколебания по крену. К счастью это не привело к выключению двигателя как было в первый раз. Но есть над чем поработать.
"МОСКВА, 19 янв - РИА Новости. Американские астронавты поделились едой с российскими коллегами на борту Международной космической станции (МКС) из-за переноса запуска грузового корабля “Прогресс”, следует из переговоров экипажа с Землей, транслируемых НАСА.
В октябре представитель пресс-службы “Роскосмоса” рассказал РИА Новости о переносе запуска “Прогресса МС-16” с 11 декабря на следующий год из-за необходимости проведения дополнительных проверок. Позже стало известно, что старт ожидается 15 февраля…"©: ria.ru/20210119/eda-1593609241.html
По последним сообщениям NASA на их официальном сайте
…nasa.gov/…/green-run-update-data-and-inspections-…
Причиной преждевременного завершения огневого теста стала проблема с системой управления вектором тяги двигателя №2 (заводской № E2056) а именно выход давления за допустимые пределы. Там есть такие вспомогательные установки для питания этой системы Core Stage Auxiliary Power Units (CAPU) так вот одна из них вышла из строя. Ранее указанный как причина прерывания теста сигнал MCF (major compontnt failure) от контроллера двигателя №4 (№ E2060) более не считается причиной поскольку это событие возникло еще за 1.5с до зажигания и связано с отказом одной из резервируемых цепей управления допустимый по условиям испытаний.
Что касается вспышки под тепловым экраном двигателя №4 - осмотр этого места пока не выявил наличия там проблемы.
Дальше возможны два не простых решения - продолжить испытания на этом стенде и тем самым исчерпать ресурс циклов заправки для внешней теплоизоляции бака водорода до летных испытаний либо же вести эту не до испытанную ступень как она есть во Флориду на космодром и собирать ракету чтобы успеть до конца года. Поскольку запасной первой ступени все равно нет а полет планируется беспилотный то NASA склоняется ко второму варианту. Кстати по самому кораблю Орион уже принято похожее решение. Там в ходе испытаний отказал один из каналов системы электропитания а заменить его в срок невозможно - узел не разборный. По нему принято решение запускать как есть и надеяться на лучшее.
Интересный документ по тестам двигателей Шаттла и Сатурна-5 в сравнении
core.ac.uk/download/pdf/217148665.pdf
"Запрет на алкоголь — одно из самых известных правил пребывания на МКС: по официальной позиции стран-участниц проекта, на станции никогда не употребляли спиртных напитков. Однако в новой книге «Алкоголь в космосе», на которую обратили внимание в Supercluster, утверждается, что запрет соблюдают только на словах, а на самом деле в космосе пьют регулярно."©: tjournal.ru/…/244131-pryachut-v-skafandrah-i-kniga…
Запущена очередная партия спутников Старлинк. Из особенностей этого пуска - ступень впервые слетала в 8 раз и села успешно (правда из за сильного волнения на море и ветра не факт что ее довезут).
22 января должен полететь вариант ракеты со специальной третьей ступенью RiderShare для разведения большого количества легких спутников на разные орбиты. Для таких нагрузок весом 2-3 сотни килограмм это выгоднее чем маневры второй ступенью сухим весом 4 тонны.
Стоимость запуска на этих рейсах на орбиту 1 миллион долларов за 200 кг для SSO с дополнительной массой из расчета 5 тысяч долларов за кг. Запуски через 4 месяца. Доступны LEO, GTO и TLI со средним наклонением.
Пока это самое дешевое предложение за отдельный запуск на заказанную орбиту. У легких ракет типа Электрона или Ланчера1 за 200 кг нагрузки будет стоимость порядка 6 млн долларов (зато время старта такое какое надо).
"Москва. 20 января. INTERFAX.RU - На Международной космической станции произошло нештатное отключение системы кондиционирования воздуха СКВ-2. Об этом сообщил космонавт Сергей Рыжиков в ходе переговоров с ЦУПом, трансляцию которых ведет НАСА…"©: www.interfax.ru/world/745980
Что-то новости с МКС все больше напоминают новости со станции «Мир».
"В российском сегменте Международной космической станции отключали систему получения кислорода «Электрон-ВМ». Об этом РБК сообщили в пресс-службе «Роскосмоса».
«Согласно плану работ сегодня была выключена и снова включена система «Электрон-ВМ». Оборудование работает штатно», — заявили в агентстве.
Ранее 20 января из переговоров с экипажем МКС в трансляции американского космического агентства NASA стало известно, что в российском сегменте станции отказала система подачи кислорода. «В 15:19 прошла информация об отказе «Электрона», — сказал во время общения с Центром управления полетами космонавт Сергей Рыжиков.
Как отмечает «Интерфакс», за последние месяцы это уже седьмой случай, когда космонавты сообщают об отказе этой системы в российском модуле. Отключения происходили 14, 17, 19 и 21 октября, а также 10 и 12 декабря…"©: www.rbc.ru/…/6008769d9a7947b9a9097e55
“МОСКВА, 25 янв — РИА Новости. Представителей России исключили из экспертной группы по обсуждению перспектив создания окололунной станции Gateway, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
По его словам, решение принято после многократных заявлений российской стороны о недостаточной роли в проекте…”(С): ria.ru/20210125/otstranenie-1594410088.html
“Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ) заключило меморандум о взаимопонимании с австралийской частной компанией CosmoVision Global Corporation, которая специализируется на космических разработках. Об этом сообщило посольство Украины в Австралии.
Предполагается начало сотрудничества с целью запуска с космодрома в Кейп-Йорк (штат Квинсленд, Австралия) украинских ракетоносителей серии “Зенит-Австралия” для вывода на орбиту государственных и коммерческих космических аппаратов производства Украины, Австралии и других стран…”(С): focus.ua/…/472478-goskosmos-ukrainy-podpisal-memor…
Как прошли выходные:
24 января 2021: глава «Спейс Х« отметил вывод на орбиту рекордное количество спутников.
23 января 2021: глава Роскосмоса :
а) придумал новое неофициальное название для России;
б) обматерил американского экс-посла
в) получил бан в «Твиттер».
28 января 1986 года, почти сразу после запуска, в небе над Флоридой взорвался космический корабль многоразового использования «Челленджер». Произошло это во время его десятого полёта и двадцать пятого по счёту полёта кораблей типа «Спейс Шаттл». Они считались самыми надёжными за всю историю американской космонавтики, а по уровню обеспечения безопасности для экипажей их сравнивали с гражданскими авиалайнерами. Однако техника зачастую перестаёт нормально работать там, где вступает в действие человеческий фактор.
FAA запретило Илону Маску проводит летные испытания прототипов в Бока Чика и запустило расследование в связи с нарушением заявленных параметров испытания прототипа SN8.
theverge.com/…/spacex-launch-violation-explosive-s…
Какие условия были нарушены не сообщается. Я лично предполагаю что тогда для быстрого получения разрешения вообще было заявлено падение ракеты в море ибо на большее особенно не рассчитывали.
Два готовых прототипа SN9 и SN10 размещены на стартовых столах но получение разрешений пока откладывается на неопределенное время. Думаю смена позиции гос. органа авиационного регулирования это не так просто совпала со сменой президента в США. Единственный выход доступный для Маска это перенос места посадки на платформу в море за пределы территориальных вод США и за пределы ответственности FAA. Кстати именно по этой причине FAA не может запретить посадку ступени Falcon-9 на баржу в 500км от берега поскольку зона падения ступеней любой ракеты при запусках из КЦ им. Кеннеди в любом случае закрывается для полетов но уже по международным соглашениям.
Законодательство защитит объекты “Аполлона” от будущих лунных миссий.
Тут самое важное в начале - распространяется это на НАСА и работающие с ними на Луне организации.
Соответственно Китаю, России на эти рекомендации пофиг. :)😎
И там ещё один момент не раскрыт: касается это в первую очередь точек посадки А-11 и 17. (Не ближе 200 м).
Что касается миссий А-12,14,15,16 - подходить можно на метр. На сувениры только нельзя растаскивать. 😃
Нет только ссылки на этот самый закон. Тайных законов не бывает. Они публикуются на сайтах официальных органов власти. И принятие сейчас нового закона в нынешней ситуации в США мало вероятно.
Закон не принят пока.
Закон не принят пока.
Подписан Трампом и опубликован 31 декабря 2020 года. Эта информация есть на сайте Конгресса.
Неудачный тест очередного прототипа SN9. Один из двух двигателей Raptor не запустился при маневре переворота. Вообще данный вид посадки чрезвычайно сложен. Он требует чтобы большие ЖРД перезапускались с точностью доли секунды что обеспечить пока не получается. Кроме того критична не только надежность собственно двигателей но и работа системы подачи топлива из баков после переворота ракеты. Достаточно одного пузыря газа наддува в топливе или окислителе и будет примерно такой отказ. Для сравнения у Falcon-9 при посадке нет маневра переворота и задержка запуска двигателей в пределах 1-2 сек не критична. Возможно им придется глобально менять дизайн Старшипа. Например разделять газ наддува и топливо мембраной (в посадочном баке) что сложно сделать при криогенных компонентах, либо придется делать маневр переворота заранее двигателями ориентации.
РДТТ для осадки компонентов, конечно, не рассматривается…
РДТТ для осадки компонентов, конечно, не рассматривается…
Не тот случай. РДТТ для осадки компонентов применяются для создания небольшой перегрузки в невесомости. А чаще для этого используют штатные двигатели ориентации (на том же Фальконе). В данном случае никакой невесомости нет. Ступень при падении достигла равновесия аэродинамических сил и силы тяжести и движется практически без ускорения. Просто вектор силы тяжести меняет направление при перевороте ракеты. От этого топливо плещется в баке и в магистраль может попасть газ и быть запертым топливом. А при запуске вызвать сбой, разнос насоса или гидроудар.
Возможно Маску придется сделать поворотный наземный стенд из баков, трубопроводов и макета двигателя для отработки подачи топлива после кувырка.
Возможно Маску придется сделать поворотный наземный стенд из баков, трубопроводов и макета двигателя для отработки подачи топлива после кувырка.
Совсем не много времени прошло, что бы убедиться в этом rcopen.com/forum/f6/topic322589/6549