Моя первая модель. ЯК-12. Пена. 1,5м.

Chipmaster

Да, спасибо, всё доходчиво. Но у меня несколько иначе планируется. Крыло будет съёмным (что естественно при таких размерах 😃), но цельным - не из двух консолей. Собираться будет на пенопластовых и бальзовых нервюрах (штуки по 4-5 в каждой консоли). Через середину крыла будут пропущены карбоновые трубки d=10мм с заходом в каждую консоль на 30% их длины. Далее от концов карбоновых балок (с небольшим их “захватом” в плане геометрии) до конца каждой консоли будет идти по одному лонжерону из деревянных линеек. У концов карбоновых балок будет закреплена площадка для кронштейна крепления подкосов. Сами подкосы выполнятся из карбоновой трубки d=6mm и будут полностью съёмными - будут отделяться и от фюза и от консолей. Так удобнее будет монтировать/разбирать модель. Подкосы будут “настоящими”, то есть будут нести функцию силовых элементов конструкции, а не просто “для красоты и копийности”. В результате консоли будут удерживаться подкосами в обоих направлениях приложения динамических сил (вверх и вниз). Таким образом обеспечится прочность конструкции подвеса монокрыла и распределение нагрузок на систему подвеса - на верхнюю часть каркаса кабины и на платформу шасси (на ней будут закреплены кронштейны крепления подкосов со стороны фюза). Всё это, конечно, ИМХО, но что то (наверное конструкторский опыт, хотя и не в моделизме 😃) подсказывает, что такая конструкция будет оптимальной и с точки зрения прочности и с точки зрения веса. 😃 Не знаю - доходчиво ли изложил, поэтому лучше будет дождаться работы над крылом и фотоотчётов об этой работе. 😃 Но это будет уже во второй половине декабря (в лучшем случае. В худшем - в январе), потому как через неделю я улетаю на вахту. 😦

Aleks-47

Конечно, размеры и вес Вашей модели должны отразиться на конструкции (у меня размах 920, длина 640, вес 265). Вижу, что основную нагрузку по обеспечению жесткости конструкции крыло-фюзеляж Вы перекладываете на подкосы. Может это и оправдает себя. У меня напротив, подкосы почти никакой нагрузки не несут, хотя проц. 15-20 может и добавляют.
Мне непонятно, каким образом можно оптимально использовать крбоновые трубки в консолях при V-образном крыле? Т.е. нагородить то можно, например, какой-либо переходной брусок, в который вставляется карбон. Но как-то это грубовато…

Chipmaster
Aleks-47:

…Мне непонятно, каким образом можно оптимально использовать крбоновые трубки в консолях при V-образном крыле? Т.е. нагородить то можно, например, какой-либо переходной брусок, в который вставляется карбон. Но как-то это грубовато…

Я бы выложил чертёж, если бы он у меня был. 😃 Но всё делается по ходу работы, а конструкция и “чертежи” в голове. Дождитесь фотоотчётов о работе над крылом. 😃 Возможно я начну её уже в начале следующей недели. Но не факт. 😃

Aleks-47

Чертежик подождем, спешить некуда - Зима!
Кстати, о “цельности” и съемности" крыла. Так вот они! (другие фото см в теме “Слойка из 3мм потолочки”, на посл.стр.)
На крыле лежат два подкоса из 1,5мм фанеры. Соединение с кронштейнами на фюзе и крыле посредством пары отрезков термоусадочной трубки, внатяг. Усилие на разрыв не измерял, но если просто тянуть (без покачивания), то скорее всего вырвет с “мясом”.

Chipmaster

Красивый самолётик. 😃 Только я буду делать наверное без закрылков. Мне кажется или “тело” Вашего самолёта более тонкое, узкое, “прогонистое”, чем у оригинала? У меня получается внешне значительно “массивнее”…

Chipmaster

Итак, что имеем на сегодняшний день. Закончил обшивку передней части днища. Окно, которое видно в самом носу, так и останется - оно задумано для “обслуживания” моторамы и монтажа/демонтажа двигателя, а так же для вентилляции. Это окно скроет капот. Из сталистой проволоки, обмотанной по всей длине ниткой, сделал каркас, который и вклеил на максимально возможную глубину во всех точках, примерно на 70-100мм. В шпангоут, который расположен в середине кабины, с краёв вертикально на глубину 120мм вклеил крючки из той же проволоки, опять таки на всю длину обмотанные ниткой. Крючки удерживают продольные перемычки каркаса примерно в середине, для прочности. Затем поверх каркаса были наклеены брусочки пенопласта с проточенными под проволоку канавками и “щёчки” передних оконных проёмов, которые были благополучно сломаны в процессе работы на фюзом 😃. Усилил стенки кабины деревянными линейками. Получилось довольно прочно - пробовал нагружать в кабину около килограмма всякого хлама и, держа модель за каркас, довольно энергично встряхивал. Никаких сдвигов и деформаций в самом каркасе и его креплении к фюзу не замечено. Такие “сложности” получились из-за полного отсутствия всякого присутствия 😃 опыта - надо было сначала подумать о каркасе, а потом выклеивать фюз. Ну да ладно - получилось неплохо и на том спасибо всевышнему. 😃 Далее. Под боковые перемычки каркаса вклеил две карбоновые трубки d=6mm, предварительно обмотав их ниткой: заднюю по всей длине, так как она полностью на полдиаметра вклеивается в шпангоут кабины, а переднюю только у самых концов. В торцы трубок будут вклеены на эпоксидку втулочки с отверстиями и резьбой. В крыло в этих же местах (геометрически) будут вклеиваться четыре “ушка”, через которые крыло и будет крепиться к втулкам. Вот как то так пришло на ум решить проблему крепления крыла к фюзу (плюс ещё подкосы, которые как я уже писал будут не бутафорскими, а “настоящими” - будут играть роль силовых элементов конструкции). На сегодняшний день пока всё.

ЗЫ Так как у самого нет возможности, заказал отцу болванку для капота. Сегодня он её грозился сделать, а значит в воскресенье буду пробовать обсаживать на неё 3л ПЭТ-бутыль от напитка “Першинь”. Сам делать не стал не столько от ленивости, сколько от того, что дома почти нет ни материала ни инструмента для работы над такой болванкой, а у бати в саду целая мастерская - и циркулярка солидная и токарный станок (16К20) + куча всяких приспособлений и ниструмента - в таких условиях болванка получится лучше, чем если бы я её делал сам из подручных средств. 😃 Затем сделаю лючок в днище фюза в передней части кабины (будет крепиться на редкоземельные магниты) для манипуляций с аккумулятором: установка/снятие, включение/выключение питания. Пока всё. Завтра еду в гости к друзьям на пару дней, а в воскресенье продолжу. Всем удачи 😃
ЗЫЗЫ Там около задних окон кабины видны ещё отверстия - это случайные, сделанные ошибочно. Их заклею сегодня позже. 😃 Белая трубка около передней карбоновой - это технологическая распорка, удерживающая расстояние между стенками кабины пока не приклеется надёжно карбоновая трубка.

ЗЫЗЫЗЫ Попутно, постоянно сбивая меня с пути истинного своими расспросами и таская у меня обрезки потолочки, младший короед (5 лет) делает свой самолёт (последняя фотка). 😁

Chipmaster

Сделал остекление. Наверное совершил глупость, но переделать никогда не поздно - сделал стёкла из оргстекла от крышек компакт-дисков. Затонировал по всем правилам (с мыльным раствором) тёмной плёнкой, оставшейся от тонировки задних стёкол машины. 😃 Почему оргстекло? Сам не знаю - руки просто взяли и сделали. В передних стёклах есть небольшие щели - не очень точно подогнал стёкла, но, думаю, это не критично - щёлки небольшие и навскидку их даже не заметно. 😊

ЗЫ Решил добавить ещё фотку, так сказать - общий вид того, что есть на текущий момент. 😃

boroda_de

А что так невесело?
Вес какой в этом состоянии?

Chipmaster
boroda_de:

А что так невесело?
Вес какой в этом состоянии?

Да нет, я вполне доволен, просто у нас уже двенадцатый час ночи - устал немного. Два короеда, энергией которых вполне можно заменить пару атомных электростанций, дают “прикурить” и к концу дня такое ощущение, что побывал на вахте. 😁 Плюс ещё умудряюсь вдумчиво строить модель. 😃

Кое как получилось взгромоздить фюз на маленькие карманные весы. 😃 Вес в текущем состоянии составляет 365 грамм фюз + хвостовое оперение без дутика (он уже идёт в составе фюза) 78 грамм. Итого 443 грамма. После покраски, думаю, вес возрастёт грамм до 600. На крылья, капот с жалюзи и подкосы остаётся 400 грамм. Это если пробовать влезть в 1 кило, что вполне реально, судя по всему. Ну или 600 грамм, если втискиваться в заявленные 1200гр. 😃 Пока вроде всё нормуль. 😃

Aleks-47

Не плохо у Вас получается! Желаю удачи.
Небольшое пожелание: при описании работ - делайте ссылки на номер фото. Нам легче будет ориентироваться.
А фюз у моего ЯКа я действительно заузил проц. на 15-20. Решил сэкономить вес.
ЗЫ. Рад за Вас и Ваших “короедов”-наследников. Пусть помогают!

Chipmaster

Забрал сегодня у бати болванку. Прикинул - получится очень даже неплохо. Вот только надо подыскать 3л баллон и желательно с каким нибудь квасом типа Першиня или Николы, потому что пиво и другое “высокооктановое топливо” в меня уже не лезет…😵

Chipmaster

Всем КУ. 😃 В общем, болванка в 3л баллон от кваса “Першинь” не влезла. Однако семья не расстроилась - 3 литра не самого плохого напитка ушли мгновенно и на “ура”. Пришлось ещё раз сгонять в магазин за 5л баллоном обычной питьевой воды. Теперь всё срослось. Всё видно на фотках. Что непонятно - с радостью поясню. Теперь вопрос - чем красить ПЭТ? Какая краска на нём будет держаться и не слезет при небольших деформациях? А в остальном - капотом доволен, всё получилось с первого раза и удачно. 😃 Вес некрашеного капота - 26 грамм.

Попробовал модельную (от фирмы “Звезда”) нитру - красится отлично. Не трескается и не осыпается даже при сильных деформациях вплоть до того, что деталь из ПЭТ складывал пополам, но на изгибе краска осталась полностью нетронутой. По этому пути и пойду. 😃

v_b
Chipmaster:

Теперь вопрос - чем красить ПЭТ? Какая краска на нём будет держаться и не слезет при небольших деформациях?

Есть у Tamiya краска для лексана (ею красят автомодельки). Наносится изнутри. В обратном порядке: сначала тёмные цвета, потом светлые, последним кладется белая (типа подложки, чтобы цвета получились яркими). Автомобильные столкновения выдерживает.
Нитро - когда совсем высыхает, трескается при ударах.

Денис_из_Петергофа

Всё, что делаю из бутылок, спокойно крашу самой дешёвой автомобильной акриловой краской из баллона (рублей за 100…180 за баллон). За 3 года ещё нигде ни разу от бутылки не отколупнулось. Для очистки совести иногда прохожусь мелкой шкуркой, а чаще и этого не делаю. Ну, обезжирить перед покраской - это обязательно.

Chipmaster

Всем трям. Один знакомый дал мне на денёк (до завтра) движок из той же серии, что посоветовал уважаемый boroda_de. Вот такой же (та же серия и габариты): himodel.com/…/EMAX_919KV_Outrunner_Brushless_Motor… Взял для примерки на модель - чтобы правильно установить капот и крыльчатку воздухозаборника. Потом куплю себе такой же. 😃

Chipmaster

Примерил моторчик. И входит, и выходит… (ослик Иа (с)) 😁. Однако с обдувом что то пока не очень удачно получается… Послезавтра на вахту, поэтому завтра не буду предпринимать поспешных действий. На вахте время бывает много - всё хорошо обдумаю. Завтра буду собираться и, если хватит времени, сделаю жалюзи воздухозаборника. На этом пока остановлюсь. Надеюсь в этот раз вахта будет короткой (15 дней), в этом случае числа 19-20 декабря появится следующий фотоотчёт. Если завтра сделаю жалюзи, то выложу их фотку и описание процесса изготовления. Если не получится, то писать уже не буду, а прямо сейчас пожелаю всем удачи, интересных полётов, мягких посадок. Пока-пока. 😃

ЗЫ На первой фотке - первый штопор модели, к счастью пробочный, а не настоящий. 😁 Им я пытался выдрать вырезанную по контуру до пластины моторамы нишу движка. Не взошло - пришлось выковыривать кусками. Получилось несколько грубовато, но в общем то сносно и глаз не режет. 😃 На второй фотке - прикинул движок на место с установленным (пока ещё без креплений, навесу) капотом. Вот кстати - удлиннитель вала надо устанавливать цангой в упор - до самого ротора движка или можно немного “поиграть” общей длиной вала, выдвигая удлиннитель подальше?

Aleks-47

Какого диаметра болванка? И как Вам удалось “усадить” 5-литровую бутыль до нужного диаметра?

Chipmaster
Aleks-47:

Какого диаметра болванка? И как Вам удалось “усадить” 5-литровую бутыль до нужного диаметра?

У болванки диаметра, как такового, нет - она сложной формы. Но в самом широком месте (где боковые “уши”), её ширина составляет 145мм. ПЭТ(полиэтилена терефталат)-бутыли изготавливаются при помощи горячего дутья и при формовке заготовка увеличивается в несколько раз. При термоусадке происходит обратный процесс. Думаю, что 5-л бутыль уселась бы ещё на столько же без особых проблем. А до того размера, который был нужен для капота она уселась вообще без каких либо сложностей за 3 минуты. Усаживал феном. Сначала немного прогрел в хвостовой части потому как болванка имеет коническую форму и, теоретически, могла выдавиться из бутыли, если сразу греть нос. Потом равномерно прогрел всё остальное и получил очень даже приличный результат. 😃 После прямо не снимая с заготовки прорезал окно в передней части для воздухозаборника и срезал заднюю часть по нужной длине. Затем просто выколотил болванку из готовой детали молотком. Думаю сразу сделать ещё один капот - на запас. 😃

Petja

Какую температуру на фене выставляли?

Chipmaster

Ага, прикольные. Это детская комната, специально для короедов выбирали 😃

Petja:

Какую температуру на фене выставляли?

Фен не регулируемый, всего два положения. Грел на максимуме. Без проблем.