Как отучить новичков бояться первых полётов?

amb2000

Дело в том, что когда я обучался, ни шнунов ни симуляторов в ходу как то не было. ГАНС подтвердить может. Метод обучения был несколько другой. И не у всех (точнее не везде) есть знакомые тренеры.

Ромстон

А меня вот как отправили в мой первый самостоятельный полет:
приятель мой - пилот со стажем быстренько меня успокоил, сказав, что первые полеты на необлетанном самолете сделает он, а уж потом, когда оттримированный самолет будет поднят на определенную высоту, мне будет передан пульт управления. Когда на земле самолет был проверен и предварительно настроен, мой приятель как-бы невзначай дал мне подержать включенный пульт, а потом, с милой улыбкой, сказал: “ну я кидаю! - Управляй давай” 😃 и отправил сильным уверенным броском мою модель в первый полёт.
Откровенно говоря, мандраж ко мне пришел только после первой и к счастью удачной посадки.
вторая посадка была прямо скажем “не очень”, но зато я теперь не боюсь поднимать новые самолеты в воздух.
😃

Matros_G
amb2000:

И не у всех (точнее не везде) есть знакомые тренеры.

Мне представляется, что на данном этапе развития хобби, найти человека готового бескорыстно помочь совершить первый вылет не составит особого труда. Если, конечно, человек не ставит целью найти приключения на собственную жопу, а искренне хочет научиться летать. Насколько я могу судить из личного опыта, даже заинтересованные в увеличении продаж продавцы в хоббийных магазинах откровенно предупреждают, что авиация – дело не простое и влезая в это совершенно самостоятельно и автономно можно только отбить всякую охоту продолжать.

P.S. А вспоминать о возможностях и невозможностях, которые были когда-то, когда деревья были большими… Знаете, если бы мне 15 лет назад сказали, что через 10 лет я смогу, лежа на пляже ногами в Средиземном море прижимать к уху телефон размером в половину сигаретной пачки и говорить в него: “Долетели нормально, отель уютный, все хорошо!” – я бы долго смеялся, не смотря на то, что недостатком воображения никогда не страдал.

Ромстон:

а потом, с милой улыбкой, сказал: “ну я кидаю! - Управляй давай” 😃 и отправил сильным уверенным броском мою модель в первый полёт.

Вспоминается бородатый анекдот про “перворазника” и инструктора по парашютному спорту, который завершается фразой: “…вжик… Твою мать!..”

Согласен, ра-а-а-а-азные методики обучения есть. В т.ч. и метод окунания. 😃

Ромстон

забыл сказать,что перед первым полетом я все-таки пол-года тренеровался на симуляторе, так что “методом окунания” этот бросок никак назвать нельзя.
зато тот факт, что я не настраивался морально на первый полет и у меня не было времени, чтобы прочувствовать мандраж в полной степени, помог мне совершить первый полет и обрести некую уверенность.

mlot

А мне например не нужно, что бы меня вел кто то на шнурке! Мне просто хочется, что бы кто-то помог оттремировать мне мой самолет!

Покемон

А мне передпервым полетом было совсем хреново, зато когда поднял самик с земли - мозги отключилисьи работают только глаза и руки. Теперь мозги успевают дать команду на выполнение фигуры. На симах не учился. зато год летал на кордовых. Сейчас на симе не могу нормальнопосадить самик, хотя в жизни это не представляет труда (сим. риал флайт ж3). Мой друг перед первым полетом модели кидал - типа привыкал к ним (да и мне легче). После чего вполне уверенно полетел. Хотя полет и был недолгим, н друга не клинило и он четко делал то что я говорю. Может мне повезло?

hobbit

у меня не было ни учителя, ни симулятора. я на fms на клавиатуре научился понимать как самолет на отклонения рулей реагирует. и все. летать пошли вместе с семейством моей жены и сестренцией моей.
когда ехали на поле спрашивали-не боюсь ли разбить.
я понимал, что вероятность этого процентов 70 или выше, поэтому не боялся разбить. важна психологическая самоподготовка.
а вообще, главное чтобы ученик не боялся осуждения со стороны окружающих. доля пофигизма должна быть.

Albert

Учил как-то новичка на планере. Сначала просто даешь ему передатчик, сам кидаешь (пусть привыкнет держать руки на ручках). Потом просишь его потихоньку поработать элеронами или рулем высоты (двинул-отпустил- оценил реакцию). Постепенно кидаешь сильнее, очень хорошо учить на пологом склоне. Идея в том, что аппарат летит сам, и можно успеть взять управление самому.

Д_Заточник

Не далее как вчера учил чела летать на шнурке. Сопит мне в ухо, медленно и со скрипом обучается, но команды слушает и пытается их выполнять. Через неделю сдает зачетный самостоятельный полет. Ворой чел, которому дали этот же самолет, вроде как имеет некий опыт. Вместо того, чтобы полетать по кругу и свыкнуться с моделью, он сразу начинает крутить бочки-петли, после которых я каждый раз перехватываю управление и спасаю самолет. Ему даже в голову не приходит, что не бочки-петли главное. Для себя понял, что таких надо учить без шнурка и симулятора, и на их собственной пилотаге ценой в штукарь-два. Очень помогает.

fugitive

Не учился я на симе, не было и шнурка. В первый полёт меня “отправил” Анатолий Л. (Толян) за что ему огромное уважение и респект. Он облетал и отриммировал небольшой тренерок, отдал пульт (спросив - вижу ли я как летит самик) и стоял рядом и говрил что-то типа " Не мешай ему, видишь, он сам летит… плавнее высоту на себя, теперь “подопри крыло”… за голову не летай!.." и т.д. Сажал первый раз он. Мне очень помогло.

P.S. Тема, которая почему то не озвучивалась на форуме ( или может очень давно)
Считаю, что если человек дал облетать и настроить свой папелац другому добровольно…значит не должно быть никаких претензий - если что-то пойдёт не так… всяко бывает!

Matros_G
Д_Заточник:

Ему даже в голову не приходит…

Темперамент у народа, понятное дело, разный. Но вопрос-то ветки был совершенно про другое. Про психологию первого раза и способы тонкой настройки нервной системы новичка. И по всему выходит, что на сегодяшний день для снятия напряжения ничего эффективней тренерского шнурка не придумали. Пищевые добавки и фармакологические средства, как и было предложено, в расчет не принимаем.

А то что у ВСЕХ первый раз был свой, особенный и неповторимый – нет никаких сомнений.

P.S. Как говорил мой тренер по автоспорту про классификацию водителей в условиях зимней (скользкой) езды: “…но есть еще одна категория, которые и НЕ умеют, и НЕ бояться. Эти – самые опасные!!!”

Д_Заточник

Про претензии. Конечно лучше на земле “жопооградительную конструкцию” обсудить. Лично вбил в землю тренерка. У него крылья на вираже сложились. После поиска останков и анализа выяснил, что консоли были соединены без клея, только деревяшкой в пенале. Ко мне-то какие претензии?
А по поводу первого раза все-таки наверное шнурок лучше всего. После вчерашнего обучения уже третий чел меня на шнурок повесил и свою пилотагу запустил. И мне в кайф, и ему спокойно. После обсудили как летает, и вдвоем придумали как улучшить модельку. Со стороны то виднее.
Точно знаю, что пиво/вотку лучше перед полетом для снятия напряжения не использовать. Потом - хорошо.

Matros_G
fugitive:

если человек дал облетать и настроить свой папелац другому добровольно…

А что, бывает что приходят злые типа тренеры и говорят: “А-ну пацан, дай покататься!!!” – и кулачищем в глаз?!

dvsnik

Амеры спецом для новичков придумали приёмники с оптическим датчиком стабилизации горизонта. Видишь, что потерял контроль, - отпусти ручки. Самоль сам вернётся в горизонт.

K_Maxim

Долго пытался договориться с инструктором на Тушинке, так и не случилось (у них по выходным не учат). 😦 Хтоя странно. Я сам летаю на дельталете (не модели а вживую, как пилот) у пирамиды на Новой Риге, так там в выходные самое обучение. Ну это я так, к слову. 😃
Так вот научился летать сам после сима. А мандраж не сильный, когда не башкой рискуешь, а моделью. После того, как крыло из бальзы восстановил. Теперь уже и не напрягаюсь, понятно, что все чинится, главное, чтоб руки откуда нужно росли. 😛

amb2000

“Приёмники с оптическим датчиком стабилизации горизонта” - наверное не плохо, но вот что не здорово вэтом варианте: стоит ли его покупать всего для 5-10 полетов???

“…но есть еще одна категория, которые и НЕ умеют, и НЕ бояться. Эти – самые опасные!!!” - точно есть и такие, как правило это те у кого нет вообще никакоу подготовки.

“. А мандраж не сильный, когда не башкой рискуешь, а моделью. После того, как крыло из бальзы восстановил. Теперь уже и не напрягаюсь, понятно, что все чинится” - да, похоже что это одна из главных причин мандража и его устранения.

На счет шнурка вот что скажу: все конечно замечательно, кроме такого момента. Когда новичёк начинает ронять модель он как правило не орёт “перехватывай!”, а пытается давить ручки по “самые помидоры”, когда и тренеру уже почти не остаётся времени выправить ошибку. Да и сам ученик не въезжает как ошибка была исправлена. Т.е. моторика остается не отработаной. Ошибка повторяется…
А главное когда тренер переключает управление на себя у ученика остается ощущение что на ручки давиш а модель - не реагирует! Ощущение “помехи” не доверие модели, напряжение, не уверенности (интуитивно).

Я обучался (не было шнурков) примерно так: С перва затянули планер, дали передатчик, благо два канала, высота, малая скорость. Порулил как топором, ни какого кайфа ни страха не почувствовал. Не разбил, налетал минут пять 😅. За тем на ДВСке следующим образом: передатчик на шее руки наручках, тренер Олег Захаров за моей спиной, его руки тоже на моём передатчике. И тренер просто ограничивает и подправляет мои (ученика) действия. В таком режиме чувство уверенности было на все сто. И так несколько полёвов. Т.е было обеспечено “чувство локтя”! За тем по немногу самостоятельно.

Д_Заточник

На то он и тренер, чтобы вовремя перехватить управление, спасти модель, а потом ученику тут же объяснить, что произошло. По крайней мере у меня так. Мой подопечный уже иногда сам спасает модель, если высота позволяет. Я даже не вмешиваюсь, если вижу что все будет нормально.

SAN

Перехватывать передатчик (особенно, если он висит на шее) очень неудобно. Рулить с учеником из-за спины тож не здорово - дотянуться до обоих джойстиков трудно бывает. Зависит сильно от комплекции тренера\ученика. 😁
Шнурок - спокойнее и удобнее. ИМХО

Vader

Я начал летать еще когда мне было 16 лет. Занимался в моделке, строил модели. Не дождавшись момента когда закончу в кружке, сделал кордовую модель дома под движок МАРЗ. Поехали с другом на поле. Он завел моторчик, поставил на землю модель, я взял ручку и полетел. Да именно так просто взял и полетел. Никто меня не учил держать ручку. Единственное НО, я много читал по авиации литературы в том числе и модельной. Потом на этом же самолетике я летал еще какое то время, пока не решил что нужно что нибудь другое, посложнее. И модель я подарил одному мальчишке. Потом я построил кордовую пилотажку под камод и научился на ней летать. После этого было затишье. Я скачал симулятор FMS, и стал понемногу набираться практики в радейках. Летал я и не только в модельном симуляторе но и в более правдоподобных авиасимуляторах ИЛ2, MFLS2004.
Главным критерием здесь является отработка движений вплоть до автоматизма, развитие реакции.
И не удивительно что мой первый полет на RCпланере (в галерее есть его фотка) в прошлом году состоялся в одиночку. Приехал на поле, отриммировал модель, побегал туда, сюда. Потом включил передатчик и борт. Разбежался и посильней кинул планер против ветра. Пролетел он около 50 метров. Пробовал рулить за это время. Набирать скорость пикированием, потом взмывал вверх и переводил планер в горизонтальный полет. То есть я соединялся с планером в единное целое.
Своего знакомого пацана обучал немного по другому. Сначала учил его летать на кордовом тренере. А потом показывал ему как управлять планером, как держать ручки, как их отклонять. Только после 2-3 таких глядений за моими действиями, я ему дал порулить. Сначала летел нормально, а потом уже ближе к земле задрал нос, что в итоге явилось морковкой.
Для каждого птенца нужен индивидуальный подход. и начинать обучать их надо с простого, т.е. с кордовых. Хотя бы не менее 5-6 полетов. Тогда ученик будет знать как что делать в какой момент.
И только потом, когда отрабатаются рефлексы, и руки будут делать именно то что требуется для нормального полета, а не для выпендрежа по асфальту. Тогда уже можно обучать на радейке. Или со шнуром или на простом тренере.
А что касается страха первого полета и мандража в коленках, то это у кого как. Но это не пройдет, пока не полетишь. Главное вовремя помочь советом или действием ради спасения модели.

Dim1139
amb2000:

На счет шнурка вот что скажу: все конечно замечательно, кроме такого момента. Когда новичёк начинает ронять модель он как правило не орёт “перехватывай!”, а пытается давить ручки по “самые помидоры”, когда и тренеру уже почти не остаётся времени выправить ошибку. Да и сам ученик не въезжает как ошибка была исправлена. Т.е. моторика остается не отработаной. Ошибка повторяется…
А главное когда тренер переключает управление на себя у ученика остается ощущение что на ручки давиш а модель - не реагирует! Ощущение “помехи” не доверие модели, напряжение, не уверенности (интуитивно).

Меня учили на шнурке, так вот.
Если таскаешь модель высоко, то у тебя достаточно высоты, чтобы эту ошибку исправить самому,
да и у тренера, есть время подсказать.
Когда “вывозили” товарища, то он летал невысоко и потому тренер часто перехватывал управление.
Очень помогало, когда тренер перехватывая управление просто говорил “взял”.

Про комплекцию тренера\ученика добавлю ещё размеры пальцев.

vasechkin

Меня учили на шнурке, тем не менее мандраж есть когда летишь первый раз без подстраховки.Поэтому мне предложили сделать так: два передатчика,но на мне был не ученик, а тренер.Мол если зарулишься-кнопку нажми, заберем.Вроде и помощь есть,но полет самостоятельный.
Сейчас сам иногда тренерую новичков.Встречаются такие,кто панически боиться разбить самолет, и по любому поводу орут:"Забирай!"На что обьясняю,что бороться надо самому и пытаться исправить ошибку,а если ситуация критическая,то я сам заберу.Пока вроде без падений по причине того, что не успел вырулить.