Composite ARF MX-2
В общем приобрел сей самолет. Вынашивал планы относительно давно, года полтора как, а тут, в связи с приобретением и установкой на большого библана мотора 3W157 CS TS “освободился” DA-150. Самолет купил в Москве, по случаю в барахолке. Зеленого “типа” копийного окраса. Изначально хотел желтого, но, глянув на зеленый, проникся.
Итак, собсно что имеем:
Размах - 2,9м
Длина - 2,7м
Вес - 16-17кг.
Протзводитель позиционирует его как самолет 40%-го размера, но, который позволяет установку мотора объемом 100-120 кубов. Заявка хороша. На этот предмет устроил розыскные мероприятия в англо и немецкоязычном интернете. У англоязычной части зафиксирована постройка такого самолета с мотором BME-110. Мотор является одним из самых легких в индустрии. При том, что самолет был некрашеный, в него за ненадобностью и жесткой экономией веса на был установлен батарейный бэкап, соответсвенно вторая батарея, не устанавливались обтекатели колес, сами колеса были из легкой микропоры ну и там отсутствует дым всякий-разный, установлен бак из ПЭТ. В результате ПОЛЕТНЫЙ вес составил всего-навсего 13,4 кг. При тяге типичной сотки в районе 20-24кг. вполне так ничего. УРА? Не а. Человек рассказывал потом, что мотора совсем хватает на все абсолютно, но при таких размерах получился воздушый шарик с гелием, который не может ровно летать при ветре сильнее 5м.с. Тогда резонный вопрос: Зачем нам кузнец? На который следует не менее резонный ответ: Нет, кузнец нам не нужен. В обшем будем строить с максимально допустимой при сборке композитного АРФ-а культурой веса, что подразумевает: лишнее отпилим, не нужного не поставим. Мотор будет тяжелый. Отпилить есть что. Сборка планера и качество сэндвича находится на весьма и весьма высоком уровне, но это явно не эксклюзивный и не единичный самолет, поэтому присутствуют огромные куски эпоксидно-микросферного связующего в совершенно не подобающих и не очень оправданных с точки зрения прочности местах. Из будем аккуратно обрабатывать чудесным инструментом дремелем. Можно утверждать, что на оковалке весом 16кг такие упражнения скажутся не сильно, но я привык к тому, что если из сотни мест убрать по 2 грамма уже получается 200. Баков будет два. Оба из ПЭТ, ибо ставить что-то полиэтиленовое это будет тяжело.
По комплектации набора:
Есть АБСОЛЮТНО все необходимое. Крепеж, монтажные площадки, тросы, кабанчики и качалки. Нужны лишь бак и колеса. Чуть богаче комплектация из встреченных мной только у новых серий великосамолетных перформанс серии моделей. Там даже лишнее остается, при том, что в комплекте есть даже кок винта. Если сравнивать с Криллом, то при сопоставимом качестве корок у Крилла с комплектацией не густо в лучшем случае. Не скажу за весь Крилл, однако катана 2,2 порадовала только кабанчиками, болтами крепления моторамы и шасси. И все. Полет фантазии далее не имеет границ. При том, что инструкция у Кати тоже была совершенно мутной. У композитных АРФ-ов инструкция написана так, что даже законченный даун(ясное дело англоговорящий или хотя-бы англочитающий даун) поймет что и куда надобно приклеить или привинтить. Ясно дело накосячить можно везде, но книжка написана хорошо.
А, и ще дали чехлы на весь самолет. Чехлы дело здоровское, но они сделаны из такой утеплительной пенной фигни с фольгированным покрытием. Причем из этой фигни они пошиты. Пришиты и кусочки липучки-велькро. Велькро такое добротное, при хорошем прилеплении попытка отлепить нахрапом приводит к прорыванию этой утеплительной штуки прямо по шву. Так что не помешает СРАЗУ проклеить с обратной стороны эти места каким-нибудь жутко липким и прочным армированным скотчем.
В ощем лирические отступления заканчиваю и далее буду писать по практике.
Из практики проистекает следующее:
Набор был поставлен с предприклеенными кабанчиками на всех рулях, посему этот этап пропускаем. Сегодня ночью(или самым ранним утром?) занимался капотом. Сложностей особо не встретил. При наличии чудо-дремеля естественно. Хотя корки капота давлены вакуумом есть места где неравномерна толшина стенок, поэтому приходится слегка подшлифовывать. Капот стоит ез двух половинок: верха и низа. Некоторые нестыковки есть в районе ноздрей. После минут так 10 неспешной и аккуратной подгонки половинки подружились и были подготовленны к монтажу. Сначала была на скотче отпозиционирована и приклеена нижняя часть. Потом по малярному скотчу, прозорливо налепленному по краю капота разметил отверстия крепежных винтов. Предлагается установить 3-х мм винты с головкой под шестигранник. Ответной частью являются грибки. Я пока закрепил все на шурупах от серв. По 4 с каждой стороны. После водворения нижней челюсти на место установил верхнюю. На 5 шурупах. После этого соединил половинки капота. оже шурупами по 4 с каждой стороны. А, да, предварительно было вклеено на 30-ти минутной эпоксидке полукольцо в переднюю часть. К нему надобно подклеить с двух сторон кусочки фанеры для соединения половинок капота в преденей части.
Итак, капот собран. При том, что пока отстутсвует электронная составляющая, а мотор уже есть было решено скакнуть через несколько глав инструкции и установить мотор. Заодно будет время на раздумья и борьбу с зеленым чудовищем, которое поддушивает слегка. Суть раздумий в приобретении комплекта труб или установке штатных пламегасителей. Пламегасители рычат аццки и неприятно, но они раза в три легче канистерок с патрубками. Да и работы меньше. Не надо будет дырявить фюзеляж в куче мест, приделывать лишние куски фанеры. А при том, что дури мотора на этот самолет гораздо больше, чем достаточно, то можно и не сильно облегчать ему жизнь.
Мотор ставится не просто, а очень просто. Для начала относительно шва склейки половинок корок на мотошпангоуте размечается вертикальная осевая, затем относительно плоскости переднего гаргрота размечается линия верхних опор мотора. Кладем на эту самую плоскость(не на верх моторбокса, а именно гаргрота!) линейку пожестче и от нее отсчитываем вниз 43мм. Все. Для первого этапа у нас есть все. По той горизонтали отсчитываем вправо 51мм. Сверлим отвесрстие 6,5мм. Суем внутрь грибок М6 из мешочка с надписью генерал хардваре. Набираем из обычных широких шайб проставку высотой 10,5мм, подкладываем по лапу мотора. Крепим мотор на одном болте. Не пугайтесь, добротно затянутый болт пока не даст мотру провернуться. Одеваем капот, опору кока и смотрим соответствие опоры и капота в районе переднего кольца. Все ОК. Снимаем все с самолета и размечаем нижнюю точку крепления по диагонали. У десерта это будет 29мм влево(если смотреть на смолет спереди) от вертикальной оси и 90 мм вниз относительно верхней линии опор. сверлим, набираем на верхнюю правую шайбами 11мм, под нижнюю опору 6,5мм. Крепим мотор, капот, кок, смотрим соответсвие оси мотора оси переднего кольца капота. Если есть несоответсвия велено выбить грибки, заткнуть дырки чопиком на эпоксидке и повторить процедуру заново. У меня вроде все вышло с первого раза. Сверлим два оставшихся отверстия и устанавливаем мотор.
В общем пока по сборке все. Следующим этапом будет монтаж стойки шасси, установка блока зажигания, сервы газа и подсоса, установка в капот винтов вместо шурупов. Если не заленюсь, то пофоткаю то, что получилось.
Для желающих посмотреть, что эта штука потенциально умеет:
youtube.com/watch?v=YqXGeGeU3o4
Крайне рекомендую поискать в сети и на тюбах ролики этого пилота: Ali Machcnchi.
В общем вот так оно должно выглядеть.
В фамилию пилота вкралась опечатка: Ali Machinchi
Офигенно три раза!!! 😃
И самолет, и рассказ, и полет.
Леха, удачи! 😃
PS надеюсь, что с появлением новой “игрушки” Ультимейт не буде отложен еще на год 😉
НеТ. ультимат ждет батареек бортовых и собсно все. Останется решить вопрос с вывозом его в поля.
небольшая ремарка по МХ-у. И, наверное, вопрос к РусДжету: композит сечас на всех самолетах жабит с карбоновым ламинатом деревянных деталей? У меня ламинированы стеклом. Причем и уже вклееные детали тоже. В принципе мне по тулумбасу, ч понимаю, что карбон это по большей части понты и монтаж баков и электроники я буду проводить на свои конструкции, но все же интересно…
НеТ. ультимат ждет батареек бортовых и собсно все. Останется решить вопрос с вывозом его в поля.
небольшая ремарка по МХ-у. И, наверное, вопрос к РусДжету: композит сечас на всех самолетах жабит с карбоновым ламинатом деревянных деталей? У меня ламинированы стеклом. Причем и уже вклееные детали тоже. В принципе мне по тулумбасу, ч понимаю, что карбон это по большей части понты и монтаж баков и электроники я буду проводить на свои конструкции, но все же интересно…
Думаем что весь карбон ушел на эрбасы А-380 (у него 40% планера композитные) 😁
Если надо узнаем - но точно знаем, что все не в ушерб прочности конструкции - у немцев с эти строго - репутация…
А где фотки самого самолёта.?
В студию.
Может сегодня ночью или завтра днем доберусь до него. Хотя фоткать особо негде. Он собранным в каморке не помещаеццо. Только по отдельности.
Думаем что весь карбон ушел на эрбасы А-380 (у него 40% планера композитные) 😁
Если надо узнаем - но точно знаем, что все не в ушерб прочности конструкции - у немцев с эти строго - репутация…
Спрос на уголь подскочил, а за ним и цена. Тут один продавец композитных компонентов сказал, что цены на карбон долго не упадут…
Ну да и хрен бы с ним. На скорость не влияет, а если уронить то и уголь не выдержит.
В общем установил ноги шасси и лапти к им.
Процедура установки достаточно интересна.
По конструктиву сами лапти выполнены зачетно. Самые подлые места, где обычно все трескается усилены кевларом, заформованным между слоями стеклоткани. Поверх этого бутерброда велено приклеить на эпоксидке с наполнителем(стекловолоконная мука, микросферы) площадку из хорошей многослойной фанеры. Шкурим стеклоткань до образования шероховатости.(Эпоксидка, как ни странно, очень погано клеится к уже вставшей эпоксидке и шкурим для лучшей адгезии. По умолчанию ВСЕ операции по приклейку чего-либо к композиту будут подразумевать ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ШКУРЕНИЕ МЕСТА СКЛЕЙКИ). Приклеили. Занимаемся собственно ногами, пока все это хозяйство сохнет. Начнем с того, что стойка внизу слегка не стыкуется с лаптями. Пять минут неторопливой обработки шкуркой принесли плоды. Теперь все встало как надо. Сверлим стойки. Для облегчения процедуры сверловки внизу отформованы впадины с размеченными центрами осей. Сверлим сверлом 6мм. Сами впадины имеют диаметр примерно 8 мм, сначала я удивился, потом увидел, что логика в этом есть.
Тем временем встала 30-ти минутка на фанерках в лаптях. Сверлим лапоть по размеченной же дырке в диаметр 7,5 мм. Зачем? Затем, что берем самые длинные болты из мешка с надписью хардваре, берем оттуда же два грибка под эти болты, сверлим лапоть с противоположной стороны, чтобы в дырку проходила головка болта. Потом берем болты из того же мешка, тоже 6мм, но покороче. Подкладываем под головку шайбу(все строго в мешке!), болт в дырку ноги, на болт лапоть и начинаем винтить на него грибок, потом дотягиваем болт, грибок уперся ровно в выборку вокруг отверстия в ноге и таким образом центрирует лапоть. Замазываем промежуток между шляпкой грибка и фанеркой смолкой с наполнителем, наполнителя особо не жалеем, смола не должна течь никак. По высыхании получаем некую опору. Лапти на ногах. Все хорошо. Отступаем от оси примерно 20мм вверх и сверлим отверстие диаметром 3мм в ноге и лапте. Удобнее, конечно сначала просверлить в ноге, а потом через отверстие досверлиться в лапоть. Потом отверстие в лапте рассверливаем до 4,5мм. Берем из пресловутого мешка болт М3, шайбу под головку, болт в отверстие в лапте, на болт грибок. Прожимаем все затяжкой. Как только шипы грибка начнут входить в фанеру - капаем под грибок циакрином средней гущины и дожимаем грибок.
Потом внимательно(ВНИМАТЕЛЬНО!!!) гдяди чего и сколько надо подложить под головку болта, а сколько чего над колесом.(Колеса я взял Кавановские пневматики диаметром 125мм.) Угу, теперь вкручиваем болт в грибок со стороны шляпки(кколесо уже внутри лаптя и все шаебки подкладываются туда при помощи пинцета). Затяжку делаем оптимальную для свободного вращения колеса, но без вихляний. Вставляем вылезший хвостовик болта в ногу, наживляем самоконтрящуюся гайку, крепим лапоть винтом М3, дожимаем гайку. Все. Нога собрана.
Перед засовыванием ног в фюзеляж уклеиваем их верхнюю часть(которая внутрь тушки) бумажным скотчем. Отступаем от изгиба 43мм(или 34? Не помню, но в инструкции все есть), от кромки площадки 22мм. Это будет первым отверстием крепления. Второе отстоит от первого ровно на 100мм(от центра!). Сверлить лучше сверлом 6,5мм. Ибо если не получится уж очень точно просверлиться на 6мм, то есть шанс проявить вандализм, вкрутить в грибок болт криво и сорвать к бубеням резьбу в заклееном в огромную гору фанеры и композитов грибке.
Если чуть просрали с соосностью, то поработайте надфилем над одним из отверстий, на прочность не влияет, а на сохранность нервов заметно.
Итак, самолет на ногах и на колесах.
Что следующее?
Следующее трэй под сервы руля направления. Задача для первокласснокив. Смотрим вкартинки в инструкции. Находим положенные запчасти. На КАПЛЯХ(не соплях) циакрина собираем все воедино. Пилим прилагающиеся полоски фанеры на усиления опор машинок( это для мяса, куда шурупы вкручивать). Разводим эпоксидку без наполнителя, проливаем ей швы все конструкции, убираем излишки, ждем вставания “на отлип”, бадяжим смолу со сферами, клеим все мясные фанерки на этой штуке и формируем галтели по всем швам. Понятно, радиус галтелей должен быть на 15мм, для этого выглаживаем эпоксидку зубочистками сверху и чем потолще, но круглым изнутри.
Пока рамка в фюзеляж не вклеивалась.
Был обрезан фонарь, поставлен на времянку и проведена фотосессия.
Фото самолета есть в альбоме.
Совершил набег на АСК-RusJet.
По случаю разжился на МХ двумя выхлопами канистерного типа(Это значит, что жабе сказано было: Вон!). Делает PEFA. Немцы. Официальный поставщик труб для 3W-modellmotoren. От 3-вэшных труб отличие в остутствии всяких надписей типа “3W patent reserved”. Утверждаю как великий эксперт в этом деле, ибо обладаю трубами и с надписями и без оной. Даже рисунок пескоструйки на днище одинаков. Выхлопные патрубки взял от MTW. Они уже погнуты с учетом установки мотора несимметрично от оси и с выкосом. Взял в Москве-же 4 сервы JR DS8711 с усилием по 29кг. По одной пойдет на перья руля высоты и в паровозе пара на руль направления. В качестве бонуса получил такой пафосный брелок с надписью “Remove before flight”. Надо думать что придется уснастить брелоком, дабы обязательно нужно было отделять от самолета перед взлетом. Еще из бонусов получил диск с лучшими видео RusJet. Оба бонуса чудо как хороши.
Следующим этапом в планах поклейка фонаря, монтаж выхлопа и установка трэя для серв руля направления…
To be Continued…
Дерзай, все в ожидании, когда это чудо полетит. Сегодня в Краснодар продался МХ2, только оранжевого цвета, посмотрим, что получится.
Вклейка фонаря одна из самых сложных операций на моделях CARF, по причине того, что требует аккуратности и внимания.
А про отсутствие карбона могу поправить ораторов, высказывавшихся выше, уголь не кончился, им армируются все детали на моделях от трёх метров, так что ты совсем немного не дотянул до заветного карбона. 😁
По фоткам видно, что Як55 тоже не отстают от МХ?
Ага, но у меня преимущество - мотор в наличии.
Хотим 55-й сделать под 3W-85Xi-CS. Выбор обусловлен тем, что при сопоставимой мощности с DA-100 имеем ненамного меньший вес(Больше вероятность попадания в правильную центровку), но существенно экономим в деньгах на второй трубе и собственно моторе. Хотели DA-85, но с ним придется на морду навешивать либо много пассатижей, либо сразу тиски.
Вклейка фонаря одна из самых сложных операций на моделях CARF, по причине того, что требует аккуратности и внимания.
А я хитрый. Сначала поклеим на Як и поглядим что получится, а по результату будем уже на МХ.
Хм, в 2006 году на МХ еще не жабили карбон…
Что-то с фотками получается у меня не очень. Я фотографирую, но оставляю камеру в моделке, ибо боюсь ездить с Марком-III и полной сумкой объективов в метро, в моделке есть интернет, но когда я там, то писать особо времени нет. В общем в отдельном посте выложу все фотографии с пояснениями, а Вы, уважаемые читатели будете задавать вопросы, буде такие возникнут.
По инсайдерской информации желтый МХ-2 уехал в сторону Краснодара. Сообщения о ходе строительства от счастливых обладателей в этой теме будут только приветствоваться.
Итак, продолжаем.
Вклеил трэй для машинок руля направления. На фотографии на не мой самолет, которую вывесил выше есть кусочек трэя и передний опорный полушпангоут под него. У меня отличий в этом вопросе нет никаких. Смонтировал в последние окна пару мощных машинок JR-DS8711 по 29 килограммов тяги каждая. думаю хватит на все. Залинковал трос на руль направления. Метод тоже насквозь стандартный: Петля троса опрессовывается металлической втулкой, хвост троса обвивается с основным тросом и все это хозяйство загоняется под термоусадку. На какчалки не завязывал, ибо наша доблестная почта в очередной раз проявляет чудеса скоростной доставки и качалки вторую неделю висят между прилетом и таможней.
Ось руля направления опилил по месту. В верхнюю часть вклеил на эпоксидке винт М3 с полукруглой шляпкой и сокетом под шестигранник. В нижнюю часть хвостовик от винта М3. В общем теперь ось сверху фиксирует шляпка, а снизу гайка и шайба. Можно было применить скотч сверху и снизу, как велит инструкция, однако это не пафосно и реально ни папацанске
Смонтировал патрубки выхлопной системы. Брал то, что было. Наверное от жадности или от торопыжества, но сет патрубков для композитовской супер-экстры немного не того по размерам для этого самолета. Пришлось руками, палкой от швабры и некоей мамы их подогнуть на градус, правый поменять местами с левым и слегка опилить.
В нижней части моторной коробки сделал окна под патрубки, они же окна отвода воздуха из подкапотного пространства.
В наборе прилагались два комплекта рамок для крепления канистерок. Для тонких и длинных и для толстых и коротких. У меня канистры толстые и не очень короткие. Толще отверстия в рамках. Придется делать свою.
В боковых стенках мотокоробки прорезал круглые отверстия для свечных проводов зажигания. Планирую сам блок ставиь внутри, чтобы под капотом кроме мотора ничего не ошивалось.
Пока на сегодня все. Скорость строительства сдерживается доблестной таможней.
Выявлены косяки:
Предполагаемая площадка под бак-электронику серьезно меньших размеров, чем потребно для вклейки ее в указанное инструкцией место. Это мелочи.
Гораздо более серьезный выявлен во время проделывания отверстий в морде и пристального заглядывания внутрь фюзеляжа: угольная лента, которая должна стыковать половинки корок фюзеляжа НЕ ПРИКЛЕЕНА в довольно нагруженном месте, а именно вверху мотокоробки и ее сопряжении с собственно фюзеляжем. Тоесть лента пропитана связующим, но неприкатана. В принципе поправить можно, но все дерьмо в том, что корки клеены полиэфиркой, а эпоксидка, которая есть с ней не сильно дружит.
Вклейка фонаря одна из самых сложных операций на моделях CARF, по причине того, что требует аккуратности и внимания.
Паш, гля чо хитрые супостаты выдумали 😃
Я буду так же.
В принципе поправить можно, но все дерьмо в том, что корки клеены полиэфиркой, а эпоксидка, которая есть с ней не сильно дружит.
😃 нет ошибочки ни какой?Точно полиэфирка? 😃
Запах при резке дремелем очень уж специфиссцкий - прямо какая-то парфюмерная отдушка. Я бы рад ошибиться.
Паш, гля чо хитрые супостаты выдумали 😃
Я буду так же.
Да, технология хитрая, сколько надо было выкурить, прежде чем такое придумать, хорошо, что не презервативы! 😁
Только засада в том, что рамку лучше не на стол ставть а на модель, тгда не получится перекосов, ведь рамка играет, а после вклейки может оказаться, что щель большая или вообще не влезает фонарь, так что лучше по инструкции всё делаю, главное прихватьти в десятке точек, а потом можно снять и на руках всё доклеить.
Паш, а я болтами креплю без клея