World Models Clipped Wing Cub - 48

spyder3
Ammafrion:

А вот правда, что в нем особенного? Як-12 от того же пилотажа рекомендуют как тренер, декатлоны тоже, а у них ведь у всех фюзеляж короче крыла, все верхнепланы, у всех трехточечное шасси с костылем, по массо-габаритным характеристикам все модели практически одинаковы. Проблемы на взлете и посадке выходит их общая болезнь?
Насколько это действительно проблема для пилота не нулевого уровня в хорошую погоду? В real flight проблем с пайперами и им подобными моделями у меня не возникает.

В моём РилФлайт симуляторе почему недостатки этих моделй не проявляются.
Про Як-12 не знаю, а Пайпер с Декатлоном (не тренеры стилизованные по них окраской, а полу копии что ли) имеют свойство сорваться в петлю на земле на взлёте (скрутка 😃 ). Резкий отрыв при взлёте и малая скорость например на посадке приводит к сваливанию на крыло, что просходит спонтанно без каких либо покачиваний крыльями и других признаков беды. Однако модели самопроизвольно восстанавливают полёт при нетральных рулях, однако после 2.5х - 3х витков спирали вниз, что при посадке равносильно полной потери модели. Дёргание элеронов только усугубит эффект. Это на опыте полётов на Пайпере и Декатлоне от 2.2кг до 5кг весом. Как мелкие Пайперы себя ведут не знаю. Про пилотаж на этих моделях я тут говорить не буду, скажу только что даже ровная бочка (не воронка) на Декатлоне это уже признак хорошего пилота

PS
Большинство тренеров (если не все) оснашены носовой стойкой шасси.
Ваш Пайпер тоже не совсем обычный, а Clipped Wing - те с укороченным пилотажным крылом. Не знаю как он летает

Вот вам и петля на земле и ранний отрыв с результатом

yuri_la

Альберт,
Да, стартер можно и у нас купить в том же Пилотаже.
Утюжок: www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr… (сравните цену при покупке здесь).
Циакрин: hobbyking.com/…/__7173__HobbyKing_Super_Glue_CA_50…
Активатор (не обязателен): hobbyking.com/…/__8456__Insta_Set_CA_Accelerator_2…
Эпоксидка: hobbyking.com/…/__8460__Slow_Cure_30_Min_Epoxy_9_o…
Советую еще взять это: hobbyking.com/…/__9374__Polyester_Velcro_Peel_n_st…
Уже почти весь моток использовал. Батарейки, приемники и прочее крепить на модели очень удобно. Адгезия отличная.
Заряжать батарею можно универсальным зарядником для электро. В комплекте с ним идут разные разъемы. Тип батареи выставляете при зарядке. У меня такой зарядник: hobbyking.com/…/__6478__IMAX_B6_AC_Charger_Dischar…
Про особенности самолета позже. Это надо подробно, иначе будет голословным наговором.
Успехов!

Lego
Ammafrion:

Скрутит в смысле развернет?

Самолет этот навряд ли тренер, крыло прямое. Разбег заморочистый, но страшного ничего нет, приноровитесь. Главное хорошо собрать и отрегулировать.

Ammafrion:

А с металлическим редуктором хуже? Я думал они надежней и больше подходят для тяжелого самолета.

А с металлическим редуктором он вам не нужен тут. Лучше взять надежную стандартную серву хорошего производителя по соотнощению цена\качество\безопасность, чем Китай голимый с металлом.

Ammafrion:

Я думал ставить Li-po две банки (потому как Li-po легче). Вы что-то типа этого имели в виду??

Да, LiFe (не LiPo) будет оптимальным решением, если у вас зарядник уже есть. Но может потребоваться бек.

Ammafrion:

Вопрос с креплением винта на вал двигателя открыт. Предположим есть ASP 46 какую цангу/кок на него надо взять?

Я же вам написал выше, что там нет никакой цанги, там иной принцип крепления. Зайдите в магазин, пусть вам покажут пластиковые коки для ДВС.

Все 52-53-55 двухтактники в топку, чистое ИМХО. Они всегда попадают впросак, или проще говоря ни туда, ни туда не попадают: для 40-46 размера они всегда чуть избыточны, а для 60 - слишком малы. Но дело частное.

Русинов_Сергей
Ammafrion:

Поясните.

Поясняю.
В кучке лежат две ТТшки(2Т 0,42 и 4Т 0,75) и МДС. Все эти моторы стоят денег, но ни один из них не подходит на пилотажевскую Катану. Поэтому они так и будут валятся у меня никому не нужные, не отдавать же их за копейки.

Alx1m1k:

почему ты не любишь 2т-ки?

Как это “не люблю”?
На кордовых бойцовках у меня стоят самые настоящие 2Т, там им самое место.

Lego:

Все 52-53-55 двухтактники в топку

Полностью согласен.

Alx1m1k

Серег,а я понял:2т -к -это не ваши двигатели с Эдуардом.ты их воспринимаешь как кордовые(сам был кордовиком),а на радийке-ставишь им какието ограничения.а вот кто сказал “в топку”-это не от"большого ума".высочайшая чушь на постном масле.у вас с Эдуардом взгляды однобокие .а я с вышесказанной ЧУШЬЮ-не согласен.

Lego

Дело ваше, я написал, что ИМХО. Для данного самолета 46 2т более чем достаточно, охота переплачивать за мотор, иметь выше расход и таскать лишний вес только из побуждения, что вдруг это когда-нибудь да пригодится - тогда в добрый путь.

Ammafrion

Заказал первую посылку, мотор взял все же 52, запас тяги лишним не будет совершенно точно (разница в весе с ASP46 в 34 грамма незначительна).

Русинов_Сергей:

Поясняю. В кучке лежат две ТТшки(2Т 0,42 и 4Т 0,75) и МДС. Все эти моторы стоят денег, но ни один из них не подходит на пилотажевскую Катану. Поэтому они так и будут валятся у меня никому не нужные, не отдавать же их за копейки.

Насчет катаны спору нет, но разговор пока не о ней. Под нее точно будет отдельный мотор ДВС или электро - время покажет.

Оффтоп: не помню где точно, но пробежала фраза, что пайпер висеть не будет 😃

Lego
Ammafrion:

Заказал первую посылку, мотор взял все же 52, запас тяги лишним не будет совершенно точно (разница в весе с ASP46 в 34 грамма незначительна).

Да нет там никакого запаса, миф все это. На Хоббикинге вообще ТТХ не даны, а если вы сравните ТТХ двигателей OS, которым более или менее можно доверять, то разница между OS46AX и OS55AX минимальная. То есть то что 46-й не тянет, то и 55-й не потянет толком. Двигатели в одном картере, что вы хотите…

Alx1m1k
Lego:

Да нет там никакого запаса, миф все это. На Хоббикинге вообще ТТХ не даны, а если вы сравните ТТХ двигателей OS, которым более или менее можно доверять, то разница между OS46AX и OS55AX минимальная. То есть то что 46-й не тянет, то и 55-й не потянет толком. Двигатели в одном картере, что вы хотите…

ХА-ХА-ХА!!! Эдик,что с вами?

yuri_la

Доброго времени суток!

Выполняю свое обещание отметить некоторые особенности Пайпера.

  1. Короткий и весьма объемистый фюзеляж, да еще и с верхним расположением крыла приводит к смещению вверх ЦТ модели, что вкупе с не слишком «разлапистым» шасси создает повышенную склонность к опрокидыванию набок при разбеге и пробеге.
  2. При этом сочетание короткого фюзеляжа и трехстоечного шасси с хвостовой стойкой дает то, что самолет стоит на полосе, задрав нос вверх. Посему при начале разбега сразу появляется избыточный угол атаки, который приводит к преждевременному нарастанию подъемной силы крыла, способствующей еще большему задиранию носа. При этом суммарно подъемной силы и тяги мотора еще недостаточно, чтобы вытянуть самолет вверх на взлете. Зато крыло быстро выходит на закритические углы атаки со срывом потока и потерей подъемной силы.
  3. Вдобавок ко всему реактивный момент от силовой установки нагружает левую стойку шасси, а правая при этом разгружена. Соответственно, самолет стремится зарулить влево. А тут пилот вмешивается в управление, стремясь скорее оторвать самолет от полосы, и рано беря «ручку» на себя. Однако его уже развернуло боком на ветер, крыло как парус, полупетля с переворотом через крыло – обычный результат. Вот еще видео:

. Поэтому правильная техника взлета такого самолета – отрыв сначала хвостовой стойки, разгон, и только потом ручку на себя. Придется бороться с естественным стремлением побыстрее потянуть на себя.
4) По конструкции. Большая площадь остекления кабины серьезно ослабляет фюзеляж в зоне сопряжения с крылом. Особенно это касается шпангоута, в который упирается крыло. Неплохо бы его усилить накладками (вертикальные рейки треугольного сечения) в месте стыка с боковинами фюзеляжа.
5) Двухтактный мотор, если я правильно помню, боком не становится. Глушитель мешает. Только цилиндром вниз. А это чревато переливом движка при запуске, особенно если опыта обращения с ДВС нет. Просто помните об этом. Выворачивайте свечу, если мотор долго не заводится, выливайте из него лишнее топливо и снова в бой…😄

Успехов!

spyder3

Абсолютно согласен с Юрий Арзуманяном,

Так оно и есть. На своём Декатлоне, коий немного подобен Пйперу J3, я изменил по пунктам
2) поменял стойку шасси на другою - более низкую от старой Екстра.
3) Пропеллер при первых полётах был 15Х8 кажется. Сейчас, освоившись со взлётом, поставил 16Х6. При взлёте исползуется гиро Спартан Кворк в рэйт режиме, потом он отключается. Взлёт осушествляется с предварительным отрывом хвостового колеса для разгона путём дачи ручки немного вниз. Тут тоже можно кувернуться, сломать что-то и не только пропеллер, если переборщить с дачей ручки вниз.
Трудно представить, что с моим Декатлоном я вожусь/переделываю что то/тренеруюсь уже с 2010. И пока не закончен. Заметил при пилотже - если скорость ниже какойто там критической - Декатлоновой (ветер тоже влияет) он при обратной петле или на фигуре хаммерхэд (молоток по Русски) срывается на крыло 2 - 2.5 витка. Не знание этого, отложили мои испытания ешё на 1/2 года.
Сейчас он в реставрирован и сменил цвет

Lego

У нас на поле случАй был. Купил мужик Капа, попробовал лететь. Раз уронил - отремонтировался, второй, третий, не так чтобы фатальные падения, но не приятно, достало его. Короче, после очередного краша, разобрал он его и сложил в сторонке, возле мусорки, обиделся, дескать. Другой подобрал, благо что даром. Посмотрел, отремотнировался, поколдовал над ним, настроил и полетел. Хорошо летал, между прочим. Не пугайте топик стартера раньше времени, ну капризный на разбеге, но если развернуло поперек, так не рвите ручку, прекратите взлет. А так хороший самолет, летит медленно и чинно 😃

spyder3

Да мы и не пугаем, просто разубеждаем сложившееся мнение, что если что - то типа Пайпера то и тренер - сам летит взлетает и садится. Вон что люди с подбным делают. И это не Катана

EXPERIMENTATOR1970

Я то-же стал счастливым обладателем Пайпера!Шёл за Як-12,но той раскраски которую я хотел,в Питере уже нет.Попросил Пайпера,открыли кородку,а там жёлто-чёрное чудо!И я понял,что я его куплю…И купил!!!

Буду ставить на поплавки,собирать к зиме,на снегу поплавки обкатать хочу.

yuri_la

Сергей,
Если понравился, почему бы и нет?
Успешных полетов! Будем ждать видео.

Ammafrion

Юрий, при всем уважении, я с вами не соглашусь и вот в чем:

yuri_la:
  1. При этом сочетание короткого фюзеляжа и трехстоечного шасси с хвостовой стойкой дает то, что самолет стоит на полосе, задрав нос вверх. Посему при начале разбега сразу появляется избыточный угол атаки, который приводит к преждевременному нарастанию подъемной силы крыла, способствующей еще большему задиранию носа.

На разбеге, пока скорость не достигнет скорости сваливания, скорость потока слишком мала для создания подъемной силы достаточной для “большего задирания носа”. Более того, на крыле и горизонтальном оперении создается пикирующий момент (напротив направленный на опускание носа самолета) который с ростом скорости усиливается.

yuri_la:

При этом суммарно подъемной силы и тяги мотора еще недостаточно, чтобы вытянуть самолет вверх на взлете.

В этом случае самолет просто не оторвется от земли.

yuri_la:

Зато крыло быстро выходит на закритические углы атаки

, если кто-то ему в этом поможет (например дачей руля высоты на кабрирование).

yuri_la:

со срывом потока и потерей подъемной силы.

Между тем, с ростом угла атаки, подъемная сила увеличивается до тех пор пока не будет превышено предельное значение, дальше срыв потока и сваливание.

yuri_la:

Вдобавок ко всему реактивный момент от силовой установки нагружает левую стойку шасси, а правая при этом разгружена. Соответственно, самолет стремится зарулить влево.

Реактивный момент создается не силовой установкой, а винтом и он тем больше, чем тяжлее (аэродинамически) винт. Момент этот создает крен и по идее компенсируется триммированием элеронов, также с ростом скорости его влияние становится менее заметно. Это свойственно всем самолетам и я не совсем понимаю почему именно в случае пайпера этот момент проявляется особо выраженно.

yuri_la:

Вот еще видео:

Опять же, срыв после отрыва из-за недостатка скорости - проблема известная и опасная для всех самолетов. Мне кажется у любой современной модели тяга больше единички, а значит достаточно дать газу, чтобы избежать падения и все будет хорошо. Конкретно на видео мне кажется можно было бы вырулить рулем направления при даче максимальных оборотов.

Правильные техники взлета видятся мне так:

  1. Удерживая самолет за хвост, дать газ в пол, отпустить, все рули нейтрально, после отрыва костыля от земли (при модельной тягеэто почти сразу) мягко взять ручку на себя и улететь. Главное не рвать ручку раньше времени. И совершенно пофигу куда потянет самолет, если поляна достаточных размеров.
  2. Постепенное увеличение оборотов двигателя, выдерживание направления взлета рулем направления, дача руля высоты на пикирования для поднятия костыля, удерживание постоянного взлетного угла постепенным взятием ручки на себя, отрыв. Технически труднее выполнить и больше шансов кувырнуться или зарулиться на разбеге. Первый способ мне видится более безопасным. Эти способы прошу прокомментировать 😃 В real flight создать условия при которых что-то рыскало бы или срывалось у меня не получилось - грешу на кривую реализацию. Хочется хотя бы в теории быть уверенным наверняка в своих действиях, чтобы не разложить модель в первом полете.
yuri_la:

Большая площадь остекления кабины серьезно ослабляет фюзеляж в зоне сопряжения с крылом. Особенно это касается шпангоута, в который упирается крыло. Неплохо бы его усилить накладками (вертикальные рейки треугольного сечения) в месте стыка с боковинами фюзеляжа.

Усилить не проблема, сделаю. А недостаток прочности выражается в том, что вырывает крыло в полете или от ударов на земле?

yuri_la:

Двухтактный мотор, если я правильно помню, боком не становится.

С установкой мотора наверняка будет много вопросов когда он придет, а пока жду посылки 😃

Юрий, у вас есть видеозаписи полетов вашей модели? Хотелось бы примерно знать к какому поведению самолета готовиться.

EXPERIMENTATOR1970:

Я то-же стал счастливым обладателем Пайпера!

Мои поздравления! 😃

spyder3

Всё что тут написано из тории и аэродинамики правильно и с углами атаки, и срывом потоков, и моментов от винта, , но наверное для большинства фуромчан это хорошая база для самообразования, что тоже дело.
На своём опыте владения 2х Пайперов и 2х Декатлонов скажу лишь в кратце, и это более относится к пайперу без раскрытия причин кои тут разжёваны. Т.е. к чему готовится при полётах на этих замечательнух моделях (не мелколётах до 2кг коих я не имел)

  1. Разбег.
    Строгий контроль РН или гироскопом (кому как нравится) с прижатием хвоста к земле на этапе рулежки, и вначале разбега. Плавный отрыв хваста и никаких резких дёрганий ЛЮБОЙ из ручек вашего пульта.
  2. Полёт.
    Всё как у тренера, но… не расслаблятся и следить за скоростью, сваливание происходит обвально, что никак не ожидаешь от такой модели и теряешься
  3. Посадка
    Без проблем, но помнить о капотировании, прибирая РВ в пределах требуемого вверх, что конечно не особо важно для малух моделей. Они страдают от этого меньше. Для вариантов ДВС - обороты ХХ должны быть мин иначе он так и летит, перелетая полосу. А если прижать то прыгнет и в болшинстве случаев с последствиями, а иногда с заменой чего нибудь. Ведь тут были топики типа “Модель не хочет садится” итп. Она то хочет, но пилот пока не умеет.

Конечно тапок в пол или поляна всё стерпит - тоже катит… но на поляне. А когда хочется научится, как тот реальный Пайпер вверху, взлетает то хвататься за хвост не хочется, да и теряется часть нашего хобби от этих никому не нужных упрошений. Тогда уж лучше и дешевле в СИМе летать и стеновые модели делать ИМО

Вот в основном и всё

PS
Во многих странах, и у нас тоже, хватание модели за хвост разрешается только до рулежки. Что вы все и видели из западных роликов на Ю-Тьюбе

yuri_la

Альберт,
Вынужден извиниться, но я придерживаюсь твердого правила не вступать в теоретические диспуты на данном форуме. Если возникает подобная ситуация, то я пользуюсь своим правом “хранить молчание”.😃
При этом я готов поделится своими знаниями и опытом, если это кому-то нужно.
Могу лишь в качестве дополнительной подсказки указать на то, что воздушный змей взлетает с нулевой тяговооруженностью, часто с нулевой земной скоростью, и воздушной скоростью в точности равной скорости ветра в данный момент. Что произойдет с воздушным змеем на взлете, если ему подрезать хвост и лишить тем самым устойчивости, вы знаете не хуже меня. Это еще одна иллюстрация того, что вы видели на приведенном мной ролике.
Видео Пайпера у меня нет. И обещать, опять же к сожалению, не могу. Имея эскадрилью готовых к взлету самолетов (все на даче), идея взять на полеты именно Пайпера мне не улыбается. Но я попробую выложить короткий ролик со взлетом другого, пилотажного самолета, и как он справляется с той проблемой на взлете, о которой речь шла применительно к Пайперу. И с чем Пайпер бы точно не справился.
По конструкции. Нет, в полете он не развалится. Проблемы могут появиться от жесткой тряски при запуске мотора. А новые моторы ASP мне показались более тугими, чем моторы других марок. И жесткие посадки, конечно. “Стекла” из кабины могут тоже повылетать…😃
Мягких посадок!

Ammafrion
spyder3:

Во многих странах, и у нас тоже, хватание модели за хвост разрешается только до рулежки.

Во многих странах у моделистов есть рулежки… По-хорошему завидую 😃

yuri_la:

Вынужден извиниться, но я придерживаюсь твердого правила не вступать в теоретические диспуты на данном форуме. Если возникает подобная ситуация, то я пользуюсь своим правом “хранить молчание”. При этом я готов поделится своими знаниями и опытом, если это кому-то нужно.

Я свое сообщение написал не ради спора, а чтобы понять что будет происходить и к чему готовиться. Если я где ошибся и оказался не прав - поправьте 😃

yuri_la

Альберт,
Я вам “подброшу” дополнительной информации, а выводы вы сами сделаете, судя по тому, что вы вдумчиво подходите к вопросу.
Во-первых, воздушный винт входит в понятие силовая установка (krugosvet.ru/…/AVIATSIONNAYA_SILOVAYA_USTANOVKA.ht…).
Более того, даже если бы его не было, реактивный момент все равно бы был, просто он был бы неощутимо мал. Если есть вращающееся вокруг некоей оси тело (коленвал вашего мотора), то в неподвижной механической связи возникает реакция (реактивный момент). Винт добавляет к этому реакцию закрученной струи воздуха, что, безусловно более существенно.
Так вот. Реактивный момент от такого же мотора будет на другом самолете таким же. Но Пайпер ему более подвержен из-за более высокого положения ЦТ и узкой “колеи” шасси. Об этом я уже писал. Есть ведь разница в поведении на скоростном повороте автобуса и легковушки? У вас автобус…😁
Далее, у верхнеплана точка приложения равнодействующей аэродинамической силы находится выше ЦТ. Я обычно привожу в пример маятник. Если его отклонить от положения равновесия, то он стремится вернуться к нему. Это положительно сказывается на устойчивости верхнеплана в полете. Но у самолетов типа Пайпера линия действия вектора тяги лежит ниже точки приложения аэродинамической силы. Поэтому тяга мотора является в этой схеме возмущающим фактором, как у маятника, стремящимся отклонить его вверх от положения равновесия. То есть создавая тенденцию к КАБРИРОВАНИЮ, а не к пикированию. Поэтому на верхнепланах выкос вниз обычно делают несколько больше.
И хотя на этом Пайпере моторный шпангоут помнится уже стоит под углом, задавая выкос, я его увеличил вниз, подкладывая шайбы под лапки моторамы.
И вам советую. Пока все.
Успешных полетов!