Контроллер бесколлекторного двигателя

Gagik

Михаил, мои два регулятора -1N-1P BL-BLMC-SL30A V1.0, а один - 1N1N BLUE-BLMC-SL-45A BEC 5V3A v3. Вся информация по регуляторам BLUE (я только их собирал) мне любезно предоставил Влад, поэтому без его разрешения я не могу предоставить схему, разводку и тд. Он очень много помог мне с регуляторами и не только, и до сих пор помогает. Если он сочтет удобным, то предоставит Вам разводку платы. Я отвечу на ваши вопросы.В регуле 1N-1P драйвера -TC4428S, транзисторы P канала IRF4905S, транзисторы N канала MTB1306S (чуть слабый аналог IRL3803). Сначала я поставил на платы IRF2804, на другой IRL3713, а потом вместо них поставил MTB1306S, которые выдрал с материнских плат. А IRF2804 сейчас стоят в верхних плечах в регуляторе 1N1N, IRL3713 стоят в нижних плечах. Радиаторы стоят от видеокарт или же с чипсета северного поста материнок, высотой примерно сантиметр, ширина/длина 38мм. Регули 1N1P стоит на самодельном EXTRA 300 из пенопласта весом 800г, размах 117см. С самодельным мотором 12N10P статором 31 Х 13мм и самодельным винтом 11 х 5 тяга примерно 1,5кг, потребление 28-30А. Длительно. Самик летал летом 8-10 мин с тремя липоль., конечно не все время на полном газу, но запускал я самик в вертикаль. Влад большой молодец, очень стоящие регуляторы. Позже с регулятором 1N1P с самодельным мотором 12N14P и винтом 14х7 APC style питанием 15В ток доходил до 37А, примерно пол минуты, но рег вынес это без проблем. Единственное отступление от разводки Влада-по совместному решению питание на драйвера подал через 10ом,после конденсатор тантал 22х16В. Не хило фильтровал помехи по основному питанию.

Gagik

BEC линейний, два L7805 впараллель, подбираю по одинаковому выходному напряжению.

MPetrovich

Радиатор, конечно не маленький. Вес то и общие габариты сколько получились?

Gagik

Здравствуйте, Михаил. Вес регулятора 1N1P -73 грамма, из них 24г радиаторы (18г на Pканальные транзисторы и BEC, 6г на N канальные), 20г провода питания и трех фаз 2 кв. мм, провода PPM 4г и сам регуль 25г. На плате усиление дорожек питания проводом 2кв. мм весом 5г. В плане регулятор 38мм шириной и 55мм в длину.

wlad
MPetrovich:

Это все сложно как то, вернее гиморно. Катухи, обмотки… И потом, а почему драйверы непременно нужно питать отдельным источником? Просто от батареи нельзя? Вроде бы позволяют они до 16В и некоторые до 20В. Поставить им рядом кондюки в питание и все. Импльс выходной, конечно, будет уменьшаться с уменьшением питания, так он по-любому избыточен для открывания оконечников, а фронты не пострадают.

Михаил, я абсолютно не спорю с вашими постами выше, более того со многими вещами даже согласен… но почему то как правило на практике выходит всё по другому… и физикой или математикой тут всё не объяснишь… забудем короче… Я перед разводкой будущего регулятора хода обычно представляю себе собственное ТЗ. Что ждать от регулятора? Вариант А - используем моторы только класса 100 Ватт… значит достаточно сделать или P-N в D2pak или N-N в соиках по 2 штуки в параллель. Питание таких регуляторов как правило не превышает 3 Li-Po, значит выходит целесообразнее даже использовать P-N пару, так как используемые для её раскачки драйвера нижнего ключа имеют широкий диапазон питания. Одной из первых схем с драйверами в широком доступе стала схема регулятора Сергея Сороченко… и стала как бы прародителем такой компоновки в схемотехнике контроллеров. IR4428 спокойно работает до минимальных напряжений 6В, TC4428 проверен до 5В, IXDF402 до 4В… Проблема тут только в следующем до настоящего момента выпускались лишь из P каналов IRF4905, да IRFR5305… приходилось ставить их, но наконец в продажу поступают  - P-каналы в корпусе Dpak  — FDD6637 - 55A и NP50P04SDG - 50A, , и в D2Pak NP100P04SDG - 100A … их начал применять в новых разработках) и ещё есть пара мощных, щас не помню…
Тут DC-DC не надо, и для BEC достаточно 2 в D2Pak 7805DT в параллель, или одного LT1084S… и всё дерзайте, работать будет великолепно и достаточно дёшево…
А вот если надо использовать на моторах класса 300 ватт и выше, уже приходится задумываться о каких то дополнительных тонкостях, (считаем это вариантом В), одним из которых является применение N-N выходного каскада, а для него драйверов. Теперь касательно вашего вопроса… как питать драйвера? Да можно питать непосредственно от АКБ 3Li-po, но в отличии от драйверов нижнего ключа, драйвера верхнего и нижнего ключа требуют напряги 8.5 вольт минимум, и даже правильнее будет сказать 10В минимум, так как 8.5В - это напряжение отсечки работы верхнего усилителя ключа… незнаю почему так сделали, но видимо не просто так…причём у большинства драйверов… И теперь чтобы при работе регулятора хода небыло этой отсечки применили DC-DC, при этом или SEPIK, или просто понижающий… зато стабильность на выходе… Я выбрал для себя величину 10В, она подходит и для CMOS и для TTL уровней, так что всё будет ок! На сайте у себя я выкладывал несколько вариантов регуляторов хода, затем часть из них удалил, так как были не очень благоприятные отзывы (это скажу смело, касалось работы P-N варианта разводки регулятора Фабиана Феслера под прошивку BLUE 7xx. У меня более менее нормальные результаты, у кого-то не очень. Гагик мне писал и видео присылал где были получены токи выше 30А на выходном каскаде P-N IRF4905 в паре с транзюками от материнки… - это очень хорошо… и более того этот регулятор Гагик продолжает использовать на авиамодели и доверяет ему… видимо просто для прошивки blue есть какие то ограничения по двигателям… большинство проблем с этим регулятором касались двигателей 9N (9 полюсов)… значит выходит прошивка не очень то заточена для работы с этим двигателем… а для 12 полюсов всё ок! Второй момент ВЕС- я имея достут к LTC1624S начал для питания бортовой сети использовать её… мне понравилась эта микросхема, причём в её даташите есть готовые решения на 3А 5В… я проверял длительно на макете, более 30 минут нагружал ВЕС на 3А просадка по напряжухе не превышала 0.2В… худший вариант 4.75В 3 с копейками ампер и всё спокойно отработало…

И вообще использовать или не использовать ВЕС это чисто решение пользователя, так как не все ВЕС являются удачным вариантом… ранее на форуме писали уже что BEC не должен мешать работе приёмника, а частенько его частота или гармоники близка (и) или равна (ы) ей… компромис надо искать короче.

Касательно некоторых регуляторов, то посетите мою страничку… я всё таки потратил своё время (не один год), а также не малые деньги на макетирование и отработку схемных решений, узлов, или готовых регуляторов хода.
Тут полезные ссылки по регуляторам: wladislaw-sl.narod.ru/…/blmc-references.html
А тут кое какие проекты: wladislaw-sl.narod.ru/blmc-sl/blmc-sl.html
Согласен что кое что там уже устарело, но я так просто не сижу и готовлю новые версии, но не скрою будут и коммерческие касающиеся проектов квадра (окто и гекса) коптера (чтобы не было вопросов они (проекты) не связаны с немецкими с сайта микрокоптер.де
Позже координально переделаю сайт, просто материал готовится…

MPetrovich
Gagik:

Вес регулятора 1N1P -73 грамма, из них 24г радиаторы

Для меня это просто о-о-очень много, поскольку на вертолётах я воюю буквально за каждый грамм и столько у меня весит вся электроника кроме серв.

Gagik:

В плане регулятор 38мм шириной и 55мм в длину.

Размер вполне компактный, а толщина какая?

wlad:

Тут полезные ссылки по регуляторам: wladislaw-sl.narod.ru/Referen...eferences.html
А тут кое какие проекты: wladislaw-sl.narod.ru/blmc-sl/blmc-sl.html

Среди проектов есть ли регули на 30-40А уверенно работающие с моторами 3500-4000 Об/мин, 6 магнитов, 9 зубов, намотка треугольником или звездой (звездой я сам люблю мотать)? Вопрос связан с тем, что я по Вашим постам понял будто Вы работаете с моторами для самолётов, а там обороты раза в 3-4 ниже и упор на момент, если я правильно понимаю.

Gagik

Михаил, регулятор сам весит 25г, можно экономить на длине проводов и 9N12Pрадиаторы ставить поменьше весом, получится 55г.
Если вы имеете ввиду регулятор для мотора с кв-3000-4000, то незнаю. BLUE работает с кв 2000, а моторов с кв выше 2000 у меня нет.У меня BLUE отсекал мотор 9N12P с кв 1600 при питании от 3-х липолек при токе 19-20А, статор этого мотора я заменил на 12N (10P), кв примерно 1700,токи держит выше 30А.
У 1N1P BLUE-BLMC-SL-30AV1 транзисторы расположены по обе стороны платы, +радиаторы, тосто получается. Думаю для вас больше подойдет BLUE-BLMC-SL15A. Следует заменить транзисторы P канала на FDD6637, N канала на IRLR7843, транзисторы и BEC расположены на одной стороне и прикрываются одним радиатором(самый выгодный вариант). Этот регуль держит токи 30А без проблем.

В первой строке слово “9N12P” лишнее. Да, по сопротивлению открытого канала FDD6637 и IRLR7843 почти вдвое меньше IRF4905 и MTB1306, которые на моем регуляторе. А значит и тепловыделение будет ощутимо ниже.

wlad

Немцы на сайте микрокоптер уверяют что пара FDD6637 с IRLR7843 шпарит кратковременно до 45А, они подключали токовые клещи и перегружали мотор винтом. Цифра на экране 45.5А была… Но в реальности все кто покупал у немцев этот регулятор уверяют, что при токе 15-20А он греется как утюг но работатет, хотя дохлые экземпляры уже были. Мы в своих проектах поставили по паре FDD6637 и IRLR7843 в параллель… 25А греется маленько, но работает. Драйвера IR4428S и IXDF404S ставил… одинаково. У меня на сайте регули проверялись с моторами 9-12 полюсов и кв до 1500, вроде работало всё нормально. А вот инрайнеров и 6-ти полюсных моторов у меня не было и нет, поэтому сказать ничего не могу, единственное был мотор имитированный под 3-ёх полюсный с 10-тью магнитами. Намотка АаАВвВСсС по 12 витков на зуб, 10 магнитов 5*5*1мм самарий кобальт… с этим мотором тяжело работать при питании выше 10В. При 3-ёх Li-po отсекало регуль на 16А, зато от NiCd 9.6В работал великолепно, потому как такая намотка и рекомендуется чтобы получить максимальный КПД от низкой напряги, так сказать мотор даёт тягу достаточную для подъёма батареи 2200мА 9.6В и аппарат типа летающее крыло с размахом 900мм. У меня знакомый несколько месяцев потратил с подборами вариантов намоток для малого напряжения и у него получился неплохой результат… я просто у него скопировал… а с высокими напрягами всё-таки лучше использовать штатные намотки крест накрест, а соединение звездой или треугольником решать вам. Когда требуется работать мотору непрерывно долго лучше конечно звездой… когда надо дуровой момент кратковременно то треугольником, но не забываем что от греться будет даже на холостом токе.
BLUE-BLMC-SL15A это просто попытка сделать равный по габаритам и классу регулятор хода для моторов 100-150Ватт… но с предохранителем в плюсовой цепи и с транзисторами с высоким тепловым сопротивлением кристалл корпус… Любой пользователь может взять эту схему и доработать как ему нравится… это просто как “база”. Я делал 10-ки разводок на её основе, но под свои нужды. В данным момент занимаемся коммерческим проектом и иногда переделкой китайцев ради прикола…

rcopen.com/forum/f8/topic207244/52 - тут был один из переделанных китайцев, испытание пока полностью не провёл, моторов мощных и АКБ нету.

Gagik

Новый рекорд с регулятором 1N-1P BL-BLMC-SL30A V1.0,пол часа назад проверил работу на мотор 12N14P статор 35х12мм, кв примерно 750, с винтом APC style 14x7 ток дает 38А. Испытания сын заснял на цифровой фотоаппарат, да обьем 114 мбайт. Потом я не знаю, как на форум фотографии или видео свои показать.

wlad

Гагик, можно попробовать добыть NP100P04SDG модернизируем 30-ку и умощним её до 45А, установить надо вместо IRF4905L.

По поводу фото:

А картинки тут маленького разрешения только, плохо видно будет, а видео только на ютубе, рутубе, или смотри.сом ну или типа них и ссылку на форум.

Gagik

Еще несколько хороших транзисторов P канала - SUM110P04-05, SUM110P06-07L, SUP75P05-08, SUP90P06-09L. Но их у нас даже на заказ не привозят, к тому же довольно дорогие.

wlad

Ну а вот IPD042P03L3 новинка в Dpak -75A 4mOм -30В в настоящий момент ищу для опытов, предполагается использовать на новом регуляторе.

MPetrovich

Я так и не понял: какой регуль Вы можете посоветовать для моих вертолётных нужд? Хотелось бы на N-канальных ключах схему сделать и чтобы ключики одним радиатором накрывались. Желательно собрать провереный вариант, поскольку экспериментировать я не особо расположен.

MPetrovich

Мужики, завязывайте меня по имени-отчеству называть. Зовите по нику, а то, прям, зубы болять от такого торжественного обращения.
А отчего не попробовать сделать самоделку, если переделка готового китайца вроде как неэффективна?

Вячеслав_Михеев

Михаил а делать самоделку очень дорого
да и потом исходника прошивки все равно нет

MPetrovich

Ну, не дороже, чем Кантроник то покупать.
А исходник прошивки мне ничем не поможет и не помешает, поскольку я в программировании нуль без палочки. Здесь Влад давал ссылку на немецкий проект высоковольтных регулей (от 25В до 40В), так вот там есть не только исходник прошивки на СИ, но даже блок-схема алгоритма.
А Вы, Вячеслав, в программировании сильны? Я вот давно поглядываю в сторону МК, но толкового учебника или хотя бы элементарной проги с доходчивыми кмментариями так и не видел. А по популярному сайту “AVR для всех” у меня, при поверхностном знакомстве, не возникло ощущения простоты освоения данной темы.

Вячеслав_Михеев

Михаил я пробывал разобраться с AVR но вся проба закончилась когда добрался до СИ((((((((((

а сколько Кантроник стоит?

Gagik

Привет.
Михаил, алгоритм работы HV регулятора на сайте расписан, но насколько помню Влад его собирал, и регулятор с тестовой прошивкой работал, а с основной прогой - нет.

Граница частоты вращения в регуляторе BLUE зависит от частоты используемого ЦПУ - 8 МГц и лежит примерно в пределах 110 000
оборотов в минуту для двух полюсов. Поскольку собираетесь использовать мотор с 6 полюсами, то максимальная частота вращения будет 36600 оборотов в минуту. Если дла ваших нужд этого окажется мало, то вам придется собрать регулятор, где AtMega работает с внешним кварцем/резонатором на 16 МГц.

Aleksey_Gorelikov
Вячеслав_Михеев:

исходника прошивки все равно нет

Есть исходники микроконтроллер.де на С и Конзе на АСМ. Работают и те и те вроде бы не плохо. Повторили уже тысячи человек. Причем, те прошивки Конзе, которые использовались в контроллерах этой темы до поры до времени были с исходниками. Как начали нормально работать - Конзе исходники убрал. А как появилась куча регулей по 3 рубля за кг - конзе поправил свою прошивку для работы с ними и то-ли забыл и выложил исходники, то-ли сделал это специально, т.к. конкурировать с китаем уже бессмысленно.

MPetrovich
Вячеслав_Михеев:

а сколько Кантроник стоит?

Около 100 бакинских. Даже, я бы сказал, больше 100…

Gagik:

Поскольку собираетесь использовать мотор с 6 полюсами, то максимальная частота вращения будет 36600 оборотов в минуту.

Вроде нормально, только по-моему Вы несколько путаете связьмежду количеством полюсов и тактовой частотой ЦП. У меня на китайсктих регулях без внешнего кварца с контроллером АТМега крутит моторы 4500-5000 об/в при питании от 3 банок, что дает обороты 54000-60000 об/мин.

Gagik

Михаил, у Фабиана Фесслера в описании BLUE написано:
Drehzahlgrenze je nach CPU-Takt (8/16MHz) liegt bei ca. 110000 U/min oder 220000
А это часть описания регуля Turnigy Sentry-60A:

Voltage: 5.6v ~ 22v
Weight: 49g
Size: 80x31x15mm
Supported motor speed for all TURNIGY ESCs is;
(Maximum): 210000 RPM (2 poles), 70000 RPM (6 poles), 35000 RPM (12 poles).
В этом регуляторе Мега работает на 16 МГц.
В многих регуляторах стоят не кварцы, а керамические SMD резонаторы на 16 МГц.

Кстати еще один интересный факт, этот регулятор весит не 49г, а все 70г.

MPetrovich

Ну, если Гагик прав, то нужно по-любому в исходник лезть. Простым повторением адекватный регуль по-видимому не соберёшь.

Gagik

Привет. Михаил, пару дней назад я испытал один из моих моторов с винтом 14x7 APC style и с регулятором 1N-1P BL-BLMC-SL30A V1.0 при питании 15В. Ток выдавал 38А. Привожу ссылку на видео, если интересно: 15В 38А