Пенолёт ЯК-12

Chipmaster
boroda_de:

…Вы статьи-то прочитайте

Да, уже читаю, спасибо. Те, которые на из сборника статей сего сайта я уже читал и неоднократно. И периодически к ним возвращаюсь за ответами. А вот Ваши мысли ещё не читал и сейчас как раз этим и занят. 😃

Кузя:

…Я по пробовал найти инфу по ЯК-12 поисковиком, результат 3 страницы и около 10 тем по моделям ЯК-12 .
Странно как то😇

Не знаю почему, но шастая по темам я натыкаюсь на ЯК-12 не сказать что очень уж часто, но тем не менее не редко. А вот поиск мне ничего не даёт. Абсолютно. 😦

Chipmaster

Всем привет. Подскажите пожалуйста - как лучше сделать стойку шасси на ЯК-12? Хочется сделать как у прототипа - с подкосами (или это амортизаторы?), но если сделать их жёсткими, то стойка не будет амортизировать, а это не есть гуд.

Chipmaster

Ууууу… Как всё просто то… И в то же время непросто. Буду думать - может быть таки сделаю нечто подобное, только по своему, а может быть откажусь от “амортизатора”… В любом случае спасибо за фото и чертёж, теперь всё понятно стало. 😃

Chipmaster

Как уже писал я сейчас на вахте, но вечера свободны и не хочется терять время даром. Решил делать какие то элементы и детали из тех материалов, которые мне здесь доступны. Сегодня сделал дутик.

Но сразу появилась потребность в совете знающих людей. Делать ли привод от сервы РН или оставить его свободно-вращающимся в пределах определённого сектора (чтобы при посадке он не оказался вывернутым “ногами вперёд” и не произшло рывка модели при касании земли)? Если оставить его свободно-вращающимся, то достаточно ли будет площади РН для руления на земле на небольшой скорости?

С Уважением, Сергей.

ЗЫ И ещё - стОит ли делать закрылки вообще? И если всё таки стОит, то в каком качестве - в дополнение к элеронам или именно в качестве закрылков? Тут есть одна темка - там автор на своём ЯКе “срастил” закрылки с элеронами для лучшей управляемости модели. Но модель то, задуманная мной, не пилотажная и чрезмерная резвость как бы и не нужна. Но не получилось бы так, что она вообще вялая получится настолько, что летать будет либо сложно либо вообще нереально. Вот поэтому я и в сомнениях.

ЗЫЗЫ 2 admin Когда приступлю к постройке модели в полном объёме, обязуюсь не замусоривать тему и открыть новый топик в соответствующем разделе форума, где буду поэтапно, по мере продвижения выкладывать фотоотчёты о процессе постройки модели. 😃

boroda_de

Пенолёт Як-12 с размахом 1,2м даже при весе в ~800г (коллекторник + NiMh) без закрылков прекрасно садится. Со взлётом на полупустых батареях были проблемы 😈, но не думаю, что закрылки сильно помогли-бы.
Хвостовое колесо делал управляемым, на малом газу рулить скорее лучше, на разгоне имхо РН и без колеса или справляется или нет (боковик), т.к. хвост быстро поднимается.

Chipmaster

Ясно, спасибо, тогда с закрылками заморачиваться не буду, ещё проще. 😃 То есть Вы считаете, что элеронов, выполненных в масштабе (копийных) должно хватить для уверенного управления моделью?

boroda_de

Если сделаете крыло без перекосов, то да, должно вполне хватить. На моём были 22х5см (5см в самой широкой части), даже на подобие восходящей бочки хватало (уже с БК), но это уже извращение конечно. Размах точно 124см

Chipmaster

У меня получаются 305х50мм (50 - в самой широкой части). Так получилось при масштабировании рыбкинских эскизов до 1,5м в размахе.

А как посоветуете - на дутик отдельную серву ставить или использовать серву РН?

boroda_de

Можно к серве РН привязаться через пружинку, чтоб серве зубы не выбило.

Chipmaster
boroda_de:

Можно к серве РН привязаться через пружинку, чтоб серве зубы не выбило.

Вот-вот… Именно это и смущало… Хорошо - подумаю как сделать лучше. 😃 Есть ещё авантюрная мысль сделать переднюю стойку шасси чем то похожую на прототипную по механизму действия… Не ради выпендрёжа, а ради проверки своих конструкторских навыков - я же впервые беде строить модель без конкретных чертежей… Хочется посмотреть что получится. У меня к Вам ещё один вопросик есть, если можно. Я вот сейчас смотрю на профиль крыла и вижу что при размахе 1,5м у меня консоль у корневой хорды имеет высоту профиля всего 26мм, а у концевой - 19мм… Что то стали сомнения посещать - а не маловато ли для модели с таким размахом?? Не подскажете с высоты своего опыта и знаний - это нормальная высота или я где то ошибся? Профиль Clark-YH.

boroda_de

imho 19мм это при 12%-м профиле ~158мм концевая хорда, сроде сходится. Можно сделать конечно милиметра на 4 толще и на полградуса-градус закрутить законцовки вниз, будет менее капризен на больших углах атаки/низкой скорости.

Chipmaster

Cпасибо. Сейчас хочу найти где нибудь на просторах ИНЕТа методику построения профилей… Хочу вникнуть в это дело, а не тупо следовать чертежам… 😃

Петрович
Chipmaster:

Cпасибо. Сейчас хочу найти где нибудь на просторах ИНЕТа методику построения профилей… Хочу вникнуть в это дело, а не тупо следовать чертежам… 😃

Все до ужаса просто!!!
Нервюра от передней кромки до задней есть 100%
Проводите линию на миллиметровке (это будет хорда) и делаете две черточки растояние междуними равно длинне нервюры.
Далее находите таблицу на профиль, там три ряда цифирь.
В верхней колонке расстояние от передней кромки в %
Например стоит цифирь 15, длина нервюры 100 мм, следовательно через 15 мм проводите черту перпендикулярную хорде…
Вторая цифирь растояние от хорды вверх, тоже в % от длинны нервюры…
Например стоит цифирь 10, следовательно на черте перпендикулярной хорде вверх откладываете 10мм…
Третья цифирь соответственно расстояние от хорды вниз тоже в % от длинны нервюры… Если число отрицательное (со знаком -) значит профиль выпукло-вогнутый и нижняя кромка вогнутая внутрь профиля выше хорды (обычно на яропланах зари авиации)…😈

Chipmaster

Спасибо, я уже откопал в ИНЕТе это дело. 😃 Вот только не всё понятно. Вот по этой ссылке jmk-project.narod.ru/b/…/750.htm есть таблица профилей. Согласно другому аналогичному источнику 33 профиль этой таблицы должен соответствовать профилю CLARK YH 12%. Однако цифры в строке Yн (вниз от хорды) говорят о том, что профиль снизу будет вогнутым. Но ведь это не так. И всё же посудите сами: сначала (2,5%) вниз от хорды идём на 3,5%, затем (5%) отступаем уже всего 0,9%, потом 0,4 и так далее… Получается что чем дальше от носика нервюры, тем меньше вниз от хорды отступ. Получается вогнутая линия… или я что то неправильно понял?

boroda_de

В программе profili есть не только хуча профилей, но и возможность набивать профиль от руки.
Там-же их можно по дреловской методе “продуть”. Вот только на печать или в DXF она без регистрации не выдаёт.

При построении нужно учитывать значения + или -. У вас носик строится вверх от осевой (+), затем опускается до ноля, и в конце чуть поднимается вверх.

Chipmaster

Не хочу показаться назойливым, но постройка этой модели (к тому же я впервые делаю модель без детализированных чертежей) рождает кучу вопросов, найти ответы на которые не всегда получается самостоятельно. Вот и ещё один такой вопрос - сужение профиля крыла у этого самолёта происходит равномерно от корневой хорды до концевой или профиль не изменен от корневой хорды до сужения плоскости крыла, а вот дальше в соответствии с геометрией профиля сужается к концевой хорде? Надеюсь, изложил суть вопроса доходчиво… 😃

boroda_de

На прямом участке крыла профиль остаётся неизменным. При уменьшении хорды соответственно уменьшается высота профиля, если профиль не менять. В угоду лётным данным я-бы оставил высоту профиля на всём крыле неизменной вплоть до законцовки (получится на законцовке профиль относительно толще). И с лонжероном так проще будет.

Chipmaster

То есть у концевой хорды оставить высоту профиля такой же как и у корневой? А как это сделать практически? Концевая хорда ведь короче… С трудом представляю себе форму концевой нервюры, если честно…

ЗЫ Пока писал, возник ещё один вопрос. Вы уже меня не пинайте сильно за настырность…😊 Просто хочется сделать всё грамотно и красиво (по другому и не умею - не учили 😃 ), а опыта ещё маловато… А вопрос касается элеронов. Суть в следующем. Границы выемки в задней кромке консоли, в которую устанавливается элерон, параллельны продольной оси самолёта, а вектор перемещения элерона расположен к продольной оси по углом, равным углу скоса задней кромки консоли к концевой хорде. Таким образом получается, что при перемещении элерона, его может заклинить в проёме. Не подскажете как победить эту проблему? Не столько в угоду копийности, сколько ради собственного удовлетворения и привычки делать всё качественно и красиво я не хочу навешивать элероны на разные там плёнки, скотч и прочие дискеты, хотя это намного проще и практичнее. Я хочу сделать элероны как изображено на вложении. Поэтому хочется грамотно решить проблему перекоса элерона в проёме при его перемещении. 😃 Конструкцию навески элеронов на шарниры я уже тщательно продумал - здесь вопросов нет.

boroda_de
Chipmaster:

А как это сделать практически?

Непропорциональным скалированием профиля в любом графическом редакторе, начиная с Paint. Высота профиля остаются неизменной, хорда уменьшается. Или , если строите по точкам, уменьшаете отрезки по оси Х, а У считаете от “полной” хорды.
По элеронам. На законцовке там щель для свободного хода без заеданий есть, и элероны типа Фрайз, они не такие, как у Вас нарисовано. Как такие элероны делаются и навешиваются есть например в моей теме про Вилли нашего Мессершмитта.
Тут есть фото законцовки:
aeroprakt.ru/…/hb4z0ew8lyqemu5lajouzmdhn8kawy-org.…