Космос - вчера и сегодня
Неудачный тест очередного прототипа SN9. Один из двух двигателей Raptor не запустился при маневре переворота. Вообще данный вид посадки чрезвычайно сложен. Он требует чтобы большие ЖРД перезапускались с точностью доли секунды что обеспечить пока не получается. Кроме того критична не только надежность собственно двигателей но и работа системы подачи топлива из баков после переворота ракеты. Достаточно одного пузыря газа наддува в топливе или окислителе и будет примерно такой отказ. Для сравнения у Falcon-9 при посадке нет маневра переворота и задержка запуска двигателей в пределах 1-2 сек не критична. Возможно им придется глобально менять дизайн Старшипа. Например разделять газ наддува и топливо мембраной (в посадочном баке) что сложно сделать при криогенных компонентах, либо придется делать маневр переворота заранее двигателями ориентации.
РДТТ для осадки компонентов, конечно, не рассматривается…
РДТТ для осадки компонентов, конечно, не рассматривается…
Не тот случай. РДТТ для осадки компонентов применяются для создания небольшой перегрузки в невесомости. А чаще для этого используют штатные двигатели ориентации (на том же Фальконе). В данном случае никакой невесомости нет. Ступень при падении достигла равновесия аэродинамических сил и силы тяжести и движется практически без ускорения. Просто вектор силы тяжести меняет направление при перевороте ракеты. От этого топливо плещется в баке и в магистраль может попасть газ и быть запертым топливом. А при запуске вызвать сбой, разнос насоса или гидроудар.
Возможно Маску придется сделать поворотный наземный стенд из баков, трубопроводов и макета двигателя для отработки подачи топлива после кувырка.
Возможно Маску придется сделать поворотный наземный стенд из баков, трубопроводов и макета двигателя для отработки подачи топлива после кувырка.
Совсем не много времени прошло, что бы убедиться в этом rcopen.com/forum/f6/topic322589/6549
“Союз-2.1б” успешно вывела на орбиту военный спутник “Космос-2549”
Господа специалисты! Скажите, языки пламени из двигателей Starship за пределами камеры сгорания - это нормально или нет? Видно на 6:05 и 6:37.
Скриншот бы… На указанных отметках ничего характерного.
Четвертый пуск Falcon-9 в этом году. Посадка в трансляции в этот раз видна нормально.
Всего на сегодня Falcon-9
107 пусков (105 удачных)
67 удачных посадок ступеней
49 повторных пусков ступеней
Скриншот бы… На указанных отметках ничего характерного.
Для професионала, возможно, ничего необычного нет. Но мне , человеку далёкому от космических технологий, сразу бросились в глаза языки пламени с наружной части двигателей. Может быть это нормально?
P.S. Если что, “6:05 и 6:37” - это время видео ролика, а не время полёта.
Не страшно. Небольшие утечки метана скорее всего через дренажные клапаны из рубашки охлаждения камеры сгорания и сопла. Они должны пропускать только газообразную фазу компонента. Можете посмотреть кадры со второй ступени Фалькона-9 в любом пуске с повторным включением двигателей. Там видно как это работает прямо в кадре.
Мда, не очень понятные кадры. Возможно, догорание дренажа метана (натекание горячих газов и нагрев присутствует). Но может быть и утечка горячих газов из газогенератора турбонасосного агрегата (тоже дренаж).
Но может быть и утечка горячих газов из газогенератора турбонасосного агрегата (тоже дренаж).
Маловероятно. Это же двигатель закрытого цикла. Там в газогенераторах давление более 500 бар и утечка от туда в атмосферу вряд ли выглядела бы так спокойно и безобидно. Там же перепад давления вдвое выше чем между камерой сгорания и атмосферой.
Они походу так и не поняли причину предыдущей аварии…В этот раз расфигачилась точно также…
Расскажите им кто-нибудь про расширительный бачек…:haha:
У них есть сотни параметров телеметрии а у нас разве что сотни версий. Понять причину не проблема. Главное понять как ее можно устранить.
Понять причину не проблема
Т.е. причину они поняли, а устранять не захотели…вдруг прокатит…
Ага, давайте расфигачим аппарат еще раз…в прошлый раз прикольно получилось…😃😃😃
Попытались устранить. Не получилось. В прошлый раз кстати маневр переворота получился оба двигателя запустились вовремя. Проблема появилась позже.
Там несколько потенциальных проблем которые гораздо серьезнее чем подача топлива. Вот представьте двигатель стоит вертикально на ракете. Подается топливо и заполняются трубопроводы и рубашка охлаждения камеры сгорания. Газовые пробки удаляются через дренажи. Далее происходит зажигание в газогенераторах и в камере сгорания. Раскручиваются турбины и насосы давление растет и двигатель выходит на режим.
Но вот пришло время двигатель отключить. Закрывается окислитель и топливо. Останавливаются турбины ТНА. Та часть топлива что была в рубашке охлаждения без циркуляции начинает быстро испаряться. Далее ракета падает на боку и надо снова запустить двигатель причем в точное время. Но теперь перегрузка направлена не в ту сторону а надо заполнить рубашку охлаждения и трубопроводы так же без пузырей. Провести зажигание и выход на режим. Причем в каждом двигателе есть два ТНА по одному для каждого компонента и их валы не связанны жестко а их надо работу синхронизировать. Время процедуры ограничено долями секунды в отличие от запуска на земле или при разделении ступеней. А тут еще пришел пузырь из одного бака или из рубашки охлаждения. Вот и сбой.
Проблема появилась позже.
Как по мне , проблема появилась там же и в тоже самое время…☕
И вообще, чего они ее крутят так низко над землей, ну поверни ты ее на 5км, что бы двигателям было время устаканиться…да и данных по телеметрии придет больше по времени…если что…
Как по мне , проблема появилась там же и в тоже самое время…☕
И вообще, чего они ее крутят так низко над землей, ну поверни ты ее на 5км, что бы двигателям было время устаканиться…да и данных по телеметрии придет больше по времени…если что…
Вот первый случай
Два двигателя перезапустились штатно значит давления наддува о котором говорил Маск им хватало. Прошел переворот. Далее один двигатель выключается и ступень должна продолжить полет на одном. Но он дает сбой одновременно с выключением второго. Возможно что это не случайность а последствия перекрытия топлива к одному, вызвавшее скачок давления для второго. В этот момент кислород подается из носового бака а основной нижний бак пуст для правильной центровки. Магистраль очень длинная идет через всю ракету и вероятность гидроудара от этого возрастает. Кислород в магистрали имеет массу и скорость течения и когда расход резко падает и эта разогнанная масса создает скачек давления.
Во втором же полете один двигатель сразу не смог перезапуститься.
Переворот на 5 км высоте вызовет снижение сопротивления и разгон до большей конечной скорости что потребует для торможения больше топлива. Ступень фалькона имеет конечную скорость на малой высоте примерно 260 метров в секунду у этой лежачей бочки она раза в 2 ниже.
У них есть сотни параметров телеметрии а у нас разве что сотни версий. Понять причину не проблема. Главное понять как ее можно устранить.
Может выразиться короче - “найти проблему и её устранить” ?
#6686 и #6688. Для решения подобной проблемы существуют методы не требующие уничтожения опытного образца, причем более дешевые и при этом позволяющие многократно исследовать различные комбинации эксплуатационных режимов. Этим методом является динамическое математическое моделирование работы ЖРД вместе с его подсистемами (баки, клапана, трубороводы и т.д…).
Видео только для восприятия процесса.
Новейший российский сверхпроводниковый электроракетный двигатель прошёл стендовые испытания 3dnews.ru/…/noveyshiy-rossiyskiy-sverhprovodnikovi…[1]
Magnetoplasmadynamic thruster with an applied field based on the second generation high-temperature superconductors iopscience.iop.org/article/10.1088/…/pdf
Фото из источника [1]
Реактивная струя плазмы ЭРД с ВТСП-магнитом, мощность 25 кВт, реактивная тяга 1 Н, КПД 54 %
КПД 54 %
А чего не 146% ))