World Models Clipped Wing Cub - 48
У нас на поле случАй был. Купил мужик Капа, попробовал лететь. Раз уронил - отремонтировался, второй, третий, не так чтобы фатальные падения, но не приятно, достало его. Короче, после очередного краша, разобрал он его и сложил в сторонке, возле мусорки, обиделся, дескать. Другой подобрал, благо что даром. Посмотрел, отремотнировался, поколдовал над ним, настроил и полетел. Хорошо летал, между прочим. Не пугайте топик стартера раньше времени, ну капризный на разбеге, но если развернуло поперек, так не рвите ручку, прекратите взлет. А так хороший самолет, летит медленно и чинно 😃
Да мы и не пугаем, просто разубеждаем сложившееся мнение, что если что - то типа Пайпера то и тренер - сам летит взлетает и садится. Вон что люди с подбным делают. И это не Катана
Я то-же стал счастливым обладателем Пайпера!Шёл за Як-12,но той раскраски которую я хотел,в Питере уже нет.Попросил Пайпера,открыли кородку,а там жёлто-чёрное чудо!И я понял,что я его куплю…И купил!!!
Буду ставить на поплавки,собирать к зиме,на снегу поплавки обкатать хочу.
Сергей,
Если понравился, почему бы и нет?
Успешных полетов! Будем ждать видео.
Юрий, при всем уважении, я с вами не соглашусь и вот в чем:
- При этом сочетание короткого фюзеляжа и трехстоечного шасси с хвостовой стойкой дает то, что самолет стоит на полосе, задрав нос вверх. Посему при начале разбега сразу появляется избыточный угол атаки, который приводит к преждевременному нарастанию подъемной силы крыла, способствующей еще большему задиранию носа.
На разбеге, пока скорость не достигнет скорости сваливания, скорость потока слишком мала для создания подъемной силы достаточной для “большего задирания носа”. Более того, на крыле и горизонтальном оперении создается пикирующий момент (напротив направленный на опускание носа самолета) который с ростом скорости усиливается.
При этом суммарно подъемной силы и тяги мотора еще недостаточно, чтобы вытянуть самолет вверх на взлете.
В этом случае самолет просто не оторвется от земли.
Зато крыло быстро выходит на закритические углы атаки
, если кто-то ему в этом поможет (например дачей руля высоты на кабрирование).
со срывом потока и потерей подъемной силы.
Между тем, с ростом угла атаки, подъемная сила увеличивается до тех пор пока не будет превышено предельное значение, дальше срыв потока и сваливание.
Вдобавок ко всему реактивный момент от силовой установки нагружает левую стойку шасси, а правая при этом разгружена. Соответственно, самолет стремится зарулить влево.
Реактивный момент создается не силовой установкой, а винтом и он тем больше, чем тяжлее (аэродинамически) винт. Момент этот создает крен и по идее компенсируется триммированием элеронов, также с ростом скорости его влияние становится менее заметно. Это свойственно всем самолетам и я не совсем понимаю почему именно в случае пайпера этот момент проявляется особо выраженно.
Вот еще видео:
Опять же, срыв после отрыва из-за недостатка скорости - проблема известная и опасная для всех самолетов. Мне кажется у любой современной модели тяга больше единички, а значит достаточно дать газу, чтобы избежать падения и все будет хорошо. Конкретно на видео мне кажется можно было бы вырулить рулем направления при даче максимальных оборотов.
Правильные техники взлета видятся мне так:
- Удерживая самолет за хвост, дать газ в пол, отпустить, все рули нейтрально, после отрыва костыля от земли (при модельной тягеэто почти сразу) мягко взять ручку на себя и улететь. Главное не рвать ручку раньше времени. И совершенно пофигу куда потянет самолет, если поляна достаточных размеров.
- Постепенное увеличение оборотов двигателя, выдерживание направления взлета рулем направления, дача руля высоты на пикирования для поднятия костыля, удерживание постоянного взлетного угла постепенным взятием ручки на себя, отрыв. Технически труднее выполнить и больше шансов кувырнуться или зарулиться на разбеге. Первый способ мне видится более безопасным. Эти способы прошу прокомментировать 😃 В real flight создать условия при которых что-то рыскало бы или срывалось у меня не получилось - грешу на кривую реализацию. Хочется хотя бы в теории быть уверенным наверняка в своих действиях, чтобы не разложить модель в первом полете.
Большая площадь остекления кабины серьезно ослабляет фюзеляж в зоне сопряжения с крылом. Особенно это касается шпангоута, в который упирается крыло. Неплохо бы его усилить накладками (вертикальные рейки треугольного сечения) в месте стыка с боковинами фюзеляжа.
Усилить не проблема, сделаю. А недостаток прочности выражается в том, что вырывает крыло в полете или от ударов на земле?
Двухтактный мотор, если я правильно помню, боком не становится.
С установкой мотора наверняка будет много вопросов когда он придет, а пока жду посылки 😃
Юрий, у вас есть видеозаписи полетов вашей модели? Хотелось бы примерно знать к какому поведению самолета готовиться.
Я то-же стал счастливым обладателем Пайпера!
Мои поздравления! 😃
Всё что тут написано из тории и аэродинамики правильно и с углами атаки, и срывом потоков, и моментов от винта, , но наверное для большинства фуромчан это хорошая база для самообразования, что тоже дело.
На своём опыте владения 2х Пайперов и 2х Декатлонов скажу лишь в кратце, и это более относится к пайперу без раскрытия причин кои тут разжёваны. Т.е. к чему готовится при полётах на этих замечательнух моделях (не мелколётах до 2кг коих я не имел)
- Разбег.
Строгий контроль РН или гироскопом (кому как нравится) с прижатием хвоста к земле на этапе рулежки, и вначале разбега. Плавный отрыв хваста и никаких резких дёрганий ЛЮБОЙ из ручек вашего пульта. - Полёт.
Всё как у тренера, но… не расслаблятся и следить за скоростью, сваливание происходит обвально, что никак не ожидаешь от такой модели и теряешься - Посадка
Без проблем, но помнить о капотировании, прибирая РВ в пределах требуемого вверх, что конечно не особо важно для малух моделей. Они страдают от этого меньше. Для вариантов ДВС - обороты ХХ должны быть мин иначе он так и летит, перелетая полосу. А если прижать то прыгнет и в болшинстве случаев с последствиями, а иногда с заменой чего нибудь. Ведь тут были топики типа “Модель не хочет садится” итп. Она то хочет, но пилот пока не умеет.
Конечно тапок в пол или поляна всё стерпит - тоже катит… но на поляне. А когда хочется научится, как тот реальный Пайпер вверху, взлетает то хвататься за хвост не хочется, да и теряется часть нашего хобби от этих никому не нужных упрошений. Тогда уж лучше и дешевле в СИМе летать и стеновые модели делать ИМО
Вот в основном и всё
PS
Во многих странах, и у нас тоже, хватание модели за хвост разрешается только до рулежки. Что вы все и видели из западных роликов на Ю-Тьюбе
Альберт,
Вынужден извиниться, но я придерживаюсь твердого правила не вступать в теоретические диспуты на данном форуме. Если возникает подобная ситуация, то я пользуюсь своим правом “хранить молчание”.😃
При этом я готов поделится своими знаниями и опытом, если это кому-то нужно.
Могу лишь в качестве дополнительной подсказки указать на то, что воздушный змей взлетает с нулевой тяговооруженностью, часто с нулевой земной скоростью, и воздушной скоростью в точности равной скорости ветра в данный момент. Что произойдет с воздушным змеем на взлете, если ему подрезать хвост и лишить тем самым устойчивости, вы знаете не хуже меня. Это еще одна иллюстрация того, что вы видели на приведенном мной ролике.
Видео Пайпера у меня нет. И обещать, опять же к сожалению, не могу. Имея эскадрилью готовых к взлету самолетов (все на даче), идея взять на полеты именно Пайпера мне не улыбается. Но я попробую выложить короткий ролик со взлетом другого, пилотажного самолета, и как он справляется с той проблемой на взлете, о которой речь шла применительно к Пайперу. И с чем Пайпер бы точно не справился.
По конструкции. Нет, в полете он не развалится. Проблемы могут появиться от жесткой тряски при запуске мотора. А новые моторы ASP мне показались более тугими, чем моторы других марок. И жесткие посадки, конечно. “Стекла” из кабины могут тоже повылетать…😃
Мягких посадок!
Во многих странах, и у нас тоже, хватание модели за хвост разрешается только до рулежки.
Во многих странах у моделистов есть рулежки… По-хорошему завидую 😃
Вынужден извиниться, но я придерживаюсь твердого правила не вступать в теоретические диспуты на данном форуме. Если возникает подобная ситуация, то я пользуюсь своим правом “хранить молчание”. При этом я готов поделится своими знаниями и опытом, если это кому-то нужно.
Я свое сообщение написал не ради спора, а чтобы понять что будет происходить и к чему готовиться. Если я где ошибся и оказался не прав - поправьте 😃
Альберт,
Я вам “подброшу” дополнительной информации, а выводы вы сами сделаете, судя по тому, что вы вдумчиво подходите к вопросу.
Во-первых, воздушный винт входит в понятие силовая установка (krugosvet.ru/…/AVIATSIONNAYA_SILOVAYA_USTANOVKA.ht…).
Более того, даже если бы его не было, реактивный момент все равно бы был, просто он был бы неощутимо мал. Если есть вращающееся вокруг некоей оси тело (коленвал вашего мотора), то в неподвижной механической связи возникает реакция (реактивный момент). Винт добавляет к этому реакцию закрученной струи воздуха, что, безусловно более существенно.
Так вот. Реактивный момент от такого же мотора будет на другом самолете таким же. Но Пайпер ему более подвержен из-за более высокого положения ЦТ и узкой “колеи” шасси. Об этом я уже писал. Есть ведь разница в поведении на скоростном повороте автобуса и легковушки? У вас автобус…😁
Далее, у верхнеплана точка приложения равнодействующей аэродинамической силы находится выше ЦТ. Я обычно привожу в пример маятник. Если его отклонить от положения равновесия, то он стремится вернуться к нему. Это положительно сказывается на устойчивости верхнеплана в полете. Но у самолетов типа Пайпера линия действия вектора тяги лежит ниже точки приложения аэродинамической силы. Поэтому тяга мотора является в этой схеме возмущающим фактором, как у маятника, стремящимся отклонить его вверх от положения равновесия. То есть создавая тенденцию к КАБРИРОВАНИЮ, а не к пикированию. Поэтому на верхнепланах выкос вниз обычно делают несколько больше.
И хотя на этом Пайпере моторный шпангоут помнится уже стоит под углом, задавая выкос, я его увеличил вниз, подкладывая шайбы под лапки моторамы.
И вам советую. Пока все.
Успешных полетов!
Небольшая подборка видео с пайперами:
Ну вот на втором видео характерный для Каба увод на разбеге, о чем вас тут многократно предупреждают - это то с чем придется бороться. По моим наблюдениям, чем длиннее разбег, тем выше вероятность, что его уведет (да и не только его), то есть в идеале надо ровно выстаить его по курсу, плавно, но энергично дать газ и взлететь. А если развернуло, то подруливания РН как правило только усугубляют ситуацию, в зависимости от скорости нужно быстро принять решение: продолжить или прекратить взлет. А в целом, ничего страшного нет.
Алберт,
Вы бы фотки где как дела со сборкой идут поставили, а то все советуют вам, а никто и не видел что в коробке и как собирается. Как полетите видео сюда. Пайпер наряду с Яком 54 одна из самых популярных моделей. Нам интересно. Короткокрылого у мня не было.
Да я вам говорил про скорость и срыв на крыло. Так вот, скорость на посадке держите, да рулём РН её лучье контролировать, а не элеронами. То то ли из за дллинных крыльев, (на вираже скорость обдува может разная), она мгновенно валится на крыло при потере скорости на вираже и работа элеронами токмо усугубляет результат. Я в аэродинамике мало разбираюсь, а лишь практикой доходил. Вот это пожалуй главнее петляния на взлёте из за более плачевного финала. Вот этот Декатлон под ОS46 ушёл из жизни таким образом как я и описал. Тут он ещё жив.
Длая копийного взлёта с длинным пробегом тут использовался гироскоп GYA350 Futaba, сейчас у мня Спартан Кворк, коий лучше. Без гиро надо сокращать разбег, что не так копйно, да притом при всём асфальт более склоннен усугублять петляние на взлёте
Влад, пока показывать нечего, сборка не идет - жду посылки с мотором, комплектухой и инструментами. По вашему совету вытащил деревянные части тушки из пакетов и разложил на шкафы пылиться подсыхать:) Учитывая реальные темпы доставки “почтой России” раньше, чем через месяц ждать посылки, и соответственно начала сборки думаю не стоит. Когда начну собирать самолет, обязательно буду информировать о ходе работ (и будут вопросы:)).
Вот и я начал задумываться о движке.Есть в наличии три варианта -АСП-61 4т,ТТ-46 2т,и электро вариант-Turnigy G-32 770kv.Вот хочу выбрать между ними.ТТ-46 достаточно старенький,АСП обкатан,но не летал,а Турнига немного слабовата кажется,или нет?Помогите определиться,пожалуйста!Времени до сборки ещё много,так что можно подискутировать.Напомню,модель будет собираться в поплавковом варианте.
И ещё.Пытался найти чертежи прототипа,но не нашёл.Всё вылезают чертёжики Пайпер кеба.Хотелось с кабиной поработать.В принципе для полукопии информации достаточно,но хотелось бы больше.
Заранее благодарен!
ТТ-46-самое оно.
ТТ-46-самое оно.
Поддерживаю. А вот с 61-м АСП (4т) у нас на поляне летает Як-12 такой же размерности. Так в сильный ветер он выруливал, конечно, но пилот заметно нервничал. А тут еще взлет с воды…
Кстати, Cub (КАБ) означает “звереныш”, “щенок” и т.п. Мой шел с изображением медвежонка.
Успехов!
Мой шел с изображением медвежонка.
В моём тоже такая наклеечка есть!Как-то сам склоняюсь к ТТ,но попробую на другом самолёте АСП.Посмотрим кто лучше.
После четырёхлетнего перерыва завёл оба движка-ТТ-46 и ASP-FS61.Теперь буду думать какой ставить.Так же надыбал материал по внутрянке кабины Пайпера,чертежи поплавков.В общем потихоньку готовлюсь к сборке.
voennizdat.com/ychebniki/…/ychebnikimod93.djvu
Конкретно про Пайпер на страницах 195-199.
Вчера внимательно осматривал детали своего пайпера с инструкцией в руках. Деффектов не заетил, местами провисла пленка, но это вроде как поправимо. Сделал фотографии, может вы увидите чего не хорошее, если эти фото неинформативны могу переснять как потребуется.
Вообще понравились мелочи, например, ниточки продетые в крыло для протягивания шлейфов сервоприводов. Приятно 😃
Жду не дождусь уже когда придет комплектуха, чтобы перейти к сборке. Мотор вроде засветился на таможне, а вторая посыль с потрохами и батарейками трекается только до Швейцарии (почему-то как и все посылки с батарейками за крайний месяц). К чему бы это?
Ура!Наконец-то появился еще один владелец этого пепелаца!)
Имел большой опыт управления электролетами,но захотелось попробовать ДВС,ибо люблю копийность) Выбор пал на пайпер,как раз во время распродажи. И через хорошего знакомого выцепил один экземпляр в оригинальной желтой раскраске.
В качестве силовой установки хотел использовать ASP 4T, но меня отговорили от китайца…мол первый авиа-двс 4Т,китаец,лишние нюансы 4х тактников для новичка ни к чему.Да и тяжеловат он для пайпера. Взял осла 46LA. Простой неприхотливый движочек,чему я очень рад. Тяги хватает,летаем на 11х6. Пробовал 12х5 но посадочная скорость для меня показалась высокой.
А если честно,у меня уже второй такой пайпер,ибо первый засандалил морквой с высоты около 4-5м.,по собственной невнимательности…не зарядил борт и понадеялся на показатели китайского индикатора.Собрав дрова и оставшиеся целыми крыло и хвостовую часть пошел домой,и к вечеру взял вторую тушку,но уже в красной окраске =)Перекинул потроха с желтого и в путь!Так же сделал небольшой фетиш,а именно бортовой подкал свечи😁очень удобно когда стало холодать.Если интересно,скину фото и схему.
Сейчас делаю бортовые навигационные огни,ибо темнеет рано.+ в планах лыжи.
Скажу сразу,что производитель склеивал его бумажным клеем:) (утрирую),ибо при мелких крашах у меня постоянно расходились места склейки.Я понимаю что не должны быть места которые сломаются первыми,но в разумных пределах.так что сразу советую пролить,именно пролить эпоксидкой все части фюзеляжа в местах крепления крыла,там расходится сразу (выделил желтым).Еще напрягает узел крепления стоек крыльев,(там где вкручиваются винты в крыло,очень слабые места,НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДАВИТЬ!(выделил красным)) думаю как обойти его с помощью обычных кузовных клипс.
Надеюсь мое чтиво поможет топикстартеру =)
Купил такой же!!! Хочу на электро перевести. Кто что об этом думает?