Проект С-59 "Косатка" (S-59 "Killer whale") - пушер с всеракурсным ОВТ!
Ну вот наконец и закончилось строительство и моей Косатки.
Крылья получились толщиной 12 мм (2 слоя теплона по 6 мм).
Кили, элевоны и рули направления на ОВТ - 8 мм (2 слоя потолочки по 4 мм)
Карказ фюзеляжа и шпангоуты - 6 мм EPP.
Обшивка фюзеляжа - 4 мм потолочка.
Электроника:
двигатель - www.hobbycity.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
регулятор - www.hobbycity.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
сервы - 9гр/1,8 кг.
АКБ - 3S -2200
Винт - 8х6
Полетный вес - 950 грамм.
Погода была явно нелетная. Снег. Ветер в поле 4-6м/с с сильными порывами. Ну уж очень хотелось в небо. На удивление Косатка с первого раза полетела ровно. Не пришлось даже триммировать. Да и в такой ветер сложно понять куда триммера крутить… В небе ведет себя очень предсказуемо. Посадка тоже вполне адекватная.
Сергей! Вам огромное спасибо за классную модель.
Не пожалел, что построил ее в родном размере.
Не за что! Классно получилась!!! Вес правда великоват… Моя весила 720 грамм в максимально хорошем состоянии))) Но зато я в 5-7 м/с летать даже не выходил, очень сильно швыряло и болтало!!! А у Вас в этом плане преимущество! 😉 Как нистранно, я когда Косатку поднял в первый раз, то мне тоже тримировать её не пришлось - сразу полетела как надо!!! 😃 Удачных полётов!!!
За легким весом не гнался. Вес натянул за счет более прочной конструкции.
Движок мощный - вытянет… Жду погоды, чтобы почувствовать всю мощь самолета. Сегодня больше боялся, чем летал…
Вот маленький отчет о полете Косатки… Погода классная… Отлетали с Николаем Фоменко 5 батареек…
Здорово! На видео смотрится как моя! Аш ощущение де жа вю промелькнуло, видимо с не привычки, так как впервые вижу в полёте свой прототип не своего изготовления! 😃 Всё-таки думаю вес великоват… При таких оборотах моя свечкой вверх улетала… На видео был максимум оборотов??? Оперение облагорожено до намёка на профиль? Я своей придавал подобие профиля даже при заметно меньшей толщине крыла (8мм), задние кромки были ~1мм Посмотрел ролик и прям что-то во мне заиграло такое, непонятное и приятное… Вы ещё выкладывйте обязательно!!! Смотрится классно! Поздравляю с полномасштабным облётом!!! 😃
P.S. Время полётное сколько? И акк сколько C?
При облете вылезла проблема… При увеличении оборотов двигателя, самолет начинало уводить вправо. Приходилось подруливать элевонами. Как Вы с этим боролись?
Винт на первый раз поставил вместо 9 дюймов - восьмерку. Сейчас появилась уверенность - самолет летает - буду экспериментировать…
Регуль поставил вертолетный с мягким стартом. Это влияло на работу двигателя. Уж очень нерезво он набирал и сбрасывал обороты. Поэтому и такая “осторожность” в полете.
Очень помогла помощь Николая Фоменко. Он профессионал!!! С его помощью быстрее разберусь со всеми тонкостями… Думаю и он пару слов напишет о впечатлениях от полетов…
Крыло конечно трудно назвать профилированным, но имитация присутствует…
А Вам, Сергей, еще раз огромное спасибо за классную модель… Очень впечатлила…
Чертежи (точнее выкройки) кому интересно могу выложить, тем более АВТОР Косатки разрешил…
Плавность изменения оборотов - это гуд!!! Я летаю с делэем! 😉 На счёт в право уходит при увеличении оборотов?! У меня такой проблемы не было… В первых полётах она уходила в какую-то сторону по курсу, но я отримировал щитками ОВТ направления и всё! Были такие моменты, когда на малых скоростях, близких к минимальным, даёшь газу и ловишь момент от винта, его приходилось парировать, затем скорость мгновенно нарастала и компенсировать уже не требовалось… Но там она уходила влево, от винта… В вашем случае надо смотреть… может с установкой двигателя что-то не то, может он при нагрузках отклоняется… или ещё чего…
P.S.\\
Погазуйте на земле и посмотрите, что происходит с элевонами, точнее с “лопатами” за винтом!!! Они соединены друг с другом штырём? Насколько их отгибает потоком на полных оборотах?
Привет!
Ну прям - “профессионал!!!”…😇 Аматор я 😊😃.
Роликов я наснимал четыре штуки, этот самый короткий. Может потом ещё что-нибудь выложим.
Александр имеет в виду не увод вправо, а скручивание по крену вправо при даче 70-100% газа. При зажатых расходах приходилось отклонять ручку элеронов почти до конца влево, чтоб компенсировать правый крен. При этом убрав газ до нуля, дальше по инерции планирует ровно, устойчиво и крылья держит горизонтально. Попробуем сделать микс ГАЗ -> ЭЛЕРОНЫ, должно помочь.
Потом я “для себя” включил двойные расходы, и стало как-то привычнее, когда можно более активно рулить, самолёт сам держится в воздухе, как плоский дирижабль 😃. При малой скорости и активной поддержке рулём высоты только покачивает слегка крыльями, но сваливаться абсолютно не хочет - на ролике видно один из таких моментов.
В общем, самолёт очень послушный по всем рулям - они, ведь, заведены в струю от винта, и тут всё очень здорово работает, отклоняя поток.
Попробовал сделать “Кобру”, как на ролике у автора Сергея. Но очень инертная реакция вертолётного регулятора на сброс и дачу газа помешала сделать чётко Кобру. Нос задирается легко - тут бы сбросить резко обороты, а потом снова резко дать для второго угла и перехода в горизонт… но мотор с таким режимом очень вяло реагирует на ручку газа.
Ничего, ещё всё впереди 😃…
Аккумуляторы у Александра были 2200 3S, время минут 7-8. Может быть ещё с таймингом можно поиграться и найти оптимальный, надо тоже попробовать…
Интересно получается… при газе крен, похоже на момент от винта, но почему вправо? Винт (стандартный) крутится вправо, значит отдача должна быть влево, как было у меня… Но в момент крена, рука автоматически компенсировала элеронами, и, я особо не замечал этой проблемы… просто уже рефлекс выработался, т.к. почти все время летал на винтовых пушерах, причём с этой же силовой установкой))) И воздействие это сказывается только на малых скоростях… Когда я летал на критических режимах, то там чёрт разберёт куда там и чего приходилось компенсировать!!! Я просто в процессе полёта как-то особо не замечал, всё на автомате, а потом смотришь видео и там видно, самолёт идёт с углом атаки градусов 25 и летит прямо, а рули торчат в разные стороны, да ещё время от время взмахивают как крылышки у калибри!!! Так что вот, ещё много зависит от скоростных режимов, на которых проходит полёт… Чем меньше скорость, тем сильнее сказываются отдача от винта и гироскопический момент от него, тем сильнее приходится “играть” рулями, парируя все эти воздействия! 😃
Про акки, я имел в виду не S, а С? У меня акки 3S Lipo 2200 20С! У Вас 20, 25, 30 С?
На кобре, резко газом лучше не работать, а то всё та же отдача от винта всё испортит!!! У меня делэй на оборотах 75-80 обычно, может это конечно всё равно быстрее чем у Вас на вертолётном реге…
Жду ещё видео, с кобрами и всякими там выкрутасами!!! 😃 Выкройки выкладывайте, я себе скачаю, вдруг захочу себе опять сделать косаткевича, и уже всё готово, только вырезай и клей!!! 😉
Про токоотдачу акков не знаю - 20,25,30? Это Александр должен ответить.
Крен действительно должен был быть в другую сторону - влево. Почему вправо…? - винт имел “резьбу” в обычную, не обратную сторону. Надо подумать…
Я уже писал, посмотрите как выгибает рули при полных оборотах!!! При правом вращении винта их отгибать должно как раз так, чтобы они способствовали крену вправо!!! Если машинки не справляются с нагрузками или элевоны недостаточно жёстки и упруги, то они будут отгибаться под воздействием закрученной струи от винта!!! На Хантере была такая проблема, на Косатке, я её решил усилением жёсткости элевонов в рабочей зоне винта (за винтом) и установкой, соединяющего оба элевона по оси вращения, штыря! Погоняйте мотор на месте и смотрите что будет происходить с эелвонами за винтом, если всё нормально и их не гнёт, тогда пока не знаю. что ещё может быть причиной правого крена…
Да, видимо так и было; тем более, что там стоят сервы НХТ-500 - очень слабы для таких целей. Спасибо, Сергей. На следующих полетушках, посмотрим. Может Александр и пораньше дома это сможет сделать.
Батарейка Turnigy 2200 3S 20C.
Что касается элевонов, то они не отклоняются от потока воздуха от винта. Только что проэкспериментировал с винтом 9х6. Стоят как вкопанные… Элевоны сделаны по рекомендациям Сергея - с осью.
Грешу на предыдущий винт - 8х6. Он был сильно неотцентрованный. Из-за этого вал двигателя отклонялся и создавал сильную вибрацию самолета. Чем сильнее были обороты двигателя, тем сильнее вправо ощущался увод самолета. Но в любом случае, новые летные испытания с устраненными недостатками помогут выявить причину…
Вот и обещанные чертежи…
Я там что-то запутался… в чертежах… с шпангоутами и тем, куда их клеить… Так то я знаю, конечно, где они должны быть, но для тех, кто ниразу не делал, будут трудности наверняка… И ещё раскроя фюзеляжа не увидел… Вы его так же как я делали, зашивали по шпангоутам и обрезали по месту? Так то всё хорошо, но проблема с фюзом похоже осталась… Ну, в смысле, для кого-то это проблема, приклеить и обрезать по месту))) По мне, так даже легче! 😃
Да, шпангоуты не правил из-за возможности использования различного материала. В моем случае 6-ка. Делал как и Вы, вырезал - клеил - подрезал…
Мне тоже показалось, что так удобнее - по месту…
Схему размещения шпангоутов Вы дали. Нет смысла повторяться…
Как там дела с испытаниями? Были ещё полёты с другим винтом? 😃
Вот подумал я вчера перед сном и кажись сообразил, почему крутит вправо. Всё рассматриваем при виде сзади, конечно, чтоб небыло путаницы.
Винт крутится по часовой, гонит назад закрученную струю, в которой находятся две половинки элевонов. При этом на правый элевон струя от винта даёт повышенное давление с верхней стороны, а на левый - снизу. Вот и причина крена вправо.
Если бы рули как-то отклонялись от нейтрали из-за вращения потока, то это отклонение было бы таким: правый - вниз, левый - вверх, что должно вызывать не правый крен, а левый.
Как там дела с испытаниями? Были ещё полёты с другим винтом?
Не, пока небыло. У нас везде грязь и слякоть, температура +5, дела рабочие, день короткий 😃
Винт крутится по часовой, гонит назад закрученную струю, в которой находятся две половинки элевонов. При этом на правый элевон струя от винта даёт повышенное давление с верхней стороны, а на левый - снизу. Вот и причина крена вправо.
Может и так! Получается, что этот крен должен быть характерен для всех пушеров, у которых винт в щели например… Не знаю, я на сових такого не наблюдал)))
Если бы рули как-то отклонялись от нейтрали из-за вращения потока, то это отклонение было бы таким: правый - вниз, левый - вверх, что должно вызывать не правый крен, а левый.
Не забывайте про плечо… у елевонов прям за винтом компенсирующий выстрел вперёд, перед осью вращения… образуется рычаг, а поток основной удар наносит по той части, что перед осью сразу за лопастями, и происходит отгибание по тому принципу, который вы описали, только “через колено” и отсюда с обратным эффектом)))
Как “роговой компенсатор” на РВ и РН у 3D-самиков? Я, наверное, проглядел этот момент и на полетушках не обратил внимание есть ли он там на элевонах у Сашиной Косатки. Если так, то тогда конечно - его близость к лопастям должна принимать на себя более мощное воздействие спиральной струи, чем удалённая остальная часть элевонов. Но Александр говорит, что они не отклоняются. Значит остаётся только разность давлений сверху-снизу/справа-слева…?
Надо будет посмотреть, когда Саша устроит следующие полеты
Как “роговой компенсатор” на РВ и РН у 3D-самиков?
Да)))
Значит остаётся только разность давлений сверху-снизу/справа-слева.
Я не знаю… Может быть и разность давления… может я на своих самолётах как-то не замечал, начинаю уж грешить на какие либо ошибки и недочёты в схеме своего прототипа, если что, то сорри плиз… Как решите проблему, опишите всё, чтобы, если у кого будет подобная трудность, можно было быстро разобраться в чём проблема! 😃
Не, пока небыло. У нас везде грязь и слякоть, температура +5, дела рабочие, день короткий 😃
А у нас -18!!! Сегодня палец примёрз к стику и перестал посылать обратные сигналы, связь с ним пропала, пришлось экстренно прервать полёт!!! 😃