Extra 300S из потолочки. Чертежи + обзорная статейка
Сегодня попробовал . И… фиаско…
В свое время делал аналогичную штуковину и забросил немного поигравшись. Небольшие капоты и фонари гораздо проще сделать засунув болванку в подходящую бутылку и усадить ее. И ПЭТ там как раз самый подходящий. У технологии есть ограничения по изготовлению деталей со впадинами/выборками (или как еще их назвать), но для некопийных самолетов это учитывается на стадии проектирования. Для метровых самолетов самое то. Впрочем у меня был опыт изготовления фонаря для Экстры с размахом 1,6м - усаживал 30л кегу из магазина разливного пива, получилось с 4-й попытки.
ак вот у меня вопрос - где его можно раздобыть это Вивак и какую температуру и время нагрева надо выдерживать.
такие симптомы наблюдаются если материал набрал влагу при хранении. Поэтому перед формовкой лучше просушить лист в духовке при 50гр в течении суток.
Гонять сутки духовку- хороший совет И на работу не ходит ,а сидеть и бдеть чтобы пожару не наделать…
А стоит-ли??? Этот ПЭТ хранился между шкафом и гипсовой межкомнатной стеной. и сам еще покрыт защитной пленкой с двух сторон.
Сегодня в обед порылся во всемирной помойке, т.е. интернете Искал все что попадется про ПЭТ-Г. Нашел пару сайтов, где его можно купить не тоннами . На одном из сайтов минимальная партия 10 листов 0,5х800х1000 по цене от 220 р. за лист. Но оказалось, что это цена древняя да еще и оптовая , а сейчас почти от 300 р. и то если тоннами брать, а для 10 листов - цена по 399 руб … итого 3990 рублей и доставка по Москве еще всего-то 3000 руб. . А для замкадышей ваще особый разговор… ,А на фига простому моделисту-одиночке сразу 10 листов.
На других сайтах листы по 2000 мм. длиной и цена тоже от 2000 р. и более
Сейчас вот-только подруга жены художница -как раз из тех самых шизайнеров принесла обрезки ПЭТ толщиной 0,5 мм. Он значительно более гибкий. Надо будет попробовать его. Если получится что-то, пусть даже побелевшее- то надо будет договорится с магазином для дизайнеров- может и потоньше привезут да еще и с буквой Г.
Сейчас вот-только подруга жены художница -как раз из тех самых шизайнеров принесла обрезки ПЭТ толщиной 0,5 мм. Он значительно более гибкий.
Я покупал несколько листов ПЭТ, разной толщины. Все равно они белели, даже пробовал играться с температурой нагрева. Им можно что то делать, которое не нужно сильно тянуть. Но это мне не подходило. У нас ближайший пункт покупки ПЭТ-Г Новосибирск, под заказ. Для меня это не подходит. Поэтому приноровился тянуть из бутылок. Рекламный пластик годится только для оформления витрин, вытягивать из него что-то прозрачное просто невозможно. Остается только один путь - объединяться с единомышленниками и закупать большие листы. В маленьких городах это сделать сложно.
Много обсуждений, предположений и домыслов по поводу пластика для термо-вакуумной формовки…
Давайте я расскажу о своих изысканиях в этом вопросе.
Существует два вида пластиков, внешне очень похожие друг на друга: АПЭТ и ПЭТ-г. Мы, как и большинство, тоже начали свои эксперименты с АПЭТ. Он подешевле и более распространён, есть практически в любой рекламной конторе. Так вот, этот пластик не пригоден для термо-вакуумной формовки, от слова АБСОЛЮТНО. Никакие танцы с бубном не дадут положительного результата.
Для термо-вакуумной формовки необходимо применять исключительно ПЭТ-г. Производитель может быть любой (Германия, Испания, Россия, Корея…), главное - ПЭТ-г.
Теперь за толщину материала (применительно к размерам обсуждаемого аэроплана).
Мы начали эксперименты с толщины 0,5мм. Результат отрицательный, особенно на деталях с большой глубиной вытяжки. Детали в некоторых местах получались очень тонкими (тоньше полиэтиленового пакета), иногда даже рвались при формовке.
Использование толщины 0,75мм. Получше, но тоже не дало желаемого результата.
Пробовали 1,5мм. Для капотов глубокой вытяжки хорошо, но для фонарей получается слишком тяжело.
В итоге мы остановились на толщине 1мм.
Теперь, где это купить.
В общем-то фирм, торгующих этой фигнёй, есть. Не сказать, чтобы много, но всё же…
В последнее время я затаривался пластиком здесь: forda.ru/materials/3495/
Покупал там PETG SPECTAR
Цены у них +\- как у всех, много филиалов по стране, есть доставка, продают от одного листа стандартного формата.
Вчера из ПЭТа толщиной 0.5 какой он именно марки- фиг его знает с первой попытки практически получилось . абсолютно прозрачно , но немного не дотянул. Рамку с пластиком засовывал в уже нагретую духовку до 150 градусов духовку Время нагрева не засек, просто пробовал пальцем ( в перчатках) на продавливание.
Фонарь длиной 255 мм. высотой 70 мм и шириной 100 мм. со срезанным задом под углом больше чем 90 градусов. По низу получился примерно миллиметров 6-7 радиусный переход пластика в плоскость рамки .
Надо бы было сфоткоть и выложить здесь, но я начал экспериментировать дальше, нагрел второй раз , на пластике остался след там где у фонаря зад с отрицательным углом. в итоге в этом месте получилась при вакуумировании складка и фонарь еще больше не дотянуло. В общем я думаю, что если фонарь приподнять еще выше над дырявой площадкой, а в рамке сделать проем пошырше и подлиннее (на 2 попугая) , там еще останется кант для зажима пластика- то все должно получится. Просто делал все из обрезков фанеры 14 мм, что остались от облагораживания лоджий и хотелось бы сделать все побольше- но на что хватило- то и получилось . В общем, после доработки агрегата сфокаю результат и сам агрегат и выложу .
У меня назрела еще пара вопросов к топикстартеру - чем ПЭТ красите и чем клеите?
Лучше ухупором, он не оставляет следов, но дорогой и не везде можно купить. Я клею на термопистолет, держит хорошо. На циакрин клеить плохо, остаются белые пятна.
Крашу капоты аэрозольной краской из балончиков с хозмага. Лучше красить изнутри и зашкуривать мелкой наждачкой.
Если ПЭТг нужно склеить с таким же ПЭТом, то лучше всего дихлорэтан (в хозмагах его называют “Клей ДХЭ”).
Если ПЭТг нужно приклеить к потолочке, вполне удовлетворительно работает обычный клей Титан. Для пущей уверенности можно слегка “взлохматить” наждачкой глянец пластика на том месте, где будет нанесён клей.
Для покраски использую аэрозольные балончики. Акриловые, алкидные - без разницы. Но акриловые нравятся больше - сохнут быстрее.
ПЭТг перед покраской можно не шкурить, краска держится довольно неплохо. Главное, качественно обезжирить и не наваливать толстый слой.
И да, если есть возможность, прозрачный пластик очень хорошо красить изнутри, можно положить минимальный слой краски, только для цвета, а глянец даёт наружная поверхность пластика.
Спасибо за разъяснения. Просто на фотках (особенно на зеленой модели) фонарь кажется окрашенным синей полупрозрачной краской. Я думал, что недорогая краска из хозмагов не даст такого эффекта. А специализированные краски для окраски автомодельных кузовов в хоббийных магазинах стоят дорого и обычно эти деньги тратишь на что-нибудь другое, более нужное.
Пэт-Г очень хорошо клеит “Момент Гель”, например к дереву. На китах из дерева именно им проклеивают фонарь.
Пэт очень сложно красить изнутри в полутон, придавая прозрачный оттенок.
А момент гель- это что? Это густой циакрин в микро тюбике из киоска “Союз печать” ? Я пробовал жидким (как вода) циакрином из дизайнерского магазина. Если приложить силу, даже не очень большую- то отлетает мигом. Может потому что не сильно прижимал и не на долго ведь чем он жиже, тем мгновеннее схватывает.
Я так понимаю речь об этом клее. Я им не пользовался, но наверно это аналог “Момента Кристалл”? Надо взять, попробовать.
Да, это он.
Момент кристалл другой. Он больше для склеивания пенопластовых крестолетов подходит. Но я люблю UHU Creative, он не желтеет и такой же как POR (это я про пенолеты).
Кстати про POR, или часто еще пишут ПУР, это одно и тоже или нет? , Что-то ни в одном хоз/маге , по крайней мере здесь у нас -не один малчык (мерчендайзер или еще как их там обзывают ) ни разу не ткнул палцем на заветную баночку с таким содержимым. Просто пожимают плечами, Когда говоришь, что им еще плитку клеят - все они сразу показывают на “Титан” и больше ничего не могут предложить." Где этот POR прадаёца?
UHU POR, UHU Creative и PUR это разные клеи.
Про UHU я писал, клеит пенопласт.
Пуром приклеивают обычно пенопласт к дереву.
uhu.ru/gde_kupit/index875.html - написано где можно купить UHU. UHU Creative я последний раз видел на Озоне.
PUR501 по сути представляет собой монтажную пену в розлив. Из пузырька подается в виде похожем на обычную смолу ЭД-20 (это я для образности). Весит тоже по сути как смола. Но через некоторое время происходит вспенивание от воды содержащейся в воздухе (любой полиуретановый компаунд пенится от воды, зачастую в ничтожно малых количествах) и отвердевание. Пена не такая воздушная как из баллона и поэтому достаточно тяжелая. Прочность шва не такая сильная, но берет тем, что заполняет зазоры (можно забить до 3мм, а если с водой то и 5-6мм) и этим увеличивает площадь склейки. Достаточно хрупкий, от ПЭТ отскакивает на раз. Очень марает (пачкает) детали при склейке (это мое самое большое разочарование в этом клее) и постепенно схватывается (по стеночкам) в закрытом пузырьке.
ps а Моментом Кристалл мы приклеиваем лавсан к бойцовкам. Потолочку он жрет, но наверно подойдет для ЕРР?
PUR501 предназначен для дерева, но хорошо использовать для пенопласта. Постоянно склеиваю им вырезанные струной модели. Шов крепкий, при падении ни один самолет в месте склейки не сломался. Для ПЭТ не годится, так как действительно плохо с ним контактирует.
Спасибо за разъяснения. Просто на фотках (особенно на зеленой модели) фонарь кажется окрашенным синей полупрозрачной краской.
Так и есть. Только это не краска, а тонировочный лак, глубина тонировки зависит от количества слоёв.
Применяется для тонировки автомобильной оптики и продаётся в магазинах автозапчастей и аксессуаров.
Как обещал- немного подшаманил агрегат. А именно-расширил и удлинил окно в рамке. У вакуумной камеры вверху срезал по периметру кант, который возвышался над перфорированной площадкой, зашкурил все до выравнивания и наклеил по периметру уплотнитель. Теперь пластик в рамке зажимается всего лишь по полоске 15 мм по периметру, вместо первоначальных 30 мм… Этого оказалось вполне достаточно. Взял оставшийся кусок пластика ПЕТ-А, толщиной 0,5 мм, из того что притаранила подруга жены. нагрел его в духовке до 150 градусов подождал пока пластик провиснет. Он провис всего лишь на 15 мм т.е. как раз до низа Рамки,. Дальше провисание остановилось. Через 2-3 минуты в одном месте пластик начал белеть. То есть как пластик провис- дальше ждать нельзя. Быстро включил пылесос и прихлопнул рамку к уплотнителю. Потом сразу по периметру фонаря провел пальцами (в перчатках) , поддавливая пластик вниз и под фонарь. Он легко этому поддался. Возможно пылесос и сам бы засосал пластик, но я решил пока его воздухом не охладило, лучше помочь. А то раньше он быстро остывал и его недотягивало до конца. И вот фотки того что получилось Видео процесса снять было некому.
И вот фотки того что получилось
Поздравляем с удачной вытяжкой. У меня на прошлой неделе по безваккуумной технологии получился вот такой фонарь. Хотелось, правда коричневый, но первая кега ушла на две примерочные вытяжки - у одной не дотянулось спереди, у второй сзади. Затем в ход пошла прозрачная бутылка (первый раз попалась такая - из под газировки). На фото - то,что получилось в итоге, после стыковки с основанием. С приклейкой стык в стык различными клеями рисковать не стал - притянул к основанию с помощью узкого канцелярского скотча 3М, благо конфигурация деталей это позволила. Размер фонаря - 375мм в холке.