Строительство IOM Arrow
По своему опыту строительства могу сказать, что лодка набирает вес очень легко и быстро. Облегчается после перебора очень тяжко. Готовые IOMы как правило весят около 3900 гр. До 4х кг их догужают перед обмерами специальными грузиками.
Класс IOM мало распростанен в России в отличие от F5E. Что нам мешает сделать максимально легкую лодку и использовать максимально разрешенный вес киля в 2500 гр. , догружая ее для участия в IOM или использовать в более легкой конфигурации для участия в F5E? В конце концов для F5E можно и балласт потяжелее отлить.
На самом деле тенденция в мире движется именно в сторону уменьшения веса лодки. На последних соревнованиях в Зелике МихаилТ заметил, что на последнем чемпионате мира в F5E, вес чемпионских лодок с такелажем, парусами, рулем и начинкой едва доходил до 1 кг! Толщина мачт была уменьшена до 8 мм (карбон). Очевидно, что и для паруса использовали другую пленку с аналогичными характеристиками (держать форму) но более тонкую, а соответственно более легкую.
И получалось, что эти лодки ходили гораздо быстрее. Почему? Тут и так все понятно.
И еще, не вижу большой сложности для “рукастых людей” иметь одну лодку нужного класса. Уверен что перегруженная лодка класса F5E будет идти хуже, чем ее аналог специально сделанный по вышеуказанному принципу под вес в 4 кг.
… Уверен что перегруженная лодка класса F5E будет идти хуже, чем ее аналог специально сделанный по вышеуказанному принципу под вес в 4 кг.
Но еще лучше иметь по две посудины с соответствующим водоизмещением для каждого класса с полным комплектом парусов и по паре бульбов на каждую. Одна -торпеда для резки, другая- пузатик для полных курсов. Сам попадал, когда пара переставленных буёв все карты путала.
Уверен что перегруженная лодка класса F5E будет идти хуже, чем ее аналог специально сделанный по вышеуказанному принципу под вес в 4 кг.
Уверяю, что и недогруженная на 0,5 кг IOMовская лодка тоже будет далека от идеала. Когда начинали делать семисотки, мы это проходили. Было сделано несколько практически одинаковых лодки (корпус в матрице, такелаж и т.д. одинаковые). Но если исходная была с балластом 1кг и водоизмещением 2кг. То на двух следующих вес балласта был уменьшен до 800гр. Ничего хорошего не получилось. Если первая ходила великолепно, то две следующие ходили отвратно (другая центровка) до тех пор, пока на них не повесили расчетные родные балласты 1кг.
Не знаю, мужики, не знаю… У меня сейчас NOUX из IOM-ов общим весом на 3750 летает как ласточка. Нос немного высовывается, но все сразу встает на свои места, как ветерок >= 1,5 м/с. Но я подумаю еще и вылью ей бульб на 2500 вместо текущего на 2350. Поглядим… Но вряд ли…
Учитывая опыт выделки первой формы и ваши советы была сделана вторая форма. Первую форму я приклеил к болвану из пенопласта и максимально ошлифовал поверхность. Считаю, что увеличение в объеме не сильно скажется на оригинальных обводах. Форма была покрыта одним слоем мыла и одним слоем крема для бритья «Арко». Форму выклеивал из 2 полотен по 145 гр/м2 и 2 полотен по 30гр/м2. Использовал минимум эпокси, и соотношение смолы и отвердителя немного поменял с 1:10 до 1:11, для достижения эластичности. После кристаллизации форма легко была отделена от болвана. Весы показали 196гр до обрезания и шлифовки. По сравнению с прошлой формой в ней полностью отсутствуют пузыри воздуха. В первой форме пузырей было очень много. Форма получилась намного эластичней чем предыдущая, которая крошилась в кромки борта и была жесткой.
…По сравнению с прошлой формой в ней полностью отсутствуют пузыри воздуха. В первой форме пузырей было очень много. Форма получилась намного эластичней чем предыдущая, которая крошилась в кромки борта и была жесткой.
Ну совсем другое дело! 😃 И очень хорошо, что пузырей нет- а то сосала бы водичку регулярно. А то, что элластичная вышла- так это хорошо. У меня больше недели доходила, у знакомого- чуть ли не месяц.
Какая смола использовалась?
Какая смола использовалась?
Использовал ЭД-20. У меня вопрос:
до какого состояния шлифовать поверхность - до идеально гладкого (сейчас шлифую 600-ой под водой) или можно будет оставить немного фактуры ткани, которая будет заделана грунтовкой во время покраски.
Вес уменьшился до 180 гр
…У меня вопрос: до какого состояния шлифовать поверхность …Вес уменьшился до 180 гр
Ну, доводить до полного истощения такую симпатичную лодочку совершенно не обязательно 😃. Под водичкой шестисоткой, итд шкуркой уже грунт доводят. Как под грунтовку шкурят? Так же и здесь. Главное, чтобы обводы были ровными.
Я так делал:
После вставания и обрезания лишнего (корка на болване) ставил напротив лампочку и по отбликам выявлял проблемные места. Шкурил (в том числе и сухариками), протирал мокрой тряпкой для контроля и опять шкурил. Тонкий верхний слой так и сошкурил 😃
Доброго времени суток!
В корпус вклеил два шпангоута и пустил рейку 5х5мм вдоль борта. Очень тяжело вклеивался нулевой шпангоут. На приложенном фото результат 40 минут экспериментов.Текущий вес корпуса составляет 220гр. Длина 980мм, что на 8мм короче проекта. В темах постройки Vanquish Уилли писал о том, что нужно защитить корпус и дерево от воды, и покрыть его внутри автомобильным лаком. Подскажите, каким лаком покрывали свои корпуса?
Начал строительство киля из 4мм фанеры с размерами согласно чертежу. Вес киля до оклейки стеклотканью составляет 88гр. Планирую оклеить одним слоем 140гр.м2 и одним слоем 30гр.м2
…вес корпуса составляет 220гр. Длина 980мм, что на 8мм короче проекта.
…Подскажите, каким лаком покрывали свои корпуса?
…Начал строительство киля из 4мм фанеры с размерами согласно чертежу. Вес киля до оклейки стеклотканью составляет 88гр. Планирую оклеить одним слоем 140гр.м2 и одним слоем 30гр.м2
По поводу длины особенно беспокоиться не стоит. 15 мм демпфера на форштевень (по правилам >= 10 мм) и забыть!
Я втирал “Яхтлак”. На самом деле (IMHO) это обычный нитро-лак + маркетинг. Думаю, что для этой цели лучше банка, чем аэрозоль.
Про киль. Лодочка (пока по весу) выходит очень неплохая. Не стоит расслабляться и губить её дедушкиным килем. Его идея состоит в том, чтобы при минимальном весе быть максимально жестким как на изгиб так и на кручение. Толковый киль прогибается до 5 мм при его горизонтальном положении с бульбом 2500. Такое едва обеспечивали кили из профилированной фанеры 1-1,5 мм со стеклом и одной трубой. Лучший резульрат- 3-3,5 мм отклонения от горизонтали. Это матрица, по три слоя стекла (два угля) на кахдую половину, плотный пенопласт или смола с микросферой в качестве наполнителя и угольная планка 1,5-2 мм по всей длине. В общем:“…Думайте сами, решайте сами- иметь или не иметь…”
ЗЫ: может и еще чего уже придумали 😉…
Измерил водоизмещение. Согласно чертежу 3,780гр. Вес корпуса и балласта составил 3,250гр., что на 530 гр. меньше. Мидель шпангоут легко стоит на своем месте, а ширина в районе 1 и 9 шпангоутов соответствует чертежу. В измерениях не ошибся, т.к. перевешивал несколько раз. Куда делись 530гр?!
ЗЫ: фото кормы и носа ужасные
Измерил водоизмещение. Согласно чертежу 3,780гр. Вес корпуса и балласта составил 3,250гр., что на 530 гр. меньше. Мидель шпангоут легко стоит на своем месте, а ширина в районе 1 и 9 шпангоутов соответствует чертежу. В измерениях не ошибся, т.к. перевешивал несколько раз. Куда делись 530гр?!
ЗЫ: фото кормы и носа ужасные
А аппаратура, питание, рангоут, такелаж, палуба учитывались?
А аппаратура, питание, рангоут, такелаж, палуба учитывались?
если добавить 530гр. (пусть то аппаратура или такелаж с палубой) нос и корма будут уже частично погружены в воду, что не соответствует чертежу
если добавить 530гр. (пусть то аппаратура или такелаж с палубой) нос и корма будут уже частично погружены в воду, что не соответствует чертежу
Значит, где-то промашка.
Но нет худа без добра! Если уложитесь в 3250 то выйдет замечательная F5E лодочка!😃
Сперво поздравляю тебе к строителства яхты.
F5-E или IOM ещё не важно (первая за неприятеля, вторая за друга, третяя за меня)
Всё что Niver писал о вес, я тоже так думаю.
Сегодня при IOM тоже строителство легко, легкее и ещё легкее. В конце работы они клеит ещё 150г - 250 г плумбум на земле корпуса.
ВАЖНО
Если F5-E, дистанция от земле корпуса до самый нижный пункт балласта 38 см
(больше чем у IOM)
Стекло корпуса:
Не важно, сколько г/кв м. Важнее систем ткана. Надо есть кипер (саржевое переплетение)
C этим я могу делать 1 слой из 1 штук. Часто 2*163г/кв м или 3* 105 г/кв м
последная слой 25-50 г/кв м не получают в варианте кипер. Надо делать 2 штуки/слой.
Желаю много радостно и частливов у строителства.
Улли
Привет, unaone.
Куда пропали? Я тоже начал строить arrow, на неделю позже Вас. Закончил палубу, как на чертеже, но зачем там эта надстройка? Киль и руль - дюраль 3 мм + фанерные щечки + стеклоткань в 1 слой + автошпаклевка + краска из баллончика. Отлил бульб по чертежу, полученному из бульбкалькулятора, на который ссылался ULI. Вес вместо обещанного 2.4 оказался 1.850, так что имейте ввиду. В следующие выходные начну монтировать киль. Фото нет, вес корпуса вместе с палубой и миддльшпангоутом, после шпаклевки и окраски 850 г. Закончил шаблон для паруса. Для мачты нашел только дюралевую трубку 10 мм. Стараюсь успеть испытать в этом году, но могу строить модель только по выходным. Всем привет и успехов.
Отлил бульб по чертежу, полученному из бульбкалькулятора, на который ссылался ULI
Уже час безрезультатно гоняю поиск. Можете ткнуть носом в ссылочку на бульбулятор?
Уже час безрезультатно гоняю поиск. Можете ткнуть носом в ссылочку на бульбулятор?
Смотрите BulbCalc во вложении
Привет, unaone.
Закончил палубу, как на чертеже, но зачем там эта надстройка? Киль и руль - дюраль 3 мм + фанерные щечки + стеклоткань в 1 слой + автошпаклевка + краска из баллончика. Отлил бульб по чертежу, полученному из бульбкалькулятора, на который ссылался ULI. Вес вместо обещанного 2.4 оказался 1.850, так что имейте ввиду.
Спасибо. Постараюсь учесть Ваш опыт с бульбой.
Сейчас медленно строю надстройку в носу (бак). Назначение надстройки, кроме эстетического, для меня не совсем понятно. Возможно при сильных порывах ветра когда яхта уходит носом под воду дополнительный запас плавучести, обеспеченный баком, помогает быстрее вернуться в нормальное положение. См. фото.
Фото нет, вес корпуса вместе с палубой и миддльшпангоутом, после шпаклевки и окраски 850 г. Закончил шаблон для паруса. Для мачты нашел только дюралевую трубку 10 мм. Стараюсь успеть испытать в этом году, но могу строить модель только по выходным. Всем привет и успехов.
Если не возникли такие же проблемы с водоизмещение как у меня (см. выше), то вес я считаю хороший. Вот несколько полезных ссылок по весу ссылка1, ссылка2
Хотел использовать бальзу 6мм в конструкции корпуса, но был разочарован ее прочностью - легко крошиться в руках. Детали испытывающие нагрузку мачты, вант и киля делаю из 4мм фанеры.
Сообщение от itdxtyrj
Отлил бульб по чертежу, полученному из бульбкалькулятора, на который ссылался ULI. Вес вместо обещанного 2.4 оказался 1.850, так что имейте ввиду.
Проверил bulbcalc, он всё считает правильно.
Другое дело, что он сделан именно под свою технологию изготовления балласта, поэтому, ищите ошибку у себя.
…Возможно при сильных порывах ветра когда яхта уходит носом под воду дополнительный запас плавучести, обеспеченный баком, помогает быстрее вернуться в нормальное положение. См. фото…
У яхты на этом фото просто недостаточное водоизмещение и высота палубы над водой. Говорю это как владелец данного экземпляра. Все это учтено в следующем варианте. Поверьте, если вы зарылись, то проиграли столько (в скорости), что дополнительный запас плавучести никак не поможет. Назначение выпуклого бака со стороны ходовых качеств мне не понятно. Поэтому я его не делаю. Другая сторона- эстетическая, но это на вкус и цвет… Еще по поводу плоских и фигурных палуб слышал такое: “Это просто американская и европейская школы”. Конец цитаты. Я понял, что это как у медиков- одни говорят, что на больное место надо тепло, другие- холод. Сорри за оффтопик.
PS: А по поводу материалов для киля- вы не правы. Но для первой, на пробу, сгодится.
По бульбкалькулятору, с учетом погрешности токарной болванки, отливка у меня вышла -4%