От Пайпера до ЯКа, по " оранжевой технологии" часть вторая.

Кузя
Dr_On:

Извиняюсь за оффтоп, но Вы не правы. Из уважения к сединам не стану тыкать Вас в учебник по сопромату. Просто представьте себе металлическую балку круглого сечения и трубу, причем пусть площадь поперечного сечения трубы и балки одинаковые. Прочность у них одинаковая, а жесткость? У трубы намного выше. Так что-это разные вещи.

Извиняюсь но тут вы опять не совсем правы.
Труба почти во всех случаях будет прочнее простого цилиндра тогоже диаметра.
И это про учебник сапромата я с ним в первые познакомился эдак года за 3 до вашего рождения, за последние лет 30 основные принципы сопрамата не изменились.

boroda_de:

Взвесил потолочный каркас: 11,75гр весь… Теперь представьте сколько принесут дырки, если их площадь ~6-7% от общей. Даже если 10%, то это 1,175 грамм

Вы как всегда правы на 100%

Uri64

Уважаемый Boroda de скачал и распечатал развертку и детали каркаса, но вот как бы не все детали там, носовой части не хватает.Если можно выложите пожалуйста недостающие шпангоуты и силовые элементы от кока до крыла.Очень хочется построить Як3

boroda_de

Действительно. недоглядел 😊. Выкладываю (детали от старой версии трамплина не понадобятся)

Dr_On

Извиняюсь за оффтоп. Не могу молчать!
2 Кузя: Вы сами-то поняли что написали?

Кузя:

Труба почти во всех случаях будет прочнее простого цилиндра тогоже диаметра.

😵 Это ваще “Абзац”. Сама фраза просто потрясающе построена. Бывают видимо не только “простые” цилиндры, но и какие-то еще. “Сложные”??? 😆А почему только “почти” во всех случаях? Видимо в каких-то случаях все-таки труба окажется менее прочной? 😆 Что Вы пишите?
Кузя, видимо за последние 30 лет Вы многое подзабыли. Прочность определяется свойствами материала и площадью поперечного сечения детали, в не зависимости от его (сечения) конфигурации. Если площадь поперечного сечения равна, то и прочность одинаковая. Жесткость определяется свойствами материала и моментом инерции сечения, то есть конфигурацией. Чем больше момент инерции сечения - тем деталь жестче.
У обшивки хвостовой части фюзеляжа жесткость и так большая в силу того, что профиль замкнутый да еще и с маленьким радиусом кривизны- там каркас ИМХО не нужен.
Знаете, мы сейчас тему в срач превратим.

2 Boroda_de: А в какой вес планируете уложиться? Если экономия веса составит всего 1-2%, то действительно “игра не стоит свеч” . Просто Кузя написал про 50 гр. экономии, вот я и встрял.
Еще раз прошу прощения за оффтоп.

boroda_de
Dr_On:

А в какой вес планируете уложиться?

Без аккумулятора до 350г, в идеале 300.
Вес скелета был с лужами титана указан, т.е. чистый вес потолочки в скелете на пару гр меньше.

Кузя
Dr_On:

Если площадь поперечного сечения равна, то и прочность одинаковая.

А теперь сами прочтите и найдите ошибку.
Заодно привяжите к этому вашему заявлению, такой факт почему то труба на изгиб и кручение держит большую нагрузку чем цилиндр того же диаметра.

boroda_de

en.wikipedia.org/wiki/Second_moment_of_area

Circular cross section

  • D = diameter
  • r = radius

Hollow Cylindrical Cross Section

  • D__O = outside diameter
  • D__I = inside diameter
  • r__O = outside radius
  • r__I = inside radius

Мне думается, что вы путаете одинаковый диаметр, с одинаковым расходом материала (сечением).
К сожалению по-русски не нашел, а с немецкого переводчик галиматью выдаёт.
1.Смотрим формулы, думаем.
2.Если не помогает, открываем новую тему в Экспертизе

boroda_de
Александр_АГ:

Где новые фото процесса ? 😃

Надеюсь, вопрос не ко мне 😃
До понедельника загружен по полной всем, кроме моделей. На выходных хотел закончить облагораживание крыла, хвостового и надписей в общем виде. Останется ещё кабина, зализы и пр.
Потом посмотрим.

Dr_On
Кузя:

Заодно привяжите к этому вашему заявлению, такой факт почему то труба на изгиб и кручение держит большую нагрузку чем цилиндр того же диаметра.

Спциально глянул справочник Машиностроителя. Что ж, должен признать, что касаемо кручения и изгиба Вы правы ( с той лишь оговоркрй, что речь идет о трубе с одинаковой площадью поперечного сечения, а не с одинаковым диаметром). Действительно момент сопротивления W зависит от момента инерции сечения.
А теперь “вернемся к нашим баранам”, то есть к самолетам. Конструкция из потолочки - это монокок/ полумонокок, то есть основным силовым элементом планера является толстая обшивка. Именно она воспринимает в кончном счете все силы и моменты, действующие на самолет. Каркас служит (с точки зрения силовой схемы) для поддержания обшивки. Чтобы она не потеряла устойчивость.
Все, надеюсь тема прочности закрыта.
Приношу свои извинения Кузе и Boroda_de, за то, что засрали его тему… 😊

dundel1

Вот, что у меня получается

Возник вопрос: где должны стоять полушпангоуты А и В?
Пожелание от начинающего, делающего по чужим чертежам,:) - на развёртке фюзеляжа показать линии установки шпангоутов и центрального лонжерона, мне кажется, это упростит вклейку “скелета” в фюзеляж.
Хочу немного отступить от Ваших чертежей, не делать трамплин для батарейки, закрепить акк на одёжной липучке прямо на лонжероне. Из моего скромного опыта, акк весом 100гр на липучке не слетает даже при очень жёсткой “морковке”, зато позволяет оперативно менять центровку в достаточно широких пределах.

boroda_de

Очень нравится 😃 . Спасибо за доверие.
И-185 у меня тоже без трамплина. Акку 3S1300 весом 117гр действительно остался при хорошем втыке на своём месте, удерживаемый “одёжной” липучкой. При морковке может было-бы хуже. Трамплин считаю дешевым способом не повредить дорогую липольку, что для начинающего было-бы серьёзным ударом по бюджету. Поэтому решил перестраховаться. Конечно каждый волен сам решать.
Линии изгиба и приклейки скелета на развёртке обозначу. Старые детали трамплина можно было-бы и не вклеивать. Сечения а и б предусмотрены были для крышки аккумуляторного отсека.
Пошел дорисовывать крыло.

dundel1

Очень нравится 😃 . Спасибо за доверие

Спасибо.

Старые детали трамплина можно было-бы и не вклеивать.

Я решил, что как раз эти длинные усилители и есть новые:), показалось, что так будет прочнее. А моторама и опоры под трамплин на фото просто вставлены, ещё не приклеивал.
Можно немного подробнее по конструкции крыла? Съёмное-несъёмное, набор с нервюрами, или только лонжероны.
Осмелюсь предложить😒, как начинающий, для простоты съёмное на резинках и без нервюр, на лонжеронах, при таком же размахе у меня на МИГ-7 получилось очень жёстким.

Александр_АГ

А что у нас с хвостовым оперением и рулём?
Если по оранжу , то в обшивке должны быть соответствующие прорези упрощающие их ориентацию при вклейке.😃
Игорь , хорошо получилось! Надо пологать это исправленный вариант обшивки, без прорези под крышку аккумулятора ?

dundel1

Спасибо, все лавры boroda de за точные выкройки.
Да, это развёртка со сплошной обшивкой.
Крышку планирую прорезать после вклейки “скелета”, на фото фюз просто свёрнутый в трубочку, склеены только технологические разрезы.

boroda_de

Не дошли руки до оперения и руля. Зато нарисовал крыло. На консоль по 3 нервюры (маленькую можно не вклеивать), размечены линии вклеивания, лонжерона (6мм) и где лишнюю толщину обшивки сошлифовать нужно будет.
Дырявить обшивку не буду, пускай оранж меня проклянёт.
Крыло хотел вклеивать: от морковки резинка не спасёт. В виде альтернативы можно и резинки, нужно будет это дело обдумать. Крыло задумано с круткой консолей: нам рекордов скорости не ставить, а начинающему поможет

Для любителей раскрашивать, содержимое кабины в картинке kockpit_16cm.

kockpit_16cm.zip

boroda_de

Киль и оперение. Киль увеличен на 6%, оперение на 10%

boroda_de

Зализы крыла. Одна часть ложится плашмя на крыло, две другие образуют зализ.
Раскройка получилась не очень точная (две верхних детали), но для примерки должно пойти

dundel1

Отчитываюсь.
Фюзеляж собран, была небольшая проблемка: почему-то на “пузе” на шпангоутах Д и Е обшивка не сошлась, пришлось подрезать нижнюю часть шпангоутов, Д примерно на 3.5 мм, а Е на 2мм. Примерно потому, что подгонялось по месту, в процессе приклейки обшивки:).
Начал крыло, упёрся в засаду:).
Юра, пожалуйста, подскажите, деталь Р1 я правильно расположил на элероне (фото), или она должна стоять вертикально, закрывать заднюю кромку крыла на линии крепления элерона? И где должна стоять Р2?
Лонжерон крыла - потолочка в 2 слоя, усилитель лонжерона - линейка, как обычно:).

boroda_de

Странно. Я раскройку там на 3мм уменьшил, потому что было много.
Деталь Р1 клеится почти там, где вы указали, вдоль прерывистол линии ~ 5 мм ближе к лонжерону. Р2 клеится поверх. Только я их планировал из потолочки, потому-что потом через них пойдёт отрез элерона. Потом этот сендвичь подрезается по верхней кромке нервюр.

boroda_de

лоханулся я с вырезом крыла: щель сверху пару милиметров. завтра переделаю…

Evgen
boroda_de:

за основу взята 3D модель Александра АГ, по которой сделан ЯК побольше:

Юрий, или смотрю не туда, или правда не указано, а масштаб то какой? Тот, что побольше вроде как 1:8 был… а этот? 😃

Uri64

Тоже интересовал этот вопрос, по моим прикидкам получается 1:11 если судить по размаху крыла