Космос - вчера и сегодня

makSSim

Как прошли выходные:
24 января 2021: глава «Спейс Х« отметил вывод на орбиту рекордное количество спутников.
23 января 2021: глава Роскосмоса :
а) придумал новое неофициальное название для России;
б) обматерил американского экс-посла
в) получил бан в «Твиттер».

RW9UAO

warspot.ru/18790-smert-v-nebe

28 января 1986 года, почти сразу после запуска, в небе над Флоридой взорвался космический корабль многоразового использования «Челленджер». Произошло это во время его десятого полёта и двадцать пятого по счёту полёта кораблей типа «Спейс Шаттл». Они считались самыми надёжными за всю историю американской космонавтики, а по уровню обеспечения безопасности для экипажей их сравнивали с гражданскими авиалайнерами. Однако техника зачастую перестаёт нормально работать там, где вступает в действие человеческий фактор.

dima043

FAA запретило Илону Маску проводит летные испытания прототипов в Бока Чика и запустило расследование в связи с нарушением заявленных параметров испытания прототипа SN8.
theverge.com/…/spacex-launch-violation-explosive-s…
Какие условия были нарушены не сообщается. Я лично предполагаю что тогда для быстрого получения разрешения вообще было заявлено падение ракеты в море ибо на большее особенно не рассчитывали.

Два готовых прототипа SN9 и SN10 размещены на стартовых столах но получение разрешений пока откладывается на неопределенное время. Думаю смена позиции гос. органа авиационного регулирования это не так просто совпала со сменой президента в США. Единственный выход доступный для Маска это перенос места посадки на платформу в море за пределы территориальных вод США и за пределы ответственности FAA. Кстати именно по этой причине FAA не может запретить посадку ступени Falcon-9 на баржу в 500км от берега поскольку зона падения ступеней любой ракеты при запусках из КЦ им. Кеннеди в любом случае закрывается для полетов но уже по международным соглашениям.

ilya-semin
crand:

Законодательство защитит объекты “Аполлона” от будущих лунных миссий.

Тут самое важное в начале - распространяется это на НАСА и работающие с ними на Луне организации.
Соответственно Китаю, России на эти рекомендации пофиг. :)😎
И там ещё один момент не раскрыт: касается это в первую очередь точек посадки А-11 и 17. (Не ближе 200 м).
Что касается миссий А-12,14,15,16 - подходить можно на метр. На сувениры только нельзя растаскивать. 😃

IgorG
dima043:

Нет только ссылки на этот самый закон. Тайных законов не бывает. Они публикуются на сайтах официальных органов власти. И принятие сейчас нового закона в нынешней ситуации в США мало вероятно.

www.congress.gov/bill/116th-congress/…/text

IgorG
dima043:

Закон не принят пока.

Подписан Трампом и опубликован 31 декабря 2020 года. Эта информация есть на сайте Конгресса.

dima043

Неудачный тест очередного прототипа SN9. Один из двух двигателей Raptor не запустился при маневре переворота. Вообще данный вид посадки чрезвычайно сложен. Он требует чтобы большие ЖРД перезапускались с точностью доли секунды что обеспечить пока не получается. Кроме того критична не только надежность собственно двигателей но и работа системы подачи топлива из баков после переворота ракеты. Достаточно одного пузыря газа наддува в топливе или окислителе и будет примерно такой отказ. Для сравнения у Falcon-9 при посадке нет маневра переворота и задержка запуска двигателей в пределах 1-2 сек не критична. Возможно им придется глобально менять дизайн Старшипа. Например разделять газ наддува и топливо мембраной (в посадочном баке) что сложно сделать при криогенных компонентах, либо придется делать маневр переворота заранее двигателями ориентации.

Albert

РДТТ для осадки компонентов, конечно, не рассматривается…

dima043
Albert:

РДТТ для осадки компонентов, конечно, не рассматривается…

Не тот случай. РДТТ для осадки компонентов применяются для создания небольшой перегрузки в невесомости. А чаще для этого используют штатные двигатели ориентации (на том же Фальконе). В данном случае никакой невесомости нет. Ступень при падении достигла равновесия аэродинамических сил и силы тяжести и движется практически без ускорения. Просто вектор силы тяжести меняет направление при перевороте ракеты. От этого топливо плещется в баке и в магистраль может попасть газ и быть запертым топливом. А при запуске вызвать сбой, разнос насоса или гидроудар.

Возможно Маску придется сделать поворотный наземный стенд из баков, трубопроводов и макета двигателя для отработки подачи топлива после кувырка.

Алекс_Ю
dima043:

Возможно Маску придется сделать поворотный наземный стенд из баков, трубопроводов и макета двигателя для отработки подачи топлива после кувырка.

Совсем не много времени прошло, что бы убедиться в этом rcopen.com/forum/f6/topic322589/6549

oleg68

Господа специалисты! Скажите, языки пламени из двигателей Starship за пределами камеры сгорания - это нормально или нет? Видно на 6:05 и 6:37.

Albert

Скриншот бы… На указанных отметках ничего характерного.

dima043

Четвертый пуск Falcon-9 в этом году. Посадка в трансляции в этот раз видна нормально.

Всего на сегодня Falcon-9
107 пусков (105 удачных)
67 удачных посадок ступеней
49 повторных пусков ступеней

oleg68
Albert:

Скриншот бы… На указанных отметках ничего характерного.

Для професионала, возможно, ничего необычного нет. Но мне , человеку далёкому от космических технологий, сразу бросились в глаза языки пламени с наружной части двигателей. Может быть это нормально?



P.S. Если что, “6:05 и 6:37” - это время видео ролика, а не время полёта.

dima043

Не страшно. Небольшие утечки метана скорее всего через дренажные клапаны из рубашки охлаждения камеры сгорания и сопла. Они должны пропускать только газообразную фазу компонента. Можете посмотреть кадры со второй ступени Фалькона-9 в любом пуске с повторным включением двигателей. Там видно как это работает прямо в кадре.

Albert

Мда, не очень понятные кадры. Возможно, догорание дренажа метана (натекание горячих газов и нагрев присутствует). Но может быть и утечка горячих газов из газогенератора турбонасосного агрегата (тоже дренаж).

dima043
Albert:

Но может быть и утечка горячих газов из газогенератора турбонасосного агрегата (тоже дренаж).

Маловероятно. Это же двигатель закрытого цикла. Там в газогенераторах давление более 500 бар и утечка от туда в атмосферу вряд ли выглядела бы так спокойно и безобидно. Там же перепад давления вдвое выше чем между камерой сгорания и атмосферой.

dima043

У них есть сотни параметров телеметрии а у нас разве что сотни версий. Понять причину не проблема. Главное понять как ее можно устранить.