World Models Clipped Wing Cub - 48

Lego

Дело ваше, я написал, что ИМХО. Для данного самолета 46 2т более чем достаточно, охота переплачивать за мотор, иметь выше расход и таскать лишний вес только из побуждения, что вдруг это когда-нибудь да пригодится - тогда в добрый путь.

Ammafrion

Заказал первую посылку, мотор взял все же 52, запас тяги лишним не будет совершенно точно (разница в весе с ASP46 в 34 грамма незначительна).

Русинов_Сергей:

Поясняю. В кучке лежат две ТТшки(2Т 0,42 и 4Т 0,75) и МДС. Все эти моторы стоят денег, но ни один из них не подходит на пилотажевскую Катану. Поэтому они так и будут валятся у меня никому не нужные, не отдавать же их за копейки.

Насчет катаны спору нет, но разговор пока не о ней. Под нее точно будет отдельный мотор ДВС или электро - время покажет.

Оффтоп: не помню где точно, но пробежала фраза, что пайпер висеть не будет 😃

Lego
Ammafrion:

Заказал первую посылку, мотор взял все же 52, запас тяги лишним не будет совершенно точно (разница в весе с ASP46 в 34 грамма незначительна).

Да нет там никакого запаса, миф все это. На Хоббикинге вообще ТТХ не даны, а если вы сравните ТТХ двигателей OS, которым более или менее можно доверять, то разница между OS46AX и OS55AX минимальная. То есть то что 46-й не тянет, то и 55-й не потянет толком. Двигатели в одном картере, что вы хотите…

Alx1m1k
Lego:

Да нет там никакого запаса, миф все это. На Хоббикинге вообще ТТХ не даны, а если вы сравните ТТХ двигателей OS, которым более или менее можно доверять, то разница между OS46AX и OS55AX минимальная. То есть то что 46-й не тянет, то и 55-й не потянет толком. Двигатели в одном картере, что вы хотите…

ХА-ХА-ХА!!! Эдик,что с вами?

yuri_la

Доброго времени суток!

Выполняю свое обещание отметить некоторые особенности Пайпера.

  1. Короткий и весьма объемистый фюзеляж, да еще и с верхним расположением крыла приводит к смещению вверх ЦТ модели, что вкупе с не слишком «разлапистым» шасси создает повышенную склонность к опрокидыванию набок при разбеге и пробеге.
  2. При этом сочетание короткого фюзеляжа и трехстоечного шасси с хвостовой стойкой дает то, что самолет стоит на полосе, задрав нос вверх. Посему при начале разбега сразу появляется избыточный угол атаки, который приводит к преждевременному нарастанию подъемной силы крыла, способствующей еще большему задиранию носа. При этом суммарно подъемной силы и тяги мотора еще недостаточно, чтобы вытянуть самолет вверх на взлете. Зато крыло быстро выходит на закритические углы атаки со срывом потока и потерей подъемной силы.
  3. Вдобавок ко всему реактивный момент от силовой установки нагружает левую стойку шасси, а правая при этом разгружена. Соответственно, самолет стремится зарулить влево. А тут пилот вмешивается в управление, стремясь скорее оторвать самолет от полосы, и рано беря «ручку» на себя. Однако его уже развернуло боком на ветер, крыло как парус, полупетля с переворотом через крыло – обычный результат. Вот еще видео:

. Поэтому правильная техника взлета такого самолета – отрыв сначала хвостовой стойки, разгон, и только потом ручку на себя. Придется бороться с естественным стремлением побыстрее потянуть на себя.
4) По конструкции. Большая площадь остекления кабины серьезно ослабляет фюзеляж в зоне сопряжения с крылом. Особенно это касается шпангоута, в который упирается крыло. Неплохо бы его усилить накладками (вертикальные рейки треугольного сечения) в месте стыка с боковинами фюзеляжа.
5) Двухтактный мотор, если я правильно помню, боком не становится. Глушитель мешает. Только цилиндром вниз. А это чревато переливом движка при запуске, особенно если опыта обращения с ДВС нет. Просто помните об этом. Выворачивайте свечу, если мотор долго не заводится, выливайте из него лишнее топливо и снова в бой…😄

Успехов!

spyder3

Абсолютно согласен с Юрий Арзуманяном,

Так оно и есть. На своём Декатлоне, коий немного подобен Пйперу J3, я изменил по пунктам
2) поменял стойку шасси на другою - более низкую от старой Екстра.
3) Пропеллер при первых полётах был 15Х8 кажется. Сейчас, освоившись со взлётом, поставил 16Х6. При взлёте исползуется гиро Спартан Кворк в рэйт режиме, потом он отключается. Взлёт осушествляется с предварительным отрывом хвостового колеса для разгона путём дачи ручки немного вниз. Тут тоже можно кувернуться, сломать что-то и не только пропеллер, если переборщить с дачей ручки вниз.
Трудно представить, что с моим Декатлоном я вожусь/переделываю что то/тренеруюсь уже с 2010. И пока не закончен. Заметил при пилотже - если скорость ниже какойто там критической - Декатлоновой (ветер тоже влияет) он при обратной петле или на фигуре хаммерхэд (молоток по Русски) срывается на крыло 2 - 2.5 витка. Не знание этого, отложили мои испытания ешё на 1/2 года.
Сейчас он в реставрирован и сменил цвет

Lego

У нас на поле случАй был. Купил мужик Капа, попробовал лететь. Раз уронил - отремонтировался, второй, третий, не так чтобы фатальные падения, но не приятно, достало его. Короче, после очередного краша, разобрал он его и сложил в сторонке, возле мусорки, обиделся, дескать. Другой подобрал, благо что даром. Посмотрел, отремотнировался, поколдовал над ним, настроил и полетел. Хорошо летал, между прочим. Не пугайте топик стартера раньше времени, ну капризный на разбеге, но если развернуло поперек, так не рвите ручку, прекратите взлет. А так хороший самолет, летит медленно и чинно 😃

spyder3

Да мы и не пугаем, просто разубеждаем сложившееся мнение, что если что - то типа Пайпера то и тренер - сам летит взлетает и садится. Вон что люди с подбным делают. И это не Катана

EXPERIMENTATOR1970

Я то-же стал счастливым обладателем Пайпера!Шёл за Як-12,но той раскраски которую я хотел,в Питере уже нет.Попросил Пайпера,открыли кородку,а там жёлто-чёрное чудо!И я понял,что я его куплю…И купил!!!

Буду ставить на поплавки,собирать к зиме,на снегу поплавки обкатать хочу.

yuri_la

Сергей,
Если понравился, почему бы и нет?
Успешных полетов! Будем ждать видео.

Ammafrion

Юрий, при всем уважении, я с вами не соглашусь и вот в чем:

yuri_la:
  1. При этом сочетание короткого фюзеляжа и трехстоечного шасси с хвостовой стойкой дает то, что самолет стоит на полосе, задрав нос вверх. Посему при начале разбега сразу появляется избыточный угол атаки, который приводит к преждевременному нарастанию подъемной силы крыла, способствующей еще большему задиранию носа.

На разбеге, пока скорость не достигнет скорости сваливания, скорость потока слишком мала для создания подъемной силы достаточной для “большего задирания носа”. Более того, на крыле и горизонтальном оперении создается пикирующий момент (напротив направленный на опускание носа самолета) который с ростом скорости усиливается.

yuri_la:

При этом суммарно подъемной силы и тяги мотора еще недостаточно, чтобы вытянуть самолет вверх на взлете.

В этом случае самолет просто не оторвется от земли.

yuri_la:

Зато крыло быстро выходит на закритические углы атаки

, если кто-то ему в этом поможет (например дачей руля высоты на кабрирование).

yuri_la:

со срывом потока и потерей подъемной силы.

Между тем, с ростом угла атаки, подъемная сила увеличивается до тех пор пока не будет превышено предельное значение, дальше срыв потока и сваливание.

yuri_la:

Вдобавок ко всему реактивный момент от силовой установки нагружает левую стойку шасси, а правая при этом разгружена. Соответственно, самолет стремится зарулить влево.

Реактивный момент создается не силовой установкой, а винтом и он тем больше, чем тяжлее (аэродинамически) винт. Момент этот создает крен и по идее компенсируется триммированием элеронов, также с ростом скорости его влияние становится менее заметно. Это свойственно всем самолетам и я не совсем понимаю почему именно в случае пайпера этот момент проявляется особо выраженно.

yuri_la:

Вот еще видео:

Опять же, срыв после отрыва из-за недостатка скорости - проблема известная и опасная для всех самолетов. Мне кажется у любой современной модели тяга больше единички, а значит достаточно дать газу, чтобы избежать падения и все будет хорошо. Конкретно на видео мне кажется можно было бы вырулить рулем направления при даче максимальных оборотов.

Правильные техники взлета видятся мне так:

  1. Удерживая самолет за хвост, дать газ в пол, отпустить, все рули нейтрально, после отрыва костыля от земли (при модельной тягеэто почти сразу) мягко взять ручку на себя и улететь. Главное не рвать ручку раньше времени. И совершенно пофигу куда потянет самолет, если поляна достаточных размеров.
  2. Постепенное увеличение оборотов двигателя, выдерживание направления взлета рулем направления, дача руля высоты на пикирования для поднятия костыля, удерживание постоянного взлетного угла постепенным взятием ручки на себя, отрыв. Технически труднее выполнить и больше шансов кувырнуться или зарулиться на разбеге. Первый способ мне видится более безопасным. Эти способы прошу прокомментировать 😃 В real flight создать условия при которых что-то рыскало бы или срывалось у меня не получилось - грешу на кривую реализацию. Хочется хотя бы в теории быть уверенным наверняка в своих действиях, чтобы не разложить модель в первом полете.
yuri_la:

Большая площадь остекления кабины серьезно ослабляет фюзеляж в зоне сопряжения с крылом. Особенно это касается шпангоута, в который упирается крыло. Неплохо бы его усилить накладками (вертикальные рейки треугольного сечения) в месте стыка с боковинами фюзеляжа.

Усилить не проблема, сделаю. А недостаток прочности выражается в том, что вырывает крыло в полете или от ударов на земле?

yuri_la:

Двухтактный мотор, если я правильно помню, боком не становится.

С установкой мотора наверняка будет много вопросов когда он придет, а пока жду посылки 😃

Юрий, у вас есть видеозаписи полетов вашей модели? Хотелось бы примерно знать к какому поведению самолета готовиться.

EXPERIMENTATOR1970:

Я то-же стал счастливым обладателем Пайпера!

Мои поздравления! 😃

spyder3

Всё что тут написано из тории и аэродинамики правильно и с углами атаки, и срывом потоков, и моментов от винта, , но наверное для большинства фуромчан это хорошая база для самообразования, что тоже дело.
На своём опыте владения 2х Пайперов и 2х Декатлонов скажу лишь в кратце, и это более относится к пайперу без раскрытия причин кои тут разжёваны. Т.е. к чему готовится при полётах на этих замечательнух моделях (не мелколётах до 2кг коих я не имел)

  1. Разбег.
    Строгий контроль РН или гироскопом (кому как нравится) с прижатием хвоста к земле на этапе рулежки, и вначале разбега. Плавный отрыв хваста и никаких резких дёрганий ЛЮБОЙ из ручек вашего пульта.
  2. Полёт.
    Всё как у тренера, но… не расслаблятся и следить за скоростью, сваливание происходит обвально, что никак не ожидаешь от такой модели и теряешься
  3. Посадка
    Без проблем, но помнить о капотировании, прибирая РВ в пределах требуемого вверх, что конечно не особо важно для малух моделей. Они страдают от этого меньше. Для вариантов ДВС - обороты ХХ должны быть мин иначе он так и летит, перелетая полосу. А если прижать то прыгнет и в болшинстве случаев с последствиями, а иногда с заменой чего нибудь. Ведь тут были топики типа “Модель не хочет садится” итп. Она то хочет, но пилот пока не умеет.

Конечно тапок в пол или поляна всё стерпит - тоже катит… но на поляне. А когда хочется научится, как тот реальный Пайпер вверху, взлетает то хвататься за хвост не хочется, да и теряется часть нашего хобби от этих никому не нужных упрошений. Тогда уж лучше и дешевле в СИМе летать и стеновые модели делать ИМО

Вот в основном и всё

PS
Во многих странах, и у нас тоже, хватание модели за хвост разрешается только до рулежки. Что вы все и видели из западных роликов на Ю-Тьюбе

yuri_la

Альберт,
Вынужден извиниться, но я придерживаюсь твердого правила не вступать в теоретические диспуты на данном форуме. Если возникает подобная ситуация, то я пользуюсь своим правом “хранить молчание”.😃
При этом я готов поделится своими знаниями и опытом, если это кому-то нужно.
Могу лишь в качестве дополнительной подсказки указать на то, что воздушный змей взлетает с нулевой тяговооруженностью, часто с нулевой земной скоростью, и воздушной скоростью в точности равной скорости ветра в данный момент. Что произойдет с воздушным змеем на взлете, если ему подрезать хвост и лишить тем самым устойчивости, вы знаете не хуже меня. Это еще одна иллюстрация того, что вы видели на приведенном мной ролике.
Видео Пайпера у меня нет. И обещать, опять же к сожалению, не могу. Имея эскадрилью готовых к взлету самолетов (все на даче), идея взять на полеты именно Пайпера мне не улыбается. Но я попробую выложить короткий ролик со взлетом другого, пилотажного самолета, и как он справляется с той проблемой на взлете, о которой речь шла применительно к Пайперу. И с чем Пайпер бы точно не справился.
По конструкции. Нет, в полете он не развалится. Проблемы могут появиться от жесткой тряски при запуске мотора. А новые моторы ASP мне показались более тугими, чем моторы других марок. И жесткие посадки, конечно. “Стекла” из кабины могут тоже повылетать…😃
Мягких посадок!

Ammafrion
spyder3:

Во многих странах, и у нас тоже, хватание модели за хвост разрешается только до рулежки.

Во многих странах у моделистов есть рулежки… По-хорошему завидую 😃

yuri_la:

Вынужден извиниться, но я придерживаюсь твердого правила не вступать в теоретические диспуты на данном форуме. Если возникает подобная ситуация, то я пользуюсь своим правом “хранить молчание”. При этом я готов поделится своими знаниями и опытом, если это кому-то нужно.

Я свое сообщение написал не ради спора, а чтобы понять что будет происходить и к чему готовиться. Если я где ошибся и оказался не прав - поправьте 😃

yuri_la

Альберт,
Я вам “подброшу” дополнительной информации, а выводы вы сами сделаете, судя по тому, что вы вдумчиво подходите к вопросу.
Во-первых, воздушный винт входит в понятие силовая установка (krugosvet.ru/…/AVIATSIONNAYA_SILOVAYA_USTANOVKA.ht…).
Более того, даже если бы его не было, реактивный момент все равно бы был, просто он был бы неощутимо мал. Если есть вращающееся вокруг некоей оси тело (коленвал вашего мотора), то в неподвижной механической связи возникает реакция (реактивный момент). Винт добавляет к этому реакцию закрученной струи воздуха, что, безусловно более существенно.
Так вот. Реактивный момент от такого же мотора будет на другом самолете таким же. Но Пайпер ему более подвержен из-за более высокого положения ЦТ и узкой “колеи” шасси. Об этом я уже писал. Есть ведь разница в поведении на скоростном повороте автобуса и легковушки? У вас автобус…😁
Далее, у верхнеплана точка приложения равнодействующей аэродинамической силы находится выше ЦТ. Я обычно привожу в пример маятник. Если его отклонить от положения равновесия, то он стремится вернуться к нему. Это положительно сказывается на устойчивости верхнеплана в полете. Но у самолетов типа Пайпера линия действия вектора тяги лежит ниже точки приложения аэродинамической силы. Поэтому тяга мотора является в этой схеме возмущающим фактором, как у маятника, стремящимся отклонить его вверх от положения равновесия. То есть создавая тенденцию к КАБРИРОВАНИЮ, а не к пикированию. Поэтому на верхнепланах выкос вниз обычно делают несколько больше.
И хотя на этом Пайпере моторный шпангоут помнится уже стоит под углом, задавая выкос, я его увеличил вниз, подкладывая шайбы под лапки моторамы.
И вам советую. Пока все.
Успешных полетов!

Lego

Ну вот на втором видео характерный для Каба увод на разбеге, о чем вас тут многократно предупреждают - это то с чем придется бороться. По моим наблюдениям, чем длиннее разбег, тем выше вероятность, что его уведет (да и не только его), то есть в идеале надо ровно выстаить его по курсу, плавно, но энергично дать газ и взлететь. А если развернуло, то подруливания РН как правило только усугубляют ситуацию, в зависимости от скорости нужно быстро принять решение: продолжить или прекратить взлет. А в целом, ничего страшного нет.

spyder3

Алберт,

Вы бы фотки где как дела со сборкой идут поставили, а то все советуют вам, а никто и не видел что в коробке и как собирается. Как полетите видео сюда. Пайпер наряду с Яком 54 одна из самых популярных моделей. Нам интересно. Короткокрылого у мня не было.

Да я вам говорил про скорость и срыв на крыло. Так вот, скорость на посадке держите, да рулём РН её лучье контролировать, а не элеронами. То то ли из за дллинных крыльев, (на вираже скорость обдува может разная), она мгновенно валится на крыло при потере скорости на вираже и работа элеронами токмо усугубляет результат. Я в аэродинамике мало разбираюсь, а лишь практикой доходил. Вот это пожалуй главнее петляния на взлёте из за более плачевного финала. Вот этот Декатлон под ОS46 ушёл из жизни таким образом как я и описал. Тут он ещё жив.

Длая копийного взлёта с длинным пробегом тут использовался гироскоп GYA350 Futaba, сейчас у мня Спартан Кворк, коий лучше. Без гиро надо сокращать разбег, что не так копйно, да притом при всём асфальт более склоннен усугублять петляние на взлёте

Ammafrion

Влад, пока показывать нечего, сборка не идет - жду посылки с мотором, комплектухой и инструментами. По вашему совету вытащил деревянные части тушки из пакетов и разложил на шкафы пылиться подсыхать:) Учитывая реальные темпы доставки “почтой России” раньше, чем через месяц ждать посылки, и соответственно начала сборки думаю не стоит. Когда начну собирать самолет, обязательно буду информировать о ходе работ (и будут вопросы:)).

EXPERIMENTATOR1970

Вот и я начал задумываться о движке.Есть в наличии три варианта -АСП-61 4т,ТТ-46 2т,и электро вариант-Turnigy G-32 770kv.Вот хочу выбрать между ними.ТТ-46 достаточно старенький,АСП обкатан,но не летал,а Турнига немного слабовата кажется,или нет?Помогите определиться,пожалуйста!Времени до сборки ещё много,так что можно подискутировать.Напомню,модель будет собираться в поплавковом варианте.
И ещё.Пытался найти чертежи прототипа,но не нашёл.Всё вылезают чертёжики Пайпер кеба.Хотелось с кабиной поработать.В принципе для полукопии информации достаточно,но хотелось бы больше.
Заранее благодарен!