Постройка Vlados Trainer

Sereganike

Ребята молодца! Отличный репортаж! Респект и уважение всем авиамоделистам г. Шелехова, а особенно руководителю!

2 months later
4eef

Добрый день, уважаемый коллектив!
Раздумывал, стоит ли создавать свою тему… Пришел к выводу, что логично будет продолжить уже существующую, поскольку мой выбор совпадает с таковым у топикстартера.
В общем то, я хочу летать 😃 У меня достаточно амбициозные планы касательно всяческих ЛА (очень хочется беспилотник с хорошим мозгом на борту, написятым самолично), но, как показал опыт - если я берусь за какую то высокую, крутую задачу, то далеко не всегда хватает мотивации добиться полного её разрешения. Крутой БПЛА с крутыми лётными качествами можно отнести к разряду “крутых” задач, поэтому, было решено не льстить себе, и подойти ближе 😉
Как и все новички, решил начать с самой топорной схемы самолёта - “тренера”. Как минимум потому, что делается из подножного мусора за короткий промежуток времени, и не требует большого опыта в пилотировании. Такового у меня, кстати, в R/C - нет. Классе в пятом, правда, бегал на авиамодельный кружок, лепил там кордовые летающие дрова (которые очень смачно прикладывал о землю), но сабж, как я понимаю, сюда можно не относить…
В процессе поиска простейшей (в буквальном смысле) модели набрёл на, собственно, обсуждаемый в топике сабж. Как по мне - проще некуда, а если верить отзывам - очень даже подходящая начинающему модель. Из большой любви к ДВС-ам первым делом приобрёл ASP S32A, и даже успел его обкатать и настроить (к слову, попался очень даже ничего, закусывать в ВМТ перестал где то после часа пердежа на холостых, тугости в паре вобще замечено не было). Собственно, этот выбор обуславливает габариты конечного изделия. Если я правильно понимаю - нужно оригинальный чертеж взять в масштабе 135%, т.е., размах составит 1350 мм, и далее по ряду. Крыло планирую делать из экструзионного пенопласта, с лонжеронными вставками, параметры V, выкос двигателя возьму оригинальные. Далее следуют тупенькие вопросы.

  1. Целесообразно ли делать фюз цельным, без каких либо облегчающих окон? То же относится к килю и стабилизатору.
  2. Какую толщину фанеры применять для постройки фюза? То же к килю и стабу.
  3. Не могу уложить в голове, как сделать столь резкий изгиб в районе задней кромки крыла (см. рис). Ведь, если я правильно понимаю, фанера крайне плохо поддаётся гибке, поскольку слеплена из листов шпона с взаимноперпендикулярно направленными волокнами.

  1. Какой материал подойдёт для лонжеронных вставок? Каково сечение будет оптимальным?
  2. Не ошибусь ли я, если на обработанную поверхность пенопласта положу тонкую стеклоткань на эпоксидке? Этим можно несколько повысить жесткость крыла, которой у пенопласта, как по мне, маловато. То же относится к стабу, килю.
  3. На какие моменты стоит обращать особое внимание при постройке?
  4. Как быть с элеронами? В оригинале их вовсе не видно, а надобность в их присутствии, как по мне, очевидна. И каким образом крепить их к крылу? Пенопласт же…
    С аккуратностью, надеюсь, проблемы не возникнут. Конечно, несколько непривычно работать с такими громадными деталями (ювелирный уклон), но привыкнуть можно.
    Если в чем то неправ - прошу поправить. И если вопросы совсем уж детские - прошу прощения 😮
Wladimir_Th

Попробую подсказать. Фюзеляж делайте наборным. Носовую часть стоит усилить накладками из бальзы или (эконом вариант) “апельсиновой” фанеры. Шпангоуты выпилите из той же фанерки(рейки - сосна). Лонжерон-сосна, с усилением в районе центроплана(обязательно). Сечение? У меня на пилотажке под 36-ой (размах 1250) лонжероны были 8*4 в р-не центроплана и 5*2 у законцовок. Усиление было из апельсиновой фанеры. Через полтора года активной эксплуатации при выполнении силового пилотажа крыло сложилось. В результате куча щепок на земле. Передняя кромка - лучше бальза. Задняя тоже, но можно и сосну. Элероны -цельнобальзовые. Насчет стеклоткани на эпоксидке не знаю, не делал. Но пленка на потолочке легко справляется с топливом, а жесткость крыла должна быть достаточной и без обтяжки. Вам желательно уместиться в нагрузку на крыло 48-52 гр./дм.кв. По поводу изгиба не волнуйтесь. Рейки вполне с этим справятся, тем более, что изгиб там не такой и большой.

4eef

Спасибо за ответ!
Начну с фюза. Какого сечения стоит взять несущие рейки? Если я правильно понимаю - нужно будет между ними проложить перемычки, по типу как здесь?

Может, я заблуждаюсь, но мне кажется, что целесообразным будет врезать еще один шпангоут, между задним и центральным. Пусть и кольцевой, тонкий, но должен чуть прибавить в жесткости.
Для “зашивания” носовой части, наверное, поищу фанеру. Не работал с бальзой, почему то не внушает она мне доверия своей жесткостью. Там будет достаточно нагруженный узел с креплением крыла, к 4-м точкам (по две на сторону) прикладывается значительное усилие. Фанера помогла бы его распределить по бОльшей площади из за хитрой структуры. Если заблуждаюсь - прошу поправить.
Остались вопросы касательно крыла. Какой метод укрепления центроплана будет наиболее эффективным? Интересует, как можно достичь максимальной жесткости при минимальной добавке веса. И второй момент. Как лучше расположить элероны? Врезать в имеющийся профиль (вар без добавки площади), или пристыковать их к существующей задней кромке (добавится немного площади)?
Пока базовое представление о сабже получил, небольшой план действий составил. Начну изготовление с фюза. Достаточно сложный узел, на первый взгляд, вот ему настречу и пойду.

Д_Заточник

Хороший подход. Правильный. Обратите внимание на переднюю часть фюзеляжа, на крепление мотора. Мотор не очень большой, но и не маленький. Я бы делал тренера для такого мотора где-то 1400 размахом. Пилотагу (но это потом, когда научитесь летать) уложил бы в 1200 мм. В инете много материалов по постройке подобных самолетов, вот ссылочка на строительсто, но к сожалению на английском. Правда там много картинок и думаю что многое будет понятно. Вообще сайт для строителей - суперский. Там описано все строительство и некоторые хитрости.

airfieldmodels.com/…/index.htm

Перед тем как подняться в воздух я построил пять однотипных самолетов. Первые четыре полетели в мусорку. Тяжелые. Так что сразу следите за весом. Прочный - не значит тяжелый. И если не нравится - на выброс. Самолет который нравится вы подсознательно бить не будете, а это в нашем деле случается. Издержки нашего хобби.
Если найдете учителя и шнурок для полетов - это будет отлично. Нет - симулятор и налет в нем до посинения. Точнее пока из 10 виртуальных посадок с ветром и турбулентностями все 10 будут удачными. Размерчик у вас подходящий, его не будет швырять ветром и колбасить у земли, так что успехов!

По фюзу: реек 5х5 хватит за глаза. этот фюз я бы отправил в полет в один конец. Это трудный опыт, но лучше им не пренебрегать. Посмотрине на стрелу строительного крана и сравните со своим фюзом. Отличия видите? Набор должен сходиться в одной точке, а у вас эти х точек очень много и они разнесены по длине стрингеров. Это не есть гут.
Фанера - хорошо, но она должна быть легкой. Либо тонкая березовая, либо 3мм липовая, тополиная или из красного дерева. Бальзы бояться не надо. Прочность бальзового самолета зачастую выше чем прочность сосново-фанерного при меньшем весе. Для крыла используйте кессон, то есть зашейте переднюю часть крыла до лонжерона бальзой сверху и снизу. В общем по этой ссылке есть все, изучайте, читайте и стройте. На ней свет клином не сошелся, смотрите фотографии хороших самолетов “на просвет” и смотрите как сделаны они. Не бойтесь копировать удачные узлы.

Даже далеко не надо ходить, прямо здесь на сайте есть куча статей по строительству. Вот одна из них:

www.rcdesign.ru/articles/avia/dvs_trnr

4 months later
Deynov

Всем привет!

Вставлю свои пять копеек - вот моя версия этого тренера:

Полетньй вес без топлива - 630 гр
Движок - Enya 0.15 (1.5 см3) без глушителя
Винт ASP 7x6
Управление - только рулем вьсоты и элероны

Вот фото готовой модели:

Пробные полеты пока сделаны только с руки - модель летает замечательно, как будет походящей погоды попробуем ее в полет… 😁😁😁

С уважением,

StreetRaicer

Поздравляю Вас, с финишом!

Deynov:

Пробные полеты пока сделаны только с руки - модель летает замечательно

это я так понял просто на планерность проверяли?

Расцветку, что такую планируете оставить, не боитесь что она будет плохо читаема в небе?

Deynov
StreetRaicer:

Поздравляю Вас, с финишом!

Спасибо! 😁😁😁

StreetRaicer:

это я так понял просто на планерность проверяли?

Совершенно верно!

StreetRaicer:

Расцветку, что такую планируете оставить, не боитесь что она будет плохо читаема в небе?

Должен признаться - всегда нравился каркас, который просмотриваеться сквозь обшивки. Может быть, поставлю полоску красного скотча на правом крыле, чтобы лучше смотрелось лево / право в полете.

StreetRaicer
Deynov:

поставлю полоску красного скотча на правом крыле, чтобы лучше смотрелось лево / право в полете.

думаю, не мешало бы для начала 😃

Alx1m1k

Только не полоску,а полосище(около 15см шириной,не меньше)-тогда эффект “выделения” будет.

marsik555

На планерность даже планеристы свободники избегают проверять. Тщательная проверка перед стартом и в воздух. Дров можно ненароком наломать.

Wladimir_Th
marsik555:

На планерность даже планеристы свободники избегают проверять.

Андрей, вы не правы. Пробный пуск модели с рук с неработающим мотором это общеизвестная практика(конечно при разумных размерах модели). И как раз это и помогает избежать дров.

marsik555
Wladimir_Th:

Андрей, вы не правы. Пробный пуск модели с рук с неработающим мотором это общеизвестная практика(конечно при разумных размерах модели). И как раз это и помогает избежать дров.

Когда я занимался планерами, меня учили в первый полет таймер на 15 сек ставить и вперед. Если что не так модель спарашютирует вполне безопасно. А с радио думаю ничуть не лучше. Гораздо безопаснее в моторном полете набрать высоту побольше и триммировать в свое удовольствие 😃 А с рук? Скорость полета мала, высота стремится к нулю, можно не успеть среагировать на нежданчик.

Wladimir_Th
marsik555:

Гораздо безопаснее в моторном полете набрать высоту побольше

Если успеете. Не секрет что обдув от винта только усугубляет влияние (зачастую даже особо незаметных глазу) “косяков” на крыле, стабилизаторе, элеронах. А если еще добавить реактивный момент от винта, то становится вообще весело. Бросок в планирующем режиме(а модель с нормальной нагрузкой на крыло просто обязана хорошо планировать) позволяет понять что с моделью не так. Именно так мы всегда проверяли перед первым полетом р/с модели с кубатурой до 4куб. см. Спортсмены же даже кроссовые планера и те перед первой затяжкой всегда пробовали их (правда с возвышенности) броском с рук. Кстати планировали эти бандуры просто изумительно. Даже не верилось, как такая махина легко летит. Сам бросал их и не раз.

StreetRaicer

Тоже поддерживаю такую методику начальной проверки модели на планерность. Свою первую модель так и проверял, и это помогло устранить аварию которая могла случиться если бы я полетел с двигателем.

Alx1m1k
StreetRaicer:

и это помогло устранить аварию которая могла случиться если бы я полетел с двигателем.

А что за авария могла случиться?

StreetRaicer

неееее, просто недотримерованность рулей, вот и всё… при чём серьёзная, не в этом суть, предварительная “проверка на планерность” мне больше нравится чем сразу с двигателем, -всё это конечно возможно когда позволяет модель.

Wladimir_Th
StreetRaicer:

предварительная “проверка на планерность” мне больше нравится чем сразу с двигателем, -всё это конечно возможно когда позволяет модель.

Павел, а пилотажку слабо с рук попробовать?😉

StreetRaicer

а я это учёл, когда писал сообщение, потому что думал что таким :

предварительная “проверка на планерность” мне больше нравится

высказыванием, ко мне пойдёт куча вопросов, с запуском с рук уже более серьёзных моделей нежели простые высокопланы - тренера. И поэтому в моём посте решающим имеет концовка высказывания, а именно:

всё это конечно возможно когда позволяет модель.

😃

nickoass
Sereganike:

догадка - реверс элеронов?

Вот я угробил свой AT-40L за пять секунд из за реверса элеронов ))))