Самодельный самолёт.
Из полученного тела нужно убрать капот, фонарь, каркас фонаря. Делается это инструментом “разделить” он находится во “вставка”-“элементы”-“разделить”. Создайте плоскость параллельную правой, лежащую вне модели, и рисуйте на ней 3 эскиза. Затем по-очереди выбирайте в качестве инструмента разделения один из эскизов, и !сохраняйте! отделяемый элемент, после “обзывания” он окрашивается в малиновый. Делаем вырез под крыло. Получается “обрубок”, который нужен для дальнейшей работы.
Выбрав в качастве плоскости для эскиза передний торец модели, рисуем первый шпангоут. В данном случае можно воспользоваться командой “преобразовать кромки” получится точно по периметру, сдесь нужно выбрать внешнюю кромку. Закончив с эскизом, нужно преобразовать его в твёрдое тело путём “вытягивания бобышки”, в настройках инструмента, галочка “результат слияния” должна быть снята, толщина - и есть толщина материала, о котором я упоминал в начале. Таким же образом, как и при формировании плоскостей для эскизов фюзеляжа нужно создать плоскости для шпангоутов, если ранее созданные плоскости с сечениями у вас совпадают с будущими шпангоутами, тем лучше, вам меньше работы. Далее можно идти двумя путями:
- Создаётся плоскость вне модели, параллельная передней, на ней рисуется квадрат, больший чем модель, после чего используя инструмент “вытянутый вырез”, вы создаёте срез до той плоскости, на которой будет создан эскиз шпангоута(нервюры, что угодно), затем нажав на плоскость, в режиме создания эскиза, просто преобразуете кромки, получая тем самым обводы шпангоута, без применения нудного рисования сплайном. Однако нельзя забывать об удалении всех взаимосвязей этого преобразования, иначе при удалении вытянутого выреза будут отображаться ошибки, со временем, если их не устранять, они существенно замедлят работу.
- Можно воспользовать встроенным инструментом “разрез”, выбираете плоскость разреза и выбираете направление и всё. Но в этом случае кромки преобразовать невозможно, придётся рисовать сплайном.
Нарисовав несколько передних шпангоутов, создаём плоскость для передней боковины фюзеляжа. Поскольку мой самолёт имеет круглые борта, силовая часть идёт в центре фюзеляжа, а округлости формируются реечными стрингерами сверху - снизу, бальзовыми нервюрами с бальзовой-же зашивкой по бортам. Рисуем переднюю боковину и вытягиваем, не забываем снимать галочку “результат слияния”. С помощью полученной детали, создаём новую плоскость для создания задней боковины - берём внешнюю кромку(эту кромку потом редактировать нежелательно, так как потеряется определение для плоскости), та которая ближе к хвосту и точку в самом конце модели, на внутренней стороне оболочки. На этой плоскости рисуется задняя боковина. У меня получилось вот так:
Небольшой хинт, рисуйте сначала детали с шипами, а затем детали с пазами, контуры пазов можно вставлять в эскиз с помощью команды “преобразовать кромки”, в этом случае взаимосвязи удалять не надо, и затем, при утолщении детали с шипом, паз увеличится автоматически. Для этого нужно нажать на грань шипа, он окрасится в зелёный и нажать кнопку “преобразовать объекты” на панели инструментов эскиза, при этом прямоугольник паза будет окрашен в чёрный цвет, что означает, что он имеет взаимосвязи и он определён.
Этим нехитрым способом, вы заполняете внутренности фюзеляжа до тех пор, пока не почувствуете, что хватит, в этом случае выводите оболочку фюзеляжа из документа путём применения всё той-же команды “разделить”, но не выбирайте инструмент разделения,а в поле деталей слева перебирайте, пока не найдёте оболочку, она окрасится в жёлтый помоему, дайте ей имя и сохраните.
Далее из программы Профили берутся корневой и концевые профили крыла, стабилизатора, киля, Тут-же это всё преобразуется в твёрдые объекты путём вытягивания “бобышки по сечениям”, следим за соеденителями и за галочкой “результат слияния”. Не “отходя от кассы” -путём преобразования эскиза на подходящей плоскости в “вытянутый вырез” формируем в крыле и стабилизаторе отверстия под трубу, крепёж и направляющий пенёк(блин забыл слово), это нужно сделать до вывода этих деталей в отдельные файлы, чтобы потом всё совпало и собралось. Так же нельзя удалять эскизы с вырезами - это отразится и на файлах потомках. Затем инструментом “разделить” выводим из документа все консоли, (не забывайте давать имена файлам) их мы будем моделить по-отдельности.
Когда вам покажется, что с фюзеляжем вы закончили, откиньтесь на спинку кресла и проверьте в уме собираемость конструкции.😅
Консоли делаются по той же схеме: выводите отдельно Руль высоты и стабилизатор, затем оболочка и затем набор для того и другого, киль, крыло туда же. На сборке проверяете, что не накосячили со стыковочными отверстиями и зашивкой, проверяете компоновку. Далее эскиз каждой детали вытаскиваете в отдельный файл для нарезки в лазере, пририсовываете пеньки для стапеля и вуаля, можно смахнуть пот со лба и поцеловать жену с ребёнком.
Если я все правильно понял -весь фюзеляж построен как “Деталь” и только по окончании разделен на отдельные элементы (детали)?
Если я все правильно понял -весь фюзеляж построен как “Деталь” и только по окончании разделен на отдельные элементы (детали)?
Нет, Вы не правильно поняли. Все отдельные элементы модели построены в одном документе “Деталь”. В принципе можно каждый отдельный эскиз выводить из модели отдельно вытягивать и отдельно же собирать. Это огромный, бесполезный труд.
Помоему мы вроде об одном и том-же тока немного с разных сторон:) Фюзеляж со всеми элементами набора это “деталь” так ведь? Не сборка?
Я просто к чему клоню-как потом это на отдельные детали делится чтбы получить чертеж поэлементно
Ещё один момент, который стоит упомянуть.
После отделения каркаса фонаря, мы получаем вот такое тело:
Из обводов, применяя тот, или иной способ нужно получить набор:
Который в исходном виде не имеет ни проушин, ни отверстий крепления к фюзеляжу. В этом случае потребуется создать сборку из фюзеляжа и каркаса фонаря. В сборке необходимо совместить каркас с фюзеляжем и если всё сделано правильно, он встанет на место, как влитой, так же, нужные отступы и зазоры для зашивки будут именно там, где надо. Если всё совпало, переводите дыхание и с новыми силами входите в режим редактирования детали, сначала рисуете у каркаса проушины крепления и отверстия под направляющие, затем у фюзеляжа редактируется верхняя деталь силового короба(паз) и первый шпангоут(отверстия). Не забывайте, что проушина должна опираться на плоскость передней боковины.
Вот в общем то и всё. Секрета нет, только довольно нудная, кропотливая работа.
Помоему мы вроде об одном и том-же тока немного с разных сторон:) Фюзеляж со всеми элементами набора это “деталь” так ведь?
Это конструкция, состоящая из множества отдельных элементов, у каждого элемента свой, плоский эскиз-чертёж. Я не понимаю Ваше непонимание.
Ну да ладно наверное мы просто не поняли друг друга, принцип построения очень интересный
а я дурень заморочился на свою голову сборкой сверху -вниз ,теперь расхлебываю…
Сколько времени ушло уже на весь проект? месяца два?
Сколько времени ушло уже на весь проект? месяца два?
Думаю, что основное время ушло на обучение, а не на проект. Следующий наверняка сделается гораздо быстрее…
Сколько времени ушло уже на весь проект? месяца два?
Меньше месяца, много времени занимают мелочи…
Прогрес небольшой. Раскидал эскизы по файлам, для резки. Вот, что получилось: фанера 3мм ~1700х1000мм бальза 5мм -2 листа, бальза 3мм- 4 листа, бальза 2мм- 2 листа, без учёта зашивки, как прикинуть зашивку хз.
Не вижу перемычек. Все детали должны соединяться маленькими перемычками, не прорезаемыми лазером. Что бы при резке они сами не отделялись. Иначе могут быть проблемы.
важнее не это, а то, что вырезаемые в деталях окна должны вырезаться сначала, и выделены, например, цветом. тогда резчик из в первую очередь сделает, а потом только контур детали. тогда, даже без перемычек деталь вырежется нормально.
но перемычки тоже мона.
…
Спасибо за подробное и доходчивое изложение процесса проектирования 😃
Все встало на свои места. Думаю, что теперь мой проектик задвигается порезвее 😉
…вырезаемые в деталях окна должны вырезаться сначала…
Ножи, на которых лежит заготовка стоят достаточно редко, ситуация в которой вырезанняя деталь попытается вывалиться из плоскости заготовки и помешать движению лазерной головки, вполне вероятна даже для не очень маленьких деталей. Не понимаю, чем знание о не нужных деталях поможет избежать подобной ситуации…
На станке сделали оснастку, специально для моделистских нужд, перемычки они сами сделают. А вот что более серьёзно, так это то, что я забыл пририсовать пеньки для стапеля.😃
А так называемые перемычки легко делаются в САМ прогах (да и более удобно) , все равно чертежи туда запихивать…
Ножи, на которых лежит заготовка стоят достаточно редко, ситуация в которой вырезанняя деталь попытается вывалиться из плоскости заготовки и помешать движению лазерной головки, вполне вероятна даже для не очень маленьких деталей. Не понимаю, чем знание о не нужных деталях поможет избежать подобной ситуации…
хм, вот только вчера забрал рез, следы от опор очень часто, как соты, через 8-10 мм.
выделять окна и пр, от меня требуют не в одном месте, трое резчиков просили одно и то же, выделить окна. причем это было для них важнее, чем перемычки.
а что касется перемычек - это в любом случае удобно, и доска с детальками вынимается целиком, детальки скотчем приклеивать не надо.
…следы от опор очень часто, как соты, через 8-10 мм…
Что же, видимо мне не так везло с лазерщиками, пользовался услугами 4-х разных, у всех ножи стояли с интервалом примерно 50мм.
Интересно, а сколько стоит резка в Израиле?
Немного глянца. Как думаете, а?
У меня та же схема окраса. Кстати - если опыта работы с обтяжкой не много да и плоттера нет, то эта схема не очень просто выполнима из за сохранению равных расстояний между красной и черной пленкой (желтые промежутки). Я исползовал шаблоны из ватмана для резки Oracovera на стекле. Но если сделать не спеша то супер
Вот, добавил шашечек на капот.
Вобщем моделирование закончено. Но у меня нет срочной необходимости тратится на третий самолёт под полтинник, мой любимый ДЛ-50 стоит на Яке, мой любимый 3W-55i стоит на Катане, оба самолёта скомплектованы и готовы к полёту и “раздевать” ни один из них не охота… Товарищи, которые входят в кооперацию по постройке, ссылаясь на кризис тоже отнекиваются. И вот появилась спонтанная мысль использовать мой лобзик. Недельки за две, можно всё выпилить, что скажете?😃 Неспешно приблизится и сезон, а там, может и ДЛ -55 в руки попадёт…😃
Ну раз появилась мысль - значит руки чешутся… работы просят. Выпилить то ты выпилиш, а вот дальше? Что с этим набором делать будеш?