От Пайпера до ЯКа, по " оранжевой технологии" часть вторая.
Во первых строках хочу поблагодарить автора темы Boroda_De! Отличный проект с замечательным результатом! Юрий, примите часть моего отличного настроения и удовлетворения от работы в качестве потенциальной энергии для Ваших новых проектов!
Летаю я с ноября, а ЯК3 - мой первый самоделкин. “Юноше, обдумывающему жизнь…” Если вас не возбуждает Пайпер (ничего не хочу сказать плохого), а хочется сразу замахнуться на Шекспира, то это - тот проект, который нужен. Внешний вид, история и аура самолета - на высоте. Были сложности, но вполне преодолимые. Проработка проекта на 90%.
Для своего Яка я использовал 5мм листы подложки из Оби “теплон” (в ламинатном отделе) 50х100см. Из-за несоответствия толщины основного строительного материала пришлось кое-где подгонять по-месту, но не критично. Кое-где пришлось переделывать, кое-где в следующий раз получится лучше :о)
Мотор 2213/20, регулятор 25А, аккумулятор 1300mA, проп 9х6 АРС.
Полетный вес у меня вышел 450г. Моtоcalc сообщил, что с моим набором электроники при 49г/дм2 самолет будет лететь быстро, но очень хорошо. Предупредил также, что понадобится опыт в пилотировании, зато с ветром я смогу поспорить и не будет проблем с аэробатикой.
Мои друзья, которых я взял посмотреть на первый “полет шмеля” и просто для ознакомления с темой радиоуправляемых самолетов, сказали, что ЯК3 выглядит и летит лучше всех из моей эскадрильи. Как пилот скажу: летит - супер!!! Умеет летать и быстро, и медленно. Стабильно, никуда не сваливается, планирует без мотора при посадке просто идеально! Пролетавшую стаю чаек на высоте метров 30-50 (зима кругом, мороз -15, а вот ведь!) разогнал в два счета. Бочки-кружочки-петельки - одно загляденье! Отлетал 4 аккумулятора до полного удовлетворения :о)
примите часть моего отличного настроения и удовлетворения от работы в качестве потенциальной энергии для Ваших новых проектов!
Спасибо большое. Желаю Вам массу удовольствия а ЯКу-кабину. 😁
Прошу всех строителей извинить, но руки не доходят довести проект до чистового вида.
Спасибо вам всем за доверие. 😃
Шел на поле и думал: если ты, друг, полетишь, то будет тебе ещё и кабина, и зализы. Придется держать обещание :о)
Спасибо за пожелания! Будем теперь осваивать оптимистическую тра технологию :о)
Красивые фотки!
Уважаемый Юрий! начал нарезку,сборку красавца Яка ,но возникли сомнения по силовой установке - Motor: 2830-13 Rpm/V: 850KV вес 52 гр ,общий вес оборудования .включая батарею,винт, сервы- и.т.д, составил 270 гр.-не много-ли?
почему спрашиваю потому что это первая модель с мотором, планера не всчет.
может быть пока еще есть время ,заказать что нибудь полегче.Як очень понравился не удержался -делаю.СПАСИБО!
сервы- и.т.д, составил 270 гр.-не много-ли?
Здравствуйте.
Даже не знаю, что посоветовать. Выходит многовато. Полётный вес выйдет ~450-500г, что вполне летабельно, но навыки руления элеронами и резвыми моделями будут нужны. С другой стороны, не боги горшки обжигают. Законцовки на 3мм вверх закрутить и вперёд. Расходы элеронов ~10мм вверх и вниз
[QUOTE=boroda_de;1665523]Здравствуйте.
Даже не знаю, что посоветовать. Выходит многовато. Полётный вес выйдет ~450-500г,
Здравствуйте Юрий! Спасибо,в основном сомнения в вопросе центровки ,в крайнем случае ежели что закажу.Главное хочу отработать Вашу технологию изготовления корочки фюза ,если получится, то начинка я думаю будет не проблема.Всего доброго!
Законцовки на 3мм вверх закрутить и вперёд.
А не вниз?
Неоднозначно выразился.
Заднюю кромку вверх
Неоднозначно выразился.
Заднюю кромку вверх
Юрий,подскажите а как правильно сделать крутку,я так понял что натяжением обшивки тут не прокатит,повидимому нужно греть ,если можно в двух словах как?
Не приходилось потолочку крутить .
Перед склеиванием обшивки (верх и низ) под заднюю кромку подкладываю линейку (или алюминиевый уголок) вдоль кромки . В районе законцовки под эту линейку полоску бальзы например (очень удобно, т.к. она бывает 1, 1,5, 2, 3 мм). Теперь если прижать крыло к столу (или другой плоскости, на которой оно лежит), задняя кромка приподнимется и на законцовке максимально. Теперь приклеиваем верхнюю обшивку.
Эта метода достаточно точна для небольших пенолётов.
Если уже склеили ровно, то не отчаиваемся и приподнимаем оба элерона немного вверх (2-3мм) регулировкой тяг. Работает в принципе так-же.
Если позволите, я тоже встряну.
Я делал так, чтобы у заднего лонжерона (на По-2) угол поперечного V немного больше, чем у переднего. Крутка олучается сама собой.
Спасибо большое! все- дошло,доходчиво и понятно.
Скажите, кто пробовал элероны делать на тягах, ведущих к средине крыла, а там на 9 гр севе организовать привод. Гдето читал, что сервы желательно располагать ближе а фюзеляжу, самолет будет устойчивее. Подскажите как грамотно это реализовать?
Можно сделать на “боуденах” или на “торсионах”. Пройдитесь поиском, и та и другая схемы уже часто разъяснялись.
Скажите, кто пробовал элероны делать на тягах, ведущих к средине крыла, а там на 9 гр севе организовать привод. Гдето читал, что сервы желательно располагать ближе а фюзеляжу, самолет будет устойчивее. Подскажите как грамотно это реализовать?
Андрюш, заглядывай в гости - у меня на “Мустанге” все посмотришь
Можно сделать на “боуденах” или на “торсионах”. Пройдитесь поиском, и та и другая схемы уже часто разъяснялись.
Поиском час пользовался толком ничего врзумительного не нашел, если не сложно ткните носом, или дайте по поиску “правильные” слова. В общем представление имею, но интереснее в картинках. Если реализую у себя, обещаю здесь выложить по полной программе.
P.S. Спасибо, за приглашение, Андрей, обязательно загляну, а вообще “уж лучше Вы к нам” 😁
Поиском час пользовался толком ничего врзумительного не нашел, если не сложно ткните носом, или дайте по поиску “правильные” слова.
Могу только в фотографию ткнуть.
1)Вот. Реализация боуденов (на троссиках, как на велосипедных тормозах).
взято из темы про мини-пенолеты, а откуда там взялось не знаю.
2)Оттуда же
Реализация с промежуточной качалкой. Я пробовал последний метод как раз на Як-3. Потерял самолет именно из-за люфта в одной из качалок, так что метод ИМХО не самый прогрессивный.
3) Торсионы. Берете кусок проволоки и загибаете его буквой “Г” с одного конца. Верхнюю перекладину буквы “Г” замуровываете в элерон - получаем торсион! Пробовал на Мустанге. Хороший ИМХО метод, но при длинном крыле много весу нагоняет.
Это как раз торсион. Если позволите, маленькое замечание по конструкции торсиона. Рычаг торсиона нужно было сделать короче, так чтобы перекладина замуровывалась в торец элерона, а не посередине. Сэкономите пару грамм и повысите жесткось системы управления.
п.с. Размещение масс ближе к оси самолета не влияет ни на устойчивость, ни на “стабильность полета”. Зато влияет на управляемость. В частности, скорость крена должна увеличится. ИМХО на таком маленьком самолетике, да еще и с такими развитыми элеронами, она и так “не децкая”. По моим впечатлениям от Яка, ее наоборот надо немножко поприжать.
п.п.с. Все вышесказанное - мое ИМХО. Успеха в постройке!
Доброго времени суток!
Год назад построил из потолочки некое подобие Як-1б. Размах 920мм, под двигатель БК 2213/20. Вес планера был 200г. Усилений конструкции практически не было - текстолитовая моторама и две полоски из плотного пенопласта 12х6 протянутые до задней кромки крыла - не в счет. В центроплане - переклейка пенопласта и листового пластика 0,5 мм. В консолях-линейка 7х2. Крыло несъемное. Управление элеронами-от одной машинки через торсионы. Модель обтянул цветным скотчем и… водрузил на шкаф. Опыта пилотирования не было, да и из-за слабости конструкции первый же тык в землю оказался фатальным. Да и были опасения что не справлюсь я с этой машиной.
И вот ознакомившись с этой замечательной статьей (Юрий,Вам и всем кто принимал участие большое спасибо!) решился на доводку ЯКа до нормального летного состояния. Прикладываю старые фото до переделки (извиняйте за качество, на камеру фотал).