Пенолёт ЯК-12

Chipmaster

Спасибо. Попробую. Однако что то лениво копаться в неведомом для меня софте (к тому же судя по всему довольно навороченном) ради одной модели… Но всё таки попытаюсь. Спасибо. 😃

boroda_de

Тут на форуме есть уроки по Рино для скачивания. Очень легко обучиться да и на будущее пригодится.

8 days later
Chipmaster

Ребяты подскажите. “Авиаконструктор” я ещё начинающий и неопытный, поэтому многого не знаю и недопонимаю. На рыбкинских эскизах на общем виде в профиль, профиль крыла (вот блин - тавтология получилась 😁 ) у концевой хорды обоюдовыпуклый, около корневой хорды - вообще не смог разглядеть какой. Однако на нарисованнх отдельно профилях крыло и у концевой хорды и у корневой снизу плоское, сверху стандартно-выпуклое. Блин - тяжко не зная терминологии и тонкостей пытаться объяснить проблему. Подскажите пожалуйста:

  1. Где прочитать (желательно доступным языком и с иллюстрациями) про прфили крыла, чтобы не изобретать определения, а изъясняться всем понятными терминами.
  2. Какой профиль делать глядя на рыбкинские эскизы (простите меня, может я и неправ, но назвать это чертежами - язык не поворачивается) с учётом того, что модель будет побольше рыбкинской - размах планируется полтора метра (если это важно).

С уважением, Сергей.

boroda_de
Chipmaster:

Где прочитать

www.rcdesign.ru/articles/avia/wings_profile
www.rcdesign.ru/articles/avia/wings_profile2
Мой бред по этому поводу (самореклама), там и ссылки на статьи и книги

Я-бы делал “классический” ClarkYH с негативной круткой ~1,5°. Делал такой Як-12 с размахом 1,2м, очень понравилось. Только желательно установочный угол делать поменьше, чем у оригинала: ~1,5° у корня (концевая получится в 0)

Chipmaster
boroda_de:

www.rcdesign.ru/articles/avia/wings_profile
www.rcdesign.ru/articles/avia/wings_profile2
Мой бред по этому поводу (самореклама), там и ссылки на статьи и книги

Спасибо большое - прямо сейчас обязательно почитаю.

boroda_de:

Я-бы делал “классический” ClarkYH с негативной круткой ~1,5°. Делал такой Як-12 с размахом 1,2м, очень понравилось. Только желательно установочный угол делать поменьше, чем у оригинала: ~1,5° у корня (концевая получится в 0)

Скажите пожалуйста - а без крутки можно сделать? Полёты предполагаются не для каких то спортивных достжений, а просто что то типа “копийных” спокойных полётов для собственного удовольствия. Я вообще этим занимаюсь исключительно ради простого удовольствия, не ради спорта или достижений. 😃 Что может меня ожидать в полёте без крутки крыла?

ЗЫ И ещё - СlarkY чем плох? Насколько я понимаю СlarkY это плоско-выпуклый профиль? Или я что то путаю?

boroda_de

ClarкY тоже можно.
Без крутки тоже можно, просто для начинающего пилота с круткой будет понадёжнее.
Вы статьи-то прочитайте

Кузя
Chipmaster:

Всем привет. Братцы, поделитесь кто нить чертежами (с раскроем) на небольшой (1…1,5м в размахе) объёмный пенолёт-полукопию ЯК-12. Желательно со спецификацией по оборудованию - какое двигло, регулятор и прочее… Буду невероятно признателен. Поиск по форуму по ключевым словам “ЯК-12”, “ЯК12”, “YAK-12”, “YAK12” ничего не дал… Очень хоцца собрать сей ераплан… 😃

Видимо пора в ветках чертежей и полукопий прям в самом начале созавать тему.
Любителям ЯК-12 туда то и туда то.
Я по пробовал найти инфу по ЯК-12 поисковиком, результат 3 страницы и около 10 тем по моделям ЯК-12 .
Странно как то😇

Chipmaster
boroda_de:

…Вы статьи-то прочитайте

Да, уже читаю, спасибо. Те, которые на из сборника статей сего сайта я уже читал и неоднократно. И периодически к ним возвращаюсь за ответами. А вот Ваши мысли ещё не читал и сейчас как раз этим и занят. 😃

Кузя:

…Я по пробовал найти инфу по ЯК-12 поисковиком, результат 3 страницы и около 10 тем по моделям ЯК-12 .
Странно как то😇

Не знаю почему, но шастая по темам я натыкаюсь на ЯК-12 не сказать что очень уж часто, но тем не менее не редко. А вот поиск мне ничего не даёт. Абсолютно. 😦

Chipmaster

Всем привет. Подскажите пожалуйста - как лучше сделать стойку шасси на ЯК-12? Хочется сделать как у прототипа - с подкосами (или это амортизаторы?), но если сделать их жёсткими, то стойка не будет амортизировать, а это не есть гуд.

Chipmaster

Ууууу… Как всё просто то… И в то же время непросто. Буду думать - может быть таки сделаю нечто подобное, только по своему, а может быть откажусь от “амортизатора”… В любом случае спасибо за фото и чертёж, теперь всё понятно стало. 😃

Chipmaster

Как уже писал я сейчас на вахте, но вечера свободны и не хочется терять время даром. Решил делать какие то элементы и детали из тех материалов, которые мне здесь доступны. Сегодня сделал дутик.

Но сразу появилась потребность в совете знающих людей. Делать ли привод от сервы РН или оставить его свободно-вращающимся в пределах определённого сектора (чтобы при посадке он не оказался вывернутым “ногами вперёд” и не произшло рывка модели при касании земли)? Если оставить его свободно-вращающимся, то достаточно ли будет площади РН для руления на земле на небольшой скорости?

С Уважением, Сергей.

ЗЫ И ещё - стОит ли делать закрылки вообще? И если всё таки стОит, то в каком качестве - в дополнение к элеронам или именно в качестве закрылков? Тут есть одна темка - там автор на своём ЯКе “срастил” закрылки с элеронами для лучшей управляемости модели. Но модель то, задуманная мной, не пилотажная и чрезмерная резвость как бы и не нужна. Но не получилось бы так, что она вообще вялая получится настолько, что летать будет либо сложно либо вообще нереально. Вот поэтому я и в сомнениях.

ЗЫЗЫ 2 admin Когда приступлю к постройке модели в полном объёме, обязуюсь не замусоривать тему и открыть новый топик в соответствующем разделе форума, где буду поэтапно, по мере продвижения выкладывать фотоотчёты о процессе постройки модели. 😃

boroda_de

Пенолёт Як-12 с размахом 1,2м даже при весе в ~800г (коллекторник + NiMh) без закрылков прекрасно садится. Со взлётом на полупустых батареях были проблемы 😈, но не думаю, что закрылки сильно помогли-бы.
Хвостовое колесо делал управляемым, на малом газу рулить скорее лучше, на разгоне имхо РН и без колеса или справляется или нет (боковик), т.к. хвост быстро поднимается.

Chipmaster

Ясно, спасибо, тогда с закрылками заморачиваться не буду, ещё проще. 😃 То есть Вы считаете, что элеронов, выполненных в масштабе (копийных) должно хватить для уверенного управления моделью?

boroda_de

Если сделаете крыло без перекосов, то да, должно вполне хватить. На моём были 22х5см (5см в самой широкой части), даже на подобие восходящей бочки хватало (уже с БК), но это уже извращение конечно. Размах точно 124см

Chipmaster

У меня получаются 305х50мм (50 - в самой широкой части). Так получилось при масштабировании рыбкинских эскизов до 1,5м в размахе.

А как посоветуете - на дутик отдельную серву ставить или использовать серву РН?

boroda_de

Можно к серве РН привязаться через пружинку, чтоб серве зубы не выбило.

Chipmaster
boroda_de:

Можно к серве РН привязаться через пружинку, чтоб серве зубы не выбило.

Вот-вот… Именно это и смущало… Хорошо - подумаю как сделать лучше. 😃 Есть ещё авантюрная мысль сделать переднюю стойку шасси чем то похожую на прототипную по механизму действия… Не ради выпендрёжа, а ради проверки своих конструкторских навыков - я же впервые беде строить модель без конкретных чертежей… Хочется посмотреть что получится. У меня к Вам ещё один вопросик есть, если можно. Я вот сейчас смотрю на профиль крыла и вижу что при размахе 1,5м у меня консоль у корневой хорды имеет высоту профиля всего 26мм, а у концевой - 19мм… Что то стали сомнения посещать - а не маловато ли для модели с таким размахом?? Не подскажете с высоты своего опыта и знаний - это нормальная высота или я где то ошибся? Профиль Clark-YH.

boroda_de

imho 19мм это при 12%-м профиле ~158мм концевая хорда, сроде сходится. Можно сделать конечно милиметра на 4 толще и на полградуса-градус закрутить законцовки вниз, будет менее капризен на больших углах атаки/низкой скорости.

Chipmaster

Cпасибо. Сейчас хочу найти где нибудь на просторах ИНЕТа методику построения профилей… Хочу вникнуть в это дело, а не тупо следовать чертежам… 😃

Петрович
Chipmaster:

Cпасибо. Сейчас хочу найти где нибудь на просторах ИНЕТа методику построения профилей… Хочу вникнуть в это дело, а не тупо следовать чертежам… 😃

Все до ужаса просто!!!
Нервюра от передней кромки до задней есть 100%
Проводите линию на миллиметровке (это будет хорда) и делаете две черточки растояние междуними равно длинне нервюры.
Далее находите таблицу на профиль, там три ряда цифирь.
В верхней колонке расстояние от передней кромки в %
Например стоит цифирь 15, длина нервюры 100 мм, следовательно через 15 мм проводите черту перпендикулярную хорде…
Вторая цифирь растояние от хорды вверх, тоже в % от длинны нервюры…
Например стоит цифирь 10, следовательно на черте перпендикулярной хорде вверх откладываете 10мм…
Третья цифирь соответственно расстояние от хорды вниз тоже в % от длинны нервюры… Если число отрицательное (со знаком -) значит профиль выпукло-вогнутый и нижняя кромка вогнутая внутрь профиля выше хорды (обычно на яропланах зари авиации)…😈