Истребитель Складной Один. ИС-1

MVM

Приветствую Форум!

Опять захотелось замахнуться на Шекспира. Сочувствую Шекспиру, но ничего с собой поделать не могу 😃

Разрешите представить свой новый проект. ИС-1. Были разные варианты расшифровки аббревиатуры, но мне нравится Истребитель Складной. Авторы - Никитин и Шевченко.

www.airwar.ru/enc/fww2/is1.html

В интернете я нашел только одну реализацию этой модели с досадной аварией при первом взлете.

Чертежей - тоже не ахти. Что ж, становится всё интереснее. Решено, начинаем «кустарь-пром». Тут главное – терпение и аккуратность.
Основное требование к проекту – возможность его реализации на кухне без станков и спец. инструмента.
Основные материалы - подложка под ламинат, 2мм березовая фанера, карбоновые трубки и 5мм бальза. Остальное - по ходу пьесы.

Размах модели - 150см
Планируемый вес - до 2кг

Я отдаю себе отчет, что модель может и «не полететь». Но глубокие сугробы будут мне в помощь при облете.

Нарисовал упрощенную трехмерную модель.

Работа закипела

Навалились всем колхозом

Получился первый блин вариант.

Вот такое кино

www.youtube.com/watch?v=_UlPDjveHoc

Вариант был признан неудачным: тяжелый, с сильными люфтами и ненадежный.

Решил отвлечься и заняться фюзеляжем.
Я по-прежнему считаю оптимистическую технологию наиболее оптимальной (вот откуда пошло название 😉 ) для изготовления фюзеляжа пено-самолетов. Конструкция получается очень легкая и прочная, материалы можно применять дешевые и почти любые, ремонтопригодность – отличная. Этот этап постройки модели – один из моих любимых, потому что очень быстро дает визуальный результат. Первый вечер - выпилить шаблон из фанеры, вырезать полушпангоуты из пеноматериала и приклеить. В оставшееся время – почитать форумы. Второй вечер – сделать пару комплектов половинок фюзеляжа. Прихватываем половинки скотчем, включаем воображение и любуемся будущей моделью.




Второй вариант привода складывания крыльев решил упростить по-максимуму, путь и в ущерб “красоте”. Вот такая получилась конструкция

Сэкономил 150г :blink: Теперь то, что на фото весит ровно 500г.

Посмотрим теперь как работатет

www.youtube.com/watch?v=7VyPzDpElYs

Что можно сказать?
Серва с усилием 17кг еле-еле справляется (правда, на дохлой батарейке).
Люфтов меньше.
Нужно искать фрезеровшика для изготовления узлов стыковки кинематики. Засверловка “на коленке” не проходит, а покупать сверлильный станок на кухню не хочется.

how-eee

Серве будет помогать подъемная сила самого крыла как и подъемная сила складываемых кусочков. Это на уборку, а вот с выпуском будет труднее. Как вариант - выпускать в перевернутом полете =)

Dragony

Крыло будет шевелиться в полете или только “на земле”?

SkyJackeRR

Очень сильно желаю успеха! Проект уникального самолета!

afa14

Вот именно, что уникального. Никого не хочу обидеть, но имеет место быть “работа ради работы”

valera_o

Владимир, “шоб я так жил”, как говорится. Вот это тема! Любители насекомых балдеют, очень похоже на насекомое “богомола”. 😉
Складываться таки будет, вот разложить обратно… хотя 17-ти кило усилия… Тут надо подойти техниццки, как говаривал Фока-на-все-руки-дока. 17кило, это на сантиметре, а на метре, соответственно, 170г. нефакт что хватит усилия сервы, а скорее что-то перекосит или выгнет в механизме. Вот такой я “оптимист” 😉
В любом случае - удачи!!!

MVM

Спасибо за пожелания! Будем работать!
Чем сложнее модель, тем интереснее. Нужен какой-то “вызов”, сhallenge как говорят американцы. Посмотрим, окажется ли орешек по-зубам.
В статике крыло раскладывается даже сильно хорошо: земное притяжение помогает. В полете, чтобы подъемная сила помогала и не сильно мешала, придется складывать крыло после набора скорости, а раскладывать наоборот на торможении. Думается мне, что не в этом будет самая загвоздка, а в переходных процессах при трансформации. Колбасня будет ещё та… Это-то самое и интересное. Но до этого пока ещё далеко. Хорошо и красиво летающих самолетов у меня уже целый парк, попробуем поскакать на норовистом коньке-горбунке.

Guber

Шайтан механика!!! Тут и в самом деле надо правильно детальки делать… если есть большие проблемы - обращайтесь. Кстати, раскладывать крыло может помогать аэродинамика - что-нибудь вроде интерцептора или просто закрылки вверх…

MVM

вроде интерцептора или просто закрылки вверх

Михаил, в конструкции нижнего крыла нет элеронов и закрылков. На верхнем - разрезные элероны, которые можно использовать, но я даже представить себе не могу как это всё может друг на друга влиять. За предложение - спасибо!

valera_o:

что-то перекосит или выгнет в механизме

Валера, я когда рисовал модель была мысль спроектировать аварийный сброс нижних крыльев в случае чего и посадку на брюхо 😃 Теоретически это возможно сделать, вот только вес…

afa14

Вот про вес я и думаю. Все эти механизмы нагонят немеряно

ShrekS
MVM:

придется складывать крыло после набора скорости, а раскладывать наоборот на торможении.

По логике, так и должно быть: больше скорость-меньше площадь и наоборот.

Думается мне, что не в этом будет самая загвоздка, а в переходных процессах при трансформации. Колбасня будет ещё та…

Главное, чтобы механизм абсолютно синхронно работал. Был у меня метровый бипланчик, у которого в полете отлетело нижнее крыло (резинка от посадок на брюхо перетерлась), так особой разницы в балансировке не заметил. Правда, сильно внимания на этом не акцентировал. Полетел шустрее, но не намного.Элероны ессно были только на верхнем крыле.

MVM
ShrekS:

Главное, чтобы механизм абсолютно синхронно работал

Да, с механизмом ещё придется повозиться. Пока все собрано-прихвачено только для оценки и проверки принципиальной работы.

Stork1

Владимир! Горячо поддерживаю и болею за Ваш очередной интереснейший проект! Да не постигнет его участь иностранного собрата из поста №1. 😃 Готов, если пожелаете, оказать содействие в видеосъемке первого полета… 😉

boroda_de

Сильно!
Серва без дополнительного редуктора не справится.
Желаю успехов!

orio55

Возможно такой вариант. Эл. двигатель , винтовой механизм, концевики. В этом варианте проиграш во времени, выигрыш в силе.

MVM
orio55:

Эл. двигатель , винтовой механизм, концевики

Валерий, я рассматривал такой вариант. С конструкторской точки зрения он более правильный, когда серво-механизм работает не по заданному времени, а по достижении заданного результата. Усилие - само собой. Но я так и не дотумкал как организовать реверс двигателей без применения микроконтроллера. Да и с реализацией винтового механизма в моих условиях возникли бы трудности. Хотя, на сайтах по робототехнике есть такие червяки… У меня постоянно стояла задача достижения простоты и минимизации веса, хотя и хотелось “красоты”. Даже кинематическая схема складывания крыла у меня была в четырех вариантах, включая экзотический пул-пул. Но в результате пришлось остановиться на самом кондовом и простом в изготовлении. Движемся от простого в сложном.

orio55
MVM:

Движемся от простого в сложном.

Думаю что это не правильный подход. Гениально то что просто. И выбирать нужно идею а не результат. Реализация потом. Выслушаем еще другие мнения . Не спеши. Решение придет неожиданно само.

Chinsky

Может повторю чью-то мысль, но готовая винтовая передача - эл. ретракты с ХК. И концевики там же, если не ошибаюсь

MVM

Да, Дмитирий так и есть. Вот только мне нужен угол поворота 45град с приличным усилием. Навряд ли тот механизм потянет.

azgar

У меня есть мысль, которую я пока не собрался проверить на практике: разобрать серву, потенциометр поставить на “тяжёлую ось” (в данном случае ось крыла), а между мотором и механизмом воткнуть дополнительный редуктор.
С аналоговой сервой должно, я думаю, сработать.

MVM
azgar:

между мотором и механизмом воткнуть дополнительный редуктор

Артур, идея интересная. Получится бескорпусная серва. Вот только для реализации потребуется серьезная сноровка, а также нужно будет обеспечить защиту отдельных частей привода от влияния внешней среды.

azgar

Количество потребной сноровки зависит от сложности конструкции 😃
Мне кажется, если сделать что-то простое, например поставить один большой зубчатый сектор и шестерню на штатную выходную ось сервы или, вовсе даже, длинный вал с резьбой, а по нему гайку бегать пустить, будет не сильно сложно и корпус сервы можно использовать.
Как-то так.

boroda_de
azgar:

между мотором и механизмом воткнуть дополнительный редуктор.

Делал с таким редуктором ретракт: быстро износилось посадочное место вала сервы. Обязательно берите серву с подшипниками.

10 days later
MVM

Сделал третий вариант привода. Пока иду по простым способам. До винтовой пары есть ещё пара несложных вариантов.
Запряг две “лошадки”.

Для синхронизации машинок соединил их шестернями. Работают хорошо, НО только после того как прошли переходные процессы при включении питания. Машинки подключены к двум каналам, один из которых замикширован на соседний с реверсом. Так вот, при включении идет инициализация то-ли каналов приемника (в основном AUX1 и AUX2), то-ли машинок, роторы которых делают произвольные (а может и плановые) вращательные движения навстречу друг другу. Противостояние двух 17-кг серв - это по-настоящему битва Титанов, способная разнести всю конструкцию. Пришлось шестерни пока снять. Без них сервы работают внешне одинаково, но нет страховки. Никто не знает способа избавиться от описанных первоначальных движений машинок? Передатчик - Spectrum DX-8, приемник AR 7010, машинки A7000.

Вот видео
http://www.youtube.com/watch?v=dWR9zdOoMmA

Кузя
MVM:

машинки A7000.

Когда всё складывается подъёмная сила помогает, а вот когда обратно раскладывать придётся усилие возрастёт в разы.
Хватит ли силёнок даже у таких титанов?